Объем курса (часы):    2
Название ВУЗа:    Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ)
Кафедра возрастной и педагогической психологии

Основная аудитория:    Студенты 4 курса отделения "Психология" психолого-педагогического факультета НГПУ
Раздел:    Изучение гендерной идентичности
 
Вводные замечания. Понятие "идентичность" - одно из относительно новых и одновременно популярных понятий в психологии личности - получило известность благодаря работам Эрика Эриксона. Эриксон обратил внимание, что итогом подросткового возраста становится более или менее оформившееся представление у человека о себе как о целостной личности, в чем-то схожей с другими, в чем-то отличной. В процессе утверждения в понятийном психологическом аппарате понятие идентичность подверглось теоретическому осмыслению, благодаря которому было разделено на персональную (личностную) идентичность (тождественность самому себе) и социальную идентичность (в русле теории социальной идентичности Тэджфела - Тернера).

Социальная идентичность предполагает, что человек определяет себя не только как конкретную личность, но и как члена многих социальных групп. В этой логике базовыми структурами социальной идентичности являются гендерная идентичность (основывается на половой принадлежности) и этническая идентичность (основывается на этнической принадлежности). Обе эти структуры базируются на "природной" предопределенности, но в дальнейшем связываются с принадлежностью к различным социальным группам.

Итак, гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. В отечественной психологии проблемой гендерной идентичности или близкими к ней вопросами занимались В.С.Агеев, И.С.Кон, Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский и другие.

Понятие идентичность наиболее тесно связано с понятием Я-концепция личности. Идентичность - ведущая характеристика Я-концепции, отражающая более или менее осознаваемую и принимаемую ее когнитивную составляющую (образ-Я, картину-Я) и обеспечивающая целостность и непрерывность личности в течение жизни. В данном контексте гендерная идентичность может быть представлена утверждением "Я как женщина" или "Я как мужчина". В связи с этим нередко идентичность изучают, используя психологический инструментарий, разработанный для Я-концепции.

В отечественной психологии присутствуют два условно сходных термина, которые используют для определения этого вида социальной идентичности - половая идентичность и гендерная идентичность. Однако за каждым термином стоит различное понимание данного феномена. Термин "половая идентичность" используют исследователи, придерживающиеся взглядов, согласно которым "женское" или "мужское" в личности во многом биологически детерминировано. Термин "гендерная идентичность" предпочитают те, кто "создание гендера" считает элементом культуры, а "мужское" и "женское" представляют как социальные конструкты.

Небиологическая трактовка "гендера" позволяет анализировать ряд социальных феноменов, связанных с положением мужчин и женщин в социуме, наиболее известный из которых - гендерное неравенство - характеризует такое социальное устройство, в котором различные социальные группы обладают неравными возможностями в обществе. Таким образом, в русле теории социальной идентичности Тэджфела - Тернера, мужчины и женщины рассматриваются как социальные группы, обладающие различным социальным статусом.

Известно, что высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т.п. В связи с этим позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) являются компенсацией за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин, по сравнению с мужчинами, меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина Т.А., 1987).

Женскую идентичность определяют через категоризацию себя как представителя женской социальной группы. Женская идентичность предполагает воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций.

Мужская идентичность - категоризация себя как представителя мужской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций.

Конструирование женской идентичности непосредственно связывают со специфичным для женщины "женским опытом". Он начинает создаваться благодаря особенностям социализации девочек. Родители с младенческого возраста создают гендерно-нормированный образ новорожденного ребенка (бантики, длинные волосы, нарядные платья и т.п.), а также поощряют гендерно-нормированное поведение (нерешительность, эмпатийность, пассивность и т.п.). В дальнейшем "быть девочкой" "помогают" институты социализации, важнейшими агентами которых являются ровесники, а также СМИ, наиболее жестко отстаивающие гендерные ролевые стереотипы (Ю.Е.Алешина, А.С.Волович, И.С.Клецина).

