О ПРОБЛЕМАХ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материалы Министерства труда и социального развития Российской Федерации к заседанию Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации.12 ноября 1999 г.

Демографическая ситуация, сложившаяся в Российской Федерации. характеризуется сложными процессами в развитии населения. Главное - это сохранение отрицательного естественного прироста (отмеченного впервые в 1992 году), что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры, которая несет на себе следы как долговременных эволюционных изменений. так и прошлых демографических кризисов, связанных с мировыми войнами. репрессиями 30-х и 40-х годов и пр. Определенное воздействие на ситуацию в области народонаселения оказало состояние экономики в 90-х годах.

Численность населения Российской Федерации за 1994-1998 годы сократилась с 148,4 млн. человек до 146,3 млн. человек.

Основным фактором этого сокращения было превышение годовых чисел умерших над годовыми числами родившихся. Пик естественной убыли населения пришелся на 1994 год, составив 893 тыс. человек, однако, он на 90"/) был компенсирован миграционным приростом. В последующие четыре года (1995-1998 годы) темпы снижения численности россиян оставались достаточно стабильными и составляли около 0,3% в среднем за год (400 тыс. человек). Суммарное уменьшение численности населения за 7 лет (1992-1998 годы) составило 2 млн. человек (1,4%).

В области естественного движения населения, начиная с 1988 года, наблюдается постоянное снижение числа родившихся. За 1994-1998 годы показатель рождаемости сократился с 9,6 до 8,8 (на 1000 человек населения). Общий показатель смертности населения за 1987 - 1994 годы увеличился с 10,5 до 15,7, впоследствии он снижался и за 1998 год составил 13,6 промилле.

Наиболее острая проблема - высокий уровень преждевременной смертности, которая для населения в рабочих возрастах более чем на треть выше, чем в конце 80-х годов. В структуре причин смерти этой категории населения высокий удельный вес составляют несчастные случаи, отравления и травмы.

Высокая смертность населения в трудоспособном возрасте сокращает продолжительность трудоспособного периода у мужчин - в среднем на 5 лет, у женщин - на 1 год. Данные тенденции всегда были характерны для Российской Федерации, но в настоящее время они особенно велики.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, достигнув в 1994 году наиболее низкой отметки - 63,9 года, в 1998 году возросла до 67,0 года (для мужчин - 61,3 года и для женщин - 72,9 года). По прогнозам данный показатель будет повышаться и в следующие годы, однако, он будет оставаться значительно ниже, чем в экономически развитых странах.

Несмотря на общую тенденцию к снижению, уровень младенческой смертности в России остается в несколько раз выше, чем в развитых европейских странах. В структуре причин смерти младенцев преобладают состояния, возникающие в перинатальный период (от 28 недель беременности. включая роды, и первые семь дней жизни ребенка), и врожденные аномалии. т.е. заболевания, тесно связанные со здоровьем матери и качеством лечебно-профилактической помощи новорожденным.

Некоторое повышение числа родившихся в 1998 году (по сравнению с 1997 годом - на 25,6 тыс. человек, или на 2,0%), отмеченное впервые после 1994 года, отчасти обусловлено приростом в последние годы числа женщин в возрастах наибольшей частоты деторождения - 18-24 года.

Суммарный коэффициент рождаемости составил в 1998 году 124 рождений на 100 женщин в возрасте 15-49 лет против, соответственно, 215, необходимых для простого численного замещения поколений родителей их детьми.

Определенное влияние на ситуацию с рождаемостью оказывает состояние брачности населения. Снижение показателей рождаемости сопровождалось сокращением числа зарегистрированных браков. Одновременное снижение числа разводов во многом обусловлено заметным сокращением числа браков, заключенных в предыдущие годы, поскольку треть разводов приходится на молодые супружеские пары, просуществовавшие менее 5 лет.

В последние годы наметилась тенденция "постарения" показателей брачности и рождаемости при широком распространении добрачных сожительств и юридически неоформленных браков. Происходит увеличение доли рождений у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке.

