ОБЗОР И ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Материалы Министерства Здравоохранения Российской Федерации к заседанию Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации (12 ноября 1999 г.)

Процессы формирования здоровья населения достаточно близко отражают происходящие в стране события социально-гигиенического характера. Наиболее острыми проблемами здоровья населения в 1998 г. явились крайне низкий уровень рождаемости (8,6 в 1997 г. и 8,8 на 1000 населения в 1998 г.), высокий, несмотря на некоторое снижение в прошедшем году, уровень смертности (13,8 в 1997 г. и 13,6 на 1000 населения в 1998 г.), сохраняющийся отрицательный естественный прирост населения.

Существенное влияние на эти процессы продолжают оказывать трудности экономических преобразований, значительная дифференциация денежных доходов населения, а также медленное восстановление численности женщин детородного возраста. Положительный естественный прирост сохранился лишь в отдельных республиках, где русские составляют меньшую часть населения. По мнению специалистов, режим воспроизводства населения во многих регионах близок к критическому состоянию. Необходимы существенные меры социально-экономической стабилизации, снятие психоэмоциональной напряженности у больших групп населения, поддержка молодых семей и молодежи для стимулирования подъема компенсаторной рождаемости, как это наблюдается, как правило, после периодов крупных медико-демографических потрясений. Особое внимание должно быть обращено на систему мер дальнейшего снижения потерь от травм и отравлений, потери от которых в 1998 г. остаются высокими, преимущественно среди лиц трудоспособного возраста, они значительно превышают все другие причины и оказались беспрецедентными по размерам и тяжести.

По прогностическим оценкам Статагенство России, демографическое развитие страны в 1999 г. и последующих годах по-прежнему будет определяться негативными характеристиками в естественном движении населения. Общий уровень рождаемости останется весьма низким. Общий коэффициент смертности под влиянием процесса старения населения практически не изменится. Миграционный приток может не компенсировать потерь от естественной убыли и сокращения численности населения России.

Повсеместно общий уровень заболеваемости, по данным отчетов, несколько повысился. Несмотря на низкий уровень обращаемости за медицинской помощью регистрация заболеваний увеличилась, устранено очевидное несоответствие между имевшим место ростом смертности и снижением обращаемости и регистрируемой заболеваемости. Замедление падения уровня посещаемости способствует и поддержанию уровня регистрируемой заболеваемости. По-прежнему наиболее распространенными являются болезни органов дыхания, болезни системы кровообращения, болезни нервной системы и органов чувств, болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, травмы. Несмотря на трудности изменившихся условий жизни, санитарно-эпидемиологическая служба способствовала снижению ряда инфекций и повышению уровня вакцинопрофилактики в отношении инфекций детского возраста. В то же время отмечен высокий уровень заболеваемости отдельными инфекционными болезнями, особенно туберкулезом и сифилисом, анемией, регистрируется высокий уровень психических расстройств, особенно алкогольных психозов, аллергических болезней, язвенной болезни, более распространенными стали болезни поджелудочной железы, печени и желчного пузыря, сахарный диабет, снижение иммунитета и другие проявления нарастающей экологической нагрузки и несбалансированности питания.

Ослаблены меры профилактики. Среди психических расстройств все больше внимания привлекают пограничные нервно-психические заболевания, умственная отсталость, проявления длительного стресса, высокая распространенность алкоголизма, в частности, впервые обратившихся за лечением, и его наиболее тяжелого состояния - алкогольного психоза. Все более сложной становится проблема наркомании и токсикомании, особенно в подростковом возрасте, причем оценки действительного распространения этой патологии значительно превышают известные из отчетных данных.

Нарастающая напряженность на рынке труда в известной мере сдерживает не только обращения в связи с профилактическими осмотрами, но и обращения за медицинской помощью в связи с заболеваниями, в результате они не регистрируются полностью или становятся более тяжелыми, хотя медицинские учреждения не ограничивали возможность таких обращений, в 1998 г. положение в этом отношении несколько улучшилось. Необходимо широкое ознакомление населения с возможными последствиями такой тенденции. Это особенно важно из-за проникающей в средства информации убежденности, что медицинские учреждения якобы перешли на платную медицину.

