На заседании Российской трехсторонней комиссии 18 марта обсуждались вопросы безработицы и выполнения Генсоглашения, нового МРОТ, детской оздоровительной кампании и ужесточения наказания за несоблюдение работодателем требований охраны труда. С подробностями из зала заседания - корреспондент "Солидарности".

МИНОБОРОНЫ ПЛОДИТ БЕЗРАБОТНЫХ

Заседание Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений началось с доклада Минздравсоцразвития. Речь в докладе шла о том, с каким результатом были реализованы меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда в 2010 году. А также о мероприятиях, направленных на улучшение ситуации на рынке труда в 2011 году.

Замминистра Максим Топилин представил подробную статистику, графики и схемы действий министерства. По методологии МОТ, численность безработных на 16 марта этого года - 5,7 млн человек (пик пришелся на февраль 2009-го 7,1 млн). Уровень общей безработицы в марте 2011 года составил 7,6% (9,4% - в феврале 2009-го), а уровень регистрируемой безработицы - 2,2% (3,1% - в феврале 2010-го). Таким образом, коэффициент напряженности на рынке труда (то есть отношение числа не занятых трудовой деятельностью к числу вакантных рабочих мест) снизился с пикового показателя 3,1 в январе 2010 года до 1,7 в марте 2011-го (см. график в окончании статьи).

По данным Минздравсоцразвития, продолжительность регистрируемой безработицы в 2010 году составила 5,5 месяца, а в сельской местности - 6,1 месяца. Дамам оказалось сложнее устроиться на работу: доля безработных женщин в 2010 году возросла с 2009 года на 1,2% и составила 56,1% (вот она, та самая дискриминация, которую упорно не замечают некоторые мужчины!). Доля же безработных мужчин в общей численности безработных в прошлом году снизилась на 1,2% по сравнению с уровнем 2009 года и составила 43,9%, что все равно превышает аналогичный показатель 2008 года на 4,2%. Выросло число безработных в моногородах (на 2% - с 2009 года и на 4,5% - с 2008 года). Безработной молодежи от 16 до 29 лет - 29,3% (за год снижение на 1,5%).

Во всех федеральных округах коэффициент напряженности на рынке труда снизился до уровня ниже докризисного (см. таблицу). Это свидетельствует о значительном увеличении числа вакансий, в том числе за счет реализуемых дополнительных мер на рынке труда.

По данным мониторинга, ведущегося Минздавсоцразвития с октября 2008 года, уволенных на сегодня - 1 642 283 человек. Из них трудоустроено 670 133. В режиме неполного рабочего времени трудятся 289 446 человек, в простое по вине работодателя - 45 269, а в отпусках по инициативе администрации без сохранения зарплаты - 19 923 человека. Наибольшая доля уволенных работников в 2008 - 2011 годах пришлась на Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа. Наибольшая доля работающих неполное рабочее время - тоже в Северо-Западном, а также в Приволжском и Уральском федеральных округах.

Топилин сказал, что динамика уровня общей и регистрируемой безработицы замедляется, в связи с этой тенденцией были подкорректированы программы содействия занятости населения. В кризисное время они сработали достаточно хорошо, но теперь, когда экономика восстанавливается, необходимо двигаться дальше. На 2011 год правительством одобрено 80 региональных программ на общую сумму 18,7 млрд руб., в том числе 17,5 млрд руб. субсидий из федерального бюджета. Некоторые программы закрыты. Так, общественные работы в 2011 году остались только в моногородах, если там есть такая необходимость.

В целом итоги работы сторона профсоюзов и сторона работодателей признали положительными. Однако, как сообщил председатель ФНПР Михаил Шмаков, появились сведения о том, что Минобороны РФ отказалось размещать военный заказ на российских заводах. При отсутствии такого заказа только в Нижнем Тагиле на оборонном предприятии без работы останутся около 5 тыс. человек, а вместе со смежниками - около 50 тысяч. К такому же эффекту приведет заказ французских вертолетоносцев.

- Поскольку российские вертолеты на этот вертолетоносец не помещаются, нужно будет закупать еще и французские вертолеты, - заметил Шмаков. - К этим вертолетам российское оружие не подходит, подходит французское. Российские боеприпасы не подходят к французским пушкам и пулеметам, значит, надо закупать боеприпасы во Франции. А в это время наши заводы боеприпасов имеют ноль гособоронзаказа. Поэтому я предлагаю предупредить Минобороны, что для того, чтобы наводить порядок на рынке труда после таких "мудрых" решений, компенсация затрат по стабилизации рынка труда должна быть из средств Минобороны.

МРОТ ПОВЫСЯТ НА 300 РУБЛЕЙ

На фоне рассказов о тысячах безработных, число которых хоть и сокращается, но все равно остается существенным, было странно слышать об увеличении МРОТ на 6,5% - тогда как только "официальная" инфляция составила около 10%. Тем не менее, правительство предложило установить с 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда 4611 руб. (сейчас - 4330 руб.).