Традиционно считается, что в процессе социализации мальчик находится в более сложном положении, чем девочка. Его воспитатели, как правило, женщины, что обуславливает недостаточность объектов для идентификации. Кроме того, "мужской" ролевой набор более ограничен и жесток, а традиционное воспитание не поддерживает проявление "мужского" поведения (независимого, инициативного, активного и т.д.) (Ю.Е.Алешина, А.С.Волович, М.Ю.Арутюнян, И.С.Клецина). Дальнейшая социализация мальчиков связана с социальными барьерами на пути развития маскулинности, провоцирующими эмоционально-когнитивный диссонанс, следствием которого является "полоролевая растерянность" либо утрированно-маскулинные полоролевые ориентации (Каган В.Е.,1991).

На первый взгляд, современное общество предъявляет к поведению девочек менее жесткие нормативные требования, чем к поведению мальчиков (И.И.Лунин, Г.В.Старовойтова, 1991), кроме того, с детства ее окружают воспитатели-женщины, с которыми девочка может идентифицировать себя. Однако меньшая ценность "женского" в обществе затрудняет развитие позитивной Я-концепции девочки. Принадлежность к "лучшей половине человечества", но реально "менее ценной" и обладающей меньшими возможностями и властью социальной группе, рождает проблемы со становлением женской идентичности, особенно если девочка обладает высокими социальными способностями и склонна лидировать (Н.К.Радина, 1999).

Гендерные исследования и гендерная методология в отечественной психологии, так же, как, например, в американской психологии, дают ответы на самые злободневные социальные вопросы, помогают разумно и взвешенно строить социальную политику общества.

Содержание гендерной идентичности возможно изучать, используя качественные методы, направленные на раскрытие причинно-следственных связей. Отличительные черты качественных методов по сравнению с количественными отражены в таблице 1 (2).

Таблица 1
Сравнительные характеристики качественных и количественных методов

Основания для сравнения    Качественные методы    Количественные методы
Статистические процедуры    Игнорирование    Акцент
Выборка    Меньшая    Большая
Парадигма    Близка к "понимающей психологии" Индуктивный анализ    Близка к естественно-научной парадигме Дедуктивный анализ
Происхождение    Из гуманитарных наук    Из естественных наук
Методики    Нестандартизированные    Стандартизированные
Проблематика    Более частная    Более общая
Использование на этапе:    Знакомства с проблемой, перехода на новый уровень понимания    Уточнения деталей, выявления закономерностей
Преимущества    Открытое восприятие разнообразия феноменологий социально-психологических явлений, более глубокий анализ, экономичность    Больший охват. Возможность больших обобщений. Относительная легкость обработки результатов
Недостатки    Большая вероятность субъективизма в анализе, сложность анализа полученных данных, необходимость участия Высококвалифицированных исследователей    Заданные рамки в анализе социально-психологической реальности, невозможность исследовать те явления, которые не укладываются в исходную концепцию
Фокус-группа - один из качественных методов социально-психологических исследований представляет собой групповое фокусированное полустандартизированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от участников "субъективной" информации о том, как они воспринимают различные явления (1, с.281).

Цель занятия. Изучить и практически применить методику Фокус-группа (качественная, групповая) для изучения гендерной идентичности.

Оснащение.

Список вопросов ("топик-гайд").

Карточки с именами для участников дискуссии, в том числе для модератора и наблюдателей.

Комфортные условия для размещения группы.

Демонстрационная доска. Маркеры. Бумага.

Видеокамера, или магнитофон, или условия для стенографирования процесса групповой дискуссии.

Порядок работы.

Для успешного проведения Фокус-группы до занятия будущему ведущему (модератору) необходимо приготовить список вопросов для организации групповой дискуссии. Список вопросов утверждается преподавателем, ведущим данное практическое занятие. Учебная группа на этапе проведения Фокус-группы исполняет роль приглашенных участников, часть студентов - роль исследователей-"наблюдателей". (В реальном исследовании группа участников состоит, как правило, из 6-8 человек, отобранным по специальным критериям).

Функция "наблюдателей" - фиксировать (записывать на видеопленку, магнитофон, на бумагу) все происходящее во время групповой дискуссии. Затем вместе с модератором и преподавателем все студенты обрабатывают результаты проведенной групповой дискуссии. Всего на проведение фокус-группы и обработку результатов отводится 4 ак.ч.

Варианты тем групповой дискуссии (фокус-группы):

Современная женщина (вариант: Современная русская женщина).

Современный мужчина (Современный русский мужчина).

Как стать настоящей женщиной.

Как стать настоящим мужчиной.

Тело в жизни женщины.

Тело в жизни мужчины.

