12 ноября в Минске состоялся круглый стол "Женская конвенция в действии: изменение законодательства в интересах женщин". В мероприятии приняли участие представители женских, правозащитных и социальных НГО, политических партий.
Инициатором круглого стола явилось общественное объединение "Женское независимое демократическое движение" ("ЖНДД"). В ходе круглого стола Людмила Петина - со-председатель "ЖНДД", член Национального Совета при СМ по гендерной политике - выступила с докладом "Рекомендации 48 сессии Комитета CEDAW для Беларуси, направленные на изменение законодательства в интересах женщин".

Надежда Цыркун - кандидат психологических наук, доцент - представила тему "Преодоления и пресечения насилия в сфере семейно-бытовых отношений в свете Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011-2015 годы". Ольга Смолянка, директор Центра правовой трансформации, рассказала о проблемах развития женских НГО в свете белорусского законодательства.

Участницы круглого стола отметили, что:
- в Беларуси сохраняется ряд негативных тенденций в области свободного участия женщин в общественной и политической деятельности;
- в сфере трудовых отношений сохраняется дискриминация по признаку пола и вытеснение женщин с руководящих позиций;
- имеет место широкое распространение домашнего насилия и снижение уровня личной безопасности женщин;
- действующее законодательство РБ не гарантирует в полной мере защиту прав женщин в личной, трудовой и общественной жизни.

Учитывая повсеместное распространение, значимость и масштабы обозначенных проблем, участники круглого стола заявили о необходимости:
- принять комплекс мер законодательного характера по защите прав женщин и мер исполнительной власти по выполнению законодательных актов;
- разработать и принять закон "О противодействии домашнему насилию", содержащего определение всех видов насилия в отношении женщин, санкции за совершение преступлений, определение механизма возмещения ущерба, причиненного женщинам, которые подверглись актам насилия и систему экстренных мер, направленных на предотвращение и защиту женщин от преступных посягательств;
- разработать и принять закон "О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин", содержащего определение прямой и косвенной дискриминации, национальные механизмы и институциональное содержание реализации политики по достижению гендерного равенства;
- создать институт Уполномоченного (Омбудсмена) по правам человека, выделив в нем подразделение по соблюдению равных прав и возможностей мужчин и женщин;
- разработать комплекс мер по приведению законодательства о некоммерческих организациях в соответствие с международными стандартами, законодательно закрепить механизм взаимодействия между некоммерческими организациями и государством.

Из-за жестких условий, в которые поставлены общественные организации, за последние десять лет количество женских организаций сократилось в два раза. Количество женщин в руководящих должностях снизилось. Хотя в РБ статус женщин довольно высок (страна занимает 29-е место в мире по гендерному равенству): женщины более образованны, больше специалистов среди женщин, много женщин в политике, существует скрытая дискриминация, когда женщине приходится работать на 1,5-2 ставки, так как ставка оплачивается очень низко; женщины вытесняются из руководящих должностей; по статистике, 96% насильственных действий в семьях испытывают женщины; и т.д..

В законодательстве Республике Беларусь не раскрывается, что такое дискриминация по признаку пола, соответственно, крайне сложно отстоять свои права. Также в стране нет органа по защите прав женщин. Женские общественные организации и политические партии считают своей задачей улучшение законодательства РБ и способствование осознанию проблем обществом.

http://femina.by/news/news-belarus/v-minske-sostoyalsya-kruglyy-stol-zhenskaya-konventsiya-v-deystvii/