Оригинал взят у feodororg в Что сгибает людей и как расправить плечи
*

Втянуть голову в плечи, прижать руки поближе к телу, согнуть спину, слегка согнуться в коленях и в области тазобедренных суставов - это физиологическая реакция на опасность.

Такое сжимание тела и напряжение мышц минимизируют опасность ударов и повреждений. Согнуть колени не только безопасней, но ещё и позволяет быстрее стартовать с места при необходимости спасаться бегством. Это очень разумный механизм реакции на угрозы физической безопасности, который существует в похожем виде у животных.

Этот механизм сам по себе не создаёт проблем, если срабатывает по назначению - только в редких опасных ситуациях и только на непродолжительное время. Проблема в том, что у людей он начал срабатывать и по другим поводам, постоянно и продолжительно.

Человек реагирует на угрозу своему психическому равновесию и личности точно так же, как на угрозу здоровью и жизни.

Грубость, уничтожающая критика, унижение, запугивание, оскорбления, подавление и другие деструктивные социальные взаимодействия точно так же включают телесные механизмы защиты. Когда такие воздействия часты и продолжительны, соответствующая телесная реакция постепенно превращается в хроническое, "нормальное" состояние тела.

Первый механизм подавления, в который попадает человек в своей жизни - это семья. Ребёнок слаб и беззащитен, полностью находится во власти родителей. Если родители психически неуравновешенны и сами не справляются с давлением, то они склонны передавать его вниз по цепочке самому низшему и беззащитному члену социальной иерархии - ребёнку.


Потом ребёнок попадает в следующее репрессивное учреждение - школу. Сбрасывание собственного социального бессилия и угнетения и личных проблем на плечи учеников - то, чем страдает большинство учителей в большинстве школ. Ученик не обладает никакими правами и свободами, он даже не может уйти, если угроза становится слишком высока - его свобода передвижения во власти тех же людей, что эту угрозу создают.

Взрослое общество мало чем отличается, потому что строится людьми, прошедшими через подавление семьи и школы. Единственное отличие - больше личной, финансовой и социальной свободы. Эта свобода даёт шанс исправить уже ставшее второй натурой хроническое напряжение.


К сожалению, многие ошибочно полагают, что последствия психологического давления и репрессий можно исправить давлением же и репрессиями.

Например, родители, благодаря давлению которых ребёнок горбится и сутулится, могут взяться исправлять это новым дополнительным давлением на ребёнка. Все эти требования выпрямиться, следить за своей осанкой, плавания, стояния у стенки, ношения каркасов и перетяжек - не более чем новые манифестации родительского деспотизма. В случае малейшего неповиновения - новые репрессии. В случае закономерного неуспеха - перекладывания вины на ребёнка. Это замкнутый круг.

К сожалению, взрослым людям обладающим гораздо большей свободой и широтой выбора, как правило, в голову не приходит ничего другого, как повторять модели поведения собственных родителей. От их внимания полностью ускользает их неэффективность и деструктивность, а другие варианты просто невидимы.

Отсюда берутся друзья и партнёры, которые продолжают из самых лучших побуждений делать замечания друг другу об осанке и пытаясь "помочь" всё теми же методами. Отсюда берутся люди, которые уже по своей доброй воле насилуют себя неэффективными пытками вроде стояния у стенки, ношения сбруй или гипертрофированной армейской выправки. В том, что всё это не работает, окружающие доброжелатели винят их, и они сами винят себя, умножая давление ещё больше.


Настоящее же работающее решение лежит совершенно в другой плоскости. Оно состоит из двух параллельных процессов.

Человек должен понять и приучить себя к мысли, что он теперь может реагировать на стресс совершенно иначе. Если раньше неодобрение или враждебность родителей могли обернуться неудовлетворением жизненно важных потребностей или реальной физической угрозой, то сейчас уже никто и ничто не имеет над человеком такой власти. Конечно, всегда неприятно, когда кто-то нас ругает, унижает или грубит, но эти люди не обладают такой же неограниченной властью над нами, как родители над детьми.

Осознав и привыкнув к гораздо более высокой степени своей личной безопасности в любых ситуациях, человек может отказаться от уже не нужных защитных реакций.

Обратите внимание, что речь здесь идёт не о том, что нужно делать, чтобы перестать горбится и сутулиться. А о том, что нужно не делать. Потому что неправильная осанка - это избыточное напряжение мышц. Насильственные попытки "выпрямиться" - это добавление напряжения мышц-антагонистов и увеличение общего напряжения. Настоящее решение - не напрягать мышцы, сгибающие человека. Но научиться не делать этого можно только отказавшись от больше уже не нужных телесных защит.


Второе направление работы - работа с памятью. Физиологические реакции на психологическое давление поддерживаются памятью о прошлом опыте. Выговор от начальника или неудача в каком-то деле черпают силу воздействия в том, чем раньше были для человека выговоры от родителей и как раньше они относились к его неудачам. Нужно осознать то, как новые ситуации черпают силу своего воздействия в прошлых. Затем понять, что прошлые ситуации уже в прошлом и не может больше вам навредить.

К сожалению, если человек всё ещё находится под непосредственным давлением родителей или из-за предрасположенности искать подобное нашёл себе столь насильственные и угрожающие психической безопасности условия работы, партнёра или друзей, то изменения могут оказаться невозможны до тех пор, пока он не осознает разрушительный характер таких отношений и, возможно, не выйдет из них.


Таким образом, любые методы, советующие делать что-то для исправления осанки, обречены на провал, если человек не научится не делать то, что и приводит к нарушениям - не изменит свои реакции на стрессовые ситуации, берущие свой начало в детстве и уже нецелесообразные.