Предлагаемая учебная программа по курсу "Основы гендерных исследований" — первое издание собранных вместе и систематизированных базовых модулей, разработанных специалистами по гендерным исследованиям для преподавания новой для российской высшей школы учебной дисциплины.

За 10 лет своего существования Московский центр гендерных исследований накопил немалый опыт в подготовке учебных программ по гендерной проблематике. МЦГИ организовал и провел три российские летние школы (1996, 1997, 1998 гг.) и две стажировочные сессии для университетских преподавателей из России и СНГ (1999 и 2000 гг.). Помимо этого, авторы данного пособия использовали свой личный опыт преподавания различных гендерных курсов в таких учебных заведениях, как Московская высшая школа социальных и экономических наук, Институт социологии РАН, Высшая школа экономики, Российский государственный гуманитарный университет.

При разработке предлагаемых учебных программ был использован зарубежный опыт, поскольку в Европе и США гендерный подход давно интегрирован в систему университетского образования. Стажировки в университетах США, Англии и Франции, в программе "Гендер и культура" Центрально-Европейского университета (Будапешт) позволили авторам данного пособия адаптировать западный опыт для преподавания в России.

Главная цель пособия состоит в том, чтобы предложить вниманию преподавателей социальных наук базовые модули, которые представляют важнейшие темы и направления использования гендерного подхода в социальных и гуманитарных науках. В этих модулях также отражены основные идеи и понятия, которые необходимо рассматривать в курсах по теории, методологии и практике гендерных исследований. На основе этих базовых модулей можно разрабатывать новые специализированные курсы разных уровней (от студентов до аспирантов), а также использовать предлагаемые темы для интеграции гендерного подхода в основные учебные программы по различным социальным дисциплинам.

Структура курса "Основы гендерных исследований" разработана специально для проекта "Программа подготовки преподавателей по гендерным исследованиям" его руководителем, директором МЦГИ, к.ф.н. О.А. Ворониной. Разработка отдельных модулей принадлежит следующим авторам:

  1. Теоретико-методологические основы гендерных исследований — к.ф.н. О.А. Воронина.

  2. Теоретические подходы в гендерной экономике — к.э.н. Е.Б.Мезенцева.

  3. Гендерный подход в изучении политики и права — Е.В. Кочкиной и к.ф.н. О.А. Воронина.

  4. Гендер и социальная политика — д.п.н. Н.С. Григорьева и к.э.н. М.Е. Баскакова.

  5. Феминистская ориентация в социологии — к.ф.н. Т.А. Гурко.

  6. Гендерный подход в гуманитарных науках — к.ф.н. О.А. Воронина.

Во многих университетах слушателям раздаются подробные планы лекций. В качестве методического примера для преподавателей в Программу включен развернутый план одной из лекций модуля II.

Данное пособие сопровождается Хрестоматией, составленной авторами модулей специально для этого курса.

Самой важной особенностью гендерных исследований является их междисциплинарный характер. Именно поэтому авторский коллектив состоит из специалистов различных областей социального и гуманитарного знания — философов, социолога, экономистов, политологов. Программа предполагает, что для чтения лекций могут быть приглашены лингвист, историк, культуролог, художник, кинокритик. Такой состав авторского коллектива позволил отразить междисциплинарность гендерных исследований как методологический принцип. Предлагаемые в рамках отдельных модулей темы и проблемы могут частично пересекаться (например, семья рассматривается в модулях II, IV и V), но изучение общественных феноменов с позиций разных социальных и гуманитарных наук дает новую, более многомерную картину мира.

Другая, не менее важная особенность гендерных исследований заключается в их "нацеленности" на анализ и поиск путей решения социальных проблем, возникающих во взаимоотношениях женщин и мужчин. Предлагаемые базовые модули позволяют по-новому рассмотреть реальные гуманитарные проблемы — личность и ее отношения с миром, права, свободы, границы свободы, различия между людьми; справедливость и неравенство и многое другое. Иными словами, эти учебные и образовательные программы направлены на развитие рефлексии и социальной ответственности человека. Это, по сути, гражданское образование. Поэтому интеграция таких программ в систему высшего образования России и подготовка специалистов в этой области поможет изменить сам тип ученого и преподавателя, сделать их социально ответственными. А это, в свою очередь, является серьезной гарантией позитивных социальных изменений в будущем.

Авторы выражают надежду, что предлагаемые программы помогут преподавателям различных социальных и гуманитарных дисциплин создавать свои учебные курсы по гендерной тематике и активнее интегрировать их в систему высшего образования России.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Модуль I.
Теоретико-методологические основы гендерных исследований

Модуль II.
Теоретические подходы в гендерной экономике. Методический пример: развернутый план лекции "Женщина на рынке труда"

Модуль III.
Гендерный подход в изучении политики и права

Модуль IV.
Гендер и социальная политика

Модуль V.
Феминистская ориентация в социологии

Модуль VI.
Гендерный подход в гуманитарных науках

Bases of Gender Studies

Об авторах

Информация о Московском центре гендерных исследований

Информация о Московской высшей школе социальных и экономических наук