В Тибете и Монголии родители, уходя в поле работать, оставляли маленьких детишек в глубокой яме - там они были защищены от диких зверей, непогоды и прочих опасностей, которые грозили им снаружи. Через пару часов мать возвращалась, кормила ребёнка, умывала его - вытирала землёй, и снова уходила. Нам, сегодняшним, непонятно, как развивались их дети - тогда, конечно, было не до карточек Домана, так популярных среди современных молодых мам. Ребёнок большую часть времени проводил в яме и наверняка очень радовался, когда видел человеческое лицо.

Азиатские традиции и современные тенденции

Самое интересное, что описанные событии - дело недалекого прошлого. Например, в Тибете ещё 60 лет назад в семье было по 15 детей, выживала из которых в лучшем случае половина. Так, в семье нынешнего далай-ламы, родившегося в Амдо (нынче Тибетский автономный округ), было 13 детей, из которых выжили лишь шестеро. И болели они самыми разными болезнями - в своих мемуарах мать духовного лидера рассказывает о том, что один из её детей был болен раком, но на тот момент диагностировать его, конечно, не могли.

До сих пор в тибетском районе Кхам существует традиция, по которой супруга старшего брата становится женой остальных братьев в семье. У них рождаются дети, которые не знают точно, кто их отец. Точнее, у детей их несколько. Можно предположить, что у кочевников дела обстоят примерно так же, поскольку в палатке темно и женщина может так и не узнать, с кем она встречалась этой ночью.

В Азии и поныне, по крайней мере в среде фермеров и кочевников, сохраняется традиция иметь большие семьи. Расчёт понятен: чем больше детей, тем больше рабочих рук плюс (вернее, минус) высокая детская смертность. Впрочем, городская реальность неумолимо вносит свои коррективы: маленькие квартиры и дорогое образование накладывают ограничения, хотя азиаты могут жить целыми таборами даже в одной комнатушке.

В Китае, как известно, действует принцип "одна семья - один ребёнок", за всех, что сверх, родители вынуждены платить высокие налоги, да и закончиться очередные роды могут стерилизацией. Пока что это привело к огромному количеству официально несуществующих детей и к тому, что о стариках некому заботиться. Особо остро эта проблема стоит в Тибете, где из-за тяжёлых условий, скудного питания и отсутствия медицинского обслуживания уровень детской смертности баснословный, а срок жизни предельно короток. И хотя на данный момент официальный Пекин на бумаге разрешает национальным меньшинствам иметь неограниченное число детей, но в действительности старается регулировать рождаемость - госслужащим разрешено иметь одного ребёнка, остальным - два. Правительство следит даже за кочевниками, что совсем непросто.

В Таиланде правительство тоже пытается регулировать рождаемость, но другими способами. Король мягко порекомендовал гражданам иметь в семье двух детей. Никаких наказаний за превышение нормы не предусмотрено. Но тайцы и не стараются произвести большое потомство, потому что жизнь дорожает, и они кропотливо подсчитывают, сколько ртов смогут прокормить.

В Индии, несмотря на явное перенаселение, запретов нет: богатые позволяют себе иметь столько детей, сколько могут позволить, а бедные - рожают, сколько получится. Смертность среди бедняков и живущих на улицах индийцев высока настолько, что жителю европейской части России сложно себе даже представить. Выживают поистине сильнейшие. При этом эти грязные детишки на улицах, таскающие на себе своих бесчисленных братиков и сестрёнок, совсем не выглядят несчастными. За грязью и загаром, конечно, не увидишь той ученой бледности, которая свойственна школьникам из развитых стран. Но у наших школяров нет той непосредственности и детского счастья, которым так часто светятся эти бездомные и беззаботные дети.

Теория общественных детей и счастливая старость

В Азии до недавнего времени не было чужих детей, все детишки были своими. В зависимости от страны менялись лишь обычаи выражения эмоций к чужому (то есть не своему по крови) ребёнку. Например, в Таиланде никогда не касаются головы другого человека, а в Индии любят трепать детишек за щёки.

Только недавно в азиатских странах стали появляться детские дома. Это происходит из-за современной тенденции к разводам и ограниченному количеству детей в семье. Раньше роль детского дома брала на себя сама семья - родственники пристраивали к себе сироту. Кстати, то же самое было и в России до революции.

