Метаанализ 69 исследований связи между восприятием лидерства и гендерных характеристик показал, что за последние десятилетия в развитых странах положение женщин на руководящих должностях упрочилось.

«Вторая волна феминизма» (по общепринятому мнению начавшаяся в 1963 году — с выходом книги Бетти Фридан The Feminine Mystique) обеспечила женщинам в развитых странах формальное общественное признание их права на профессиональную самореализацию. Неформальная дискриминация осталась и существует до сих пор.

Женщины, делающие карьеру, попадают в настоящую ловушку: для занятия руководящей должности они должны демонстрировать лидерские черты, которые подкорка усреднённого человеческого мозга упорно связывает с маскулинностью. Затем близкие к усреднённой модели человека люди, которые заправляют так называемым «общественным мнением» почти в любом сообществе, поднимают ропот: мол, дама-руководитель пытается эмулировать мужчин («что неприлично»).

Группа учёных под руководством Элис Игли из Северо-Западного университета (США) проанализировала 69 исследований, которые имели целью выявление связи между представлениями о лидерских чертах и мыслями народа о маскулинности/фемининности. Исследования основывались на трёх парадигмах — «менеджер = мужчина», «активность — коммуникация» (первая черта рассматривается как стереотипически мужская, вторая как стереотипически женская), «маскулинность — фемининность». В среднем по работам первого типа корреляция между группами характеристик «женщина» и «лидер» составила 0,25, между «мужчина» и «лидер» — 0,62. Результаты исследований второго типа показали, что активность воспринимается как значительно более важное лидерское качество, чем коммуникация. Третья категория научных материалов показала, что маскулинность в восприятии участников была лишь ненамного сильнее связана с лидерством, чем фемининность.

Раскладка результатов исследований по времени (а они проводились в течение нескольких десятков лет) даёт ободряющие результаты: в общественном сознании произошли сильные подвижки. Ко второму десятилетию XXI века в США, Канаде, Западной Европе и Восточной Азии женщина как менеджер низшего или среднего звена отторжения не вызывает; в некоторых отраслях (например, в образовании) дамы на самых высоких постах не рождают в усреднённом мозге тягостного недоумения.

Результаты исследования опубликованы в журнале Psychological Bulletin.

Подготовлено по материалам Северо-Западного университета.

Николай Третьяков

http://science.compulenta.ru/622298/?r1=yandex&r2=news