При матриархате не видно разницы между «женским» и «мужским» умом. Научный эксперимент показал, что при матрилинейной организации как мужчины, так и женщины способны развивать в себе одноуровневый интеллект, который совсем не уступает мужскому в патрилинейных обществах

При матриархате не видно разницы между «женским» и «мужским» умом. Научный эксперимент показал, что при матрилинейной организации как мужчины, так и женщины способны развивать в себе одноуровневый интеллект, который совсем не уступает мужскому в патрилинейных обществах.

Невзирая на то, что в постиндустриальных государствах проблема неравноправия полов, по сути, уже потеряла актуальность благодаря весьма объективным процессам, которые имеют место в семье и обществе, доля женщин, принимающих участие в процессе получения и передачи нового знания или удачно овладевающих новыми, технически непростыми профессиями, остается небольшой, а в некоторых областях – и совсем малой.

Лучше всего об этом говорит статистика, которая подтверждает то, что нынешняя цивилизация развивается прежде всего в качестве «мужской» цивилизации.

Например, только 8,5% профессоров математики в университетах Соединенных Штатов – это женщины. То же самое справедливо и для физики (12,1%), химии (6,6%) и инженерных дисциплин (6,7%). Так же обстоит и в прикладных областях знаний, где представительницы прекрасного пола составляют всего 20% от общего числа ученых, инженеров и технических экспертов, причем этот показатель не растет. Наконец, довольно мало женщин занято в НИОКР (научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах).

Обсуждая эту тему, научное сообщество разделилось на два лагеря. Одна сторона объясняет имеющийся гендерный перекос доминирующим действием культурных факторов и смотрят на возможность его коррекции совершенно оптимистично. Другой «лагерь» находит в этом гендерном перекосе некое отражение объективных физиологических различий между мужским и женским организмом, а именно функциональной специализации различных отделов головного мозга, специфичной у мужчин и женщин.

Команда американских исследователей Калифорнийского университета Чикаго и Университета Сан-Диего, которая обнародовала статью в Proceedings of the National Academy of Sciences, предложила дополнить эти дискуссии любопытным эмпирическим наблюдением, полученным исследователями в ходе эксперимента, который был поставлен на северо-востоке Индии.

В научном эксперименте принимали участие два индийских племени – карби и кхаси, которые живут по соседству друг с другом в холмистой местности близ городка Шилонга.

Эти племена оказались не только географическими соседями, но и генетическими, что показали определенные тесты. Оба они разговаривают на схожих языках, практикуют рисовое земледелие и схожий образ жизни, за исключением одного: племя кхаси матрилинейно, а карби – патрилинейно. У патриархальных карби, например, женщина не может владеть землей, а собственность отца наследует только старший сын. У матриархальных же кхаси все наоборот: мужчины не могут владеть землей, а всю собственность получает младшая дочь, ну а все заработанное честным трудом мужчины обязаны отдавать своим сестрам или женам.

Опыт, поставленный исследователями, являл собой тест на скорость выполнения логической задачи, которая связана с пространственно-логическим мышлением – с той функцией нашего мышления, которая, как принято считать, наилучшим образом развита у мужчин и меньше всего у женщин, обеспечивая тем самым для мужчин превосходство в некоторых областях деятельности.

Проведенный тест – это несложный пазл, который было предложено собрать в общей сложности 1279 жителям из 8 деревень карби и кхаси. Разумеется, никто из участников эксперимента до этого никаких пазлов не собирал.

Патриархальные мужчины карби собирали пазл на 37% быстрее своих соплеменниц, однако не сильно быстрее, чем женщины матримониальных кхаси, тративших на пазл примерно столько же времени, сколько их братья и мужья.

Результаты кхаси, чьи женщины оказались не менее сообразительными, чем мужчины карби и мужчины их родного племени, не вписываются в концепцию разноприродного ума женщин и мужчин. Однако разница в структуре и качестве воспитания объясняет такой итог просто: у матрилинейных кхаси мужчины и женщины тратят одинаковое время на личное образование, а у их патриархальных соседей на образование мужчины уходит примерно на 4 года больше.

Выяснилось также, что в тех семьях карби, где женщина управляет домом одна или совместно с мужчиной, женщины собирают пазл быстрее, нежели в случаях, когда домом владеет один мужчина (у кхаси, которые запрещают мужчинам владеть недвижимостью в принципе, такую зависимость объяснимо проследить не удалось). Кроме этого, не была выявлена и зависимость между скоростью прохождения теста и материальным положением: младшие дочери кхаси, которые наследуют имущество, не показывали лучшие результаты по сравнению со своими соплеменницами, как и старшие сыновья карби в сравнении с другими мужчинами родного племени.

Итак, выходит, что статистика тестов очевидно благоволит т. н. «культурной» теории, в соответствии с которой интеллектуальные различия между женщинами и мужчинами программируются отнюдь не физиологией, а формой организации социума.

Исследователи отмечают, что результаты их опытов не несут собой никаких свидетельств, которые отрицают природные различия между мужским и женским умом.

http://www.km.ru/nauka/2011/09/01/nauchnye-issledovaniya-i-otkrytiya-v-mire/pri-matriarkhate-intellekt-razvivaetsya-l