В условиях социально-экономического кризиса, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности населения особую социальную значимость приобретает проблема охраны репродуктивного здоровья.

Продолжает ухудшаться здоровье беременных женщин, которое обусловливает сокращение числа нормальных родов. В 1998 году из числа женщин, закончивших беременность, 38,6% страдали анемией (в 1994 году -29,2%), 15,4% - болезнями мочеполовой системы (12,3% в 1994 году), 16,9% -поздним токсикозом беременности (14,4% в 1994 году).

Вызывает озабоченность высокая заболеваемость женщин злокачественными опухолями репродуктивной системы.

Неблагоприятные тенденции отмечаются в здоровье новорожденных детей. Каждый третий родившийся имеет отклонения в состоянии здоровья, отмечается высокий процент рождения недоношенных и незрелых детей, выхаживание которых обходится государству в 250-300 раз дороже, чем доношенных новорожденных. У новорожденных отмечается рост болезней с высоким риском летальности.

Материнская смертность, которая является одним из важнейших показателей, характеризующих социальное благополучие общества и уровень оказания медицинской помощи, в Российской Федерации в 1998 году составила 44,0 на 100000 родившихся живыми, что более, чем в 2 раза превышает среднеевропейский показатель.

На состояние репродуктивного здоровья наряду с заболеваниями, передаваемыми половым путем, огромное влияние оказывают аборты. Из 10 беременностей 7 завершаются абортами и только 3 - родами, каждый 10-й аборт - приходится на женщин в возрасте до 19 лет, более 2-х тысяч абортов ежегодно производится подросткам до 14 лет.

Сохраняется высоким уровень осложнений после абортов. Более 70% женщин, перенесших аборт, страдают воспалительными заболеваниями женской половой сферы, эндокринными нарушениями, невынашиванием беременности, бесплодием.

Несмотря на то, что в результате реализации федеральной целевой и региональных программ "Планирование семьи" за период с 1994 года по 1997 год произошло снижение числа абортов на 29%, уровень их остается еще очень высоким. Так, распространенность абортов на 1000 женщин детородного возраста в 1997 году составила 64,9 (в 1994 году - 82,4). Аборты в значительной мере обусловливают высокий уровень материнской смертности, их доля среди причин материнской смертности в 1998 году составила 22,8%. Главными причинами смертности женщин в связи с абортами являются криминальные и внебольничные аборты.

Основными причинами сохраняющегося высокого уровня абортов является низкий уровень информированности населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья и недостаточное использование современных гормональных средств контрацепции. В России до настоящего времени отсутствует производство гормональной контрацепции. С 1997 года из-за финансово-экономического кризиса прекращено финансирование централизованной закупки контрацептивных препаратов. В связи с резким ростом цен на контрацептивы после кризиса 17 августа 1998 года они стали практически недоступны многим женщинам.

Рост заболеваний, передаваемых половым путем, высокий уровень абортов являются одними из основных причин бесплодия в браке. В настоящее время около 20% супружеских пар страдают бесплодием, что в условиях низкой рождаемости обусловливает дополнительные демографические потери.

Естественные потери в населении Российской Федерации отчасти компенсируются миграционным притоком из зарубежных государств (в основном, из стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и Балтии), но его объемы, достигнув максимального значения в 1994 году (810 тыс. человек), постепенно снижаются.

Для передвижений населения между Россией и странами СНГ и Балтии характерно сокращение встречных потоков миграции, причем более заметное уменьшение числа прибывших в Россию в 1998 году предопределило снижение показателя чистой миграции. Отрицательный миграционный прирост в обмене населением в последние два года наблюдается только с Белоруссией.

Отрицательным остается миграционный прирост в обмене населением между Россией и странами вне СНГ и Балтии. В целом за 1998 год отток россиян снизился на 3,2 тыс. человек (на 3,8%) по сравнению с 1997 годом. Однако, в последние четыре месяца 1998 года (сентябрь-декабрь) наметилась тенденция увеличения числа выбывающих в эти страны.

