Объем курса (часы):    28
Название ВУЗа:    Ростовский Государственный университет, факультет психологии
Кафедра социальной психологии

Основная аудитория:    студенты 4-5 курсов факультета психологии, аспиранты кафедры социальной психологии
Раздел:    Психология
 
I. Организационно - методический раздел.

1. Цели спецкурса

Спецкурс "Гендерная психология общения" представляет собой самостоятельный, оригинальный курс, который развивает основные положения базового курса специализации "прикладная гендерная психология" и рекомендуется для студентов старших курсов всех психологических специальностей, а также для студентов гуманитарных факультетов.

Основная цель данного спецкурса состоит в том, чтобы сформировать у студентов представление не столько о предмете психологии общения, о типах общения и его строении, о феноменах и закономерностях общения, о возможностях управления впечатлением в общении, о технологиях подготовки к различным формам общения, о способах применения полученных знаний в практической деятельности психолога, в регуляции социального поведения личности и группы, сколько научить их анализировать обобзначенные аспекты общения с позиций гендерной психологии. Постановка такой цели спецкурса предполагает как опору на те сведения, которые накопила социальная психология общения, так и на основные идеи и принципы гендерной психологии. Кроме этого, рассмотрение различных феноменов общения с позиций гендерной психологии предполагает также реинтерпретацию ряда результатов изучения социальной психологии общения, переход к рассмотрению различных феноменов общения как результатов гендерных отношений, гендерной социализации, гендерной идентичности, гендерных ролей и т.д.

2. Задачи спецкурса:

Раскрыть специфику и особенности общения как социально - психологического явления с позиций гендерной психологии.

Показазать сложность строения общения и неоднозначность связей между гендерным развитием личности и результатами общения.

Обратить внимание на историю введения проблемы половых различий в отечественную психологию общения

Ознакомить студентов с особенностями межличностного восприятия коммуникации и взаимодействия в общении с позиций гендерной психологии

Научить студентов осмысливать влияние сексистских установок на возникновение затрудненного общения между мужчинами и женщинами

Продемонстрировать значимость выявленных закономерностей для понимания и решения гендерных проблем общения, организации его различных форм, для развития и коррекции общения.

Спецкурс "Гендерная психология общения" строится с опорой на следующие курсы: "Основы прикладной гендерной психологии", "Социальная психология", "Психология общения", "Психология социального познания". Список контрольных вопросов по всему курсу, прилагающийся к программе, позволяет студентам выделить наиболее важные моменты изучаемого материала и оценить степень своей подготовленности к сдаче экзамена.

Спецкурс включает в себя 5 разделов.

Первый раздел знакомит студентов с гендерным подходом к общению.

Второй раздел посвящен роли гендера как психологического, социально-психологического, социологического феномена в рассмотрении различных уровней анализа общения (макро - меза - микро уровней).

В третьем разделе рассматриваются гендерные различия в социально - перцептивной, коммуникативной, интерактивной сферах общения.

В четвертом разделе рассматриваются гендерные факторы возникновения затрудненного общения между мужчинами и женщинам.

В пятом разделе анализируются социально - психологические критерии описания субъектов общения с различной гендерной идентичностью.

Спецкурс рассчитан на 28 часов.

В процессе обучения используются традиционные методы: лекции, семинары, а также групповые дискуссии, просмотр и обсуждение кинофильмов, фиксирующих гендерные аспекты общения, элементы социально - психологического тренинга.

Итоговой формой отчетности является письменный экзамен.

