Задачи социальной модернизации, определенные Президентом Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу «Построим будущее вместе!», предусматривают меры эффективного использования человеческого потенциала, в том числе дальнейшего совершенствования национальной гендерной политики. Следует сказать, что реализация гендерной стратегии как направления государственной политики обеспечена развитием экономики, социальной сферы, конституционным принципом равноправия женщин и мужчин. Активное включение гендерной компоненты во все области общественной жизни дает большие возможности в достижении целей по устойчивому развитию страны. Имеются в виду значительное повышение роли женщин и расширение доступа прекрасной половины к принятию решений, экономическим ресурсам, собственности, доходам, рабочим местам и профессиям.

Как указывается в докладе Всемирного экономического форума «Глобальное гендерное развитие.

2010 год», Казахстан по совокупности четырех показателей – экономическое участие, уровень образования, политические права, здоровье и продолжительность жизни – находится на 41-м месте. В то же время такие государства ЕС, как Словения, Польша, Франция и Италия занимают соответственно 42-е, 43-е, 46-е и 74-е места. Если рассматривать проблему гендерных асимметрий в глобальном контексте, то, по определению ООН, именно гендерные отношения выступают сегодня как одна из главных проблемных парадигм XXI века. При этом глобализационные процессы затрагивают не только экономические структуры и институты. Они касаются повседневной жизни людей.

Направленность торговых потоков, участие в производстве, глобальное потребление, трудовая миграция имеют ярко выраженную гендерную специфику. Не случайно с первых лет независимости в Казахстане этим аспектам государственного управления и общественных отношений уделяется повышенное внимание. По инициативе и непосредственной поддержке Главы государства создаются условия для реализации гендерной политики – важной и неотъемлемой составляющей государственной политики. Ее основные приоритеты определены в Стратегии гендерного равенства в РК на 2006–2016 годы, четко отражены в Стратегии-2030. Вопросами их реализации занимается Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте страны.

В формировании конституциональных основ национальной гендерной политики широко использовались успешные международные практики, программные документы ООН в области прав человека, семьи и гендерного равенства. Это, в частности, Всеобщая декларация прав человека, «Об искоренении насилия в отношении женщин», конвенция «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Пекинская декларация и другие международные договоры, участником которых является Казахстан.

С учетом того, что значимость гендерной политики, как и социальной политики в целом, возрастает по мере совершенствования политической системы общества, развития демократических институтов, развития гражданского общества, особую важность приобретает совершенствование институциональных механизмов, продвигающих гендерный мейнстриминг. В первую очередь это касается гендерного законодательства.

В связи с этим следует сказать, что реализация конституционного принципа по обеспечению равных прав, свобод и возможностей мужчины и женщины нашла отражение в широком включении гендерных компонентов в национальное законодательство. Так, правовая база в сфере гендерного равенства представлена прежде всего Конституцией Республики Казахстан, законами «О профилактике бытового насилия», «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Исходя из буквы и духа рамочного закона о гендерном равенстве, внесены соответствующие поправки в Трудовой кодекс и Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, в законы «О государственной службе», «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», «О браке и семье», «О правах ребенка в РК».

Безусловно, гендерное право с учетом реалий времени постоянно нуждается в улучшении, адекватном запросам развития общества. При этом важно учитывать, что законодательство должно основываться не только на существующем положении дел, но и конструктивном осмыслении имеющихся закономерностей и тенденций, позволяющих выработать эффективные механизмы правового регулирования гендерных процессов.

В частности, в правовом закреплении, по нашему мнению, нуждаются исключение профессиональной сегрегации женщин, создание условий для профессиональной карьеры, продвижения по службе, обеспечение широкого представительства женщин на руководящих должностях в органах государственного управления.

В своем выступлении 5 марта 2011 года на Съезде женщин Казах­стана, Президент Нурсултан Назарбаев поставил задачу перед Правительством: обеспечить высокую долю женщин среди работников новых предприятий, усилить женский компонент «Дорожной карты бизнеса-2020». Кроме того, Правительству совместно с Администрацией Президента, Национальной комиссией и руководством НДП «Нур Отан» Глава государства поручил разработать конкретный План действия до 2016 года по увеличению представительства женщин на уровне принятия решений. И для этого у нас есть хорошие перспективы в среднем звене государственного управления.

Достаточно сказать, что среди всех руководителей департаментов и управлений министерств 46% – женщины, а на аналогичных должностях в агентствах представители слабого пола составляют 54%. Всего же численность женщин на государственной службе на 1 января 2011 года составляет 46 055 человек (53%).

Успешная реализация гендерной политики, на мой взгляд, зависит еще и от способности общества осознать и понять необходимость решения вопросов гендерной проблематики в глубинном ее осмыслении. Это касается трансформации психологии, кардинального изменения гендерного мировоззрения. Другими словами, необходима работа по искоренению предрассудков, предубеждений, укоренившихся в обществе. Новые образцы партнерского равноправного сотрудничества мужчин и женщин должны занять место изживших стереотипов и стандартов. В переформатировании сознания, культурных кодов и гендерных метафор, конечно, важная роль принадлежит информационной и просветительской работе по повышению уровня гендерной культуры общества и социальной ответственности средств массовой информации. Включение «женского» потенциала в решение задач как на страновом, так и глобальном уровнях позволяет рассматривать развитие двух важнейших социальных стратегий – устойчивого развития и гендерной политики – в едином социокультурном контексте. Это в свою очередь диктует необходимость выработки комплекса эффективных механизмов, в том числе законодательных рычагов по созданию равных возможностей для женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Александр Судьин,

заместитель председателя Сената Парламента, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан

http://www.kazpravda.kz/c/1302920157