Главной особенностью в изменении возрастного состава населения России на современном этапе является сокращение численности и доли детей и подростков в результате резкого падения ежегодных чисел родившихся. За 1995-1998 годы численность детей в возрасте 0-15 лет уменьшилась на 3,6 млн. человек (10,7%) и составила к началу 1999 года 30,3 млн. человек (20,7"и населения России). Снижение доли детей и подростков сопровождается ростом удельного веса пожилых людей старше 60 лет. К началу 1999 года их доля в населении России составила 18%. Таким образом, развивается процесс демографического старения населения России.

Проблемы семьи в Российской Федерации. Семья с точки зрения народонаселения является важнейшим социальным институтом. ответственным за воспроизводство населения.

На развитие российских семей оказывали влияние объективные процессы изменения брачно-семейных отношений, характерные для всех экономически развитых стран и направленные в сторону автономизации жизни семьи, перехода к нуклеарной семейной структуре. Вместе с тем экономические трудности для части семей приводят к усилению сплоченности, взаимовыручки, межпоколенной поддержки, когда родительская семья помогает "молодой" и материально, и в воспитании детей, что является для этих семейных групп фактором, позволяющим успешно преодолеть кризисную ситуацию. В то же время увеличивается число одиноких стариков, которым дети не оказывают помощи. Общее число домохозяйств в России составляет около 52 млн. Особенностями семейных домохозяйств в России являются преобладание домохозяйств, состоящих из одной брачной пары с детьми и без детей (75%). относительно высокая доля неполных семей (16%), наличие сложных семей, включающих две и более брачные пары (4,4%). Средний размер российской семьи составляет ориентировочно - 3,28 чел.

Более половины семей (57,5%) имеют детей до 18 лет, среди них наиболее распространены семьи с 1 ребенком. По данным микропереписи 1994 г. их доля увеличилась и составила 54% (по данным переписи 1989 г. - 51%). Доля семей с двумя детьми сократилась с 39% до 37%, семей с тремя и более детьми - с 9,8% до 9,4%.

Меняющийся комплекс социальных условий жизни семьи ведет к формированию принципиально новых ценностных ориентиров. С одной стороны, наблюдается снижение потребности семьи в детях, как фундаментальной ценности. С другой стороны, наряду со снижением рождаемости, обусловленным влиянием экономических факторов, растет доля внебрачных рождений. Брак перестает быть обязательным условием рождения ребенка. С 1994 по 1998 год доля детей, родившихся вне брака, возросла с 19,6% от общего числа родившихся до 27,0%. В ряде регионов России свыше 40% детей рождается вне зарегистрированного брака.

Стабильно высокое число разводов, не компенсируемых последующим вступлением в брак, наряду с уже отмечавшимся ростом смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, способствуют увеличению числа неполных семей. По данным микропереписи 1994 года в таких семьях воспитывался каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет (14% от общего числа детей).

Учитывая относительно высокое число овдовений и разводов, можно предположить, что число несовершеннолетних детей, оставшихся без одного из родителей, продолжает расти.

Результаты бюджетных обследований домашних хозяйств выявляют значительную дифференциацию в уровне материального благосостояния семей в зависимости от числа детей. Так, в семьях с одним ребенком величина среднедушевых денежных доходов в 1998 году составила 660 рублей, тогда как в семьях с 4-мя и более детьми их уровень был ниже в 3 раза (21 1 рублей). Низкий уровень доходов в многодетных семьях обусловлен прежде всего высокой иждивенческой нагрузкой. Если в семьях с одним ребенком в среднем на одного работающего приходится один иждивенец, в семьях с тремя детьми - около двух, то в многодетных семьях число иждивенцев возрастает до четырех, что вызвано не только увеличением числа детей в семье, но и снижением профессиональной активности матерей.

