МЕДВЕДЕВ: Добрый вечер. 8 часов и 8 минут вечера в Москве. Это программа "Археология", в студии Сергей Медведев. Хочу начать с чистосердечного признания. Программа эта называлась первоначально "Женщина за рулем". И вот когда я начал обдумывать, обкатывать это название, я понял, что оно некорректно. Вот я на телевидении веду программу, и давно, вот очень часто мне предлагают: "Что вот ты не сделаешь программу там "Женщины в истории"?" Я говорю: "Я никогда не сделаю такую, потому что тогда это надо делать только вместе с парой "Мужчина в истории"". Или вот, например, есть такой сериал "Доктор Куин: женщина-врач". Прямо удивительно, женщина-врач. Почему, скажем, не сделать "Доктор Хаус: мужчина-врач", почему нет такого сериала?

В общем, к чему я это веду? К тому, что во всех вот этих вот вещах, заголовок типа "Мужчина и женщина за рулем", все это как-то так представляется, что женщины являются исключением из правил. Правило оно мужское, и вот женщина за рулем – это некая странность, некая эксцентричность, которую надо обсуждать. Я хочу сказать, что это, конечно, не так. И в подтверждение этому у нас наша гостья сегодняшняя... Я, подходя к студии, заметил замечательную, бананового цвета "Mitsubishi Lancer Evolution" гоночную. Вот, и у нас сегодня гость в студии Екатерина Каренина, инструктор водительского мастерства контраварийного вождения Академии вождения "CARенина". То есть, как я понимаю, Екатерина, это ваша собственная академия?

КАРЕНИНА: Добрый вечер.

МЕДВЕДЕВ: Добрый вечер. И будет у нас мужчина в гостях, но он сейчас задерживается, он едет с одного мероприятия, о котором, я думаю, он нам расскажет, которое тоже имеет отношение к сегодняшней теме. Это главный редактор журнала "Авторевю" Михаил Подорожанский. Так что у нас будут мужчина и женщина в студии, сейчас я наслаждаюсь прекрасной компанией Екатерины Карениной.

Ну, и вот давайте поговорим на эту тему, автомобильную тему: "Мужчина и женщина за рулем". Потому что мне кажется, что вот эта вот автомобильная тема, она каким-то является до сих пор заповедником сексизма. То есть мы, скажем, не говорим, может ли женщина быть состоятельным, я не знаю, руководителем. Может ли женщина даже, я не знаю, быть губернатором. Кажется, такие вопросы уже решены. Но вот вопрос женщины за рулем... Посмотрите просто, я не знаю, блоги, форумы, вообще наш фольклор весь, анекдоты. Сколько высказываний, сколько анекдотов на эту тему. Екатерина, почему?

КАРЕНИНА: Вы знаете, я как инструктор в первую очередь, со стажем 9 лет преподавания, я не делю людей по управлению автомобилем по половому признаку. Есть люди, которые не могут водить, есть люди, которые могут водить. Причем просто одним нужно объяснять больше, и они понимают с десятого раза, а другим нужно объяснять один-два и они уже понимают. Не бывает плохих учеников, бывают плохие учителя.

Поэтому здесь, говоря о нашей теме, я бы не стала делить людей на женщин за рулем и мужчин за рулем, я не понимаю вот этого знака, когда девушки вешают "туфелька за рулем". Ну, давайте мы мужчин тоже как-то обозначим, и тоже что-то повесим, чтобы было понятно, что у нас мужчина за рулем. Поэтому здесь, мне кажется, все зависит от адекватности того или иного человека, поэтому я бы все-таки не делила. Хотя есть рьяные нелюбители блондинок за рулем. Я бы не делила даже по цвету волос. Для меня, например, самый страшный водитель – с усами, в очках и с бородой. А если у него еще шапка-ушанка сверху... И вот он в руль вцепился...

МЕДВЕДЕВ: А если он еще в валенках...

КАРЕНИНА: Ну, этого, к сожалению, не видно с первого взгляда. Поэтому здесь, мне кажется, все зависит от опыта вождения, умения и адекватности на дороге.

МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, вот в продолжение того, о чем сейчас говорит Екатерина, приглашаю вас зайти на сайт finam.fm, там висит голосовалка по нашей программе "Кто более безопасно водит автомобиль?" Три варианта ответа: мужчина...

КАРЕНИНА: Я сегодня заходила, кстати!

МЕДВЕДЕВ: Голосовали?

КАРЕНИНА: Да!

МЕДВЕДЕВ: Я даже догадываюсь как. Кто более безопасно водит автомобиль: мужчина, женщина, и третий вариант – это не зависит от пола. Так что, заходите и проголосуйте, сразу мы поймем, согласны вы или нет с мнением Екатерины.

Катя, а вот исторически если посмотреть. Ведь все-таки, мне кажется, вот это все, откуда ноги растут – это некая мужская ревность. Потому что мужчина все-таки считает автомобиль неким своим половым признаком, своей принадлежностью. Я думаю, примерно то же происходило, когда женщины сели на лошадей. Вот примерно автомобиль для мужчины то же самое, что лошадь для женщины. И вот это, так сказать, отчуждение мужского такого предмета, оно вызывает вот эти вот насмешки и ругань мужчин.

Екатерина Каренина, Михаил Подорожанский
Екатерина Каренина, Михаил Подорожанский
КАРЕНИНА: Ну, вы знаете, у нас вообще во всем борьба, и вся жизнь борьба. У нас такая же история происходит на кухне, когда тоже есть мужчины, которые доказывают, что они лучше готовят. Поэтому, мне кажется, здесь это... Как только появилось любое какое-то средство передвижения, сразу стали какие-то выяснения отношений – кто лучший. Причем это опять происходит не между полами. Любые соревнования возьмите по драг-рейсингу, по дрифту, неважно, все равно там все меряются, кто лучше. А если там появляется еще и девушка, то это наоборот борьбу как-то подогревает. Поэтому здесь, наверное, все-таки это всегда было, есть и будет.

И мне кажется, что сейчас мужчины, которые в себе уверены, мужчины, которые самодостаточны, они, наоборот, нормально относятся к девушкам за рулем и их не смущает. Как бы если человек адекватный, если человек нормально водит автомобиль, то мне абсолютно все равно, какого он пола. Мне важнее, чтобы с каждым годом было мальчиков и девочек меньше, которые в экстремальной ситуации руль бросят, глаза закроют. Ну, значит, я не зря работаю. А какого они пола – это уже совсем не важно.

МЕДВЕДЕВ: Давайте послушаем, что по этому поводу думают наши прохожие. Вот, наверное, надо было лучше за рулем еще опросить людей, но вот наши корреспонденты выходили и спрашивали у прохожих на улицах Москвы: "Кто лучше водит машину – мужчина или женщина? И почему?" Вот, что мы услышали.

Опрос:

– Кто больше мастер, тот лучше и водит.

– Мужчины. Они как-то более ответственно к этому относятся.

– Мужчина. Потому что лучше реакция. Ну, мужчины просто больше пьют, поэтому они больше попадают в аварии.

– Все зависит от того, сколько времени водят машину. Стаж.

– Так, в принципе, если смотреть, кто безопаснее – женщина, конечно, безопаснее.

– Стереотип сложился, что женщины всегда водят хуже и паркуются хуже всех. Мне кажется, что я вожу осторожнее.

– Мужчина. Это исторически сложилось, что мужчина чаще, больше управляет. Хотя сейчас есть такие девушки, которые рулят очень неплохо.

КАРЕНИНА: Ну, 50 на 50, я бы сказала.

МЕДВЕДЕВ: И очень, да, по-моему, толковые высказывания. Что вся проблема-то не в мужчинах и женщинах, а в стереотипах. Вот женщина сказала...

КАРЕНИНА: Я скажу больше. Вся проблема в обучении. Потому что посмотреть на наши сегодняшние автошколы, которые выпускают водителей не готовыми... Я же как раз преподаю именно эту историю, когда у людей есть права, но они приходят в школу, но они ничего не могут. То есть, они боятся выезжать в город с теми знаниями, которые они приобрели в автошколе, им этого недостаточно. И вот я уже занимаюсь тем, что помогаю им как-то освоиться. Причем, если говорить, опять же, и делить "женщины/мужчины", наверное, 60% – это женщины, 40% – это мужчины.

