Модели и формы семейной практики буквально взорваны современной жизнью, которая отмечена необычайным разнообразием социальных форм и социального поведения. Этот плюрализм отразился и на социальном институте семьи, т.к. семья - это открытая система и, следовательно, находится в постоянном взаимодействии с экономической, социальной и политической составляющими жизни общества. И, безусловно, государство играет важную роль в этом процессе.

Такой подход к изучению социального института семьи и формированию семейной политики присущ как Евросоюзу, так и входящим в него странам.

Но как определить, что такое "семья"? Существует множество определений этого понятия, и все они отражают существующее положение вещей, но любому из них можно добавить еще какие-то критерии, т.к. сформулировать понятие "семья" так, чтобы оно охватывало бы все стороны этого социального явления, достаточно сложно. Семья - это сложный феномен, изучать который нужно с междисциплинарных позиций.
Антропологи определяют семью как совокупность лиц, связанных между собою узами родства или брака. (1)

В юридическом смысле семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в семью на воспитание. (2)
С точки зрения социально-психологического подхода, который можно найти, например, в работах известного отечественного психолога А.Я. Варги, семья представляет собой самореализующуюся систему, в которой жизнь определяется и регулируется правилами и законами функционирования системы. И, следовательно, события, которые происходят в семье, часто не зависят от желания ее членов. (3)
Социологи подчеркивают, что семья - социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Это одна из первых исторических форм социальной общности людей и социальных отношений, структурный элемент общества, его "ячейка" (4).

Нельзя забывать, насколько важны для общества функции, которые исторически сложились как семейные: воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализация детей и поддержание существования членов семьи, а также многие другие, которые необходимы как для благополучия каждого человека, так и для устойчивого развития социума. Достаточно долго эти функции были прерогативой самой семьи, но было бы неверно говорить о невмешательстве государства. В настоящее время, когда речь идет о кризисе семьи, оно просто вынуждено принимать активное участие в этом процессе, т.к. современная семья не в состоянии полноценно реализовать свои функции.

Кроме того, в разных странах по-разному подходят к определению понятия семьи, ее роли в обществе. И, как следствие, различаются подходы к формированию семейной политики.

В наши дни мысль о том, что современная семья переживает кризис, стала привычной и, в том, что касается Европы, не вызывает сомнений.

Гераклит Эфесский считал кризис тем, что предшествует изменению. Вопрос состоит в том, к чему ведут современные трансформации семьи, каковы их возможные последствия, а главное, какая семейная политика даст наибольший позитивный результат.

Некоторые исследователи ставят вопрос острее: "Надо ли координировать жизнь семьи на государственном уровне? Не будет ли такое вмешательство излишним и даже опасным?" В некоторой степени подтверждением этого опасения являются демографические проблемы современного Китая, который четверть века назад начал формировать свою семейную политику под лозунгом "Одна семья - один ребенок".

Тем не менее, без поддержки государства социальный институт семьи в его традиционной форме сохранить не удастся, а полноценной замены общество пока не нашло. Поэтому понятен интерес к семейной политике, особенно в Европе, где с ослаблением семьи связывают усугубление многих социальных проблем, в том числе ухудшение демографической ситуации.

Здесь важно учитывать различные уровни взаимодействия, в центре которого находится семья: государство и гражданское общество, государство и рыночные отношения, деятельность государственных структур и значение неформальных связей, государственное регулирование семейных отношений и традиции, сложившиеся в данном социуме. Обычно рассматривается государственная политика, из рассмотрения при этом исключаются общественные и рыночные отношения. Однако деятельность благотворительных организаций и социальные программы коммерческих предприятий в некоторых странах играют не меньшую роль, чем государственные структуры. Так, семейные пособия, предоставляемые работодателями, включаются в систему социального обеспечения в случае, если они регулируются законом, например, сохранение заработной платы в случае материнства. Но выплаты, которые предприниматель устанавливает по собственной инициативе, относятся к благотворительному сектору. Государство обычно играет значительную роль в следующих областях: законодательство, контроль, управление, реализация и финансирование, причем, на уровне различных стран варьируется уровень участия центральных, региональных и местных органов власти.

