Международная организация Хьюман Райтс Вотч составила доклад, в котором утверждается, что в Чечне "насаждается исламский дресс-код для женщин".

Определенная часть наших интеллектуалов к месту и не совсем любит употреблять модные заграничные словечки. В данном случае термин дресс-код с прилагательным исламский употреблён умышленно и целенаправленно. Российский и европейский обыватель так напуган "исламским терроризмом", "исламским экстремизмом" и тому подобным, что, прочитав сочетание "исламский дресс-код", он должен почувствовать опасность и насторожиться. Это недостойный и подлый приём. Термин дресс-код в переводе с английского всего-навсего - форма одежды, требуемая при посещении определенных мероприятий, организаций, заведений.

А на самом деле нет в исламе никаких дресс-кодов. В исламе предписано, как нужно одеваться женщине, чтобы сохранить своё достоинство.

Муссирование темы дискриминации чеченских женщин на территории Чеченской Республики в последнее время доходит порой до абсурда. Информацию о якобы имеющихся нарушениях их права на частную жизнь, личную автономию, на свободу выражения убеждений и на свободу мысли, совести и религии и обсуждение этой темы пытаются перевести на международный уровень. Такой попыткой является и доклад Хьюман Райтс Вотч. Авторы его утверждают, что Глава Чеченской Республики запрещает женщинам появляться на работе и в общественных местах в нескромной одежде и без платка.

Уважение к женщине - одно из незыблемых основ чеченской традиции. Рамзан же Кадыров стал инициатором учреждения Дня чеченской женщины и возведения памятника ей, сумел практически положить конец такому явлению как похищение невест.

Я не раз говорил о неприемлемости для многонациональной и многоконфессиональной России слепого копирования чужого опыта. То, что в других обществах воспринимается как способ самовыражения, право на частную жизнь, личную автономию, выражаемых, к примеру, в однополых браках и форме одежды, для народов Кавказа неприемлемо. Но при этом никому из нас не приходит в голову осуждать за это другие народы.

Навязывание определенной этнической группе чуждых их ментальным особенностям веяний современной псевдомоды есть не что иное, как попытка изменить генетический код нации, что неминуемо ведёт к её деградации. Даже в коммунистические времена чеченцы сохранили свою национальную идентичность, только благодаря бережному отношению к своим обычаям и традициям. Основным хранителем этих традиций была именно женщина. Женщина - мать у чеченцев занимала особое положение в семье и обществе. В чеченском обществе на женщину возлагается самая ответственная миссия - воспитание детей. Трепетное отношение к женщинам издревле было у чеченцев в крови. И тому есть немало свидетельств. Даже жестокая схватка прекращалась, когда женщина снимала с головы платок и бросала его между сражающимися. В чеченском обществе самым постыдным считается неуважение к родственникам матери и жены.

Об отношении чеченцев к женщине сказано и написано немало. Александр Казбеги писал: "Чеченская женщина свободнее всех женщин и потому честнее всех. Никогда не допустит она никакой непристойности, хотя имеет право свободно общаться с мужчинами". О свободе чеченских женщин писал и царский генерал Ольшевский: " Должен сказать, что у чеченцев женский пол пользуется несравненно большей свободой, нежели у их соседей". В своей книге "Калужский пленник" Абузар Айдамиров приводит слова русского офицера, где он описывает отношение чеченцев к своим женщинам: "Женщина у них какая - то святая, неприкосновенная личность. Ее нельзя оскорблять и унижать ни словом, ни делом+". Любое преступление, совершенное в отношении женщины, каралось в чеченском обществе значительно строже, чем все иные преступления.

Даже эти примеры в достаточной степени свидетельствуют о том, что у чеченцев особого рода трепетное отношения к женщине.

Каково же, к примеру, в целом положение женщины в свободном в кавычках обществе, где ослаблен институт семьи. Реальность такова, что миллионы из них продаются и покупаются, среди них процветают алкоголизм, наркомания и это - следствие потери уважения к женщине, полной деградации семейных ценностей.

Безусловно, две жестокие военные кампании и их последствия, существенно надломили и ослабили его чеченские традиции. Именно на восстановление прежнего уважительного отношения к женщине, укрепление ее роли в семье и обществе направлены меры по духовно-нравственному возрождению чеченского общества.

Насилия над женщиной, её дискриминации со стороны властей Чеченской Республики, а тем более религиозных организаций, не может быть в принципе. На улицах Грозного и сегодня ходят женщины, одетые далеко не по исламским канонам и с непокрытой головой. Они активно участвуют в общественной жизни республики, немало их работает и в государственном секторе. Кстати, успешных предпринимателей в женской среде значительно больше, чем мужчин. В Чечне давно уже никто не удивляется увидев женщину за рулем на улицах городов и сёл.

