Организация Объединенных Наций (ООН)

  Мир

2010

2010 | Cоздание новой структуры по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин - «ООН-женщины» (UN Women)

В состав новой структуры вошли Отдел по улучшению положения женщин в Департаменте по экономическим и социальным вопросам, Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщин, Канцелярия Специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин, Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ). Директором-исполнителем структуры «ООН-женщины» назначена Мишель Бачелет, которая также занимает пост заместителя Генерального секретаря ООН.

 Политика и право  политика в отношении женщин
 Мир

2000

2000 | Принятие Декларации целей развития тысячелетия

На 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята Декларация целей развития тысячелетия. Среди целей названо обеспечение гендерного равенства и улучшение положения женщин.

 политика в отношении женщин  правовое положение женщин в целом  Политика и право

1999

1999 | 43-я сессия Kомиссии ООН по положению женщин
 Политика и право  правовое положение женщин в целом
 Соединенные Штаты Америки  Нью-Йорк

1995

1995 | 39-я Сессия Комиссии ООН по положению женщин
 политика в отношении женщин  Политика и право
 Соединенные Штаты Америки  Нью-Йорк
1995 | IV-я Всемирная конференция ООН по положению женщин

Несмотря на то, что усилия, которые предпринимались в течение двух предыдущих десятилетий, начиная с конференции в Мехико в 1975 году, помогли улучшить положение женщин и расширить их доступ к ресурсам, они не коснулись структурной основы неравенства в отношениях между мужчинами и женщинами. Решения, влияющие на жизнь всех людей, в большинстве своем все еще принимались мужчинами. Назрела необходимость поиска путей расширения прав и возможностей женщин для того, чтобы они могли выдвинуть свои собственные приоритеты и ценности в качестве равноправных партнеров мужчин в процессе принятия решений на всех уровнях.

Признание необходимости вовлечения женщин в процесс принятия решений нашло отражение в ходе ряда всемирных конференций, проведенных ООН в начале 90-х годов по различным аспектам развития – окружающей среде, правам человека, народонаселению и социальному развитию. На всех конференциях была подчеркнута важность полноценного участия женщин в принятии решений, и проблемы женщин были включены в план дискуссий и принятые документы.

Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что новая глава в борьбе за гендерное равенство была открыта лишь на Четвертой всемирной женской конференции по проблемам женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 году.

Главным изменением, которое имело место в Пекине, явилось осознание необходимости перенести основное внимание с самих женщин на концепцию полов, признав потребность переоценки всей структуры общества и всех отношений между мужчинами и женщинами внутри него. Только путем такой фундаментальной перестройки (реструктуризации) общества и его институтов женщины смогут получить полную возможность занять принадлежащее им по праву место в качестве равных партнеров мужчин во всех сферах жизни. Эта перемена еще раз ярко подчеркнула тот факт, что права женщин – это права человека и что гендерное равенство – это всеобщая проблема, от решения которой выигрывают все.

Преемственность Пекинской конференции заключалась в том, что она вдохновила мировое сообщество на принятие обновленного глобального обязательства по повсеместному расширению прав и возможностей женщин и привлекла беспрецедентное международной внимание. Конференция единогласно приняла Пекинскую Декларацию и Платформу действий, представлявшую собой по существу повестку дня по решению проблемы расширения прав и возможностей женщин и явившуюся вехой на пути прогресса женщин в XXI веке. В Платформе действий выделены 12 важнейших проблемных областей, в которых находятся главные препятствия на пути прогресса женщин, требующие принятия конкретных мер со стороны правительств и гражданского общества:
женщины и нищета;
образование и профессиональная подготовка женщин;
женщины и здравоохранение;
насилие в отношении женщин;
женщины в период вооруженных конфликтов;
женщины и экономика;
участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений;
институциональные механизмы улучшения положения женщин;
женщины и права человека;
женщины и средства массовой информации;
женщины и окружающая среда;
девочки.

Принимая Пекинскую платформу действий, правительства взяли на себя обязательства по эффективному включению гендерного аспекта во все государственные институты, стратегии, планирование и принятие решений. На деле это означало, что до принятия решений или выполнения планов всегда необходимо проводить анализ их последствий как для женщин, так и для мужчин, а также анализ потребностей женщин и мужчин. Например, вместо стремления постепенно сделать существующую систему образования более доступной для женщин, включение гендерного аспекта потребует реконструкции (перестройки) этой системы таким образом, чтобы она в равной степени отвечала потребностям как женщин, так и мужчин.
Введение гендерного компонента потребовало пересмотра всей структуры общества в целом и структурной основы неравенства. Поэтому основное внимание больше не сосредоточивалось на женщинах и их положении в обществе, а было перенесено на перестройку институтов и процесса принятия политических и экономических решений в обществе в целом.

