Если государства будут интенсивно инвестировать в образование, численность населения Земли к 2050 году составит 8,8 млрд (по сравнению с 9,9 млрд в инерционном сценарии).

Сценарии изменения численности населения планеты до 2050 года. Третий слева — инерционный, четвёртый — оптимистичный. (Схема IIASA.)
Сценарии изменения численности населения планеты до 2050 года. Третий слева — инерционный, четвёртый — оптимистичный. (Схема IIASA.)

Вольфганг Лутц и Самир К. С., представляющие Международный институт прикладного системного анализа (IIASA), Венский институт демографии и Венскую школу экономики и бизнеса, опубликовали в журнале Science исследование, в котором называют образование главным фактором, который необходимо учитывать при долгосрочных прогнозах численности населения.

Вольфганг Лутц и Самир К. С. утверждают, что долгосрочные прогнозы, не учитывающие образование как независимый и критически важный фактор, несостоятельны.

По расчётам исследователей, женское образование — самый важный демографический фактор вообще. У образованных дам обычно меньше детей, выше продолжительность жизни и выживаемость новорожденных (для последнего образованность матери важнее её доходов). Образование и женщин, и мужчин влияет на экономический рост и демократизацию общества; с образования начинаются каскадные социальные изменения.

Учёные разработали модель прогноза численности населения планеты и отдельных стран, в которой образование является одним из определяющих факторов — наряду с привязанной к образованности рождаемостью, а также смертностью и миграцией. В четырёх просчитанных сценариях роста народонаселения к 2050 году влияние всех факторов, кроме образования, было одинаковым. Инерционный сценарий, при котором все страны оставляют расходы на образование на нынешнем уровне, дал численность населения в 9,9 млрд; оптимистичный, когда все принимаются инвестировать в образование, как Сингапур и Южная Корея, «ограничился» 8,8 млрд.

Расчёты по отдельным странам производят ещё большее впечатление. Например: если Кения (с численностью населения 31 млн в 2000 году) будет вкладывать в образование по максимуму, численность кенийцев в 2050-м составит 85 млн; при пренебрежении образованием население превысит 114 млн.

Исследователи подчёркивают, что это базовая модель: разрыв между сценариями развития при учёте всех последствий инвестиций в образование (рост «человеческого капитала» и улучшение качества жизни) будет разительным.

Подготовлено по материалам Международного института прикладного системного анализа.

http://science.compulenta.ru/625299/?r1=yandex&r2=news