Рабочая группа по "Стратегии-2020" предлагает их просто снижать
"Пенсионная" группа экспертов по доработке "Стратегии-2020" представила "стартовый" доклад группы, в котором проанализировала основные проблемы российской пенсионной системы и предложила для обсуждения внутри сообщества альтернативы текущей пенсионной политики. Пока эксперты начали дискуссию с предложений обсудить увеличение пенсионного возраста, сокращение коэффициента замещения с 40 до 30%, они также поддерживают идеи Минздрава по ограничению досрочных пенсий и введению в пенсионную систему дополнительного источника дохода.

В докладе, основанном на работах руководителя группы "Реформа пенсионной системы" директора Независимого института социальной политики (НИСП) Татьяны Малевой, а также Евсея Гурвича, Владимира Назарова, Оксаны Синявской, эксперты "группы N 4" "Реформа пенсионной системы" предлагают различные, в том числе и крайне непопулярные, решения в борьбе с главными проблемами пенсионной системы - дефицитом пенсионного фонда, оцениваемого сейчас в 2,9% ВВП, и разбалансированностью системы. По их расчетам, с 2008 года трансферт из федерального бюджета в ПФР вырос с 1,6% ВВП в 2008 году до 5,2% в 2010 году. Чтобы поддерживать коэффициент замещения в пенсионной системе на уровне 40%, необходимо трансферт увеличивать каждые пять лет на 1%. Это, собственно, постановка проблемы "в цифрах", очевидно, что в этих параметрах система сможет проработать лишь несколько лет.

Прежде всего авторы доклада сомневаются в том, что политика поощрения более позднего выхода на пенсию, уже проводимая сейчас Минздравом (пока только в рамках программы софинансирования "1000 на 1000"), будет эффективна. Эксперты поясняют: практически никто не выходит на пенсию позже намеченного срока из-за возможности пересчитать пенсию по результатам работы и из-за нежелания отказываться от двойного дохода - пенсии и зарплаты. Среди реальных мер, предлагаемых экспертным сообществом к обсуждению, первая - все же увеличение пенсионного возраста: поскольку этот процесс растягивается на несколько лет, "нет причин откладывать решение этого вопроса". Большинство аргументов против повышения, к которым с 2008 года прибегает правительство, успокаивая население - низкая продолжительность жизни населения, плохое здоровье пожилых, безработица, - по мнению авторов доклада, "не выдерживают серьезной критики", тем более что наметились "положительные тенденции в изменении продолжительности жизни". Вместе с повышением пенсионного возраста эксперты предлагают повысить и требования к продолжительности страхового стажа, предложено обсудить и ограничение зарплат.
Чтобы обеспечить финансовую устойчивость системы в будущем, эксперты рассматривают и другую меру, которую правительство ранее даже не упоминало,-- фактическое сокращение пенсий. Благодаря значительному росту пенсий за последние три года коэффициент замещения увеличился с 23% в 2007 году до 35-37% в 2010 году, что повлекло за собой рост расходов бюджета ПФР с 7% ВВП в 2009 году до 10% ВВП в 2010 году. Эксперты предлагают сократить размеры пенсионных обязательств, снизив с 40 до 30% коэффициент замещения утраченного заработка. Среди аргументов за - будущий рост заработков населения и, соответственно, номинальных пенсий. Но в такой ситуации, признают эксперты, больше всех теряют работники с высокими доходами - при реализации инициативы необходимо просто решить вопрос, кого должна пенсионная система поддерживать, бедных или средний класс.

Что же касается самой нашумевшей темы прошлых лет - отказа от обязательной накопительной части пенсии, то авторы доклада в этом вопросе занимают сторону правительственных чиновников, считая, что отказ "подорвет доверие населения к госполитике в пенсионной сфере". Эксперты предлагают продумать вопросы о том, как улучшить управление этим сегментом системы и стоит ли вовлекать в систему накоплений высокооплачиваемых работников. Авторы при этом обеспокоены чрезвычайно низким уровнем участия граждан в добровольном пенсионном обеспечении. По данным НИСП, в программах на индивидуальной (то есть вне корпоративных пенсионных систем) основе в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) участвовал 1% работников в РФ. Причины слабого развития индивидуальных договоров с НПФ - низкие заработки, недоверие к частным финансовым структурам, а также, безусловно, низкая доходность накоплений, демонстрируемая НПФ.

По некоторым позициям эксперты солидарны с Минздравом. Например, как и министерство, они против увеличения тарифов пенсионных взносов, что поставит под угрозу конкурентоспособность экономики РФ и увеличит неформальную занятость. Авторы доклада солидарны с правительством и в необходимости решения проблемы досрочных пенсий в РФ. Средний возраст досрочного выхода на пенсию в России, по их расчетам, составляет 48-49 лет, фактический возраст оформления пенсии - 54 года для мужчин и 52,5 года для женщин.

Эксперты поддерживают заместителя главы Минздрава Юрия Воронина, который высказывался за выделение дополнительного источника дохода для пенсионной системы: это могут быть доходы от приватизации, доходы от сырьевой ренты или часть налога, например НДС. 2 марта в ВШЭ пройдет семинар "Реформа пенсионной системы", на котором эксперты и Минздрав еще раз выскажут свои точки зрения по проблеме.

Коммерсантъ (Москва), 01.03.2011

http://www.rian.ru/strategy2020/20110301/340655007.html