Несмотря на то, что усилия, которые предпринимались в течение двух предыдущих десятилетий, начиная с конференции в Мехико в 1975 году, помогли улучшить положение женщин и расширить их доступ к ресурсам, они не коснулись структурной основы неравенства в отношениях между мужчинами и женщинами. Решения, влияющие на жизнь всех людей, в большинстве своем все еще принимались мужчинами. Назрела необходимость поиска путей расширения прав и возможностей женщин для того, чтобы они могли выдвинуть свои собственные приоритеты и ценности в качестве равноправных партнеров мужчин в процессе принятия решений на всех уровнях.

Признание необходимости вовлечения женщин в процесс принятия решений нашло отражение в ходе ряда всемирных конференций, проведенных ООН в начале 90-х годов по различным аспектам развития – окружающей среде, правам человека, народонаселению и социальному развитию. На всех конференциях была подчеркнута важность полноценного участия женщин в принятии решений, и проблемы женщин были включены в план дискуссий и принятые документы.

Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что новая глава в борьбе за гендерное равенство была открыта лишь на Четвертой всемирной женской конференции по проблемам женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 году.

Главным изменением, которое имело место в Пекине, явилось осознание необходимости перенести основное внимание с самих женщин на концепцию полов, признав потребность переоценки всей структуры общества и всех отношений между мужчинами и женщинами внутри него. Только путем такой фундаментальной перестройки (реструктуризации) общества и его институтов женщины смогут получить полную возможность занять принадлежащее им по праву место в качестве равных партнеров мужчин во всех сферах жизни. Эта перемена еще раз ярко подчеркнула тот факт, что права женщин – это права человека и что гендерное равенство – это всеобщая проблема, от решения которой выигрывают все.

Преемственность Пекинской конференции заключалась в том, что она вдохновила мировое сообщество на принятие обновленного глобального обязательства по повсеместному расширению прав и возможностей женщин и привлекла беспрецедентное международной внимание. Конференция единогласно приняла Пекинскую Декларацию и Платформу действий, представлявшую собой по существу повестку дня по решению проблемы расширения прав и возможностей женщин и явившуюся вехой на пути прогресса женщин в XXI веке. В Платформе действий выделены 12 важнейших проблемных областей, в которых находятся главные препятствия на пути прогресса женщин, требующие принятия конкретных мер со стороны правительств и гражданского общества:

женщины и нищета;

образование и профессиональная подготовка женщин;

женщины и здравоохранение;

насилие в отношении женщин;

женщины в период вооруженных конфликтов;

женщины и экономика;

участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений;

институциональные механизмы улучшения положения женщин;

женщины и права человека;

женщины и средства массовой информации;

женщины и окружающая среда;

девочки.

Принимая Пекинскую платформу действий, правительства взяли на себя обязательства по эффективному включению гендерного аспекта во все государственные институты, стратегии, планирование и принятие решений. На деле это означало, что до принятия решений или выполнения планов всегда необходимо проводить анализ их последствий как для женщин, так и для мужчин, а также анализ потребностей женщин и мужчин. Например, вместо стремления постепенно сделать существующую систему образования более доступной для женщин, включение гендерного аспекта потребует реконструкции (перестройки) этой системы таким образом, чтобы она в равной степени отвечала потребностям как женщин, так и мужчин.

Введение гендерного компонента потребовало пересмотра всей структуры общества в целом и структурной основы неравенства. Поэтому основное внимание больше не сосредоточивалось на женщинах и их положении в обществе, а было перенесено на перестройку институтов и процесса принятия политических и экономических решений в обществе в целом.

Поддерживая Платформу действий, Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства, структуры ООН и другие международные организации, а также НПО и частный сектор принять меры по выполнению ее рекомендаций. Внутри самих стран-членов ООН государственным (национальным) механизмам, созданным ранее для укрепления статуса женщин, была придана новая функция центральных координирующих органов по внедрению гендерного компонента во все институты и программы. В рамках системы ООН Генеральный секретарь назначил высшее должностное лицо в качестве своего специального советника по гендерным вопросам, в чьи обязанности входит обеспечение в рамках всей системы учета гендерного компонента во всех сферах деятельности ООН. За ООН была также закреплена ключевая роль по контролю над выполнением положений Платформы.

Пекинская конференция имела большой успех как в смысле масштаба и представленности на ней огромного количества стран, так и в плане результативности. Это было самое большое в истории собрание представителей правительств и НПО, на котором присутствовали 17000 делегатов, включая представителей 189 стран. Проводившийся одновременно с конференцией Форум НПО также побил все рекорды, собрав более 47000 участников.

Присутствие и влияние НПО, одной из самых активных сил в борьбе за гендерное равенство, разительно возросло со времени проведения конференции в Мехико в 1975 году. В Пекине НПО оказали непосредственное влияние на содержание Платформы Действий и, впоследствии, сыграли важную роль, требуя от своих национальных лидеров отчета о выполнении взятых на себя обязательств по осуществлению положений Платформы.