Общественный совет Москвы одобрил госпрограмму «Социальная поддержка жителей Москвы на 2012–2016 годы», окончательное принятие которой намечено на ближайший вторник. Однако многие эксперты совета уверены, что документ нуждается в серьезной доработке: в нынешнем виде он «отбрасывает соцподдержку в городе на 15 лет назад».

Общественный совет столицы провел обсуждение проекта государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» на 2012–2016 годы. В ближайший вторник планируется принять программу на заседании городского правительства (мэрией разработано 18 проектов городских госпрограмм, призванных модернизировать основные социально-экономические сферы жизни города, все они должны быть приняты в ближайшее время, чтобы лечь в основу проекта городского бюджета).

Госпрограмма «Социальная поддержка жителей города Москвы» состоит из нескольких подпрограмм: соцподдержка семей с детьми, соцподдержка старшего поколения, социальная интеграция инвалидов и создание безбарьерной среды, модернизация и развитие системы соцзащиты.

На достижение цели программы, заявленной как «повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, и сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения», из городского бюджета будет направлено 2,1 трлн рублей.

Как отмечается в программе, сегодня 12% трудоспособных москвичей имеют доходы ниже прожиточного минимума и 17% детей проживают в семьях, не способных обеспечить им этот минимум.

В результате реализации программы разработчики обещают увеличить до 48% «доли бедных семей с детьми, вышедших из состояния бедности за счет выплат из бюджета», охватить соцуслугами всех обратившихся за помощью ветеранов войны, обеспечить реабилитацией 90% инвалидов и льготным санаторным лечением 85% горожан, имеющих на это право.

А еще, надеются в мэрии, за пять лет действия программы удастся трудоустроить 84% желающих работать инвалидов, пристроить в семьи 80% сирот и «жизнеустроить» 30% обратившихся в соцучреждения бомжей.

Как объяснил руководитель столичного департамента социальной защиты населения Владимир Петросян, список предоставляемых москвичам льгот расширять не планируется, будет повышен лишь «уровень социальных выплат для москвичей различных категорий, расширится спектр социального обслуживания». «У нас и так помимо денежных выплат москвичи имеют большой объем льгот в натуральном выражении, кстати, который не имеют льготники других регионов», – напомнил чиновник.

Зато, по словам Петросяна, рассматривается возможность участия конкретных групп москвичей в проведении мониторинга программы. С удовлетворением отметил Петросян и включение в проект впервые подпрограммы по модернизации самой системы соцзащиты. «Это большая программа, рассчитанная на 200 миллиардов рублей за пятилетку», – подчеркнул он.

О щедром финансировании говорили и другие участники слушаний.

Председатель межкомиссионной рабочей группы Общественного совета по делам инвалидов Владимир Крупеников обратил внимание на то, что заложенные в документе суммы на решение проблем инвалидов даже превышают размер аналогичной государственной федеральной программы. «Это говорит о многом, – заявил Крупеников. – Предусматривается финансирование информационной поддержки подпрограммы, большие средства направляются на создание рабочих мест и образование инвалидов. В городе уже много лет реализуются различные программы по социальной интеграции инвалидов, и накопленный большой опыт учтен в нынешней программе».

Председатель комиссии Общественного совета по улучшению качества жизни москвичей Ольга Бессолова считает сильными сторонами программы принцип целевого подхода, установление индикаторов и четкое выделение адресных групп (семьи с детьми, пожилые люди), что очень важно в городе, в котором треть жителей получает пособия в рамках программ соцподдержки. Правда, заметила Бессолова, не очень ясно, как сами адресные группы будут участвовать в программе, где не прописаны механизмы обратной связи.

Кроме того, обратила внимание эксперт, все вопросы, связанные с доходами, основываются на устаревшем индикаторе – прожиточном минимуме, который не учитывает расходы семьи.

«Ясно, что прожиточный минимум – очень старый индикатор. Он был принят еще в 1994 году, не описывает сегодняшнюю реальность и не мотивирует к труду. Это индикатор выживания», – считает Бессолова. По ее мнению, в качестве ориентира в этом вопросе следует предложить стандарт экономической устойчивости семьи, который учитывает и доходы, и расходы. «В Москве этот стандарт просчитан, – рассказала Бессолова. – И он должен быть использован как ориентир для тех семей, кто преодолел планку прожиточного минимума».

Кроме того, считает эксперт, декларируя адресную поддержку, программа мало внимания уделяет анализу потребностей адресных групп: «Например, инвалиды по психическим заболеваниям и инвалиды с проблемами опорно-двигательного аппарата имеют совершенно разные потребности».

Анализировавшая подпрограмму соцзащиты семей с детьми доцент НИУ ВШЭ Ольга Савинская считает, что недостаточно говорить только об экономической составляющей и борьбе с бедностью. «Надо включить в программу не менее важный критерий – «жизненные обстоятельства» – и оказывать помощь тем, кто попал в тяжелые обстоятельства, гармонизовать эти обстоятельства, улучшать ситуацию», – считает она.

По мнению Савинской, программа соцподдержки должна иметь не только экономические показатели, но и социальные.

«Недостаточно просто раздавать пособия бедным, надо работать с кризисными ситуациями в семьях, оказывать им социально-психологическую помощь, – говорит Савинская. – На Западе используется много новых технологий патронирования неблагополучных семей и вывода их из кризисного состояния, оказания мобильной социальной помощи. В Москве департамент семейной и молодежной политики начинает работать в этом направлении, но оно не нашло никакого отражения в программе».

Профессор Института экономики РАН, специалист в области социальной политики и уровня жизни населения Людмила Ржаницына считает, что программа отбрасывает социальную политику города на 15 лет назад.

По ее словам, первая идея программы – «чистка» рядов получателей льготных выплат, которым власти не очень доверяют. «Планируется ужесточить критерии отбора получателей пособий, учитывая уже не только их доходы, но и имущество, и сэкономить. Такое впечатление, что мы откатываемся на 15 лет в прошлое, – говорит эксперт. – Но тогда в стране было сложное экономическое положение, и это могло быть оправдано. Сейчас же надо переходить от подсчета доходов к учету качественных категорий. Инвалиды или беременные женщины нуждаются в заботе государства независимо от уровня дохода».

Вторую идею программы Ржаницына усмотрела в сохранении соцподдержки на нынешнем уровне. «Авторы программы ни словом не обмолвились о повышении общего уровня жизни, – говорит она. – Департамент соцзащиты собирается бороться с бедностью так же, как 15 лет назад: в пределах прожиточного минимума – и ни рубля больше. Совет каждый год пишет свои замечания к проекту бюджета, у нас есть множество наработок, например создание алиментного фонда (детей, не получающих положенные им алименты, гораздо больше, чем сирот). Но, похоже, все это делается впустую, наши предложения нигде не учитываются».

Сопредседатель межрегионального общественного движения «Мы налогоплательщики» Юрий Лиховидов считает программу недоработанной.

«Конечно, с программой лучше, чем без нее, но в таком виде ее принимать нельзя», – заявил правозащитник.

По его словам, он не нашел в документе ни детальной расшифровки сумм, направляемых на определенные задачи (например, в отношении пособий указаны только общие расходы бюджета на пять лет), ни критериев, по которым можно было бы определить успешность мероприятий программы, ни учета детальных заключений экспертов. «Доработать такой проект за два-три дня невозможно, – заявил Лиходеев «Газете.Ru». – Мы говорили об этом на слушаниях, собираемся в понедельник направить Петросяну официальное письмо и очень надеемся, что наше мнение будет учтено».

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/social/2011/09/02/3755085.shtml