Часто встает вопрос: должна ли политика быть направлена непосредственно на семью, или нужно включать меры политики, которые выполняют другие цели, косвенно затрагивающие интересы семьи? В некоторых странах семейную политику считают не самостоятельной отраслью, а совокупностью политических мер, ориентированных на семью, причем, спектр этой деятельности государства весьма широк: это и жилищная, и налоговая, и экологическая, и образовательная политики, т.е. все то, что, так или иначе, влияет на благополучие каждого человека.

Исторически задолго до появления семейной политики в деятельности государства большое значение имели направления, имеющие косвенное отношение к семейной политике. Начала государственного регулирования семейных отношений содержатся в дошедшем до нас памятнике древнерусского права "Русской Правде". Отец в этом документе провозглашается главных защитником детей. Там же рассматриваются вопросы опекунства, излагаются права детей при разделе семейного имущества и указывается социальное положение после смерти родителей. Другой пример из истории Франции: в XVI веке государство, обеспокоенное количеством мезальянсов при заключении брака на основе взаимной любви между представителями разных сословий, потребовало от глав семей прекращение этой практики, тем самым, вмешавшись в сугубо семейные дела.

Ш. Камерман и А. Кон в 1978 году сделали попытку анализа мер, направленных на решение проблем семьи в разных государствах. Они выделили страны с явной и скрытой семейной политикой. Страны, в которых существует государственная, законная, институционально установленная концепция семейной политики, и явные политические цели относительно семьи, отнесены к странам явной семейной политики. Соответственно в странах скрытой семейной политики могли иметь место другие направления государственной социальной политики, связанные с семьей, но не направленные на нее. (5) В Европе в явном виде семейная политика существует в немногих странах (Франции, Бельгии, Люксембурге), но все страны имеют систему социальной поддержки семьи.

Давая оценку семейной политики в той или иной стране, необходимо проанализировать различные критерии и, в первую очередь, ее социальную значимость, программы и цели. Кроме того, важно учитывать законодательную базу, структуру правительственных и неправительственных органов, в компетенцию которых входят вопросы семьи, финансирование, социальные расходы и, наконец, эффективность семейной политики. В идеале необходимо изучение всех этих, а также многих других составляющих.(6)

В европейском сообществе, основной целью которого провозглашено устойчивое развитие, трансформация семьи происходит поступательно или почти поступательно. Но в Европе трудно найти государство, которое за последние сто лет не испытало бы каких-либо кризисных явлений. И это нашло свое отражение в отношениях между семьей и государством, во внутреннем развитии семьи, в изменении ее социальной значимости. Поэтому так часто в последнее время стали говорить и писать о кризисе европейской семьи.

Одни исследователи связывают трансформацию современной семьи в Европе с изменениями в системе ценностей, прежде всего, с ростом индивидуализма и рационализма. Сторонники теории институционального кризиса семьи объясняют происходящие изменения переходом многих семейных функций к внесемейным социальным институтам: функция воспитания почти полностью перешла от семьи к школе и дошкольным учреждениям, система социального обеспечения берет на себя заботу о больных и пожилых людях. Кроме того, семья в Европе перестает выполнять и свою важнейшую функцию - репродуктивную, что приводит к депопуляции.
Новые тенденции в развитии семьи проявляется, в первую очередь, в уменьшении численности браков, распространении сожительств (когабитационных союзов), увеличении числа внебрачных детей и распространении добровольной бездетности.
О понимании европейскими государствами всей важности изучения трансформации семьи и семейных ценностей и вектора этих изменений говорят европейские исследования, начавшиеся еще в 1978 году и получившие свое продолжение в новом XXI столетии в виде масштабного проекта по созданию ценностного портрета населения различных стран - "Европейского социального исследования" (European Social Survey - ESS). (7)

Результаты европейских исследований свидетельствуют, что постепенно размывается традиционная форма совместной жизни - семья, основанная на зарегистрированном браке. Если в 1990 год 14 процентов опрошенных согласились с тем, что брак стал пережитком прошлого, то в 1999-м ответивших так было уже 20 процентов.
В большинстве стран, участвовавших в исследовании, не только вырос удельный вес зарегистрированных разводов по отношению к бракам, но развод стал в большей степени оправдываться (по десятибалльной шкале одобрения/неодобрения средняя оценка составила 5,5).