Мужчина/женщина в реальной жизни и в средствах массовой информации.

Лучшая половина человечества.

Женщины в моей жизни.

Мужчины в моей жизни.
И т.д.

Результаты проведенной фокус-группы обобщаются и анализируются, а затем представляются в виде отчета.

Порядок ведения фокус-группы и приемы анализа результатов приводятся в приложении.

Контрольные вопросы:

Какие понятия являются наиболее близкими по содержанию понятию "гендерная идентичность"?

Какие проблемы выделяют исследователи в процессе развития женской/мужской идентичности человека?

Как объясняют исследователи, существующие различия и стереотипы самовосприятия в социальных группах женщин и мужчин?

На получение каких психологических данных направлен метод фокус-групп?

Какие сложности приходится преодолевать при подготовке и проведении данной методики?

Как бы изменились результаты исследования, если бы расширился качественный состав групп (был бы введен принцип профессионального или возрастного комплектования групп)?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Порядок проведения Фокус-группы:

Основные позиции, которые необходимо прояснить до начала работы:

организация места и времени проведения фокус-групп;
обеспечение необходимого технического оснащения;
критерии отбора (рекрутирования) участников;
подготовка топик-гайда;
выбор методических приемов в зависимости от планируемого уровня обсуждения получаемой информации;
подготовка материалов, необходимых для использования конкретных методик;
обработка и интерпретация данных,
формы представления результатов.
Время - вечернее или в выходные дни, удобное для респондента (важно, чтобы респонденты были отдохнувшие и сытые, возможно до работы предложить им чай или кофе).

Помещение - просторное, со столом или несколькими столами (на них респонденты будут заполнять бланки, рисовать, клеить и т.д.). Допускается низкий стол с низкими креслами.

Оснащение - обязательная звукозаписывающая аппаратура (один магнитофон и 2-3 микрофона), возможна видеозапись с неподвижной и движущейся видеокамерой, демонстрационная доска, на которой можно разместить материалы для анализа группой или результат коллективного творчества. Иногда демонстрационную доску заменяют стеной. Необходимы ручки, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, клей, ножницы, комплекты журналов с нужными иллюстрациями. Перечень предметов для оснащения обсуждается на этапе подготовки программы исследования.

Рекрутирование участников - как правило, от 6 до 8 человек, специально отобраны и приглашены для исследования. Возможные критерии отбора - социально-демографические, статусные, материальные и т.д. характеристики, связанные с задачами исследования. Иногда в число респондентов входят люди определенной профессии или статуса. Исключаются неконтактные и неуравновешенные люди.

Схема формирования группы на первом этапе предполагает сбор информации на случайной выборке (потенциальным респондентам предлагается короткая анкета, позволяющая получить фоновую информацию). На втором этапе из анкетированных отбираются участники фокус-группы по запланированным характеристикам.

Наиболее распространенный способ рекрутирования - "снежный ком". Респонденты с нужными характеристиками разыскиваются из числа "знакомых своих знакомых". Главное требование к этому способу - чтобы модератор и его ассистенты не были знакомы с участниками фокус-группы.

Работа респондента в фокус-группе оплачивается или отмечается подарком.

Качество рекрутирования участников фокус-группы во многом определяет успех исследования.

При составлении топик-гайда, при планировании и проведении фокус-группы выделяют пять этапов:

Вступление

Фоновые вопросы

Основные вопросы

Дополнительные вопросы

Окончание дискуссии

Основные требования, определяющие порядок работы в фокус-группе:

вопросы следуют в логическом порядке;

до групповой дискуссии устанавливается доверительный контакт группы и модератора, членов группы друг с другом;

дискуссия завершается вежливо и логично.

Вступление (15 минут в полуторачасовой (2 ак.ч.) дискуссии):

подчеркивание значимости данного контакта;

подчеркивание значимости исследования, в котором примут участие (серьезное отношение к проблеме и внимание к собственным мыслям и чувствам по отношению к обсуждаемому вопросу);

акцент на ценности каждого мнения;

представление каждого, начиная с исследовательской группы;

пояснение относительно присутствия наблюдателей, а также технических средств (видеокамера, магнитофон).

Блоки вопросов (примерно по 10 минут на блоки фоновых и дополнительных вопросов, и академический час для основных вопросов, число вопросов не превышает десяти, из них 5-6 основных).