МЕДВЕДЕВ: В смысле 60, 40?

КАРЕНИНА: Кто приходит учиться.

МЕДВЕДЕВ: А, кто к вам приходит учиться. Приходят... Это уже как бы продолжающие обучение?

КАРЕНИНА: Ну, у меня три варианта, да. То есть, либо люди все с правами, но первый вариант – это парковки, движение задним ходом, какие-то элементарные вещи, правильная посадка, техника руления. И вторые варианты – это уже два этапа, это дрифты, развороты, и так далее. То есть, уже самосовершенствование и... Я не учу гонять, я учу выходить из экстренных ситуаций. Дай бог, чтобы их не было.

МЕДВЕДЕВ: Ну да, я примерно представляю. В свое время тоже проходил у Цыганкова вот эту школу контраварийного вождения, то, что там они в поселке Восточный на льду делают.

Вот вы упомянули такую вещь с правами. Давайте разберемся с несколькими мифами, которые есть относительно женщин за рулем. Вот первый миф, что женщины все получили права вместе с машиной, в бардачке. То есть женщине "папик" дарит машину...

КАРЕНИНА: Вы знаете, я могу назвать кучу мужчин, которые именно у меня учились, которым именно в бардачке тоже права подарили. Мне важнее не то, что есть наличие прав или их нет, это все-таки корочка, а мне важнее, как человек водит автомобиль. Я не теоретик, я практик. И есть, когда приходит группа мужчин, 5 человек на курсе, я выхожу и говорю: "Сейчас будем читать теорию". Естественно, там "хи-хи", "ха-ха", а мы выезжаем на полигон и он ничего сделать не может. Он всю жизнь ездил по прямой, у него стаж 10 лет, но он ни разу машину в занос не пускал. Поэтому здесь, опять же, есть и там, и там хорошие водители, и плохие водители. Не важно, какого они пола, абсолютно не важно.

МЕДВЕДЕВ: Хорошо. Второй миф. Женщина технически некомпетентна по сравнению с мужчиной.

КАРЕНИНА: Вы знаете, у меня утро начинается с просмотра масла. У меня спортивный автомобиль. И первое, что я делаю, выходя, у меня маникюр, френч даже черного цвета, потому что я начинаю... Именно из-за того, чтобы мотор не запороть. И вместо цветов мне приносят "Motul" 5-40 масло в подарок, всякие датчики, и так далее. И отвертка у меня в сумке, могу показать. Поэтому...

Екатерина Каренина
Екатерина Каренина

МЕДВЕДЕВ: Ну, Екатерина, вы поэтому, собственно, так сказать, и школу свою учредили, потому что вы такая женщина. Много ли таких как вы?

КАРЕНИНА: Немного, но есть. И дай бог, чтобы их было больше, дай бог, чтобы они безопасно ездили. Вот основное, чего я добиваюсь. Мне не нужно, чтобы они исполняли какие-то спортивные варианты вождения, а для того, чтобы они хотя бы знали свой автомобиль, умели им пользоваться, и в экстренной ситуации знали, как управлять автомобилем, чтобы уберечь себя и жизнь окружающих. Я за то, что наш путь – безопасность.

МЕДВЕДЕВ: Третий миф – женщина менее сконцентрирована за рулем, больше отвлекается на подробности.

КАРЕНИНА: Это особенности характера, особенности человека. Я знаю, знаете, был такой анекдот, когда мужчина говорил: "Представляешь, сегодня ехал, и увидел женщину, она красит губы и еще в зеркало смотрит. Я прямо чуть бритву не выронил!" Понимаете, тут как бы все исполняют на дороге, и те, и другие отличаются. Поэтому, опять же, я возвращаюсь к тому, что не делю я людей.

МЕДВЕДЕВ: К нашему разговору сейчас по телефону присоединяется еще один эксперт – Антон Максимов, главный редактор проекта "РБК Авто". Антон, добрый вечер.

МАКСИМОВ: Добрый вечер.

КАРЕНИНА: Добрый вечер.