Поддерживая Платформу действий, Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства, структуры ООН и другие международные организации, а также НПО и частный сектор принять меры по выполнению ее рекомендаций. Внутри самих стран-членов ООН государственным (национальным) механизмам, созданным ранее для укрепления статуса женщин, была придана новая функция центральных координирующих органов по внедрению гендерного компонента во все институты и программы. В рамках системы ООН Генеральный секретарь назначил высшее должностное лицо в качестве своего специального советника по гендерным вопросам, в чьи обязанности входит обеспечение в рамках всей системы учета гендерного компонента во всех сферах деятельности ООН. За ООН была также закреплена ключевая роль по контролю над выполнением положений Платформы.

Пекинская конференция имела большой успех как в смысле масштаба и представленности на ней огромного количества стран, так и в плане результативности. Это было самое большое в истории собрание представителей правительств и НПО, на котором присутствовали 17000 делегатов, включая представителей 189 стран. Проводившийся одновременно с конференцией Форум НПО также побил все рекорды, собрав более 47000 участников.

Присутствие и влияние НПО, одной из самых активных сил в борьбе за гендерное равенство, разительно возросло со времени проведения конференции в Мехико в 1975 году. В Пекине НПО оказали непосредственное влияние на содержание Платформы Действий и, впоследствии, сыграли важную роль, требуя от своих национальных лидеров отчета о выполнении взятых на себя обязательств по осуществлению положений Платформы.

 правовое положение женщин в целом  политика в отношении женщин  Гендерное и семейное насилие
 Китай  Пекин

1994

1985

1985 | III-я Всемирная конференция ООН по положению женщин
 правовое положение женщин в целом  политика в отношении женщин
 Кения  Найроби
1985 | III-я Всемирная конференция ООН по положению женщин

Движение за гендерное равенство получило подлинное мировое признание на Третьей всемирной конференции по положению женщин под названием «Всемирная конференция для обзора и оценки достижений Десятилетия женщины ООН: равенство, развитие и мир», состоявшейся в Найроби в 1985 году. Многие из 15000 представителей неправительственных организаций, принявших участие в параллельном Форуме НПО, отнеслись к конференции как к акту «рождения мирового феминизма». Женское движение, разделенное политическими и экономическими реалиями на конференции в Мехико, теперь стало международной силой, объединенной под знаменем равенства, развития и мира. За этим эпохальным событием стоит десятилетие напряженной работы. В процессе обсуждения, переговоров и анализа проделанной работы было собрано много информации, знаний и опыта.

В то же самое время делегаты были потрясены шокирующими данными представленных отчетов. Собранная ООН информация показала, что улучшение статуса и усилия по снижению дискриминации коснулись лишь незначительного меньшинства женщин. Улучшение положения женщин в развивающихся странах было, в лучшем случае, незначительным. Короче говоря, цели второй половины Десятилетия женщин под эгидой ООН достигнуты не были.

Осознание этого факта потребовало выработки нового подхода. Делегаты Найробийской конференции были уполномочены начать поиск новых путей по преодолению препятствий к достижению целей Десятилетия – равенства, развития и мира.

Найробийские перспективные стратегии на период до 2000 года, разработанные и единогласно принятые 157 странами-участницами ООН, явились усовершенствованным проектом плана по улучшению положения женщин до конца столетия и новым этапом в борьбе за гендерное равенство. Участие женщин в принятии решений и доступ к управлению всеми сферами человеческой деятельности были признаны не только их законным правом, но и общественно-политической необходимостью – факторами, внедрение которых во все институты общества еще предстояло осуществить.

В основу документа был положен ряд мероприятий по достижению равенства на национальном (государственном) уровне. Правительства должны были определить свои собственные приоритеты, основанные на их стратегии развития и ресурсных возможностях.

