В Беларуси не планируется принимать отдельный закон о гендерном равноправии. Однако многие общественные организации считают, что как раз такого документа нашей стране и не хватает.

Антонина МороваКак считает председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию, сопредседатель Белорусского союза женщин Антонина Морова, для Беларуси эта тема не столь актуальна, так как большинство вопросов, касающихся равных прав женщин и мужчин, определены в других нормативно-правовых актах, включая Кодекс о браке и семье.

«Три года, которые выделяются для ухода за ребенком, в Беларуси включаются в трудовой стаж, и это — свидетельство наличия гендерного равноправия в республике», — сказала Морова сегодня во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА.

Кроме того, Морова привела мнение шведских экспертов, которые изучили белорусское законодательство, касающееся гендерного равноправия, и признали, что «в Беларуси все есть, и принимать специальный закон о гендерном равноправии необязательно».

Регина ДавидовичС такой позицией не согласна сопредседатель Белорусского союза женщин Регина Давидович. Она считает, что Беларуси необходимы законы о гендерном равенстве и предотвращении насилия в семье. По ее словам, такие законы есть во многих странах. В Беларуси они также были подготовлены и находились в стадии принятия, но в итоге были отклонены, возможно, потому, что среди депутатов парламента большинство составляют мужчины, отметила Давидович на пресс-конференции в Минске 3 марта.

Гендерное равноправие рассматривается, в числе прочего, как ключевой элемент профилактики семейного насилия и насилия в отношении женщин в целом. По результатам социологического исследования, проведенного в 2008 году, каждая четвертая белорусская женщина подвергается физическому насилию, а большинство — психологическому. В белорусских семьях имеет место также сексуальное и экономическое насилие. Проблема насилия в семье касается не только женщин, но и детей и даже мужчин, однако во многих случаях факты насилия умалчиваются, отметила Регина Давидович.

В рекомендациях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения Объединенного 3-го и 4-го периодического доклада Республики Беларусь о соблюдении Конвенции ООН «О правах ребенка» и факультативных протоколов к этой конвенции также шла речь о необходимости уделить большее внимание проблеме насилия в отношении детей и вернуться к разработке проекта закона о домашнем насилии.

Чуть больше года назад о необходимости разработать нормативный правовой акт о предотвращении и искоренении насилия в семье говорила и министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина.

Семейное насилие носит латентный характер, пострадавшие от него не всегда обращаются за помощью, не выносят, как правило, эту проблему за двери своего дома. Министр отмечала, что существующая правовая база недостаточна для решения такой сложной проблемы, как домашнее насилие. Так, Уголовный кодекс до сих пор не содержит определения насилия в семье и не предусматривает за него наказания, хотя проект закона о предотвращении и искоренении домашнего насилия был разработан еще в 2002 году, но был отклонен.

Людмила Петина, председатель общественного объединения «Женское независимое демократическое движение», которое организовало подготовку альтернативного отчета в Комитете ООН о соблюдении в стране Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, считает, что за период 2002-2007 годов в Беларуси не произошло прогресса в решении гендерных проблем.

Она также считает необходимым принятие закона о гендерном равноправии для четкого определения прямой и косвенной дискриминации, а закона о противодействии домашнему насилию — для создания системы защиты жертв домашнего насилия.

Читать полностью: http://naviny.by/rubrics/society/2011/03/03/ic_articles_116_172698/