Большинство родителей школьников, да и сами ученики, твёрдо знают, что должны делать учителя: чему учить, к чему готовить и как себя вести. Но над тем, что беспокоит их, чему радуются, на что живут, есть ли у них время и желание читать книги, ходить в театр, предпочитают не задумываться. Некогда. Да и зачем, если по телевидению каждую неделю мелькает «портрет» воронежской учительницы — Снежаны Денисовны…

Вопросы эти 325 учителям из семи школ Воронежа, гимназии и учебно-воспитательного центра, расположенных в разных районах города, задали преподаватели кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета. Расспрашивали в начале учебного года по заказу общественной организации «Независимая женская демократическая организация». Полученные результаты озвучили на общественных слушаниях, посвящённых вопросам жизнедеятельности учителей и оплаты их труда.

Итак, 95 процентов воронежских учителей – это женщины. Ещё десять лет назад их было 86 процентов. Такое «засилье» слабого пола означает одно: мужчины уходят из профессии или отрасли, как только они становятся менее доходными. Социологи подтвердили: молодёжь в профессию не спешит. 62 процента опрошенных учителей перешагнули 40-летний рубеж, почти треть — старше 50 лет, младше 30 лет оказались только 13 процентов.

Полностью удовлетворён работой почти каждый десятый. В той или иной степени — каждый шестой, недоволен — каждый третий. 46 процентов не устраивает зарплата, 24 — недооценка их труда, 15 — интенсивность труда и большие дополнительные нагрузки, 8 — условия труда, 5 — взаимоотношения с администрацией школы. Примечательно, что учителя гимназий больше удовлетворены своей работой, чем их коллеги из обычных школ.

- 54 процента педагогов живут только на зарплату, остальные вынуждены подрабатывать, уповать на помощь родственников и получаемую пенсию, - подчёркивает доцент кафедры социологии и политологии ВГУ Елена Красова.– Педагоги оценивают материальное положение своих семей как неблагополучное, каждому десятому заработка не хватает даже на продукты!

43 процента едва выкраивают на покупку недорогих продуктов, 37 процентов могут купить недорогие продукты и одежду, но о приобретении бытовой техники речи не идёт. И только пять процентов в состоянии приобрести товары длительного пользования. Тем не менее каждый из них находит нечто привлекательное в своей профессии. Для 21 процента — это творчество, для 17 — общественный престиж, для 15 — возможность реализовать свои способности, для 11 — режим труда. Ближайшее окружение на работе в лице учеников ценят 15 процентов, преподавателей-коллег – 11 процентов. У 56 процентов опрошенных за последние годы окрепли такие негативные чувства, как: безразличие, страх, отчаяние, рассеянность, раздражительность и обида.

Труд педагога в России недооценивается в пять-десять раз по сравнению с развитыми странами.
42 процента смотрят на жизнь более позитивно: с надеждой, оптимизмом и чувством собственного достоинства.

Дальше – больше. Десятая часть опрошенных считают, что школа находится на подъёме и интенсивно развивается.

48 процентов уверены, что в ней присутствуют элементы как развития, так и деградации. 35 процентов убеждены, что средняя школа медленно деградирует. Причиной, по мнению педагогов, стали бюрократизация учебного процесса (65 процентов), плохая обеспеченность школ учебной литературой (54 процента) и новая система оплаты труда (48 процентов).

Но неужели всё так тяжко и беспросветно?

Вовсе нет. Каждый четвёртый признался, что не смог работать, если бы не помогали сила воли, старая закалка, терпение, совесть, трудолюбие, юмор и энтузиазм – если не я, то кто? Каждому пятому важна любовь к детям, успехи учеников, их энергетика, «глаза детей, которые хотят учиться». 13 процентов упомянули поддержку коллег и коллективный дух, девять – опыт работы. Семь процентов работают с надеждой на развитие системы, с верой в то, что государство обратит внимание на проблемы школы, что в обществе поймут важность труда учителя. Любовь к работе поддерживает только шесть процентов педагогов.

Главной задачей учителя, так считают 66 процентов респондентов, является обязанность давать знания, воспитывать и формировать личность ученика. 14 считают, что достаточно только знаний. Более 60 процентов настаивают на том, что авторитет учителя не воспринимается учениками, что учитель не оказывает никакого влияния на умы подрастающего поколения.

И напоследок ещё несколько цифр.

Вот как ответили педагоги на вопрос: чем они занимаются в свободное время?

Чаще всего проводят время с внуками и детьми 48 процентов. Смотрят телевизор 41 процент, 36 – читают книги, каждый третий отдыхает на даче, каждый четвёртый встречается с друзьями. Дополнительно работают 30 процентов, 13 – ходят в кино, семь – плавают, бегают, гуляют или занимаются в тренажёрном зале. Шесть отдают предпочтение театру, три – выбирают музей или выставку, два – филармонию. От случая к случаю в театр, музей и филармонию выбираются 78, 77, 49 процентов соответственно.

