Планету захлестнул "голый протест", не имеющий ни религии, ни национальности, ни пола. Шествуя по странам, заставляя нас отворачиваться, злиться или аплодировать, "голые акции" занимают топы новостей и набирают обороты. Что толкает людей на использование наготы в качестве инструмента, и что больше привлекает внимание: протест или его методы?

Шествия, пикеты, перекрывающие улицы, забастовки, голодовки — самые известные способы демонстрации воли, позволяющие участникам выдвинуть свои требования и привлечь внимание властей к определенным проблемам. Прежние методы не потеряли своей актуальности по сей день, но уже давно не вызывают такого резонанса, как "голые акции". Многие считают, что способ этот не нов, хотя массовость он приобрел лишь в наше время.

Известную картину Делакруа "Свобода, ведущая народ" некоторые считают символом "голых акций". Художник, изобразивший женщину с обнаженной грудью на парижских баррикадах, вряд ли предполагал, что потомки пренебрегут патетикой и символизмом, забудут про самоотверженность французов и оставят для осмысления лишь вольную трактовку: "голая женская грудь в борьбе за права и свободу граждан".

Все существующие сегодня примеры "голых протестов" можно разделить по принципу "цели и средства":

Акции, призванные привлечь внимание к проблемам женщин, но не ко всем, а к конкретным: борьба с раком груди, за естественное вскармливание новорожденных. Это, пожалуй, самая оправданная в глазах общественности акция. Активисты движения чаще используют фотографии знаменитостей, постеры и телевизионную рекламу, чем непосредственно "живые" выступления.

Акции, связанные с профессиональной деятельностью. Ярким примером может послужить демонстрация натурщиков и натурщиц в 2008 году в Париже. Бастующие пришли к зданию департамента культуры парижского муниципалитета в "рабочем виде" — то есть нагишом с требованиями увеличения зарплаты. Вероятно, они руководствовались тем, что имеют право воспользоваться своей наготой, как шахтеры касками.

Протесты, в которых оголенные части тела символизируют беззащитность и желание помочь тем, кто в этом нуждается. Например, в Москве в 2011 году были задержаны активистки организации РЕТА ("Люди за этичное отношение к животным"), которые планировали раздеться в поддержку лозунга "У тебя есть своя кожа. Кожу животных оставь им". Срыв акции девушки компенсировали чуть позже — в прямом эфире одной из телевизионных компаний. "Голые акции" пользуются большой популярностью у организаций, борющихся за права животных и сохранение окружающей среды.

"Голые акции" в сети — самый новый вид акций, который вызвал бурю откликов и самую неожиданную поддержку. Интернет-пользователи из Китая встали на защиту гонимого властями художника Ай Вэйвэя, начав выкладывать в Twitter и другие социальные сети свои любительские фотографии в обнаженном виде. Мужчины и женщины раздевались в защиту преследуемого художника, которого обвиняют в распространении порнографии (по китайским законам — это является тяжелейшим преступлением), чтобы доказать, что обнаженная натура — это не обязательно порнография.

"Голые" акции могут быть ближе к искусству, чем к хулиганству. С 1992 года американский фотохудожник Спенсер Туник организует флешмобы с участием множества обнаженных мужчин и женщин. В сентябре прошлого года он провел съемку в Израиле на Мертвом море. Инсталляция, в которой приняли участия более тысячи волонтеров в возрасте от 20 до 77 лет, получила название "Голое море". Акция была проведена во имя спасения самого соленого в мире моря, которое мелеет.

Конечно, маркетологи и рекламщики не оставили "голые акции" без внимания. На обнаженной почве человеческого естества родились новые формы привлечения покупателей. Так, например, в 2009 году прошла акция в одном из супермаркетов Коломны. Администрация магазина разрешила абсолютно бесплатно забрать любой товар (кроме табака и алкоголя), который покупатели смогут унести без корзинок, тележек и… верхней одежды. Похожую акцию под лозунгом "Пришел полуголый, уходишь полностью одетый" второй год проводит испанская марка одежды Desigual. Первые 100 человек, явившиеся к открытию магазина в нижнем белье, могут в течение часа выбрать себе одежду.

"Голые акции", которые на первый взгляд кажутся "одетыми". Самый лучший пример — это Анна Илона Шталлер, более известная как Чиччолина — порнозвезда, которая стала политиком. Дама, конечно, не появляется на заседаниях голой и не общается с избирателями нагишом, но депутатский мандат и любовь масс она получила в результате многочисленных демонстраций своего обнаженного тела и его незаурядных возможностей в порнофильмах.

И, наконец, "голые акции", которые получили самое большое распространение — акции протеста, призванные привлечь внимание властей, СМИ и взбудоражить общественность. Будь то протесты движения Femen в защиту прав женщин, или купание в фонтане членов "Партии любви" в поддержку панк-группы Pussy Riot — все это называется "радикальный эксгибиоционизм". Некоторые считают такую форму протеста не более чем хулиганскими выходками оголтелых феминисток, но тем не менее, подобные акции имеют реальную силу.

Доказательством тому может послужить пример египтянки Алии Магды аль-Махди. Выложив в сеть свои фотографии в обнаженном виде, Алия вызвала настоящий взрыв, новую революцию в Египте. Девушка, протестующая "против общества насилия, расизма, сексизма, сексуальных домогательств и лицемерия", назвала свой поступок "криком отчаяния". Эксперты отмечают, что в современном мусульманском мире и в тех странах, где права женщин нарушаются постоянно, нагота стала главным средством привлечения внимания к проблемам "слабого пола".

Справедливости ради нельзя забывать и о мужчинах. В Испании, например, уже давно привыкли к "голым акциям" таксистов, полицейских (!) и пожарных, которые таким необычным способом добиваются улучшения условий работы и оплаты труда.

Итак, теперь ясны цели сторонников экстремальной наготы. В большинстве своем они разумны и служат высоким идеалам, их противники подмечают, что такая форма протеста привлекает внимание лишь к самому протесту. Начиная от зевак и заканчивая журналистами, которые стремятся выдать "горячие" фото вместо того, чтобы подробно осветить суть требований — общество выступает или в роли вуайериста или того, кто скажет "я против!".

По результатам опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады, большинство россиян (63 процента) ничего не знает об украинской группе Femen ее акциях. Внимательно следит за их акциями 1 процент опрошенных, еще 17 процентов "наслышаны о них", а 18 процентов "что-то слышали", но не знают, чем они конкретно занимаются. При этом на вопрос: "Как вы в целом относитесь к акциям группы Femen?" затруднились ответить лишь 20 процентов респондентов. Подавляющее большинство россиян — 71 процент — ответило "отрицательно".

Несмотря на все противоречия, на то, что пока что нет единой оценки для "голых акций", не стоит забывать о главном: основной причиной девиантного поведения считается социальная дезорганизация, то есть такие условия жизни, в которых культурные ценности, нормы и общественные отношения отсутствуют, слабы или противоречивы. Соответственно, рост числа "голых акций" и подобных протестов вызван не самим падением нравов, а созданием благоприятных условий для того, чтобы эти нравы пали.

Елена Шундикова

http://www.pravda.ru/society/how/defendrights/28-03-2012/1112828-nude-1/