Доклад Хьюман Райтс Вотч рассчитан на людей, незнающих реальностей Чечни и накрепко закодированных некоторыми СМИ на восприятие её образа только в черных красках. Ознакомившись с этим докладом, у сердобольного обывателя должен возникнуть только один вопрос - почему молчит и не протестует прогрессивная общественность России и Европы? Пытаясь закрепить в сознании публики всю "трагичность" положения женщин в Чеченской Республике, как ультиматум, звучат строки доклада и это, я уверен, делается умышленно: " Федеральный центр должен положить конец насаждению в Чечне исламского дресс- кода", "международные партнеры России должны усилить пристальное внимание к резкому ухудшению ситуации с правами женщин в Чеченской Республике". Чеченские руководители, в том числе и я, обвиняются в том, что "при этом никто из них (чеченские чиновники) не говорил о необходимости менять обычаи". Видно, авторы доклада имеют смутные представления об обычаях и традициях народа, и о том, что их невозможно в одночасье изменить даже по желанию самых высокопоставленных чиновников.

Доклад имеет предвзятый характер. Если же выбросить многостраничную игру слов, которая не имеет отношения к рассматриваемой теме, то, как говорится, давайте посмотрим, что в остатке. Доказательная база состоит из сведений о хулиганских выходках в городе Грозном (обращаем внимание читателя, что сведений из других регионов ЧР не имеется), которые имели место и были осуждены чеченскими властями и мной. По свидетельству самих же авторов доклада, в Чеченской Республике не существует правовых документов, на основе которых можно было бы утверждать, что здесь "насаждают" какой-то дресс-код для женщин.

Как пишут авторы, "доклад основан на материалах интервью, проводившихся Хьюман Райтс Вотч в Грозном в сентябре 2010 года, и дополнительных исследований в октябре-декабре того же года".

Что же на самом деле представляют из себя эти "исследования", если оставить в стороне не имеющие отношения к теме рассуждения Р.А.Кадырова, как гражданина, о роли женщины в чеченском обществе. Перечислим эти "исследования": "Летом 2010 года Хьюман Райтс Вотч стала получать заслуживающие доверия сообщения", "В сентябре мы опросили в Чечне двух пострадавших в таких эпизодах и трёх очевидцев", "Мы располагаем сведениями о двух случаях во время Рамадана, когда в травле женщин + участвовали сотрудники местных силовых органов" (хотя непонятно, откуда такая уверенность). Добавим сюда еще их "дополнительные интервью, которые проводились в Москве или по телефону из Москвы". Опять непонятно, как связаны рассматриваемая тема и "исследования" в Москве.

На основе таких "исследований" делаются "глобальные" выводы. И рекомендации в ультимативной форме.

Знакомясь с докладом, я невольно вспомнил свою беседу с одним из федеральных чиновников, который приехал бороться с религиозным экстремизмом в Чечне. Когда я спросил у него, читал ли он Библию или переводы смыслов Корана на русский язык, он честно признался, что не читал. Но а когда я спросил, как он в таком случае собирается отличать нормального верующего человека от экстремиста, он промолчал. Мы можем предполагать об "эффективности" и "результативности" работы таких борцов в кавычках.

Авторы доклада имеют такое же представление о чеченском обществе и об исламе, как и вышеприведенный чиновник. Они в упор не хотят видеть, что есть разные цивилизации, культуры и что их ценностные установки не всегда могут и должны совпадать. Это надо, прежде всего, признавать и уважать. В наше время необходимо учиться жить вместе со всеми этими данностями, а не пытаться навязывать друг другу своё видение и понимание мира. Тем более, опыт человечества подтверждает, что это бесполезное занятие и оно только больше отчуждает людей друг от друга.

Изначально несостоятельность и необъективность доклада Хьюман Райтс Вотч заложены в их уверенности в том, что "универсальные нормы о правах человека охватывают всех людей+" и что этими мерками можно оценивать любую ситуацию.

Авторы доклада не осознают или не желают признавать, что когда в мировые процессы втягиваются новые цивилизации и культуры, сама идея прав человека нуждается в новом осмыслении и прочтении. Как бы этого кому ни хотелось, но не может эта идея в старой (западной) трактовке объять необъятный и такой разнообразный мир. Подтверждение тому - масса кричащих примеров. Мы же видим, чем обернулась попытка "демократизации" Афганистана и Ирака. Это сотни тысяч человеческих жертв и трагедия миллионов. Однако некоторых "радетелей" прав людей этот опыт ни чему не научил. Но как говорится, кто не учится у истории, того будет учить сама история.

Уполномоченный по правам человека в ЧР

Н.С.Нухажиев

http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=11&PubID=23904