Дальнейшие выступления только подтвердили выводы социологов.

- От бюрократии больше страдают директора и их заместители, - считает директор воронежской средней школы №73, депутат городской Думы Сергей Воробьёв. - Электронная почта ежедневно выдаёт бесчисленное количество приказов, форм отчётов, инструкций, рекомендаций на участие в конкурсах и прочих мероприятиях. Всё надо выполнить, провести сегодня, завтра, а лучше вчера. Раньше мы работали интересно, потом было сложно, сейчас просто невозможно.

Раньше целью школы было обучение и воспитание. Теперь – оказание образовательных услуг. Работаем по принципу: чего изволите? Вожатых убрали, кружки закрыли. Сейчас спохватились...

Веры нет в государство. Миллионные гранты лучшим школам приостановили. В Год учителя премию в сто тысяч рублей дали меньшему количеству педагогов. Хорошо, губернатор выделил дополнительные средства, поддержал.

Директора стали рабами, боятся увольнений: не так сказал, не ту партию поддержал.

Подушевое финансирование не отвечает требованиям школьной жизни. Штат технических работников должен быть полным, независимо от того, сколько в школе учится человек. Они должны получать зарплату хотя бы в размерах МРОТ.

- На любви к профессии долго не продержишься, разброс в зарплате между учителями школ, где учится тысяча и сто ребят, колоссальный, - приводит данные по двум школам района председатель райкома профсоюза Ленинского района Воронежа Татьяна Сидорова. – Зарплата учителей маленькой школы колеблется от 3700 до 5200 рублей, директор получает 7400. В большой учителя получают до девяти тысяч. Но ведь работа одна и та же.

- В 2002 году было рассчитано, что молодой учитель должен получать на ставку восемь, опытный – 10 тысяч, - напоминает председатель областного профсоюза работников образования Тамара Бирюкова. - За это время к этой цифре мы так и не подошли. Стимулирующая часть по закону равна 30 процентам, на деле – семи-восьми. Она уходит на то, чтобы подтянуть зарплату технического персонала до МРОТ.

– Исполнительная власть понимает, что необходимо повысить душевой норматив, но бюджет области утвержден до 2013 года, - констатирует председатель Воронежского регионального отделения ООО «Всероссийское педагогическое собрание» (ВПС) Ольга Картавцева. - Реализация президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» невозможна без увеличения финансирования зарплаты педколлективов.

С введением новых образовательных стандартов интенсивность труда педагогов, на примере учителя истории, возрастает на 30 процентов. Четвертая часть времени отводится на работу с проектами, при этом сохраняются основные требования. Это значит, что за единицу времени ученик должен усвоить то, что усваивал за дополнительное время. Посмотрите, как распределены 10 часов дополнительного времени - два часа на патриотическую работу, три – на физкультуру, час – на ОБЖ. Хорошо, что на исследовательскую работу оставили час в основной школе. Кто будет вести эти часы? Где новые учебники, методическая литература?

16 февраля в «Российской газете» напечатаны новые требования по охране здоровья детей. Они будут предъявляться во время лицензирования. Для их соблюдения должна быть мощная материальная база с психолого-методической службой, постоянным систематическим мониторингом, комнатами психологической разгрузки. На сегодня из девяти сотен имеющихся школ лицензирование прошли не больше ста. Это завуалированное сокращение школ.

Итог слушаний подвела председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты Воронежской области, профессор ВГУ Александра Глухова:

- По мнению экспертов, если применить к образовательным стандартам обычный рыночный критерий – соотношение цены и качества, то мы увидим, что труд педагога в стране недооценивается в пять-десять раз по сравнению с развитыми странами. По данным Росстата, начисленные (номинальные) зарплаты выросли за год на пять процентов. Сравнение специалистами Центра универсальных программ высшей школы экономики среднегодовых показателей за 2009 и 2010 годы показало рост только в 56 регионах, в 14 произошло снижение, в 31 – и рост и падение составили около 500 рублей. Только в шести регионах отмечен рост на полторы тысячи. Государство искусственно исключает из «среднего класса» профессиональную группу учителей.

Вот такая безрадостная картина вырисовывается. Трудно требовать от педагогов полной отдачи, если почти половина из них с трудом может прокормить себя и своих детей. Если после уроков они берутся за любую работу, лишь бы не скатиться за грань нищеты…

Автор: Тамара Гашимова

Источник: «Коммуна», №41 (25669), 22.03.11г.

http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=48223