Наличие детей в семье увеличивает ее шансы попасть в категорию малоимущего населения. Так, около 40% всего бедного населения составляют семьи, состоящие из супругов с 1-2 детьми. Уровень бедности в таких семьях почти в три раза выше, чем в семьях, состоящих из супругов без детей. Традиционно, с начала экономических преобразований, формируют контингент малоимущего населения неполные и многодетные семьи. Уровень бедности здесь доходит до отметки в 70-80% (при среднем уровне по всем обследованным домохозяйствам - 30%), причем практически каждая третья семья, имеющая более 3-х детей, находится в состоянии крайней бедности'.

Одним из ключевых индикаторов уровня благосостояния населения является доля расходов на питание: чем ниже размер материального достатка семьи, тем она выше. Многодетные семьи вынуждены расходовать на покупку продуктов питания более половины всех денежных средств, направляемых на приобретение товаров и услуг. В 1998г. ситуация еще более усугубилась: доля расходов на питание в многодетных семьях возросла по сравнению с 1997г. на 10 проц. пунктов - с 56% до 66%. Перераспределение расходов семьи происходит, главным образом, за счет сокращения доли затрат на непродовольственные товары - приобретаются только самые необходимые товары, увеличиваются сроки службы уже имеющихся вещей и имущества.

Один из основных факторов, оказывающих влияние на благосостояние семьи, - безработица. В конце 1998 года общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с определениями МОТ, составила около 10 млн. человек. В их числе более 4 млн. или 46% женщин. Среди безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости, доля женщин существенно выше. К концу 1998 года женщины составляли 64,6 процента безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в 1997 году -63,9 процента, в 1996 году - 62,9 процента).

Высокий удельный вес женщин характерен для разных категорий российских безработных, получивших статус в органах службы занятости, независимо от их возраста или образовательного уровня, брачного состояния и т.д. На конец 1998 года среди безработных молодых людей, не достигших 18 лет, девушки составляли 59,3 процентов, среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет - 70,2 процента, среди тех, кому от 25 до 29 лет - 65,4 процента, среди лиц предпенсионного возраста - 60,2 процента, среди других возрастов - 63,5 процента. В составе безработных, имеющих дипломы об окончании высших учебных заведений, на долю женщин приходилось 67,3 процентов, среди имеющих общее среднее образование - 62,7 процента, неполное среднее образование - 50,0 процентов.

В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются слабозащищенные категории женщин - имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители, выпускницы образовательных учреждений. жены военнослужащих, проживающие в военных городках.

Оставшиеся без работы родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства, на 73,9 процента были представлены женщинами, из них среди безработных одиноких родителей - 92,7 процента женщин, среди многодетных родителей - 74,5 процентов. Ожидаемые демографические тенденции и их социальные последствия. Современные демографические тенденции будут оказывать существенное воздействие на социально-экономическое развитие российского общества и в XXI веке.

Ожидаемая численность населения Российской Федерации к 2016 году составит около 138 миллионов человек. Положительный миграционный прирост не компенсирует естественной убыли населения.

Репродуктивное поведение российских семей, по мнению экспертов, будет по-прежнему ориентировано на рождение в основном одного ребенка. Можно прогнозировать лишь некоторый рост числа родившихся в первом десятилетии следующего века вследствие увеличения численности женщин в возрастах наивысшего деторождения (20-29 лет).

Низкий уровень рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости в течение прогнозного периода не превысит 1,3 рождений на одну женщину), а также повышение ожидаемой продолжительности жизни (к 2016 году она может составить у мужчин 64,8 года, у женщин 75,2 года) приведут к дальнейшему старению населения страны. Уже с 2000 года доля пожилых людей в возрасте 60 лет и старше превысит долю детей младше 15 лет. В дальнейшем это превышение будет расти.

Одной из главных проблем, связанных со старением населения России, будет рост расходов на содержание постоянно увеличивающейся численности стариков. Это и выплаты пенсий, и перестройка системы здравоохранения в целях улучшения гериатрической помощи. Нужно быть готовыми и к росту числа одиноких стариков как результату снижения рождаемости и увеличения доли малодетных семей. Это потребует расширения сети домов-интернатов для престарелых и укрепления служб их социального обеспечения.