Желание иметь детей не всегда связывается с созданием семьи. Так, 41 процентов шведов и 40 процентов финнов полагали, что "ребенку не обязательно иметь обоих родителей". В России 53 процентов опрошенных высказали позитивное отношение к образу жизни матери-одиночки (больше, чем в среднем по всем странам, где этот показатель составляет 44 процентов). В некоторых европейских странах упала значимость наличия детей в семье, хотя для большинства людей она остается по-прежнему высокой. В России - средний показатель оценок, но здесь чаще, чем в других европейских странах, встречается мнение, что жизнь женщины полноценна только тогда, когда у нее есть дети. Так считают 83 процентов опрошенных россиян. (Для сравнения: в Нидерландах эту идею поддерживают лишь 7 процентов респондентов). (8)

Но семья еще сохраняет свои позиции, что очень важно, т.к. неоднократно было замечено, что полноценное воспитание можно дать ребенку только в семье. Опросы показывают, что во многих странах семья не перестала быть символом счастья (в среднем, 84 процентов опрошенных европейцев считали ее "очень важной").

В большинстве стран Западной Европы, правительства отказались от формулирования политики в отношении рождаемости, численности населения, его структуры. Однако сформулирован принцип отношения к рождению детей как к частному делу граждан, которым предоставляется полная свобода выбора и принятия решений в этой области. В нескольких европейских странах (Швеции, Дании, Испании и др.) принцип невмешательства государства в частную жизнь граждан касается и форм супружеских союзов.

Сегодня семейная политика должна быть направлена на то, чтобы семья сама могла решать, как она будет развиваться, когда и сколько иметь детей, будет ли их брак при этом официально зарегистрирован.

В заключение хотелось бы отметить, что, когда речь идет о семейной политике, обычно понимают ее как систему мер, направленных на сохранение того типа семьи, который, полезен для общества, "тот основной тип, который конституирует собственно семью, успешно выполняющую специфические функции, в том числе, например, по рождению и социализации детей" (9).

При этом не следует забывать, что семья - категория историческая, что каких-то сто-двести лет назад она была другой, и вряд ли останется такой, как сегодня, через сто-двести лет. Такие процессы, как низкая рождаемость, появление нетрадиционных форм семьи - это объективное явление, неотъемлемая часть общемирового процесса. В основе этого лежат те трансформации нашего общества, которые мы расцениваем как достижения нашей цивилизации: повышение благосостояния людей, рост уровня образования, участие женщин в экономически активной жизни, гендерное равенство. Призыв к возвращению патриархальной семьи означает отказ от многих социальных достижений и напоминает призыв некоторых особо фанатичных любителей природы вернуться в пещеры, чтобы сохранить окружающий мир. То и другое возможно в том случае, если человек откажется идти по пути прогресса. Можно ли повернуть историю вспять? Вряд ли, но если и получится, то вряд ли это будет на благо человечеству.

Задача государства - минимизировать негативные тенденции в развитии семьи, сохранить тот позитивный потенциал, который ей присущ, чтобы она еще долго могла оставаться основной "ячейкой общества".
_________________________________________________________________________________

1. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
2. См.: Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007.
3. См.: Варга А.Я. Типы родительского отношения. - Самара, 1997.
4. См.: Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко и др. - Мн.: Книжный Дом, 2003.
5. См.: Kamerman Sh., Kahn A. Governments and Families in Fourteen Countries. - N.Y: Columbia University Press, 1978.
6. См.: Barbier J.-Cl. Comparing family policies in Europe: Methodological problems // International Social Security Review, 1990. - Vol. 43. - P. 326-341.
7. Первый и второй раунды данного исследования проводились соответственно в 2002-2003 и 2004-2005 годах; опросы в рамках данного раунда проведены в 25 европейских странах.
8. См.: Стоюнина-Здравомыслова О. Семья: Из прошлого в будущее // Материалы конференции "Гендерные стереотипы в современной России". - М., 2006.
9. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов // Семья на пороге третьего тысячелетия. - М.: Наука, 1995.

Голицына Е.Ю.
к.полит.н., доцент МГПУ

http://viperson.ru/wind.php?ID=640519