Фоновые вопросы возможно задавать в процессе чаепития в начале работы. Благодаря им создается непринужденная дружеская обстановка. Следует избегать раньше времени говорить по теме исследования, лучше выбрать нейтральные темы (погода, спорт, дети). Не следует обсуждать вопросы, которые вызовут полярные мнения (религия, политика и т.п.) и настроят членов фокус группы враждебно друг по отношению к другу.

Первый вопрос модератора "разбивает лед". Его итогом должен стать вывод, что участники могут иметь общее мнение.

Модератор сужает дискуссию, естественно переходя от общих к основным (специфическим) вопросам. Обсуждение в группе начинается с открытых вопросов, которые дают разнообразный веер мнений. В конце вопросы модератор задает закрытые вопросы, чтобы получить информацию о конкретных проблемах.

Уровни структуризации вопросов (по Р.Мертону)

Неструктурированный вопрос направлен на то, чтоб ответ был максимально свободе, "не задан" вопросом (например: "Что в фильме вам показалось самым интересным?").

Полуструктурированные вопросы различают типа А (структурированный по ответу, свободный по стимулу: "Что вы узнали из этой метафоры, чего не знали раньше?"). Также выделяют вопросы типа Б (структурированный по стимулу, свободный по ответу: "Что вы подумали и почувствовали, когда Мулан "провалила ритуал сватовства?").

Структурированный вопрос (по стимулу и по ответу): "Эффективны ли для развития несексистского взгляда на людей, на ваш взгляд, мультипликационные фильмы для детей и подростков?"

Окончание дискуссии: (5-8 минут) (контроль заданных вопросов из предварительного списка, благодарность участникам дискуссии).

РАБОТА МОДЕРАТОРА

Задача модератора заключается в том, чтобы добиться от участников откровенного обмена опытом и мнениями. Стоит обратить внимание на следующие вопросы в подготовке групповой дискуссии:

знание текста вопросов наизусть для полной свободы ведения дискуссии;

максимально комфортное устройство участников фокус-группы;

профессиональные коммуникативные навыки модератора;

атмосфера доверия в группе;

балланс мнений;

внимание "языку тела";

регламент.

Как правило, к модератору предъявляют высокие требования.

Необходимые психологические характеристики модератора: хорошая память, умение слушать, устанавливать контакт, искренний интерес к другим людям, доброжелательность, толерантность, чувство времени, отличные речевые навыки (как письменные, так и устные), чувство юмора.

К характеристикам внешности, как правило, относят сходство модератора с группой. Т.е. прическа, одежда (и даже, по мнению многих исследователей, пол) модератора должны быть насколько это возможно идентичными особенностям членов группы.

К профессиональным умениям относится высокая коммуникативная компетентность, а также специфические умения.

Так, например, по данным исследователей, практикующих фокус-группы в сборе информации, в процессе работы в фокус-группе участники непроизвольно делятся на следующие категории: "эксперты" (их модератор уравновешивает подчеркнуто внимательным отношением ко всем мнениям), "доминирующие" (модератор "переключает внимание" с них на других участников: "Есть ли другие точки зрения?"), "застенчивые" (модератор активизирует их невербально, называет по имени, приглашает к ответу на вопрос) и "болтливые", т.е. говорящие много и не по существу проблемы (с ними модератор исключает контакт глазами, невербально демонстрирует скуку и при малейшей возникшей паузе передает инициативу другим участникам).

Некоторые типичные ошибки при проведении фокус-группы:

не используется стол, испытуемых сажают в круг, как во время тренинга;

используется несколько микрофонов с магнитофонами, запись идет на разные магнитофоны, тем самым, затрудняя анализ результатов групповой дискуссии;

в процессе дискуссии говорят несколько человек, перебивая друг друга, что также усложняет расшифровку;

в помещении присутствуют "дополнительные наблюдатели", что сказывается на качестве и свободе дискуссии;

участник фокус-группы уже имеет опыт участия в групповой дискуссии ;

участник фокус-группы является экспертом в изучаемом вопросе;

модератор не может скоординировать дискуссию так, чтоб "нейтрализовать" некоторых чрезмерно активных испытуемых;

модератор так ведет фокус-группу, что участники могут догадаться о его мнении по изучаемому вопросу.