Старение населения России в ближайшей перспективе не отразится негативно на численности трудовых ресурсов. Число лиц рабочего возраста будет увеличиваться до 2006 года. Удельный вес этой группы в общей численности населения превысит 60% и показатель демографической нагрузки достигнет минимального для России значения - 586 человек нетрудоспособных возрастов приходящихся на 1000 лиц рабочего возраста. В дальнейшем, вследствие сдвига поколений и сохранения низкого уровня рождаемости, показатель демографической нагрузки будет расти.

Политика, проводимая Правительством Российской Федерации, в области народонаселения

Целью социально-демографической политики в Российской Федерации в 1994-1998 годах было принятие мер по стабилизации ситуации, а с 1999 года - поиск путей вывода России из демографического кризиса. Вместе с тем. Правительство Российской Федерации осознает, что достижение этой цели невозможно без стабилизации экономики и обеспечения ее устойчивого развития.

Национальными приоритетами демографической политики Российской Федерации являются:

- снижение смертности всех групп населения, особенно лиц трудоспособного возраста, уровня младенческой и материнской смертности:

- улучшение репродуктивного здоровья населения:

- повышение ожидаемой продолжительности жизни;

- обеспечение адресной поддержки малообеспеченных семей с детьми и отдельных категорий населения, нуждающихся в особой социальной защите:

- пропаганда здорового образа жизни для всех групп населения;

- социальная защита и поощрение ответственного родительства;

- содействие адаптации мигрантов, прибывающих в Россию из стран СНГ и Балтии, а также российских граждан, вынуждено покидающих место жительства в пределах территории страны.

Основными задачами государства на среднесрочную и стратегическую перспективу являются:

- повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, обеспечение государственных гарантий гражданам на бесплатную медицинскую помощь. объемы и условия ее получения, обеспечение репродуктивных прав граждан:

- стабилизация, а в дальнейшем повышение уровня рождаемости;

- формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, повышения ценности здоровой и продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных ценностей:

- поддержка и пропаганда нравственных ценностей института семьи, ответственного родительства;

- разработка и осуществление мер по предупреждению заболеваний. приводящих к бесплодию и росту числа бездетных семей:

- разработка новой стратегии миграционной политики, прежде всего, в области внешней и внутренней трудовой миграции;

- усиление иммиграционного контроля и пресечение нелегальной иммиграции в страну.

В Российской Федерации, несмотря на имеющиеся сложности, уделяется большое внимание разработке государственной политики в области народонаселения,

Постановлением Правительства Российской Федерации в феврале 1997 года утверждена Программа социальных реформ Российской Федерации на период 1996-2000 годы, предусматривающая систему мероприятий, направленных на решение всего комплекса социальных проблем, в том числе и проблем в области народонаселения.

Особое место в разработке политики в области народонаселения занимает государственная политика в отношении семьи, женщин и детей.

С 90-х годов в Российской Федерации формируется новая государственная семейная политика, адекватная меняющимся социально-экономическим условиям и эволюционным процессам, касающимся института семьи. Патернализм государства по отношению к семье заменяется принципами партнерства и разделения ответственности.

Проведение в 1994 году Международного года семьи способствовало привлечению внимания органов власти всех уровней и общества в целом к проблемам семьи, активизировалась работа по их решению. Была разработана Концепция государственной семейной политики Российской Федерации.

В 1996 году Указом Президента Российской Федерации утверждены Основные направления государственной семейной политики. Целью государственной семейной политики определено обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.

К числу основных направлений семейной политики отнесены следующие: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшение бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи: усиление помощи семье в воспитании детей.

