Гендерный бюджет - новая социальная технология, позволяющая государственной социальной политике не только соблюдать интересы женщин и мужчин, а также заpанее предвидеть результаты экономических решений, принятых правительством. Его миссия заключается в том, что мужчинам и женщинам независимо от возраста и социального статуса дается одинаковая возможность пользоваться ресурсами государства (а также муниципальных и других видов общественных структур).

В современном мире этому уделяется весьма серьезное внимание. На проведенной в 1995 году в Пекине Международной женской конференции была принята Платформа деятельности, где было отмечено следующее: "В то время как будут рассматриваться задачи экономического потенциала и экономической независимости женщин, правительства и другие участники процесса должны постpоить свою стратегию и программы так, чтобы не только предусмотреть гендерную проблему, но и добиться активности в реальной политике, чтобы они позволили оценивать результаты как для мужчин, так и для женщин".

По словам pуководителя Общественного объединения поддержки экономических инициатив, члена организационного совета Групп национального бюджета Азера Мехтиева, гендерный бюджет иногда называется женским бюджетом, но не является каким-то отдельным бюджетом для женщин. Гендерный бюджет - это не что иное, как возможность проанализировать на местном уровне организацию бюджетной работы, если взять за основу гендерный подход, а также на всех уровнях общественного пользования средствами любыми группами людей. Если сказать точнее, гендерный бюджет является одним из главных инструментов в социальной политике государства.

- Насколько госбюджет и вся работа в этом направлении в Азербайджане соответствует всем требованиям?

- К сожалению, должен отметить, что в Азербайджане до сих пор не учитывается такое понятие, как гендерный бюджет. В статье 12 закона "О системе бюджета Азербайджанской Республики" указано, что на каждый год правительством составляется госбюджет, котоpый подается на рассмотрение в Милли Меджлис, к нему прилагается список документов. Но там нет ни одного документа, говорящего о гендерном бюджете или его оценке.

- Выходит так, что в нашей стране нет ни единого документа, отражающего гендерный бюджет?

- Именно так. В нашей стране пока еще нет ни одного документа, прямо касающегося гендерного бюджета либо других нормативно-правовых документов, связанных с ним. Однако нелишне отметить, что в Азербайджане есть нормативно-правовые документы, "уравновешивающие" права женщин и мужчин. Например, Азербайджан принял Пекинскую декларацию и Платформу деятельности. Кроме того, Азербайджан в 1995 году подписал Конвенцию ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (конвенция была принята главным парламентом ООН еще в 1979 году), а уже в 2001 году была проведена ратификация дополнительного протокола к этой конвенции.

В 1998 году по специальному указу президента Азербайджанской Республики были проведены мероприятия по повышению роли женщин в общественно-политической жизни страны. В связи с требованиями данного указа в нашей стране был создан специальный комитет, решающий проблемы женщин - он так и назывался Госкомитет по проблемам женщин. Впоследствии эта госструктура была переименована в Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей. В 2000 году президентом стpаны подписан еще один указ о претворении в жизнь женской политики.

Л.Байрамова, А.Ахмедова

http://www.zerkalo.az/2011-12-31/semya/26058-budjet-jenshini-gender