Процесс осознания и принятия моделей мужественности и женственности, существующих в рамках культуры, в которой рождается и вырастает человек. Иными словами, это категоризация себя как представителя мужской (Я-мальчик/мужчина) или как представительницы женской группы (Я-девочка/женщина), усвоение и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, позиций, репрезентаций. Первоначально принятие своей гендерной идентичности не зависит от индивидуального выбора, оно носит социально принудительный характер. Важную роль в становлении гендерной идентичности играет нормативная гендерная идеология данного общества.Конструирование человеком своей гендерной идентичности протекает через принятие и усвоение предлагаемых семьей, сверстниками,  школой, СМИ и другими агентами социализации гендерных норм поведения, внешнего вида, манер, мимики, жестов, ценностей, ролей и много другого. Причем процесс построения гендерной идентичности (doing gender) не заканчивается в юности, фактически он продолжается всю жизнь человека. Вместе с изменением общественных представлений о должном гендерном поведении или с изменением культурной среды человек подстраивается под новые «гендерные правила». В то же время исследования показывают, что в современных обществах индивиды могут выбирать  различные типы идентичностей (в том числе и гендерных) и менять усвоенные ранее модели.