Распределение часов спецкурса по темам и видам работы

Наименование тем и разделов    Аудиторные занятия (час), в том числе
лекции     семинары
Раздел 1. Теоретико - методологические основы современной гендерной психологии общения
Тема: Теоретические и практические предпосылки возникновения гендерных исследований в психологии общения    2
 
Тема: Взаимосвязь социально - психологических и гендерных подходов к общению    4     
Тема: Место общения в гендерной психологии         2
Раздел 2. Роль гендера в рассмотрении различных уровней анализа общения (макро - мезо- микроуровней)
Тема: Гендер и уровни анализа общения    2     
Раздел 3. Гендерные различия в социально - перцептивной, коммуникативной, интерактивной сферах общения
Тема: Влияние маскулинности / фемининности на различия в коммуникативных аспектах общения    2     
Тема: Гендерный анализ особенностей восприятия и понимания людьми друг друга в общении     2     
Тема: Интерактивная сторона общения с позиций гендерной психологии     2     
Раздел 4. Гендерные факторы возникновения затрудненного общения между мужчинами и женщинами
Тема: Социально-психологические характеристики субъектов затрудненного и незатрудненного общения    2     
Тема: Гендерные установки и аттитюды    2     
Тема: Проявление сексистских установок в общении         2
Раздел 5. Социально - психологические критерии описания субъектов общения с различной гендерной идентичностью
Тема: Направления изучения личности как субъекта общения    2     
Тема: Гендерные различия в стилях общения    2     
Тема: Отношение к себе и к другому как гендерная презентация         2
Заключение
ИТОГО
22     6
Рекомендуемая литература

Абубикирова Н.И. Что такок гендер?// ОНС, 1996, №6.

Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии, 1987, №2.

Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1989. № 2. С.44-53

Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии.1989, №5.

Андреева Г.М. Психология социального познания. М., "Аспект-Пресс", 1997.

Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии.1996, №1.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и гендерные исследования / Под ред. В.И.Успенской. Тверь, 1999.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование. М. Медицина, 1989.

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

Буракова М. Сравнительный анализ представлений россиян и североамериканцев о маскулинности - фемининности // Психологическая адаптация личности к условиям рыночной экономики. Ростов-н/Д, 1999.

Бэрн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

Вацлавик П., Бивин Дж., Джонсон Д. Прагматика человеческих коммуникаций. Изд-во "Апрель-пресс". "Эксмо - пресс", М., 2000.

Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.

Воронина О.А. Женщина - друг человека? // Человек. 1990. № 5.

Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии.1998, №4.

Головаха И.В. Панина М. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Изд-во "Канон - пресс- Ц, М., 2000.

Грошев И.В. Образ женщины в рекламе // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999.

Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе // Психологический журнал.1998, Т.19, №3.

Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

Жеребкина И. Страсть: женское тело и женская сексуальность в России // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Харьков: ХГЦИ, 1998.

Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность.-1999, №6.

Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М. 1994.

Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2.

Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ Я у подростков // Вопросы психологии, 1989, №3.

Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии,1987, №2.

Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1998. Вып. 2.

Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М.,1996.

Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989.

Кронник А., Кронник В. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. М., 1989.

Конусов Ю.А. Мужчина в семье: типы поведения // Семья и социальная структура. М., 1987.

Коон Г. Мужественность и женственность // Изменение положения женщины и семья. М., 1997.

Коган М.С. Мир общения. М., 1989.

Куницина В.Н., Казаринова Н.В. Погольша В.М. Межличностное общение. Изд-во "Питер". СПб, 2001.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. Изд-во "Академия", М., 2001.

Леонтьев А.А. Психология общения. Изд-во "Смысл", 1999.

Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999.

Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии, 1994. №9.

Минина О.В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. № 3.

Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. 2000. № 1.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1961.

Некрасов С.Н., Возилкин И.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. Свердловск.1991.

Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000, №1.

Пайнс Э. Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.

Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения / Психологический журнал. 1987, №4.

Парыгин Б.Д. Анатомия общения. С.-Петербург, 1999.

Пустовалова З.В. Гендерные исследования: теоретический статус и задачи // Известия ВУЗов Сев.-Кав. Региона. Обществ. Науки. 1995. №1.

Репина Л.П. Гендерная история // Новая и новейшая история, 1997. №6.

Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии.1997, №4.

Скрипкина Т.П. Психология доверия. Изд-во "Академия", М.-2000

Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи. Самара, 1997.

Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. СПб, 1997.

Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.1991.

Хорни К. Женская психология. С.-П. Восточно-европейский институт психоанализа, 1998.

Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. Научно-аналитический обзор. М., 1999. С.76-109.