Предложение, конечно, поддержали, но профсоюзная сторона еще раз обратила внимание на привязку МРОТ к прожиточному минимуму и потребительской корзине. Михаил Шмаков сказал, что стоимость минимальной потребкорзины за третий квартал 2010 года уже перешагнула за 6 тыс. руб. То есть МРОТ (даже увеличенный) примерно в 1,5 раза меньше минимальной стоимости потребительской корзины!

- Надо переходить на исчисление МРОТ не по потребкорзине - методике, которая была принята в 1953 году, а по минимальному потреббюджету, который учитывает весь набор сегодняшних обязательных расходов любого человека. При соответствующем увеличении доли платного образования, стоимости медицины и тарифов ЖКХ и прочего это будут уже совершенно другие цифры, и это тоже проблема, которую еще предстоит решать, - сказал Шмаков. - И еще один момент: мы настаиваем на введении методики автоматической компенсации инфляции МРОТ.

Вообще, уровень МРОТ - краеугольный камень в заключении последнего Генерального соглашения. Ничего удивительного в том, что итогам выполнения прошлого соглашения был посвящен целый пункт в повестке дня. Было отмечено, что реализация Генсоглашения на 2008 - 2010 годы способствовала сохранению социальной стабильности в обществе, смягчению последствий финансово-экономического кризиса в сфере социального развития и повышению уровня жизни населения.

Так, в области заработной платы в 2008 - 2010 годах рассматривались вопросы повышения МРОТ, и было принято очень серьезное решение об увеличении его почти в два раза: до 4330 рублей. Рассматривались вопросы перехода на новую систему оплаты труда. Ежемесячно на заседаниях РТК заслушивали выступления руководителей субъектов РФ, которые рассказывали об особенностях и специфике введения НСОТ в регионах.

Правительственная сторона отметила, что серьезным прорывом стало рассмотрение именно на площадке РТК пакета конвенций МОТ, и именно в этот период четыре важнейшие были рассмотрены, одобрены и прошли рассмотрение в Госдуме. Это конвенции: об оплачиваемых отпусках, о защите прав представителя работников на предприятиях и предоставляемых им возможностях, о содействии коллективным переговорам и об основах, содействующих безопасности и гигиене труда. Серьезным аспектом деятельности РТК была подготовка к ратификации Социальной хартии, содержащей очень много положений в части социально-трудовых отношений. Именно в формате РТК удалось подписать соглашение между объединениями работодателей и профсоюзов по применению мер, направленных на стабилизацию занятости и недопущение роста безработицы.

Правда, профсоюзная сторона отметила, что ратификация 135-й Конвенции (о представителях трудящихся на предприятиях) - это хорошо, но Конституционный суд России лишил защиты от неправедного увольнения неосвобожденных председателей профкомов, что идет вразрез с 135-й Конвенцией. Так что теперь необходима работа со всеми тремя сторонами соцпартнерства для фактического выполнения этой конвенции.

ДЕТСКИЙ ОТДЫХ ПО ДЕШЕВКЕ

Лето еще далеко, но вопросы детского отдыха обсуждались в РТК очень активно. После сообщения департамента организации соцзащиты населения Минздравсоцразвития об организации детской оздоровительной кампании в 2011 году (суть свелась к "есть сложности, но мы их решаем") посыпался шквал принципиальных вопросов. Например, представитель стороны работодателей от РЖД спросил, кто же отвечает в регионах за детский отдых? Такого, по сути, до сих пор нет, хотя реформа организации детского отдыха началась еще в прошлом году. Он затронул проблему закона о госзакупках № 94-ФЗ, который может стать серьезным препятствием для организации нормального, качественного отдыха детей. Дело в том, что по этому закону конкурс зачастую выигрывают более дешевые, но при этом некачественные лагеря. Ведомственные же, хорошие детские лагеря и базы отдыха оказываются "за бортом" - регионы просто не пользуются их услугами, так как они дороже. Поэтому такие лагеря могут просто закрыться.

- У нас в РЖД в 2010 году по сравнению с уровнем 2009 года дополнительные расходы составили 80 млрд рублей. И если в этом году продолжится эта тенденция, то мы вынуждены будем рассматривать вопрос об отказе от работы в сфере организованного отдыха детей своих работников, - сказал он в заключение.

- Мы с вами сейчас могильщики того достаточно развитого и поддерживающего здоровье детей отдыха, который у нас был, - высказал позицию профсоюзов председатель ФНПР. - Во-первых, потому что сейчас в основе системы организации детского отдыха - дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации. В рамках РТК мы представляем работающее население, поэтому нас должен заботить летний отдых детей работающих. А он целенаправленно уничтожается всеми принятыми решениями. То есть мы должны опустить всех детей работающих до уровня детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, и только тогда родители получат возможность получить пособие от государства - бесплатную путевку или значительную дотацию на то, чтобы приобрести путевку в детский оздоровительный лагерь, который будет организован теми, кто выиграл по конкурсу.