Принципиальное значение для семьи имело принятие Семейного кодекса. закрепившего соответствующие новым реалиям нормы в части заключения и расторжения брака, собственности и имущества супругов, алиментных обязательств членов семьи. Большое внимание в Кодексе уделено защите прав детей, в том числе оставшихся без родительского попечения. Установлена ответственность родителей за получение ребенком основного общего образования, порядок осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, в том числе на основе специального соглашения, конкретизированы права в воспитании детей несовершеннолетними родителями, а также нормы по защите детей от жестокого обращения в семье. Впервые в Кодекс введена специальная глава, посвященная правам несовершеннолетнего ребенка, установлен судебный порядок усыновления детей, а также введена новая форма воспитания в семье детей, лишившихся родительского попечения - приемная семья.

Одной из основных форм прямой материальной поддержки семей с детьми является выплата пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием ребенка. В 1995 году принят Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", которым установлена единая система государственных пособий. Она включает пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячное пособие на ребенка. В последующие годы в связи с ростом цен неоднократно производилось индексирование величины пособий. увеличивались размеры некоторых видов пособий. В результате принимаемых мер средний размер ежемесячного пособия на ребенка составлял в последние годы от 12 до 14% прожиточного минимума ребенка. Однако, в связи с кризисными явлениями в экономике страны, эти пособия часто не выплачивались своевременно.

В целях повышения эффективности поддержки семей с детьми, оказания действенной помощи наиболее нуждающимся категориям семей принимаются меры по усилению адресности предоставления помощи. В 1998 году приняты поправки к Федеральному закону "О государственных пособиях гражданам. имеющим детей", в соответствии с которыми предоставление ежемесячного пособия на ребенка увязывается со среднедушевыми доходами семьи, в которой воспитывается ребенок. Однако их введение в действие пока отложено (до принятия федерального закона "О потребительской корзине").

Были приняты меры дополнительной поддержки некоторых категорий семей с детьми, испытывающих особые трудности. В частности, дети первого-второго года жизни обеспечиваются бесплатными специальными молочными продуктами детского питания. Данная льгота предоставляется с учетом среднедушевого дохода семьи и его соответствия прожиточному минимуму. Все дети в возрасте до трех лет обеспечиваются лекарствами по рецептам врача бесплатно. Установлен ряд льгот для многодетных семей, в их числе бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам детей в возрасте до 6 лет; бесплатное питание в школе (завтраки и обеды), обеспечение школьной формой или одеждой ее заменяющей, проезд на внутригородском транспорте учащихся школ и профессиональных училищ, льготы семье по оплате жилья и коммунальных услуг. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет лекарства по рецептам врача отпускаются бесплатно, дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Вместе с тем в условиях дефицита бюджетов всех уровней федеральные нормы и гарантии государственной поддержки семей с детьми на практике реализуются не в полной мере.

Указом Президента Российской Федерации утверждены "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)". Правительством Российской Федерации разработаны "Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации", "План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации".

В ноябре 1997 года Государственная Дума приняла "Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", в которой определена стратегия развития законодательства по предотвращению дискриминации по признаку пола.

Концепция основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации. В Концепции рассматриваются права на равное участие мужчин и женщин в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной, судебной власти и в органах местного самоуправления, социально-трудовые права, предотвращение насилия и личная безопасность, охрана репродуктивного здоровья, материнства и детства, государственный механизм обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

С 1996 года реализуется разработанный Правительством Российской Федерации Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, в рамках которого осуществляются меры, направленные на: расширение участия женщин в принятии решений на всех уровнях, установление фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, укрепление здоровья женщин, обеспечение предотвращения насилия в отношении женщин и защиты жертв преступлений.

В ходе реализации мер в области улучшения положения женщин, выполнение которых предусматривалось в 1998 году, среди прочего осуществлялось содействие занятости женщин, оказывалась поддержка незанятых женщин, являющихся единственными кормильцами в семье, и семей, где оба родителя являются безработными. Данным категориям женщин предоставлялось приоритетное право направления на профессиональную подготовку и переподготовку, организацию собственного дела и получение соответствующих субсидий, участие в общественных работах, обеспечение летнего отдыха детей.

