Недавно в Тамбове были подведены итоги ежегодного городского конкурса «Женщина года — 2010». В этом году он проводился по семи номинациям, в которых приняли участие более 20 тамбовчанок. Конкурсной комиссии пришлось нелегко, так как все участницы выглядели более чем достойно. И вот победители и лауреаты названы, и на Благовещение, 7 апреля 2011 года, по сложившейся традиции состоялось награждение именитых горожанок.

В нынешнем году появилась новая номинация конкурса — «Женщина и наука». Победительницей в ней стала Наталия Молоткова — проректор по довузовскому образованию ТГТУ, заведующая кафедрой коммерции и бизнес-информатики, научный руководитель Регионального центра для работы с одарёнными детьми и молодёжью ТГТУ, доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшей школы РФ.
С чего все начиналось?

— Наталия Вячеславовна, скажите, как формировалось ваше умение добиваться желаемого конечного результата?

— Известно, что все мы родом из детства. В моём детстве было следование семейным традициям — в своё время и мама, и брат окончили среднюю школу № 2 областного центра. Согласитесь, когда ты представляешь третье поколение рода, немыслимо просто в чём-то быть ниже той планки, которую установили ещё до тебя. Поэтому все школьные годы по всем предметам училась только на «пять», хотя и предпочитала точные науки.

Ещё будучи ученицей, старалась принимать активное участие в школьной жизни — была командиром октябрятского отряда, председателем совета пионерского отряда, членом комитета комсомола школы. Знаете, это была довольно-таки серьёзная школа формирования таких черт характера, как умение ставить конкретные задачи и добиваться их воплощения в жизнь. Отсюда, видимо, всё и пошло.

— Видимо, следуя своему жизненному девизу, вы выбрали один из самых сложных факультетов технического вуза?

— В 1989 году я действительно связала свою жизнь с Тамбовским государственным техническим университетом, поступив на одну из самых престижных специальностей «Системы автоматизированного проектирования» (САПР). Вуз окончила с красным дипломом.
Самый молодой доктор наук

— Насколько я знаю, вы были в своё время самым молодым доктором наук в Тамбовской области, и в этом преодолевая пресловутую условность, по которой «высший эшелон» в науке предназначен больше для сильной половины человечества?

— Не всё случилось так быстро: после окончания вуза я работала в качестве главного методиста Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, где и реализовала себя как преподаватель. Именно в этом образовательном учреждении опубликовала свои первые научные и учебно-методические труды, познакомилась с интереснейшими людьми, определившими начало научной карьеры.

В 2000 году защитила в диссертационном совете ТГТУ диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а в 2003 году стала доктором наук, защитив диссертацию «Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса». Не спорю: на тот момент была самым молодым доктором наук Тамбовской области.

Сейчас — проректор по довузовскому образованию Тамбовского государственного технического университета, научный руководитель Регионального центра для работы с одарёнными детьми и молодёжью при ТГТУ, соруководитель Межрегиональной научно-исследовательской лаборатории «Современные технологии в образовании и бизнесе» ТГТУ, исполнительный директор научно-образовательного центра «Научное прогнозирование развития непрерывного образования» ТГТУ и Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.
Чем больше дел, тем больше успеваешь

— Одно только перечисление званий и регалий приводит в трепет. А ведь ещё и преподавательская работа, и научная?

— Да, в университете я преподаю достаточно много дисциплин: «Электронная коммерция», «Экономика информационного производства», «Методология коммерции», «Информационный бизнес», «Системный анализ» и другие, выступаю руководителем выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций. Являюсь руководителем двух направлений подготовки бакалавров и магистров: «Коммерция (торговое дело)», «Бизнес-информатика». Работы моих студентов-исследователей неоднократно поощрялись на смотрах и конкурсах всех уровней, в том числе всероссийских конкурсах выпускных квалификационных работ.

— Пусть хватаются за сердце слабонервные читатели, но вы ещё что-то и для Министерства образования и науки разрабатывали?

— Ну, не так уж это и страшно выглядит. Совместно с научными коллективами Финансовой академии при Правительстве РФ (теперь Финансовый университет при Правительстве РФ), Всероссийского заочного финансового института, Управления образования и науки Тамбовской области, Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования принимала участие в выполнении комплекса научных проектов Министерства образования и науки Российской федерации.

— По всей вероятности, можно говорить о вашей научной школе?

— Без ложной скромности соглашусь — вероятно, можно. Под моим научным руководством успешно защищено 19 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, одна докторская диссертация. Среди моих учеников могу с гордостью назвать преподавателей своего университета, директора и заместителей руководителей школ, техникумов, руководителей и преподавателей вузов Тамбова, Липецка, Воронежа, Борисоглебска, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, специалистов Украины, Словакии, Китая, Вьетнама. Не останавливаюсь на достигнутом: помимо научных работ в области педагогики, являюсь руководителем диссертационных исследований по экономическим наукам. В настоящее время являюсь руководителем 14 научных исследований.
А что для души?

— При такой-то загруженности на что-то личное время остаётся? Скажите, что в жизни, помимо науки, разумеется, привлекает вас больше всего?

— В качестве увлечения могу отметить любовь к путешествиям. Вместе с мужем были в Италии, Франции, Монако, Великобритании, Японии, США, Латвии, Эстонии, Швеции, Финляндии. Была и во многих уголках нашей страны: от Барнаула до Калининграда, от Анапы до Петрозаводска. Путешествуем «дикарями», поскольку это дает возможность познакомиться с культурой страны, её жителями, обычаями, достопримечательностями, особенностями экономики, образовательной и научной жизни. Тяга к путешествиям породила ещё одно стремление — иностранные языки. Стараюсь поддерживать свой уровень владения английским языком, а в этом году начала изучать испанский.

— Это — следование моде, или ваше стремление знать языки помогает вам в жизни?

— Знание языков пригодилось, когда в 2010 году среди 300 претендентов стала одним из восьми победителей программы стажировки, организованной Департаментом США, по проблеме управления исследованиями и трансфера технологий. Эта поездка, в рамках которой познакомилась с представителями государственной власти, образовательных учреждений, научных центров из пяти штатов (Коламбия, Юта, Северная Каролина, Огайо, Массачусетс), позволила установить научные контакты и с российскими коллегами из Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Владивостока, Петрозаводска.

Да уж, каждый выбирает ту дорогу, которую в состоянии осилить…

Никита ВОЛЫНЦЕВ

http://tambov.aif.ru/issues/827/03_01