Председатель профсоюза работников оборонной промышленности Андрей Чекменев зачитал вице-премьеру Александру Жукову письмо Росимущества, разосланное по предприятиям. Вот что там написано:

"В целях реализации мероприятия по минимизации состава имущества, находящегося в собственности акционерных обществ с госучастием, на ближайших заседаниях советов директоров провести рассмотрение вопросов об отчуждении непрофильных активов. Под непрофильными активами необходимо понимать имущество, находящееся в собственности компании, но не задействованное напрямую в выработке основной продукции и не используемое для реализации основной цели ее деятельности".

- Это указание прямо говорит о том, что даже компании с госучастием должны избавиться от всех детских оздоровительных лагерей! - возмущается Чекменев.

Никто не возражает, чтобы непрофильные активы предприятий распродавались, но только если бы в письме Росимущества была приписка: за исключением детских лагерей и других социальных объектов. Иначе через год говорить на заседаниях РТК вообще будет не о чем, так как не останется ни одного детского лагеря (может, за исключением городских, "асфальтовых").

- Мы предлагаем вернуться к старой схеме. Может быть, временно. Передать все те средства, которые сегодня направляются по различным каналам на организацию летнего отдыха, в органы социального страхования, - предложил Михаил Шмаков. - У Фонда соцстраха это будет дополнительный целевой доход. Там есть механизм, как задействовать самые передовые лагеря, которые принадлежат компаниям и предприятиям. Так, как это было раньше.

ЗА "НЕОХРАНУ" ТРУДА МОГУТ ПОСАДИТЬ

Единственным вопросом, вызвавшим бурное несогласие одной из сторон соцпартнерства, оказался проект ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса". Суть проекта в том, что вопросы охраны труда выделяются отдельно, по ним устанавливаются более высокие штрафы, а также наказание вплоть до уголовного. Так, за нарушение установленного порядка аттестации рабочих мест может налагаться штраф от 80 тыс. до 100 тыс. руб. За непредоставление работникам информации об условиях и охране труда, о полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты может быть наложен штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или административно приостановлена деятельность до 90 суток. За необеспечение работников спецодеждой - штраф до 500 тыс. руб. И так далее. Причем наказывается не только юридическое лицо, но и должностное, то есть непосредственно тот, кто отвечает за эту сферу. Если же нарушение правил охраны труда повлекло за собой смерть, то ответственное лицо наказывается вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет с запретом занимать определенные должности.

Работодатели возмутились. Во-первых, налицо, мол, несоразмерность деяний и наказаний (работа без договора карается штрафом в 30 - 50 тыс. руб. - а тут счет на сотни тысяч). Во-вторых, станет-де невозможно найти такого инженера по технике безопасности, который согласится работать, зная, что он лично "ходит под штрафом" в 300 тыс. руб.

Замминистра здравоохранения и соцразвития Александр Сафонов разъяснил причины такого ужесточения:

- В течение последних лет постоянно увеличивается количество рабочих мест в неблагоприятных и опасных условиях труда. Для сравнения: в 2007 году их было 24%, в 2009-м - уже 27,5%. Велико количество пострадавших, в том числе со смертельным исходом. В 2010 году из 2 млн выявленных нарушений 1,4 млн относится к нарушениям требований охраны труда. 30% нарушений касается тех положений, которые особенным образом выделены в КОАП. Например, нарушение требований при аттестации рабочего места. Это очень важная процедура, потому что именно она дает информацию работнику и работодателю об имеющихся на рабочих местах профессиональных рисках. Также это касается допуска на рабочее место лиц, не получивших необходимого профессионального инструктажа или навыков соблюдения требований безопасности труда. Именно эти составы правонарушений, как правило, и приводят к тяжелым последствиям.

И когда речь идет о соразмерности, - продолжил замминистра, - то надо понимать, что против штрафов - жизнь человека. Даже те штрафы, которые у нас здесь предусмотрены, значительно меньше, чем те штрафы, которые сейчас несет юрлицо за невыплату зарплаты. За ее невыплату есть даже уголовное наказание в виде дисквалификации и лишения свободы на срок вплоть до пяти лет. Это ни в коей мере не нарушает концепцию самого КОАП, наоборот, делает процедуру назначения штрафа более прозрачной. Мы выделили самые сложные проблемы, которые приводят к гибели и потере здоровья работающего населения.

Я могу привести пример прошлого года: после сплошных проверок шахт и прокуратурой, и Рострудом, и МВД через три месяца пришлось принимать решение о закрытии шахты "Ростов-уголь" - по причине наплевательского отношения к вопросам безопасности труда. Людей запускали в шахту без средств индивидуальной защиты! И только после того, как туда пришли судебные приставы, началось что-то меняться. Просто все те административные взыскания, которые налагались на шахту, не имели никакого значения. А если у работодателя все хорошо с охраной труда, то ему переживать нечего, и его эти изменения КОАП не касаются, - заключил Сафонов.

Законопроект в итоге отправится в Госдуму с особым мнением стороны работодателей. Профсоюзная сторона его полностью поддерживает.

Юлия РЫЖЕНКОВА

http://www.solidarnost.org/thems/vazhno/vazhno_7834.html