Положительной динамики характеристик здоровья населения можно ожидать при улучшении условий жизни, активном формировании здорового образа жизни широких масс населения и поддержании психо-эмоционального и материального благополучия в течение длительного времени. Некоторые признаки такой стабилизации условий жизни, характеристик здоровья населения и медицинской помощи начали проявляться в 1995-1997 гг.; 1998 г. отличается последовательностью поддержания наметившихся черт стабилизации. Средняя продолжительность жизни мужчин за последние 4 года увеличилась на 4 года, значительное её увеличение на 2,4 года, произошло у женщин.

Здоровье матери и ребенка и в прошедшем году проявило себя как важнейший индикатор уровня социально-экономического положения страны. Реакцией на события явилось в целом ухудшение здоровья матери, особенно в период беременности и родов. Физиологически протекающих родов становится не более 30-40%. Проявления этого неблагополучия наблюдаются с подросткового возраста девушек, с их неподготовленности к сексуальным отношениям и семейной жизни, роста сверхранних и внебрачных рождений, смещения части абортов на возрастные группы до 19 лет, ограниченности применения контрацептивных средств. При этом отмечается рост соматической патологии молодых матерей, семейные отношения все чаще становятся лишь партнерскими. Имеет место высокий уровень заболеваемости новорожденных и детей в возрасте до 5 лет. Школьные годы также становятся периодом нарастания хронической патологии. Наряду с этим в 1998 г. по ряду показателей произошли положительные изменения: с 17,2 до 16,5%о снизилась младенческая смертность, зарегистрировано меньше абортов, несколько расширилось применение более эффективных средств предупреждения беременности, значительного возрос охват детей вакцинопрофилактикой.

Падение уровня жизни, ухудшение общедоступной медицинской помощи коснулось, в первую очередь, менее защищенных матерей и детей, что проявилось в низких показателях рождаемости, стабилизации на высоком уровне показателей младенческой и детской смертности, отрицательном естественном приросте населения на большинстве территорий и по России в целом, ухудшении качественных показателей состояния здоровья детского населения. Эти процессы обладают большой инертностью и улучшение здоровья вновь рождающихся поколений детей можно ожидать лишь при условии стабилизации экономического положения страны и роста благосостояния не узкой группы семей, а общества в целом.

Медицинская помощь населению в 1998 г. была в основном направлена на поиски оптимальных форм, методов обслуживания, дающих возможность при существующих нестабильных социальных и экономических условиях не только сохранить необходимый объем медицинских услуг, но и повысить их качество путем привлечения местных ресурсов и неиспользованных резервов. Правительством РФ одобрена Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ ведется разработка основных положений Концепции охраны здоровья населения. Был принят ряд постановлений и приказов по дальнейшему совершенствованию качества и управления медицинской помощью на местах, направленных на использование имеющихся дополнительных ресурсов и резервов. Как сообщают в докладах регионов, при продолжавшемся сокращении посещаемости с 10-12 до 7-9 на одного жителя в год и сокращении численности больничных коек с 120-140 до 100-120 на 10000 населения практически сохранилась доступность медицинской помощи, прежние объемы выполняемой ими работы, улучшилось использование ресурсов. Стало особенно заметным повсеместное смещение значительного объема стационарной помощи на внебольничную помощь.

По результатам опроса руководителей здравоохранения субъектов Федерации тенденции стабилизации в области деятельности здравоохранения рассматриваются как более благоприятные, чем это было высказано в отношении медико-демографических процессов и особенно социально-обусловленных болезней, хотя обоснование программ государственных гарантий медицинской помощи часто сопровождается их значительным финансовым дефицитом.

С большим отставанием, но в известной мере решаются вопросы финансирования, взаимозачетов, заработной платы медицинских работников, поддержания медицинской науки, повышения оснащенности и качества медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического надзора. Нарастает число сообщений о трудностях поддержания приобретенных высоких технологий, кадрового и финансового сопровождения их эксплуатации.

Острой остается проблема лекарственной помощи. Многие медикаменты дороги и мало доступны для больных и лечебных учреждений. Распад экономических связей со странами Центральной и Восточной Европы, практически отсутствующая база фармацевтической промышленности в Российской Федерации позволили обеспечить собственным производством лишь в пределах 40% потребности в медикаментах. В тяжелом финансовом положении находятся предприятия, производящие иммунобиологические препараты. Проблема осложнилась недостатком оборотных средств для закупки аптечными учреждениями даже сниженных объемов медикаментов. Медицинские учреждения не в состоянии полностью выкупить эти медикаменты для лечения больных.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ все больше уделяется внимание разработке конкретных мер реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, определению приоритетных направлений формирования общей и региональной политики в области здравоохранения. Происходит значительная активизация нормотворческой деятельности на местах, осуществляется принятая государственная программа неотложных мер по обеспечению санэпидблагополучия, профилактике инфекционных и неинфекционых заболеваний и снижению преждевременной смертности населения.

