Pemo Theodore (EZebis) совместно со Startup Genome провела масштабное исследование, которое доказывает: в ближайшие годы количество девушек, занятых в высокотехнологическом предпринимательстве, должно стать больше. IT-girl — это тренд, так почему бы не начать следовать ему уже сейчас?

Автор исследования в течение года интервьюировала женщин-фаундеров, бизнес-ангелов и венчурных капиталистов, начиная от Дейва МакКлура (500 Startups) и Гая Кавасаки (Garage Ventures) и заканчивая Тимом Дрейпером (Draper Fisher Jurvetson).

Для того, чтобы набрать «критическую массу» участниц исследования, Пемо подключилась к проекту Startup Genome, в рамках которого во время предыдущих исследований удалось выяснить, что «около 70% стартапов, взятых для анализа, масштабируются преждевременно». Пемо показалось особенно интересным выяснить, каким количеством из этих 70 % стартапов руководят женщины. Кроме того, автор исследования приложила все усилия для того, чтобы выяснить ответы на ключевые вопросы, которые задаются экспертами в связи с вовлеченностью женщин в бизнес в целом и tech в частности.

Существует ли реальная проблема для женщин-предпринимателей?

Многие люди считают, что проблема женского предпринимательства надумана и что женщины могут столь же легко получить финансирование под собственный проект — была бы достойная идея, хорошая команда и компетентные советники. Однако статистика показывает: количество женщин-предпринимателей в технологических стартапах по всему миру, а также присутствие женщин среди бизнес-ангелов и венчурных капиталистов минимальны.

Является ли это явной дискриминацией?

Инвесторы — тоже люди, и они лучше договариваются и идут на контакт с теми, кто похож на них, разделяет их убеждения и ценности. Все, чего они хотят в большинстве случаев — это вложиться с низким риском и получить максимальную отдачу. Если же они видят, что кто-то не разделяет их позицию о том, зачем нужен тот или иной бизнес, это автоматически вызывает у них подозрения в рискованности предприятия. В связи с этим некоторые эксперты предлагают бизнесвумен не акцентировать внимание на дискриминации (которая реально существует), а стараться максимально приблизить свои интересы к интересам инвестора. Однако автор исследования считает, что таким образом проблему не решить — инвесторам стоит также прислушаться к потребностям второй стороны.

Влияет ли предвзятость на получение финансирования?

Все мы имеем свои собственные предубеждения, в том числе, базирующиеся на реальных фактах. То есть, если мы знаем, что мало девушек получают инвестиции, то у нас подсознательно возникает мысль: «И мне тоже их не получить!». Считается также, что у женщин-предпринимателей есть некое предубеждение против венчурных инвестиций в целом. Исследование показывает, что на других путях к получению заветного финансирования препятствий явно меньше. Таким образом, все больше женщин поднимают деньги альтернативными способами: берут в долг у друзей и семьи, пытаются подключить краудсорсинг.

Существуют ли реальные преимущества «diversity»?

Написано немало книг и проведено огромное количество исследований на тему «diversity» – если дословно, «гендерного разнообразия» внутри одной конкретной компании. Все эти исследования подтверждают, что разнополый состав совета директоров и руководства компании повышает ее эффективность. Связано это с тем, что внутренний состав компании может выступать микро-моделью реального рынка, который компания осваивает — также разнополого. Кроме того, женщины привносят в компанию стабильность и лучше видят перспективы ее развития.

Стоит ли обобщать гендерные вопросы?

Все опрошенные Пемо эксперты то и дело приносили извинения за то, что вынуждены обобщать некоторые черты, имеющие отношение к поведению как мужчин, так и женщин. Однако, по словам автора исследования, к сожалению, в вопросах гендера (то есть различий мужчин и женщин) без таких обобщений не обойтись.

Существуют ли различия между мужчинами и женщинами?

Вот как раз некоторые из «обобщений», к которым свелась дискуссия Пемо с экспертами. Конечно, мужчины и женщины различаются не только физиологически, но также и по поведению, ролевым моделям, которым те и другие следуют в жизни. Нами управляют разные гормоны, и у нас по-разному работает мозг. Многие также отмечали, что женщины более ценят человеческий фактор в бизнесе и склонны свой успех приписывать заслугам других людей. Кроме того, из-за общественной миссии и ответственности, возложенной на женщину, она чаще всего удачно совмещает заботы по дому и работу. Кроме того, женщины могут серьезнее относиться к бизнесу, нежели мужчины, и при этом, как отметили респонденты, быть настолько же конкурентоспособными — особенно, когда они чувствуют одобрение и поддержку.