Кстати говоря, до сих пор в некоторых странах и регионах - Монголии, Тибете, Киргизии - дети, рождённые у одних членов семьи, могут быть отданы другим или даже друзьям. Например, если у старшего брата нет и не может быть детей, а у младшего с рождаемостью всё в порядке, то даже первенца младшего брата отдают старшему. Ребёнок узнаёт, кто его настоящие родители уже в зрелом возрасте. Так же отдают детей бездетным друзьям или родственнику, который давно хочет девочку, а рождаются только мальчики. Или если ребёнок нежеланный, или мать слишком молода, или родила по глупости. Дети спокойно отдаются на воспитание бабушкам, дедушкам, тётям и дядям - родители тем временем работают. Спустя 20 лет братья и сёстры узнают друг друга, но по-прежнему воспринимают воспитателя как маму, а настоящую маму - как далёкую родственницу.

Для нас, тех, у кого три ребенка в семье - уже многодетность, звучит странно. Наши образованные психологи говорят, что нельзя просить старшего ребёнка присматривать за младшим, ежели только он сам не проявит инициативу. Ау жителей Азии старшие смотрят за средними, средние за младшими, и все вместе - за самыми маленькими. Картина, когда пятилетка весь день таскает на спине младенца, работает с ним в поле - более чем привычна. Дети вырастают самостоятельными, а главное - полноценными родителями. Для них страх перед маленькими детьми, неумение взять малыша на руки и незнание, как с ним обращаться, в принципе непонятны. В больших семьях дети учатся жить в обществе, играть, давать и отбирать, заботиться друг о друге, быть родителями с самого детства, даже самые младшие, потому что когда они подрастают, то обычно уже заботятся о племянниках.

И главное - в старости родители в таких семьях никогда не остаются одни. В Тибете существует чёткое правило, по которому средний сын продолжает жить в родительском доме и заботиться о них. Именно поэтому политика "одна семья - один ребёнок" разрушительна для азиатов.

Разглашать пол ребёнка на УЗИ в Индии запрещено законом. Обусловлено это тем, что зачастую индийцы стараются избавиться от девочек, так как их сложно выдать замуж. Когда в семье рождаются одни девочки, родители считаются несчастливыми.

Роды
Индийские попрошайки с молоком матери впитывают азы "ремесла"

Современные приверженцы всего естественного и, соответственно, естественных родов всегда ссылаются на то, что, мол, в странах Азии до сих пор рожают дома. А на самом деле самый большой процент операций кесарева сечения - в Индии и Бразилии. Связано это с тем, что операция и само кесарево якобы показывает уровень достатка женщины. Несмотря на кажущуюся традиционность и, как следствие, обязательное наличие повитух, в реальности всё меньше и меньше женщин рожают на дому, и всё больше - в больницах, где соглашаются на кесарево сечение, ибо почти безболезненно, быстро и современно, да и врачи часто уговаривают, прикрываясь умными терминами. В Индии на кесарево по-настоящему уговаривают, так как врач получает за это деньги на руки.

Как оказалось, повитуху найти непросто - никто не берётся за домашние роды. В деревне роль повитух выполняют женщины, которые знают, как ребёнка подхватить и обмыть, но не представляют, как помочь, если что-то пойдёт не так.

В Тибете, если женщина рожает дома, то ей помогает мать. Мужчины же в родах не участвовали никогда (разве что если совсем некому было помочь), так что современная тенденция их присутствия при таинстве никак не может считаться традиционной.

В Таиланде до сих пор твёрдо верят в способность женщины рожать самостоятельно, и это при высоком уровне медицинского обслуживания. Врачи вмешиваются в процесс только при необходимости. В то же время в Индии даже за хорошие деньги, даже при заключённом заранее контракте, даже в хорошей клинике к женщине (кстати, по традиции!) относятся (совсем грубо говоря) как к мясу и действуют в соответствии с индийским менталитетом: "пока гром не грянет", то есть пока врача кто-то не заставит, он не перестанет пить свой чай и не придёт на помощь.