МЕДВЕДЕВ: Ну, вот мы тут обсуждаем вот эти вот мифологии относительно мужского и женского вождения. Что вы по этому поводу можете сказать? Что женщины, они, так сказать, генетически менее сконцентрированы за рулем? Откуда, собственно, берутся все эти анекдоты, все эти рассказы, все эти стереотипы относительно женского вождения? Вы вот, скажем, видите, еще не видя, кто в машине, или, предположим, затонированная машина, женщина или мужчина за рулем, по поведению на дороге?

МАКСИМОВ: Вы знаете, я сейчас затрудняюсь ответить, потому что, на мой взгляд, разницы нет. Женщин за рулем просто у нас сейчас не так много, и это бросается в глаза. Я вижу ежедневно кучу водителей-мужчин, которые ведут себя абсолютно неадекватно, и видно, что вот они-то как раз и купили права. Которые нарушают ПДД, странно себя ведут на дороге. И они гораздо страшнее женщин.

На мой взгляд, женщина все-таки более сосредоточенно водит, сконцентрировано. Единственное, там, конечно, женщинам сложнее какие-то там вещи, которые у мужчины в силу там какого-то другого...

МЕДВЕДЕВ: Откуда тогда берется эта мифология? Это вот это все наши, так сказать, вековечные гендерные стереотипы сексистские?

МАКСИМОВ: Я вам еще раз говорю, это, скорее всего, берется от того, что как бы пока женщин за рулем все-таки меньше, чем мужчин, то есть нет такого паритета. Соответственно, все шутки про них. Естественно, что есть и женщины, которые водят отвратительно. Это необязательно блондинка, это может быть женщина, которая села за руль 10 лет назад, но так и не научилась ездить. Точно так же мужчины. Нет такого...

Я вот лично не могу разделить мужчин и женщин-водителей. Есть предрасположенность человека как такового. То есть, это может быть и мужчина, и женщина. То есть, человек может водить – он садится и водит, и не важно, женщина это или мужчина. А есть люди, которые просто не рождены ездить за рулем.

МЕДВЕДЕВ: Итак, скажем, в целом навскидку нельзя сказать, кто безопаснее водит по статистике?

МАКСИМОВ: По статистике, на мой взгляд, все-таки женщины водят безопаснее. По крайней мере, они водят сконцентрированнее и устраивают меньше аварийных ситуаций на дороге мужчин.

МЕДВЕДЕВ: Понятно. Ну что, хорошо, Антон, спасибо.

МАКСИМОВ: Да, пожалуйста, да.

МЕДВЕДЕВ: У нас на линии был Антон Максимов, главный редактор проекта "РБК Авто". И уже слушатели к нам присоединяются. Хочу напомнить наш телефон студийный: 65-10-996. Звоните нам и скажите, кто лучше водит машину – мужчина или женщина. Илья на линии.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

КАРЕНИНА: Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Я бы хотел выразить свою точку зрения по поводу вот этого всего. Мне кажется, в процентном соотношении, непосредственно отношении мужчин и женщин, мужчины водят машину лучше, поскольку как бы дано им лучше. Потому что девушки как бы, ну, вот как называется "пацанки", их меньше в природе...

КАРЕНИНА: Спасибо!

СЛУШАТЕЛЬ: Ну и как бы... Вы поняли мою точку зрения. А в личном плане, само собой, тут все зависит от человека. Вот в процентном отношении по поводу аварий как раз я бы не сказал, что мужчины больше совершают, женщины. Тут дело случая очень сильно играет. Я просто сам как бы работаю водителем, поэтому сужу вот с этого. И сам попадал как бы в аварии и по своей вине, и не по своей.

МЕДВЕДЕВ: Слушайте, а вот как водитель скажите, вот я тоже как мужчина-водитель вижу какую-то иногда машину, которая едет... Ну, не устраивает тебя то, как она едет. И ты потом ее обогнал, заглянул в стекло – ага, женщина за рулем. Думаешь: ну-ну... У вас такого не было?

СЛУШАТЕЛЬ: Было неоднократно. И были не только женщины, как ваш оппонент рассказывала по поводу дяденьки в шапке и в очках, такое тоже было. То есть, видно сразу пассажиров, которые выделяются на дороге, которым как бы не дано водить. И они, возможно, это делают, ну, просто...