Как демографическая ситуация влияет на инвестиции?

Женские ниши на рынке (особенно онлайн) предоставляют огромное пространство для развития и получения прибылей (так как количество женщин, потребляющих услуги онлайн, постоянно растет). Женщины могут лучше разбираться в потребностях рынка также потому, что они более требовательны. Соответственно, большее количество женщин внутри стартапов помогает лучше проникнуть в нужды потребителей вашего продукта.

Хотят ли женщины становиться предпринимателями?

Сегодня в США 50 % руководителей малых бизнесов — женщины. Женщин много и на руководящих постах топ-компаний, входящих в список Fortune. Почему же они не стремятся в технологическое предпринимательство? В стартап-среде существует стереотип насчет того, кому инвесторы хотят давать деньги: молодой белый мужчина-гик. Женщины должны постараться личным примером разрушить этот стереотип. Возможно, тогда, по мнению Пемо, мы сможем насладиться большим количеством талантливых стартапов под управлением женщин. Сломать этот стереотип можно, показав миру, что альтернативные подходы к решению старых проблем, которые предлагают женщины-предприниматели, действительно работают.

Как поднять деньги?

Беспокоит тот факт, что традиционный «портрет» успешного человека долгое время был мужским и поэтому женщины не идентифицируют себя в этим портретом, считая, что не соответствуют общепринятым критериям успешности. Именно поэтому существует необходимость создавать новые ролевые модели — в частности, включать в состав менторов (в том числе, и готовящих проекты к знакомству с инвесторами) как мужчин, так и женщин. Женщинам также следует активно изучить всех инвесторов и бизнес-ангелов на рынке. Есть уже достаточно много так называемых «women-friendly» инвесторов, готовых беспристрастно рассматривать женские проекты. Женщины должны понимать, кому они идут предлагать финансировать свой проект. В отношении «инвестиционного» вопроса стоит обратить внимание на исследование 2007 года, проведенное British Researcher Library House. Согласно данному исследованию, женщины чаще всего просят у инвестора столько, сколько им нужно для развития проекта — и получают половину от этой суммы. Мужчины же просят вдвое больше, чем им требуется, и получают четко, сколько им необходимо. Кроме того, девушки-CEO используют меньше капитала, но при этом генерируют больше прибыли, чем мужчины.

Женщины в венчуре

Не секрет, что в венчурной отрасли женщин очень и очень немного. Автор отмечает, что так как чаще всего венчурными капиталистами становятся ранее успешные предприниматели (а среди последних женщин также немного), то малый процент женщин среди VC вполне объясним. Чтобы разорвать порочный круг, нужно уделять больше внимания менторству со стороны женщин и повышать значимость роли женщин в стартап-экосистеме.

Преимущества для женщин-предпринимателей

Одним из неоспоримых преимуществ того, чтобы становиться предпринимателем, для женщин является возможность сразу же быть замеченной и оцененной (то есть «запомниться» в отрасли). А инвесторы, как известно, ищут «новые бриллианты» на рынке.

Куда пойти?

В потребительском Интернете уже занято большое количество женщин, и это значит, что онлайн-сервисы действительно могут стать в ближайшее время одной из самых комфортных ниш для женщин-предпринимателей, где они могут беспрепятственно реализовывать свои таланты.

Важность быть собой

Женщины-предприниматели, будучи в меньшинстве, часто чувствуют давление со стороны мужчин, что зачастую заставляет их принять навязанные мужчинами правила игры. Когда речь идет об инвестициях, женщины и вовсе стараются подстроиться под мужские типы поведения, однако это ведет к обратному эффекту: никому не хочется иметь дело с человеком, который играет чужую роль и ощущает от этого дискомфорт.