Медицинское страхование занимает исключительное внимание работников здравоохранения, оно стало необходимым как один из инструментов выхода из экономического кризиса здравоохранения, хотя критика организации его деятельности не ослабевает. Эксперименты, основанные на принципах нового хозяйственного механизма и обязательного медицинского страхования, свидетельствуют о перспективности развития новых экономических отношений в здравоохранении и возможности при росте страхового взноса достаточно полного удовлетворения населения в медицинской помощи. Необходим лишь более высокий уровень координации действий центральных и местных органов системы охраны здоровья населения и здравоохранения и дальнейшая разработка единой политики, определяемой общей стратегией развития здравоохранения.

В докладах из регионов подчеркивается в целом сохранение доступности медицинской помощи для населения, необходимость усиления координации действий органов здравоохранения и фонда обязательного медицинского страхования, центральных и местных органов управления здравоохранением, необходимость усиления научного обеспечения реформы здравоохранения, особенно системы управления в современных условиях, важность законодательной и методической проработки ряда общих проблем медико-экономического характера, более широкого использования опыта административных территорий, где удалось достаточно последовательно установить взаимоотношения государственных органов здравоохранения, субъектов медицинского страхования в решении конкретных вопросов формирования программ здравоохранения, медицинского страхования и их обеспечения. Широкое обсуждение основных положений концепции развития здравоохранения РФ во многом способствовало решению этих вопросов. Ряд выездных заседаний Коллегии Минздрава России, развитие его деятельности по связи с регионами, заключение двусторонних договоров с субъектами Федерации и их объединениями также создает базу для интеграции деятельности здравоохранения в стране.

Научно-исследовательское и программное обеспечение развития здравоохранения во многом решается совместной с отдельными регионами проработкой основных направлений реформы здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Ее обсуждение получило поддержку широкой медицинской общественности и позволит объединить усилия Российской Академии медицинских наук, органов и учреждений здравоохранения, других научно-исследовательских учреждений, медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей Российской Федерации в осуществлении реформы.

Вместе с тем, существующие научно-исследовательские разработки в области фундамендальных и прикладных исследований остаются во многом нереализованным из-за отсутствия средств на их внедрение, а ограниченность финансирования клиник институтов и вузов федеральной подчиненности лишило возможности лечиться в них наиболее сложным и тяжелым по состоянию больным из всей страны.

В целом сложившиеся в 1998 г. тенденции, оценки современного состояния здоровья населения, развития отрасли и медицинской науки свидетельствуют о продолжающемся неблагополучии в формировании здоровья, которое может привести к ухудшению качества населения, ограничению его участия в созидательной деятельности по улучшению социально-экономической ситуации в стране. Очевидно, что путем только ведомственных усилий (Минздрава России, РАМН) назревшие проблемы здоровья населения и науки не решить, поскольку они являются комплексными, межведомственными и многофакторными.

Социально-экономическая реформы в России сопровождаются крайне негативными изменениями в состоянии здоровья всего населения страны. Масштабы этих процессов с наибольшей силой проявились среди женщин и детей как наиболее чувствительной части населения.

В России сложилась исключительная медико-демографическая ситуация, которая характеризуется крайне опасным, для ближайшего и отдаленного будущего страны сочетанием неудовлетворительного качества здоровья женщин, снижением рождаемости и воспроизводства населения, высокой смертностью в трудоспособном возрасте и неблагоприятными брачно-семейными взаимоотношениями.

Состояние здоровья женщин с учетом современных социальных, политических и экономических аспектов жизни выходит за пределы ведомственной проблемы и приобретает значимость первостепенного приоритета национальной политики в области охраны здоровья населения.

Большинство факторов окружающей и производственной среды имеют неблагоприятную динамику. Их воздействие на здоровье населения и, в частности женщин, приобретает все более грозные проявления. Разрушена система мер охраны и улучшения условий труда работающих граждан, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования охраны труда и т.д.

В государстве отсутствует стратегия народонаселения. Нет адекватных медико-демографической ситуации механизмов, стимулирующих рождение желанных детей и создающих условия для воспитания детей в семье.

