Объем курса (часы):    34
Регион:    Россия, г. Тверь
Название ВУЗа:    Тверской государственный университет
факультет управления и социологии, кафедра социологии и политологии, Центр женской истории и гендерных исследований.

Основная аудитория:    студенты 1 - 5 курсов всех факультетов вузов г.Твери, аспиранты и магистранты, активистки женских неправительственных организаций (возможно раздельное проведение курса)
Раздел:    Психология
 
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА

Основная проблематика

Гендер и право с позиций социально-конструктивистского подхода.

Право как технология / ресурс (ре) конструирования и (вос) производства гендерных категорий (правосубъектов) и отношений.

Двойная дискурсивная сила языка юриспруденции.

Языковые ресурсы конструирования властных отношений и гендерного неравенства в праве (текстах законов, ситуациях взаимодействия юрист - клиент и зале суда).

Отраслевая структура российского права: гендерная характеристика.

"Права женщин" в контексте международного и российского права.

"Сексуальность", "тело" и закон. Феминистская критика права.

Форма занятий:

Каждое занятие, кроме вводного (знакомство, интерактивные упражнения, лекция) и заключительного ("круглый стол" по темам, выбранным слушательницами), состоит из лекции и семинара. Семинар включает в себя дискуссию/и по теме, относящейся к предыдущей лекции, и / или интерактивное упражнение (см. ниже).

Интерактивное упражнение:

дискурсивный анализ текста (Семейный кодекс и / или Конституция РФ - отрывки) (1)

Рекомендуемая литература (приводится выборочно):

Бородина, А.В. Гендерные исследования и правоведение: проблемы преподавания правовых дисциплин с гендерной точки зрения // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия (материалы международного семинара 16 - 17 февраля 2001 года), Саратов, 2001. С. 282 - 288.

Бородина, А.В. Права женщин: академический дискурс и образовательный процесс // Женщины. История. Общество. Сборник научных статей под общей редакцией В.И. Успенской, Тверь, 2002. С. 77 - 98.

Бородина, А.В. Проблема интеграции гендерных исследований в преподавание правовых дисциплин: общая характеристика // Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин (материалы научной конференции 2 4 июня 2000 года), Тверь, 2000. С. 53 - 56.

Введение: Женщина и права человека // Мертус, Джулия (в соавторстве с Малликой Датт и Нэнси Флауэрс). Права женщин - права человека. Пособие для учебных занятий, "ГЛАС", Москва, 1996. С. 9 - 12.

Гендерная экспертиза российского законодательства (2)(ответственный редактор Л.Н. Завадская), Москва, издательство БЕК, 2001.

Гендерные вопросы в сфере права // Проблемы конституционализма. Сборник научных трудов под ред. Е.И. Гаповой, Минск, 1998.

Поленина, С.В. Гендерная проблематика в праве: права женщин // Введение в гендерные исследования. Часть первая. Учебное пособие (под ред. И. Жеребкиной), Харьков, ХЦГИ, Санкт - Петербург, Алетейя, 2001. С. 606 - 634 (3).

Фогель, Лиз. По ту сторону равенства: некоторые феминистские вопросы // Введение в гендерные исследования. Часть вторая. Хрестоматия (под ред. С. Жеребкина), Харьков, ХЦГИ, Санкт - Петербург, Алетейя, 2001. С. 905 - 928.

(1) В основу подобных интерактивных упражнений положена методика феминистского анализа текстов (см. об этом: Ярская-Смирнова, Е. Феминистский анализ текстов // Ярская-Смирнова, Е. Одежда для Адама и Евы. Очерки гендерных исследоаний, М., 2001. С. 52 - 71). При проведении данного упражнения используется также техника, разработанная А. Темкиной и Е. Здравомысловой для группового анализа текста с целью выявления в нём и последующей деконструкции гендерных отношений / категорий (см.: Здравомыслова, Е., Темкина, А. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью // Гендерные исследования, 2000, № 5. С. 211 - 224).

(2) Данное пособие рекомендуется для чтения. В качестве раздаточного материала предполагается использовать отдельные главы.

(3) Для чтения также рекомендуется: Поленина, С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект, Москва, 2000.