5 сентября на совместном заседании комиссий по здравоохранению и охране общественного здоровья и социальной политике и трудовым отношениям депутаты Московской городской думы представили проект государственной стратегии «Развитие здравоохранения города Москвы» на 2012-2016 годы. По словам главы комиссии по здравоохранению Людмилы Стебенковой, программа носит «прорывной» характер и должна прийти на смену текущему проекту модернизации столичной медицины на 2011-2012 годы, передаёт корреспондент ИА REX.

Стратегия состоит из 8 подпрограмм, каждая из которых посвящена отдельному направлению столичного здравоохранения. В ходе их реализации чиновники обещают снизить коэффициент смертности населения с 11 случаев до 10,1 случаев на 1 тыс. человек. Уменьшить показатели младенческой смертности с 6,1 до 5,8 случаев на 1 тыс. родившихся детей. Увеличить продолжительность жизни с 73,6 до 76,5 лет. Переоснастить 70% столичных больниц и поликлиник и повысить «удовлетворённость качеством медицинской помощи» среди москвичей с 61 до 75%.

По словам заместителя руководителя департамента здравоохранения города Москвы Анатолия Корсунского, в данный момент и общий коэффициент смертности, и смертность среди трудоспособного населения Москвы на 5% выше, чем в столицах новых стран Евросоюза и на 26% выше, чем в старых. Правда, как подчеркнул депутат Александр Семенников, приведённые чиновником цифры содержат «лукавую» информацию и не соответствуют реальному положению дел, так как при составлении стратегии учитывали сводную информацию без расчёта коэффициента смертности по гендерным признакам, хотя известно, что продолжительность жизни мужчин и женщин в Москве (и России в целом) сильно разнятся. Тоже касается и степени удовлетворённости медицинскими услугами. Отметим, что ранее мэр Москвы Сергей Собянин обращал внимание на данные цифры, указывая, что общий свод данных не соответствует действительности, так как результаты опросов сильно разнятся в зависимости от округа столицы. Так, в некоторых округах показатели едва достигают 30%, а в отдельных доходят до 70%.

На данный момент 40% зданий системы здравоохранения имеют износ свыше 60%, а обеспеченность рабочими площадями доходит лишь до 50% от необходимого. «Главные проблемы — это устаревание материально-технической базы, износ зданий, дисбаланс в структуре коечного фонда, недостаточная эффективность его использования. Низкая эффективность амбулаторного звена. Также дисбаланс в кадровой структуре, отмечается существенный дефицит по ряду специальностей. Кроме того, необходимо отметить неурегулированность ряда организационно-финансовых вопросов оказания медицинской помощи иногородним гражданам и лицам без гражданства, заболевания, которые значительно ухудшают общие показатели здоровья и увеличивают нагрузку на лечебно-профилактические учреждения. Каждый 10 пациент в московских больницам приехал из других субъектов РФ или других стран. Среди акушерской помощи эта цифра составляет 25%», — заявил Корсунский.

За 4 годы реализации предложенные стратегии чиновники обещают «коренным образом изменить структуру управления московским здравоохранением». По словам главы департамента здравоохранения города Москвы Леонида Печатникова, главная цель программы — сократить количество количество госпитализаций с 70% до 30% случаев и уменьшить время пребывания москвичей в стационаре. «Весь мир живёт по принципу: 70% помощи оказывается в амбулаторных условиях и только 30% в стационаре. В России и Москве всё наоборот. 70% помощи пытаются оказывать в стационаре. Дело не только в том, что это дорого и не по карману ни одной стране, даже более богатой, но это просто не правильно. Именно поэтому мы настроили эту программу на то, чтобы основную часть помощь оказывали в поликлиниках», — заявил он. Отметим, что данная цель вызывает больше всего нареканий со стороны противников предлагаемых реформ здравоохранению. Так, с введением электронной записи с специалистам поликлиник, возможность попасть к узкопрофильному врачу растягивается на несколько месяцев (средний срок ожиданий по записи составляет 1,5-2 месяца), что в случае со скрытой серьёзной проблемой, например, заболеваниями сердца, составляющими большую часть причин ранней смертности населения страны, может обернуться самыми плачевными последствиями. Единственная «отдушина» жителей, которым необходимо, например, сделать кардиограмму — это вызов службы скорой помощи. Так, врачи скорой не имеют права отказать в проведении диагностики и результаты с показаниями прибора пациент получает на руки. Врачи скорой жалуются на подобные вызовы, которых становится всё больше, но у многих пациентов, не имеющих возможности обратиться к платному специалисту и опасающихся длительного ожидания своей очереди в районной поликлинике, просто нет иного выхода. По опасениям некоторых экспертов, новый закон «перекроет» возможность быстрого попадания пациента в клинику, что вместо снижения уровня смертности приведёт к её росту. А вкупе с «квотами» на высокотехнологичные процедуры и вовсе «поставит крест» на бесплатной медицине. По словам Печатникова, данную проблему планируют решить за счёт оптимизации структуры управления и функционирования поликлиник, завоза современного оборудования и повышения уровня подготовки медицинского персонала.

После внесения отдельных изменений, программу развития планируют передать для утверждения в правительство Москвы. Принятия документа можно ожидать уже в ближайшее время.

http://www.iarex.ru/news/19215.html