Тремя основными группами мероприятий явились:

меры по усовершенствованию конституций и законодательств;


равное участие в социальных программах;


равное участие в политической жизни и принятии решений.
В соответствии с утверждением о том, что все общие проблемы являются, в том числе, и женскими проблемами, рекомендованные Найробийскими перспективными стратегиями меры распространялись на широкий спектр областей: от трудоустройства, здравоохранения, образования и социальных услуг до промышленности, науки, коммуникаций и окружающей среды. Кроме того, были предложены основные направления национальных мер по поддержке участия женщин в деятельности по укреплению мира, а также оказанию им помощи в особо трудных ситуациях.
В соответствии с вышесказанным, решением Найробийской конференции было настоятельно рекомендовано правительствам всех стран делегировать полномочия по решению проблем женщин всем государственным учреждениям и программам. Более того, вслед за конференцией делегаты Генеральной Ассамблеи обратились с просьбой к ООН о внесении основных пунктов по проблемам женщин во все сферы деятельности Организации, а именно, в те, которые до этого их не имели.

В ходе работы конференции в Найроби был выработан более широкий подход к проблеме улучшения положения женщин. Наконец было достигнуто признание того, что равенство женщин не является изолированной проблемой, а непосредственно касается всех сфер человеческой деятельности. Поэтому для достижения целей и решения задач Десятилетия женщин жизненно важными признавались перспективы улучшения положения женщин и их активное вовлечение в решение всех проблем, а не только тех, которые касаются непосредственно женщин.

 Политика и право  политика в отношении женщин
 Кения  Найроби

1981

1981 | Ратифицикация СССР Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
 правовое положение женщин в целом
 СССР / страны бывшего СССР

1980

1980 | II-я Всемирная конференция ООН по положению женщин

На Второй всемирной конференции по положению женщин, созванной в Копенгагене в 1980 году для анализа и оценки выполнения Всемирного плана действий 1975 года, представители 145 стран-членов ООН пришли к единодушному мнению о достижении значительного прогресса в этой области. Правительства и мировое сообщество добились успехов на пути к достижению целей, поставленных пять лет назад в Мехико.

Важной вехой было принятие Генеральной Ассамблеей в декабре 1979 года Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, одного из самых важных инструментов в борьбе за равенство женщин. Конвенция, получившая название «билль о правах женщин», на данный момент юридически объединяет 165 стран-членов ООН, и обязывает их в течение года после ратификации, а затем каждые четыре года докладывать о принятых мерах по преодолению препятствий, стоящих перед ними на пути выполнения положений Конвенции. 10 декабря 1999 года, в День прав человека, был открыт для подписания Дополнительный протокол к Конвенции, дающий возможность женщинам-жертвам половой дискриминации подавать жалобы в международный договорный орган. После вступления его в силу он придаст Конвенции статус, равный статусу других международных инструментов по защите прав человека, имеющих процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб.

Несмотря на достигнутый прогресс, в ходе Копенгагенской конференции был признан факт возникновения несоответствия между гарантированными правами и умением женщин пользоваться этими правами. Для решения этой проблемы участники конференции выделили три области, где было необходимо принятие специальных целенаправленных мер для достижения более широких целей равенства, развития и мира, поставленных на конференции в Мехико. Этими тремя областями являлись равный доступ к образованию, возможность трудоустройства и надлежащее медицинское обслуживание.

Дискуссии на Копенгагенской конференции сопровождались признаками политического давления, причем некоторые из них были характерны и для конференции в Мехико. Тем не менее, конференция завершилась принятием, хотя и не единодушным, Программы действий, в которой назван ряд различных факторов несоответствия между юридическими правами и умением женщин ими пользоваться, включая:

недостаточное участие мужчин в повышении роли женщины в обществе;


недостаток (отсутствие) политической воли;


недостаточное признание ценности вклада женщин в развитие общества;


недостаточный учет особых потребностей женщин при планировании;


недостаточное число женщин на руководящих постах;


недостаточное количество услуг, способствующих участию женщин в жизни страны: кооперативы, детские ясли и сады, учреждения кредитования;


всеобщий недостаток финансовых ресурсов;


недостаточное осознание женщинами доступных им возможностей.
Для решения этих проблем в Копенгагенской Программе действий в числе прочего призывается к принятию более существенных государственных мер по обеспечению прав женщин на собственность и управление имуществом, а также по расширению прав женщин на наследование, опеку над детьми и смену гражданства. Делегаты Конференции также потребовали покончить со стереотипами во взглядах на женщину.

 политика в отношении женщин  «стеклянный потолок»
 Дания  Копенгаген

1979

1975

1975 | 1975 год объявлен Годом женщин по инициативе ООН
 политика в отношении женщин
 Мир
1975 | I-я Всемирная конференция ООН по положению женщин

Первая всемирная конференция по положению женщин была созвана в Мехико в 1975 году. Этот год был объявлен Международным годом женщины с целью напомнить мировому сообществу о том, что дискриминация в отношении женщин продолжала оставаться нерешенной проблемой во многих странах мира. Конференция, наряду с объявленным по ее требованию и инициативе ООН пять месяцев спустя Десятилетием женщины ООН, явилась началом новой эры в мировом стремлении способствовать улучшению положения женщин путем всемирного диалога. Начался процесс приобретения опыта, включивший в себя дискуссии, переговоры, постановку целей, определение препятствий и анализ достигнутых успехов.