Ручные дети

Азиатские дети растут на руках. В прямом смысле. Таиланд, Индия, Тибет, Монголия - дети переходят из рук в руки, от родителей к бабушкам и дедушкам, от них к тётям и дядям, братьям и сёстрам, друзьям и детям друзей. Фраза, произносимая нашими бабушками с ужасом в голосе: "Осторожно, приучишь к рукам!", азиатам точно неизвестна. Хотя для жителей городов всё более очевидно, что возить свое чадо в коляске удобнее и проще, чем носить на себе, но это только в том случае, если речь идет о годовалом ребёнке, а не о двухмесячном…

Способы ношения детей на себе во всех странах примерно одинаковы - на руках. Индийские, тайские, китайские папы очень горды собой, когда несут на руках своих крохотных спящих детишек. Кстати, бабушки тоже активно подключены к процессу ношения. Наблюдая группу родственников со стороны - несколько молодых и пожилых взрослых, детей и малышей, - практически невозможно угадать, кто чей ребёнок, потому что малыши кочуют по рукам всех вокруг, иногда даже проходящих мимо знакомых.

Мамы и бабушки часто носят детей в специальных приспособлениях - обычных платках, где ребёнок и лежит, и сидит, и ест, и спит. Только европейцы возвели эти приспособления в дорогостоящее удовольствие - по 200-300 долларов за кусок ткани. Азиаты же приматывают детей тем, что под руку попадётся.

Тибетцы используют намотки типа рюкзака - когда малыш оказывается сзади. Иногда малышей заматывают в одеяла и буквально привязывают к спине, причем так, что самостоятельно снять ребёнка не получится. В Тибете детишек часто носят в собственной одежде - в похожей на плотный халат традиционной чупе: ребенок сажается в один из "карманов" ткани на груди. Подросшие детки обычно сами становятся рюкзаками и цепляются руками за шею, а родителю только и остается, что поддерживать его за ноги.

У тайцев есть традиционно расшитые рюкзачки для детишек, чем-то похожие на одежду инков - очень яркие и красочные. При отсутствии специальных приспособлений ребёнок элементарно сажается в обычный мамин платок, завязанный на спине. И, конечно же, современные азиатские мамы вовсю пользуются обычными дешёвыми китайскими кенгурушками.

Азиатские дети развиваются медленнее наших, современных. Ещё бы - они переходят с рук на руки, их тормошат и зацеловывают, не давая ничего сделать самостоятельно. Удивительно, как среди этого внимания им удаётся научиться хотя бы ходить!

Есть, правда, и другие случаи, как, например, у монгольских кочевников, когда ребёнок почти всё время проводит один дома, пока родители работают. Если первые месяцы своей жизни его просто пеленают и оставляют лежать на кровати, то позже его к этой кровати привязывают, чтобы не попал ни в какую беду (аналог сажания в яму). И малыш предоставлен сам себе - учится ползать, вставать, развязывать верёвку…

Продолжение см. на: http://travel.ria.ru/reports/20111004/224692572.html">http://travel.ria.ru/reports/20110920/224598119.html

Планирование и беременность

В традиционной Азии планирование семьи существует только в одном смысле: поженились - значит, пора рожать детей. Конечно, в городах приходит и новый смысл планирования - два-три ребёнка, не больше.

В Индии существует традиция, по которой день (ночь) зачатия планирует астролог. Например, по Ведам муж и жена должны соблюдать пост и не совершать греховных действий. В этом священном писании даже приведен рецепт зачатия мальчика или девочки, на выбор. Кстати говоря, во многих традициях считается, что нельзя иметь близость в полнолуние.

В тайской традиции беременные не должны заходить в храм, а в Тибете на больших сроках женщина практически не выходит из дома. В современном тибетском обществе ожидающую прибавления женщину можно узнать по повязанному на уровне живота платку. Индийские же женщины, кажется, беременны постоянно - понять, что девушка находится в положении, можно по положению ткани в сари: обычно "хвост" сари свободно свисает и выполняет роль пояса, а у беременной девушки он обмотан вокруг живота, как бы прикрывая его.

Разглашать пол ребёнка на УЗИ в Индии запрещено законом. Обусловлено это тем, что зачастую индийцы стараются избавиться от девочек, так как их сложно выдать замуж. Когда в семье рождаются одни девочки, родители считаются несчастливыми.

Роды
Индийские попрошайки с молоком матери впитывают азы "ремесла"

Современные приверженцы всего естественного и, соответственно, естественных родов всегда ссылаются на то, что, мол, в странах Азии до сих пор рожают дома. А на самом деле самый большой процент операций кесарева сечения - в Индии и Бразилии. Связано это с тем, что операция и само кесарево якобы показывает уровень достатка женщины. Несмотря на кажущуюся традиционность и, как следствие, обязательное наличие повитух, в реальности всё меньше и меньше женщин рожают на дому, и всё больше - в больницах, где соглашаются на кесарево сечение, ибо почти безболезненно, быстро и современно, да и врачи часто уговаривают, прикрываясь умными терминами. В Индии на кесарево по-настоящему уговаривают, так как врач получает за это деньги на руки.