Пересмотрено действующее законодательство с целью фактического улучшения условий совмещения женщинами трудовых и семейных обязанностей. Внесены изменения и дополнения в Кодекс законов о труде Российской Федерации, содержащие новые эгалитарные подходы к распределению семейных обязанностей трудящихся мужчин и женщин, в том числе и по воспитанию детей. Так, отпуск по уходу за ребенком до достижения трех лет может быть использован не только матерью, но и отцом ребенка, или другими родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком, дополнительный оплачиваемый выходной день для ухода за ребенком-инвалидом предоставляется одному из работающих родителей по их усмотрению.

В октябре 1997 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию МОТ ^ 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями". В условиях становления рыночных отношений значимость положений упомянутой конвенции чрезвычайно велика: в ней заложен новый подход к проблеме совмещения профессиональных и семейных обязанностей отцом и матерью.

За период 1994-1997 годов в системе здравоохранения, закладывающей основной фундамент тенденций в области народонаселения, произошли существенные изменения.

С 1994 года реализуется президентская федеральная программа "Дети России", включающая в себя целевые программы, напрямую направленные на улучшение социально-демографической ситуации - "Безопасное материнство" и "Планирование семьи".

Решение проблемы охраны репродуктивного здоровья населения в условиях экономического и демографического кризиса приобретает характер первостепенной задачи национальной политики в области народонаселения и развития, требующей принятия комплексных неотложных мер как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Правительством Российской Федерации разработана Концепция охраны репродуктивного здоровья, определяющая государственную политику в этой области и систему комплексных профилактических мер, включающую совершенствование организации медицинской и лекарственной помощи, улучшение подготовки и усовершенствования кадров, информационное обеспечение деятельности в области охраны репродуктивного здоровья, а также проведение научных исследований по проблеме.

С середины 90-х годов перед Правительством Российской Федерации встала проблема создания новых принципов и подходов государственной политики в отношении инвалидов. Необходимость решения указанной проблемы заставила пересмотреть традиционные подходы к понятиям "инвалидность", "инвалид" и привести их в соответствие с нормами международного права.

Принятый в 1995 году Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ввел понятие "инвалид" и определил основы государственной политики в отношении инвалидов, направленной на максимально возможную интеграцию их в общество.

Целью государственной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, создание для них необходимых условий для участия в жизни общества.

В контексте отмеченных проблем инвалидов в Российской Федерации практическими шагами в деле государственной политики в последние годы стал ряд важных мероприятий нормативного, организационного и структурно-образующего характера. К ним относятся реализация в 1995-1998 годах федеральной комплексной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации", в рамках которой удалось провести комплекс взаимоувязанных мероприятий по социальной реабилитации отечественных инвалидов.

Разработаны проекты концепции медико-социальной реабилитации инвалидов и государственной службы реабилитации инвалидов, организационно-функциональная модель системы медико-социальной реабилитации.

Старение населения страны перестало быть временным и воспринимается как закономерная часть явлений современности. Оно все более вовлекает государство в решение проблем перераспределения ресурсов в пользу пожилых людей как особой группы населения, обеспечения их социальной защищенности.

С учетом жизненно важных потребностей и интересов пожилых людей предпринимаются усилия по совершенствованию законодательства в сферах имущественных, земельных, жилищных отношений, охраны здоровья, пенсионного обеспечения и социального обслуживания. Предоставление пожилым людям в соответствии с действующим законодательством льгот по оплате жилья, проезда, получению медицинской помощи, лекарственному обеспечению и санаторно-курортному лечению способствует снижению негативных последствий малообеспеченности в пожилом возрасте.

В завершающую стадию вступила реализация федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997-1999 годы. Мероприятия программы имеют непосредственное отношение к улучшению жизнеобеспечения пожилых людей в зависимости от региональных особенностей их положения.

В стадии разработки находится проект концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2005 года, которая будет базироваться на универсальных гуманитарных нормах отношения к пожилым людям".