Согласно выводам, сделанными в ходе работы Генеральной Ассамблеи ООН, конференция в Мехико должна была привлечь внимание международных кругов к необходимости разработки будущих целей, эффективных стратегий и планов действий по улучшению положения женщин. Для этого участники Генеральной Ассамблеи определили три ключевые задачи, ставшие впоследствии основными направлениями работы ООН по решению проблем женщин:

полное гендерное равенство и ликвидация дискриминации по признаку пола;


вовлечение женщин в процесс развития и их полноправное участие в этом процессе;


увеличение вклада женщин в укрепление мира во всем мире.
Участники конференции отреагировали принятием Всемирного плана действий – документа, содержащего основные направления деятельности правительств и мирового сообщества на следующие десять лет по решению поставленных Генеральной Ассамблеей трех ключевых задач. Планом действий была определена программа-минимум до 1980 года, основной задачей которой было обеспечение равного доступа женщин к таким сферам, как образование, занятость, политическая деятельность, здравоохранение, обеспечение жильем, питание и планирование семьи.
Такой подход обозначил перемену в отношении к женщинам, начавшуюся в начале 70-х годов. Если раньше женщины воспринимались как пассивные получатели поддержки и помощи, то сейчас к ним стали относиться как к полноценным и равным партнерам наравне с мужчинами, с равным доступом к ресурсам и возможностям. Такая же перемена происходила и в подходе к процессу развития: от бытовавшего ранее мнения о том, что развитие служит прогрессу женщин, к новому пониманию того, что само развитие невозможно без полноправного участия женщин.

Участники конференции призвали правительства разработать национальные стратегии и определить цели и приоритеты для обеспечения равноправного участия женщин в процессе развития. К концу Десятилетия женщины ООН 127 стран-членов ООН откликнулись на призыв, создав в той или иной форме национальные механизмы и институты по разработке политики, проведению исследований и созданию программ, нацеленных на улучшение положения женщин и их участие в процессах развития.

В дополнение к уже существующему Отделению (в настоящее время Департаменту) по улучшению положения женщин, в ходе конференции в Мехико было инициировано создание в системе ООН Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин и Фонд ООН для развития в интересах женщин с целью обеспечения институциональных рамок для проведения исследований, обучения и оперативной деятельности в области участия женщин в процессе развития.

Важным аспектом встречи в Мехико явился тот факт, что тон дискуссии задавали непосредственно сами женщины. Из 133 собравшихся там делегаций стран-членов ООН 113 возглавляли женщины. Женщины также организовали параллельный Форум неправительственных организаций (НПО), трибуну Международного года женщины, в котором приняли участие около 4 000 человек.

Между собравшимися на Форуме женщинами возникли острые разногласия, отразившие политические и экономические реалии того времени. Например, женщины из стран Восточного блока проявили наибольшую заинтересованность в вопросах мира, в то время как женщины из стран Запада делали акцент на равенстве, а женщины из развивающихся стран отдали приоритет проблемам развития. Тем не менее, Форум сыграл важную роль, собрав вместе женщин и мужчин из стран с разными культурами и историей для обмена информацией и мнениями, а также для приведения в движение процесса, который впоследствии помог объединить женское движение, ставшее к концу Десятилетия женщины ООН подлинно интернациональным. Форум также помог НПО открыть пути сотрудничества с ООН и обеспечить участие женщин в процессе выработки политики ООН.

 Политика и право  правовое положение женщин в целом  политика в отношении женщин
 Мексика  Мехико

1967

1967 | Принятие Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин
 Политика и право  политика в отношении женщин

1966

1966 | Принятие Международного Пакта о гражданских и политических правах

Международный пакт о гражданских и политических правах — пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 167 государств-участников, по состоянию на апрель 2010 года. Кроме государств-участников, пакт подписан ещё 7 странами.

 Политика и право
1966 | Принятие Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах — пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На март 2012 года в пакте участвуют 160 государств. Крупнейшее государство, не являющееся участником пакта — США.

 Политика и право

1948

1948 | Третья сессия Генеральной Ассамблеи ООН

В ходе сессии была принята Всеобщая декларация прав человека.