На конференции, прошедшей 25 ноября, ученые Ирана, Узбекистана и Кыргызстана обсуждали права мужчин и женщин в исламе, из взаимоотношения в семье.

Каноны ислама решат вопрос о гендерном равенстве?

Преподаватель иранского университета Табаи Махмуд Реза Пасбан считает, что в Кыргызстане есть ошибочные мнения о том, как ислам относится к семье и женщинам. К примеру, согласно исламу, женщины по статусу ниже мужчин и их права ограничены:

- Как и во многих цивилизациях и религиях мира, в исламе женщины занимают особое место. В Коране много аятов, посвященных этому вопросу. По итогам многих международных конференций и согласно государственным законам, запрещается пренебрегать женщинами из-за половых различий. К сожалению, несмотря на эти законы и уставы, во многих странах мира, особенно в исламских, права женщин не охраняются. Пример – Афганистан в эпоху талибов или неравенство в правах между мужчинами и женщинами в Саудовской Аравии. В этих странах женщины лишены права получить водительское удостоверение, права избирать и быть избранными. Это можно расценивать как искажение понятия справедливости.

По мнению иранского ученого, можно достичь гендерного равенства и равноправия в семье, не нарушая канонов ислама.

Неполноценные муллы разрушают религию

Участники конференции также отметили, что споры в Кыргызстане по поводу многоженства, вопросов брака и ношения платка связаны с неправильным толкованием ислама.

Социолог, исследующая семью в исламском обществе, профессор Саида Нурова считает, что некоторые люди пользуются тем, что у многих людей в обществе неглубокие знания в религии:

- Они очерняют ислам словами, что религия плохо относится к женщинам, а мужчины делают то, что хотят. По правде говоря, чтобы исправить общество, нужно верить в Бога и изучать ислам. Сейчас у нас никто хорошо не знает религию. Поэтому мы сейчас верим словам «неполноценных мулла». К тому же, общество сейчас у нас болеет. В такие периоды, религия может внести свой вклад в ее излечении.

В кыргызском обществе наметилась открытая борьба между сторонниками канонов ислама и их ярыми противниками. К примеру, кандидат социологических наук Топчугул Шайдуллаева не верит тому, что ислам может обеспечить гендерное равенство и защиту прав человека:

- Вместо того, чтобы пойти на такие радикальные меры, мы должны подумать, насколько и как проникла в сознание кыргызстанцев ислам. Также не стоит забывать, какое направление развития выбрала страна. Мы можем все это взвесить и получить выгоду. Мы не имеем права политизировать ислам, прививать его принципы в государственное правление, связывать со стратегическими направлениями и навязывать обществу.

Мусульмане Кыргызстана обычно придерживаются ислама суннитского толкования. Поэтому возникает вопрос, насколько уместны советы иранского ученого, придерживающегося ислама шиитского толкования.

Разницу между ними муфтий Кыргызстана Чубак ажы Жалилов объяснил следующим образом:

- В Кыргызстане мусульмане придерживаются ислама суннитского толкования, в Иране – шиитского толкования. Основные принципы совпадают. В вопросах, касающихся женщин, тоже. Но в вопросах права есть некоторые различия. В любом случае, в вопросах общей значимости, мы должны обмениваться опытом.

С каждым годом число приверженцев ислама растет, и в связи с этим вопрос об этой религии все больше обсуждается в обществе. Особенно интересны вопросы многоженства, заключение брака муллой, а не государством, ношение хиджаба. В этом году в стенах парламента открылась комната для чтения намаза, и до сих пор обсуждается вопрос о том, включать ли в текст клятвы президента слово Бог или нет.

Источник: Азаттык

Бакыт Асанов

Ссылка на материал: http://www.gezitter.org/society/7007/