В 1994-1998 годах Правительство Российской Федерации предприняло важные шаги к формированию политики государства применительно к новоймиграционной и социально-экономической ситуации в стране.

В 1993 году были приняты федеральные законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах", устанавливающие право получения указанного статуса для лиц, прибывающих в Россию с указанием конкретных оснований для этого (включая насилие или преследование индивидуума или членов его семьи, реальную опасность подвергнуться преследованию из-за расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по политическим мотивам). С изменениями и дополнениями Федеральный закон "О вынужденных переселенцах" был принят в 1995 году. "О беженцах" - в 1997 году. Проводилась и проводится разработка подзаконных актов, утверждаемых постановлением Правительства Российской Федерации, определяющих механизм их реализации.

В 1993 году подписаны указы Президента Российской Федерации "О порядке и условиях привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы" и "О мерах по введению иммиграционного контроля".

Миграционная политика Российской Федерации, ее конкретные механизмы осуществления определены Федеральной миграционной программой, одобренной Указом Президента Российской Федерации и утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.

Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к людям, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

В области миграции, кроме Федеральной миграционной программы. реализующей мероприятия для решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев, действует ряд программ, решающих проблемы внутренней экономической миграции.

За последние годы в Российской Федерации принят ряд законодательных и нормативных документов, определяющих направления и принципы государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом. К основным из них относятся: Указ Президента Российской Федерации "Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" и постановление Правительства Российской Федерации "О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом". В этих документах решаются вопросы по формированию условий для реального соблюдения прав и свобод соотечественников за рубежом, их финансовой и экономической поддержке. предусматриваются конкретные мероприятия по содействию в сохранении сферы распространения и функционирования русского языка, среднего и высшего образования на русском языке, формированию единого образовательного пространства, поддержке культурной деятельности соотечественников, защите их прав в области решения проблем инвалидности и инвалидов, пенсионного обеспечения и другие.

Выполнялись мероприятия по охране здоровья в рамках целевых программ по социальной защите населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф. Так, в рамках федеральной целевой программы "Дети Чернобыля" проводилась работа по совершенствованию системы оказания медицинской помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

В период 1994-1998 года в России продолжала развиваться система социального обслуживания населения.

Объективная потребность в новых механизмах поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обусловила разработку и принятие Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", который создал правовую основу для формирования социального обслуживания, в том числе семьи и детей.

Организация социального обслуживания пожилых людей в современных условиях рассматривается как конструктивный вклад в социальное развитие и регламентируется нормами Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Потребность пожилых людей в стационарном социальном обслуживании остается высокой. В 1998 году действовало 1002 дома-интерната (общего типа и психоневрологические) на 228,5 тыс. мест. Действуют и другие учреждения (подразделения), занимающиеся оказанием стационарных социально-медицинских услуг - геронтологические центры и геронтологические отделения в домах-интернатах, что отражает тенденцию роста численности лиц престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе.

Многие сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию пожилые люди получают доступ к основным социальным услугам на дому благодаря развитию сети учреждений нестационарного типа.

Свыше 1700 центров социального обслуживания являются многопрофильными учреждениями, предоставляющими пожилым людям разнообразные по видам и формам услуги. В целом из каждых 10000 пенсионеров надомным обслуживанием охвачено 280 человек.

Социально-медицинское обслуживание на дому через специализированные отделения получают около 60 тыс. тяжело больных престарелых и инвалидов. Разовыми услугами отделений срочного социального обслуживания пользуются около 7 млн. человек.

Постепенно реализуется новый подход к созданию комплекса учреждений, удовлетворяющих потребности пожилых людей в социальных услугах. Основные тенденции развития социальных служб - сочетание специализированности с комплексностью, ускоренное развитие открытых (полустационарных и нестационарных) учреждений, соединение возможностей учреждений социального обслуживания с мощным социализирующим и поддерживающим влиянием семьи и общества.