Отчет по фокус-групповому исследованию

Обычно в исследовании принимает участие несколько групп, укомплектованным по различным основаниям, однако на данном занятии, будет производится анализ работы только с одной группой.

Сначала группируются ответы и мнения участников группы по каждому из обсуждавшихся вопросов на одном или нескольких листах бумаги. (В том случае, если групп несколько, используют ручки или карандаши разных цветов. При анализе высказываний каждой группы по данному вопросу можно использовать цитаты, четко и конкретно выражающие важную точку зрения. Эти цитаты включаются в отчет как иллюстрация определенной позиции.

Аналогичным образом описывается каждый обсуждаемый вопрос с примечанием, какая примерно доля группы выразила то или иное мнение (все, большинство, многие, несколько, немного, один или два, имевшие особый опыт или особую позицию) и дословно записываются при этом важные, по вашему мнению, цитаты.

Итогом отчета являются выводы по материалам групповой дискуссии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пример использования фокус-группы для студенческого исследования "Дефлорация как психологическая травма".

Цель: изучение влияния первого сексуального опыта на самовосприятие девушки.

Гипотезы исследования:

Первый сексуальный опыт воспринимается большинством девушек как травмирующая ситуация.

В ряде случаев дефлорация связана с актом насилия.

В результате несоответствия ожиданий, связанных с первым сексуальным опытом, у девушек возникает чувство неуверенности в себе.

Инцест при дефлорации порождает чувство вины и стыда перед членами семьи и перед самой собой.

Гендерные стереотипы подавляют сексуальную активность девушек, заставляя их чувствовать себя зависимыми и подчиняемыми.

Методики исследования: слабоструктурированное интервью и фокус-группа.

Выборка - юноши и девушки - студенты 1-4 курсов Вузов и средне специальных учебных заведений, всего 32 человека (16 человек прошло интервью, также работали две фокус-группы - для юношей и для девушек).

Топик-гайд фокус-группы:

Фоновые вопросы:

У всех закончилась сессия?

Какие предметы пришлось сдавать в сессию?

Где будете проводить зимние каникулы?

Основные вопросы:

(Пояснение терминов, которые будут использоваться в процессе работы).

В каком возрасте, как правило, девушки решаются на первый сексуальный контакт, связанный с дефлорацией?

Почему они принимают такое решение (решение, что дефлорация возможна)?

Какие трудности могут возникнуть у девушки при дефлорации?

Кто и как оценивает последствия дефлорации девушки? Сама девушка свободна своей оценке?

За рубежом есть понятие "изнасилование на свидании". Что вам известно об этом понятии?

Кто несет ответственность за "изнасилование на свидании"?

Примеры ответов на вопросы в процессе фокус-группы

Вопрос N3: Какие трудности могут возникнуть у девушки при дефлорации?
Девушки    Юноши
"Страх боли…"    "Главное - преодоление психологического барьера…"
"Страх не понравиться партнеру…"    "Страх перед новым…"
"Страх перед новым…"    "Боязнь неопытности, не понравиться партнеру…"
Тезисы, написанных по итогам данного исследования (тезисы не являются идеальным образцом, а лишь примером того, как может быть выполнена данная работа):

Дефлорация как травма: психологический анализ.

М.Татурина, Т.Краева,
Н. Виеру, А.Лаврентьева, Мослова С.,
Курочкина Е., Малекова Г., Бармина О.,
НГПУ, Нижний Новгород

Проблема восприятия первого сексуального опыта является одной из неизученных в отечественной психологии. "Первооткрывателем" темы стал классик психоанализа - Зигмунд Фрейд (работы "Тотем и табу", "Тотемы девственности"). В отечественной психологии в области изучения подростковой сексуальности наиболее известны работы И. С. Кона ("Клубничка на березке", "Введение в сексологию" и другие).

В настоящий момент предметом анализа процесса манифестации подростковой сексуальности и дефлорации становится медицинский (биологический) аспект. Этому посвящена, например, работа Свядоща А. М. ("Женская сексопатология"). Наше исследование концентрирует внимание на эмоциональном переживании изменений "физического Я" девушек, на социальных последствиях дефлорации. Нашей целью было изучение влияния первого сексуального опыта на самовосприятие девушки и на сценарий ее дальнейшей сексуальной жизни.