Потенциальные проблемы

Женская восприимчивость по отношению к другим может мешать грамотной оценке той или иной проблемы, однако если женщина будет позитивно концентрироваться на собственных идеях, которые должны воодушевить других, тогда это поможет изменить ситуацию. Также было отмечено, что своего рода агрессивность, которой женщинам так не хватает в бизнесе, является ключевых фактором успеха. Женщинам свойственно подолгу терпеть людей, которые ведут себя неподобающим образом. Именно поэтому им стоит поискать «золотую середину» между эмпатией и волевым принятием важных решений.

Важность доверия

Респонденты активно упоминали необходимость доверия для построения любого успешного бизнеса, а также поиска инвестиций. И это доверие нужно создавать, рождая в партнерах/инвесторах уверенность в том, что именно благодаря вам (а не вашим коллегам, обстоятельствам и так далее) были достигнуты определенные успехи в ваших предыдущих начинаниях. Стоит также сфокусироваться на рынке и фактах, чтобы показать инвестору, КАК именно ваш стартап может преуспеть. Главное, чтобы ваша уверенность в собственных силах при этом не переросла в нахальство. Женщины славятся своей способностью быстро и самостоятельно находить консенсусы, однако хороший CEO, прежде чем принимать серьезное деловое решение, должен обсудить его со своими советниками.

Риск и провал

Многие люди, которых интервьюировала Пемо, отмечали, что женщины менее охотно идут на риск, так как с риском всегда граничит провал. Если женщины в молодости не увлекаются спортом, это автоматически означает, что им необходимы дополнительные стимулы к риску, для того, чтобы научиться получать удовольствие от соревнования и готовности поставить на карту все, что имеешь.

Думать о главном — как масштабировать свой бизнес

В то время как мужчины мечтают о глобальном, женщинам свойственно слишком сужать горизонты. Это отчасти объясняется тем, что женщина всегда заботилась о людях, которые окружали ее в тот или иной момент времени, в то время как мужчина-охотник видел полную картинку мира.

Не бояться просить деньги

Женщины действительно не любят просит деньги. Но привыкать к тому, что деньги просить придется, необходимо. Хотя в нас и слишком укоренены родовые черты характера, позволяющие использовать минимум ресурсов из тех, что имеются, для решения какой-то конкретной задачи.

Подводные камни

Сегодня в стартап-культуре, по большому счету, не ведутся разговоры о том, что делать с графиком работы, чтобы женщина могла также успевать заниматься своей семьей. Очень мало мам-предпринимательниц открыто заявляют о том, какой time-management внутри стартапа им необходим. Однако эта тема не должна остаться без внимания: в данном случае интересы женщин вполне могут лоббировать женские предпринимательские организации.

Секс

Вряд ли кто-то согласится с тем, чтобы проект оценивался по внешней привлекательности его руководителя. Однако «химия» в отношении полов никуда не денется. Или она есть — и тогда вы сработаетесь, или ее нет. И это тоже стоит иметь в виду.

Дети

Задача женщины-предпринимателя, ищущей инвестиции — заранее поставить инвестора в известность о своих карьерных и личных планах. Тогда между ними не возникнет недопонимания, завязанного на том, что, возможно, женщине придется оставить работу над проектом ради семьи.

Помощь другим женщинам

Сегодня много говорится о том, что женщины должны помогать другим женщинам, но это утверждение слишком абстрактно, и, в целом, позитивный сдвиг в этой области вряд ли достижим на уровне персональных отношений. Именно поэтому необходимы организации, подобные Astia, Pipeline Fund и Women2.0, которые объединяют женщин а бизнесе – в том числе, и для того, чтобы создавать базу для взаимовыручки. Свой вклад в развитие женской взаимопомощи вносят также организации, прививающие молодым девушкам любовь к технологиям и науке, такие как NCWIT и Anita Borg Institute.

Инфраструктура

Уже сейчас все больше венчурных инвесторов понимают необходимость финансовых вливаний в женские проекты. После финансового кризиса, случившегося в том числе «благодаря» усилиям по быстрому наращиванию денежной массы мужчинами (именно они доминируют в этой отрасли), в США стали активно говорить о необходимости прислушиваться к женщинам и инвестировать в женский потенциал — причем, как на уровне крупных компаний, так и малого бизнеса. По мнению Пемо, именно это может стать первым толчком к позитивным сдвигам на ниве более активного вовлечения женщин в создание экономических ценностей внутри отдельно взятых стран.

http://nauka.baikal24.ru/article.php?type=digest&id=82