МЕДВЕДЕВ: Хорошо, еще такой вопрос. Вот вы сказали, что женщина должна быть "пацанкой", как вы выразились, чтобы хорошо водить? Или, так сказать, нормальная, вменяемая мать, женщина, мать двух детей может точно так же провести машину как мужчина, на ваш взгляд?

СЛУШАТЕЛЬ: Как мужчина уже не сможет. Ну, опять же, парень тоже может быть девчачьего строя, понимаете.

МЕДВЕДЕВ: Ну, понятно, ясно, Илья, спасибо. Ну, вот да, мне кажется, я знаю, вот я лично не согласен, что есть такой девчачий строй и мужской строй, который позволяет...

КАРЕНИНА: Я категорически с этим не согласна, потому что все вот... Да простит меня наш слушатель, у меня было 500 водителей из Управления делами президента, когда они пересаживались с "Волг" на "БМВ", мы их катали два года. Это дядечки, которые годятся мне в папы, со стажем 15-летним вождения личным, которые ездили на "Волгах", но они ездили по прямой. И когда я просила просто элементарно поймать автомобиль в заносе в повороте, они отрывали переключатели, вот так вот руки бросали, и они не понимали вообще, как это происходит.

МЕДВЕДЕВ: Ну "Волга", она вообще, по-моему, ездит по прямой в основном.

КАРЕНИНА: Да неважно на чем, все равно на чем, на "Волге", на "БМВ". Все зависит от опыта вождения.

МЕДВЕДЕВ: Понятно. Давайте еще возьмем пару звонков. Напомню наш телефон студийный: 65-10-996. И после этого уже уйдем на перерыв. Алексей на линии. Слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

КАРЕНИНА: Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, если появляются анекдоты, они появляются неспроста, но я немножко не об этом. Не хотел бы ничего говорить плохого о вождении женщин в целом, но если брать... Действительно, женщины, они ездят больше по правилам, я бы сказал так. Но, допустим, если взять мегаполис наш Москву. По правилам... Как говорил мне мой мастер: "Получил права?" "Да". "Помнишь правила?" "Да". "Теперь про них забудь".

Ну, невозможно ехать по городу 60. И вот смотрите ситуация: поток идет 100, девушка безаварийная едет 60 километров в час. Вот водителей-лихачей она провоцирует, она их просто злит. И они же посредством вот этой провокации потом создают аварийные ситуации. Плюются, вот она так едет, она едет по правилам, к ней никаких претензий. Но вот именно провоцирование иногда имеет место.

МЕДВЕДЕВ: То есть, соблюдение правил, а не понятий таких конвенциональных водительских...

Екатерина Каренина
Екатерина Каренина
СЛУШАТЕЛЬ: Излишне дотошная.

МЕДВЕДЕВ: ...Это-то и есть проблема. Но иногда, может быть, как раз эта излишняя дотошность, она и жизнь спасет. Кто знает.

КАРЕНИНА: Ну, она по скорости создает меньше проблем, даже когда она тащится в правом ряду, нежели тот же лихач, который 120 пытается в "шашки" поиграть. Поэтому здесь как бы, ну, двоякая история.

МЕДВЕДЕВ: Ясно, Алексей, спасибо, спасибо. И давайте еще последний звонок возьмем, прежде чем уйдем на перерыв. Владимир.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Я бы хотел ваш разговор послушать и внести такое понятие. Женщины, мужчины и еще дачники.

МЕДВЕДЕВ: Дачники, это, как я понимаю, нейтрального пола?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, да, да, да, они именно нейтрального пола. И то, вот о чем, когда говорили, если дедушка едет, это все-таки дачники. Вот там как бы это нейтральная тема, и она летом дает о себе знать.

А вот, скажем, если мужчины и женщины, то мое мнение, что это в процентном соотношении все-таки и те и другие водят, но мужчины в процентах водят все-таки более достойно, нежели женщины.

КАРЕНИНА: А я бы сюда еще заграничных таксистов прибавила тогда, которые на 2106 ездят.

МЕДВЕДЕВ: Да, да, да, со странными регионами. Понятно, хорошо, спасибо, Владимир. Мужчины и женщины за рулем.

Читать полностью: http://finam.fm/archive-view/3844/