В качестве методик мы использовали слабо структурированное интервью и фокус-группу. В исследовании принимали участие юноши и девушки - студенты 1-4 курсов вузов и средних специальных учебных заведений. В выборку входило 32 человека (в том числе 16 девушек участвовали в интервьюировании, по 8 юношей и девушек принимали участие в фокус-группах). Анализ интервью проходил по следующим этапам: выявление смысловых частей, а далее - оценка высказываний и соотнесение их со смысловыми частями.

Проведенная нами работа показала, что:

первый сексуальный опыт воспринимается частью девушек, как травмирующая ситуация, накладывающая отпечаток на сценарий дальнейшей сексуальной жизни,

в ряде случаев дефлорация связана с актом насилия, порождающим агрессию и недоверие к окружающим,

Инцест при дефлорации порождает чувство вины и стыда перед членами семьи.

В результате несоответствия ожиданий, связанных с первым сексуальным опытом, реальности у девушек возникает чувство глубокой неуверенности в себе и психофизиологическом плане.

Гендерные стереотипы подавляют сексуальную активность девушек, заставляя их чувствовать себя зависимыми и подчиненными.

Первым этапом в анализе результатов исследования стало изучение причин, которые лежат в основе первого сексуального опыта девушек.

каждая третья из числа опрошенных девушек считали свою девственность грузом. Они хотели как можно быстрее избавиться от него, быть похожими на своих подруг, у которых уже был первый сексуальный опыт. Хотели почувствовать себя более взрослыми, самостоятельными.

каждая третья из числа опрошенных девушек видели свой первый сексуальный опыт, как продолжение отношений с другом. Они доверяли своим партнерам и именно с ними хотели быть более близкими.

каждая четвертая из числа опрошенных девушек получили свой первый сексуальный опыт в результате насилия, инцеста и т.п.

По итогам исследования мы выделили следующие сценарии первого сексуального опыта:

1 сценарий - первый сексуальный опыт, полученный в результате обоюдного согласия обеих сторон. Этот сценарий имеет различные варианты: сценарии "Сожаления впоследствии (возникает под давлением социальных стереотипов)", "Принятие опыта", "Оправданные ожидания", "Неоправданные ожидания", "Переоценка ценностей в результате первого сексуального опыта".

2 сценарий - первый сексуальный опыт, полученный в результате изнасилования. Неприязнь и недоверие к представителям противоположного пола в результате изнасилования.

3 сценарий - первый сексуальный опыт, полученный в результате инцеста. В данном сценарии мы также обнаружили различные эмоциональные реакции девушек. Избегание, конфликты с родными, недоверие к родным после первого сексуального опыта, где место имел инцест, а также чувство неполноценности, униженности в результате изнасилования и инцеста, как первого сексуального опыта.

Таким образом, психологическое состояние девушки после дефлорации во многом зависит от условий, при которых получен первый сексуальный опыт и от ожиданий девушки. При неблагоприятном развитии событий первый сексуальный опыт можно расценивать как психологическую травму с продолжительными последствиями, в подобных ситуациях девушки нуждаются в помощи психолога. При благоприятном и безопасном для девушки развитии событий, дефлорация, сопровождающаяся изменениями в "физическом Я", самостоятельно переживается девушкой и не требует помощи специалиста.

Рекомендуемая литература о фокус-группах:

Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях / Введение в практическую социальную психологию. М., 1996, с.281-304.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М., 1997.

Мельникова О.Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач / Введение в практическую социальную психологию. М., 1996, с.265-280.

Холмз О. Пособие по социальному маркетингу для общественных организаций. М., 1996.

Рекомендуемая литература по проблеме гендерной идентичности:

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1989 N5.

Арутюнян М.Ю. "Кто Я?" Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб. 2001.

Воронина О.А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1982. №2. С. 43-50.

Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. №2 С. 65-69.

Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб, 1998.

Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. 1985. №3. С.165-171.

Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей//Соотношение биологического и социального. М., 1975.

Кон И.С. Ребенок и общество М., 1988.

Лунин И.И., Старовойтова Г.В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1997.

Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. №1. С.135-141.

Радина Н.К. К проблеме использования гендерного анализа в психологических исследованиях" // Вопросы психологии, № 2, М., 1999, с. 22-28.

Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии, 1987, N4.

Хасин В.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. №3. С. 32-39.