В обществе отмечается сложная социально-психологическая обстановка, обусловленная распространенной бедностью, безработицей, задержками выплаты заработной платы, снижением роли государства в области социальных гарантий. Социальный пессимизм, неуверенность в будущем, психологический стресс создают крайне неблагоприятный фон, влияющий на здоровье женщин. На этом фоне происходит стремительный рост заболеваний, вызванный изменением привычных стереотипов женского поведения, широким распространением вредных привычек.

Качество медицинской помощи женщинам и, особенно подросткам, не соответствует современному состоянию их здоровья. Сеть и структура учреждений, оказывающих медицинскую помощь женщинам, нуждаются в перестройке работы и реструктуризации. Особенно сложной остается проблема лекарственной помощи населению.

Большинство профилактических программ, направленных на предупреждение и снижение массовых заболеваний (анемия, йодная недостаточность, профилактика кариеса и другие); не имеют государственной поддержки, не обеспечены финансовыми ресурсами.

Критическая медико-демографическая ситуация, сложившаяся в России в 90-х годах, неблагоприятные тенденции состояния здоровья населения создают угрозу национальной безопасности. В этих условиях необходимо принятие неотложных мер по преодолению кризиса, выдвижение на приоритетные позиции национальной политики в области народонаселения и охраны репродуктивного здоровья. С учетом сложившейся ситуации необходимо: - разработать Концепцию и программу действий по охране репродуктивного здоровья, включающие мероприятия в области планирования семьи, безопасного материнства, снижения материнской смертности и числа нежелательных беременностей, болезней, передающихся половым путем, профилактики бесплодия, онкологических болезней репродуктивного тракта и т.д.;

- разработать целевую комплексную программу по созданию благоприятных условий развития молодежи, направленную на профилактику' употребления наркотиков, алкогольных напитков и табака, пропаганду здорового образа жизни, на улучшение психологического, социального и информационного обслуживания молодежи;

На основе анализа действующих законодательных актов Российской Федерации, с учетом реальной социально-экономической ситуации в стране внести изменения и дополнения:

- в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушений. Уголовный кодекс Российской Федерации, в части, устанавливающей ответственность организаций и физических лиц за нарушение законодательства о безопасности производства, об охране труда и здоровья работающих, в том числе женщин; в части регламентации детского и подросткового труда, труда женщин вне государственного сектора и т.д.; чрезвычайно ответственными должны быть решения при либерализации трудового законодательства в отношении снятия ограничений на труд женщин без учета влияния вредных и опасных условий труда на их репродуктивное здоровье. Необходимо конкретизировать ответственность предприятий за загрязнение окружающей среды. Средства, получаемые за счет исков предприятиям, направлять на целевые программы охраны здоровья населения;

- в закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части стимулирования деятельности предприятий всех форм собственности по обеспечению государственных гарантий трудоустройства трудящихся с семейными обязанностями, имеющих детей и являющихся единственными кормильцами в семье;

необходимо разработать законодательные акты, обеспечивающие охрану репродуктивного здоровья, материнства и отцовства, защиту репродуктивных прав граждан, стимулирующие ответственное родительство, ускорить рассмотрение законопроектов о правах пациента;

- учитывая масштабы йодной недостаточности, реально угрожающей интеллектуальному потенциалу страны, необходимо принять специальный закон об обязательной массовой профилактике;

- требует изменения Федеральный закон "О средствах массовой информации". Необходимо предусмотреть выделение средств для использования средств массовой информации, особенно телевидения как наиболее эффективного канала, для внедрения массовых образовательных программ. Одновременно ввести экспертизу программ, рекламной деятельности, затрагивающих проблемы здоровья. В сетке вещания должны быть восстановлены передачи социально-гигиенического и образовательного направления. Государственное телевидение должно иметь стимулы, чтобы отказаться от программ, пропагандирующих насилие, жестокость, порнографию;

- в проекте Федерального закона о физической культуре и спорте важно предусмотреть статью, ограничивающую распространение опасных для здоровья детей видов спорта.

При проведении мероприятий на Государственном уровне, направленных на улучшение здоровья нации, к числу приоритетных и нуждающихся в правовом обеспечении действий по совершенствованию политики в области охраны здоровья граждан необходимо отнести проблемы, выдвинутые в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ.

Принимая во внимание изложенное выше, необходимо рассмотрение на государственном уровне важнейших характеристик здоровья населения, обеспечение их приоритетности, принятие ряда конкретных документов, подготовленных с целью решения этих проблем.