Партнерство, лидерство, перспективы. Вот три слова, которые чаще всего звучат на всевозможных форумах, посвященных развитию малого и среднего бизнеса, и в которые тем не менее предприниматели подчас вкладывают самые разные смыслы и толкуют по-разному.

Вот почему такой большой интерес вызвал состоявшийся в конце июля в Москве деловой форум «Партнерство. Лидерство. Перспективы.», который, несмотря на изнуряющую жару, собрал около трехсот участников. Кроме москвичей (в основном предпринимателей малого и среднего бизнеса) здесь присутствовали представители еще нескольких регионов.

В числе участников форума были: генеральный директор Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) Юрий Азаров, помощник руководителя Администрации Президента РФ Леонид Рокецкий, президент Национального фонда социально-экономического развития регионов Георгий Шепелев, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Виталий Мельников, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы Михаил Герасимов, предприниматель, продюсер, певица Надежда Копытина и др.

Большая часть выступивших в той или иной форме и с разной мерой откровенности говорили о том, что малый и средний бизнес в Москве в последние годы развивался скорее вопреки политике местных властей, нежели благодаря их содействию. Почти все выражали надежду, что новаяадминистрация столицы переломит ситуацию и создаст более благоприятные условия для развития бизнеса.

Шла речь и о том, что многие предприниматели плохо информированы о тех программах по развитию малого и среднего бизнеса, которые реализуются в столице. Даже о субсидиях на развитие своего дела, которые можно получить сравнительно «без проблем», слышали не все; а те, кто слышал, уверены, что сделать это крайне сложно. М. Герасимов сообщил, что сейчас в правительстве столицы разрабатывается программа стимулирования экономической активности, составной частью которой будет программа поддержки малого бизнеса.

В. Мельников рассказал, что в Минэкономразвития РФ разрабатывается целый пакет нормативно-правовых документов, которые в той или иной мере коснутся многих предпринимателей. Один из них – законопроект о патентах – уже прошел первое чтение в Государственной Думе. В него, в частности, предполагается включить перечень из 47 видов деятельности, для осуществления которых обязательно необходимо иметь патент. Цена его будет относительно доступной и не превысит 50 тыс. рублей.

Участники форума сетовали на то, что в столице нет узкоспециализированных средств массовой информации, целиком посвященных предпринимательству, в том числе малому и среднему. С 1998 года выходила газета «Деловая Москва», выпускавшаяся на средства правительства столицы, но недавно ее закрыли… В этой связи заслуживает рассмотрения поднятый с трибуны форума вопрос о создании в Москве специальной программы поддержки СМИ, занимающихся освещением и популяризацией бизнеса в столице, как, впрочем, и в России в целом.

Одна из секций форума носила название «Наставничество». По мнению большинства участников секции, наставничество – это одна из самых эффективных форм поддержки малого бизнеса. При хорошо организованном наставничестве бизнес помогает бизнесу, и это во многих случаях куда эффективней, чем помощь со стороны государства.

Впрочем, такой позиции придерживаются не все. Управляющий партнер группы компаний ManagementDevelopmentGroupДмитрий Потапенко заявил, что в условиях рынка каждый должен действовать абсолютно самостоятельно и учиться на собственных ошибках, без «всяких там наставников». Стоит ли говорить, что большинство участников дискуссии с ним не согласились?..

Оживленной была дискуссия на заседании секции «Женское предпринимательство». Прозвучало, в частности, множество историй успеха женщин, которые сумели получить прекрасное образование, реализовать интересные бизнес-проекты, но при этом они находят время для воспитания детей и создания домашнего уюта и теплой обстановки в семье.

В рамках форума было проведено два мастер-класса, посвященных искусству управленческой борьбы и бизнес-этикету.

Компания «КОМУС» провела розыгрыш подарочных сертификатов среди участников и гостей форума. На стенде компании были представлены образцы подарков и сувениров, реализуемых от имени компании.

Николай ПЕТРОВ

http://region.tpp-inform.ru/business/114.html