Как оказалось, повитуху найти непросто - никто не берётся за домашние роды. В деревне роль повитух выполняют женщины, которые знают, как ребёнка подхватить и обмыть, но не представляют, как помочь, если что-то пойдёт не так.

В Тибете, если женщина рожает дома, то ей помогает мать. Мужчины же в родах не участвовали никогда (разве что если совсем некому было помочь), так что современная тенденция их присутствия при таинстве никак не может считаться традиционной.

В Таиланде до сих пор твёрдо верят в способность женщины рожать самостоятельно, и это при высоком уровне медицинского обслуживания. Врачи вмешиваются в процесс только при необходимости. В то же время в Индии даже за хорошие деньги, даже при заключённом заранее контракте, даже в хорошей клинике к женщине (кстати, по традиции!) относятся (совсем грубо говоря) как к мясу и действуют в соответствии с индийским менталитетом: "пока гром не грянет", то есть пока врача кто-то не заставит, он не перестанет пить свой чай и не придёт на помощь.

Ручные дети

Азиатские дети растут на руках. В прямом смысле. Таиланд, Индия, Тибет, Монголия - дети переходят из рук в руки, от родителей к бабушкам и дедушкам, от них к тётям и дядям, братьям и сёстрам, друзьям и детям друзей. Фраза, произносимая нашими бабушками с ужасом в голосе: "Осторожно, приучишь к рукам!", азиатам точно неизвестна. Хотя для жителей городов всё более очевидно, что возить свое чадо в коляске удобнее и проще, чем носить на себе, но это только в том случае, если речь идет о годовалом ребёнке, а не о двухмесячном…

Способы ношения детей на себе во всех странах примерно одинаковы - на руках. Индийские, тайские, китайские папы очень горды собой, когда несут на руках своих крохотных спящих детишек. Кстати, бабушки тоже активно подключены к процессу ношения. Наблюдая группу родственников со стороны - несколько молодых и пожилых взрослых, детей и малышей, - практически невозможно угадать, кто чей ребёнок, потому что малыши кочуют по рукам всех вокруг, иногда даже проходящих мимо знакомых.

Мамы и бабушки часто носят детей в специальных приспособлениях - обычных платках, где ребёнок и лежит, и сидит, и ест, и спит. Только европейцы возвели эти приспособления в дорогостоящее удовольствие - по 200-300 долларов за кусок ткани. Азиаты же приматывают детей тем, что под руку попадётся.

Тибетцы используют намотки типа рюкзака - когда малыш оказывается сзади. Иногда малышей заматывают в одеяла и буквально привязывают к спине, причем так, что самостоятельно снять ребёнка не получится. В Тибете детишек часто носят в собственной одежде - в похожей на плотный халат традиционной чупе: ребенок сажается в один из "карманов" ткани на груди. Подросшие детки обычно сами становятся рюкзаками и цепляются руками за шею, а родителю только и остается, что поддерживать его за ноги.

У тайцев есть традиционно расшитые рюкзачки для детишек, чем-то похожие на одежду инков - очень яркие и красочные. При отсутствии специальных приспособлений ребёнок элементарно сажается в обычный мамин платок, завязанный на спине. И, конечно же, современные азиатские мамы вовсю пользуются обычными дешёвыми китайскими кенгурушками.

Азиатские дети развиваются медленнее наших, современных. Ещё бы - они переходят с рук на руки, их тормошат и зацеловывают, не давая ничего сделать самостоятельно. Удивительно, как среди этого внимания им удаётся научиться хотя бы ходить!

Есть, правда, и другие случаи, как, например, у монгольских кочевников, когда ребёнок почти всё время проводит один дома, пока родители работают. Если первые месяцы своей жизни его просто пеленают и оставляют лежать на кровати, то позже его к этой кровати привязывают, чтобы не попал ни в какую беду (аналог сажания в яму). И малыш предоставлен сам себе - учится ползать, вставать, развязывать верёвку…

Продолжение см. на: http://travel.ria.ru/reports/20111004/224692572.html