В независимом Казахстане Конституция закрепила широкий комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Итогом последовательных реформ в стране стали многопартийная система, наличие более 12 тыс. неправительственных организаций, пользующихся поддержкой государства через систему государственного социального заказа.

Деятельность НПО в Казахстане выступила своеобразным катализатором важнейших социально-экономических преобразований, ведь на основе экспериментальных проектов представителей «третьего сектора» нередко разрабатываются более масштабные социальные программы. Сегодня неправительственные организации получают реальные возможности для осуществления важных социальных инициатив, направленных на решение жизненно важных проблем нашего общества.

В становлении и развитии институтов гражданского общества, решении вопросов гендерной политики большую роль играют женские неправительственные организации.

Обретение Казахстаном независимости и обширная общественно-политическая трансформация 90-х годов ХХ века обусловили рост политической активности женской общественности республики. Расширение масштабов и уровней политического плюрализма привели к созданию новых институциональных форм политического участия населения, в том числе женского.

Становление женского движения в Казахстане можно условно разделить на четыре этапа. Первый охватывает 1991–1995 годы и характеризуется первичным институциональным формированием женского движения. Содержанием данного периода является фрагментарная деятельность жен­ских неправительственных организаций, ориентированных на решение социально-экономических проблем, бизнес, защиту интересов семьи и детей. На данном этапе государственная политика в отношении женщин отличается автоматическим переносом принципов и механизмов советской системы, когда общественная роль женщины ограничивалась социальными вопросами и была связана с семьей, материнством и детством.

На втором этапе (1995–1998 годы) происходят важные изменения. За этот период число женских НПО увеличилось в несколько раз. Предпосылки их активизации и увеличения женских объединений носят двусторонний характер. С одной стороны, данные процессы следует считать результатом накопления проблем, с другой стороны, в этом отражается рост политического самосознания казахстанских женщин. Современные женщины республики понимают, что необходима их интеграция в общество, и они активно участвуют в политических институтах. Вместе с тем именно с этого времени вырабатывается стратегия и определяются приоритеты государственной политики в отношении женщин в Казахстане. Создается Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РК.

Третий этап (1998–2004 годы) характеризуется формированием содержания государственной гендерной политики, созданием стимулирующих условий для политического участия женщин, с одной стороны, активизацией политической деятельности женских НПО, переходом на уровень институционального формирования женских политических организаций – с другой.

Ключевым организационным событием этого этапа служит создание институционального механизма по гендерным вопросам – Национальной комиссии по делам семьи и женщин при Президенте РК. Она была образована согласно Указу Главы государства 22 декабря 1998 года. Согласно юридическому статусу, комиссия является консультативно-совещательным органом. Создана она в целях защиты интересов семьи, обеспечения необходимых условий для участия женщин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Поле деятельности Национальной комиссии охватывает проблемы формирования приоритетов и внесения предложений по вопросам семьи, женщин и детей в государственные программы, разработку системы комплексных мероприятий по экономической, социальной, психологической, правовой поддержке семьи, женщин и детей, содействие их реализации.

Таким образом, в Республике Казахстан была определена новая государственная стратегия в отношении женщин и их участия в общественно-политической жизни страны. Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на II Форуме женщин Казахстана в 1998 году отметил, что «...уровень цивилизованности общества можно определить по отношению к женщине». Это положение усиливает значение участия женщин в демократических процессах, происходящих в стране.

Важным стимулом политической активности стала предвыборная борьба 1999 года, когда в стране на базе женских НПО оформились первые политические структуры, ориентированные на пропаганду и защиту жен­ских интересов. Политическая практика, сформированная предвыборными кампаниями, позволила накопить и аккумулировать определенный опыт как условие влияния женского движения на государственную политику и общественные процессы.

Указ Президента РК от 24 ноября 2005 года об утверждении Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006–2016 годы положил начало четвертому этапу в развитии женских неправительственных организаций.

Стратегия гендерного равенства служит основополагающим документом, направленным на осуществление гендерной политики государства, обеспечивающей равенство полов, а также расширение прав и возможностей женщин. В связи с этим в каждый раздел стратегии включены разработанные совместно с региональным офисом женского фонда ООН (ЮНИФЕМ) индикаторы по достижению гендерного равенства в политике, экономике, образовании, семье, вопросах охраны здоровья и предотвращения насилия в отношении женщин и детей. Стратегия гендерного равенства предусматривает решение задач по достижению равенства прав и возможностей мужчин и женщин на период до 2016 года.

В октябре – декабре 2006 года Ассоциацией деловых женщин Казахстана при поддержке Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике при Президенте РК был проведен общественный конкурс «Гендерно-чувствительный руководитель», целью которого явились развитие общественного сознания и пропаганда Стратегии гендерного равенства в РК.

Большинство женских общественных организаций ведут многовекторную деятельность, выходящую за границы заявленной специализации. Характерным признаком современного женского движения является тот факт, что ряд женских общественных организаций за время своей деятельности смогли создать ресурсную основу для обширной региональной сети по всему Казахстану. В настоящее время в основные направления деятельности женских НПО включены подготовка и проведение при поддержке международных организаций и фондов тренингов по женскому политическому лидерству. В сложившихся условиях НПО являются для женщин основными каналами политического образования и социализации, формирующими навыки политической борьбы, конкуренции и избирательных кампаний.

Политика гендерного равенст­ва входила в один из приоритетов Казахстана на посту председателя ОБСЕ в 2010 году. Подтверждением тому является инициатива нашей республики по учреждению нового поста личного представителя действующего председателя по гендерным вопросам. Им стала Уэнди Паттен, которая скоро приедет в Казахстан для встреч с представителями НПО и содействия в использовании лучших социальных практик.

На современном этапе существует несколько способов участия женщин в гражданском обществе: через добровольческую работу в неправительст­венном секторе, через свою профессиональную деятельность на рабочем месте и участие в политической жизни. Полагаем, сегодня нормативно-правовая база республики отражает суть гражданских инициатив жен­ского движения и создает условия для полной реализации возможностей участия женщин в общественной и политической жизни страны.

Жанна ТУКТОРБАЕВА,

Академия КУИС МВД РК

http://www.kazpravda.kz/c/1316560710