Объем курса (часы):    102
Название ВУЗа:    Ульяновский государственный университет
кафедра психологии профессиональной деятельности и акмеологии

Основная аудитория:    Студенты 3 курса
Раздел:    Психология
 
Оглавление

Введение
Примерный тематический план дисциплины
Содержание курса
Раздел 1. Введение в гендерные исследования.
Раздел 2. Дифференциальная социализация.
Раздел 3. Гендерная специфика личностного и профессионального роста.
Раздел 4. Психология гендерных различий.
Раздел 5. Психология гендерных отношений.
Раздел 6. Человек и общество: гендерный анализ.
ВВЕДЕНИЕ

Гендерная психология — лекционный, дискуссионный и практический (тренинговый) курс для студентов 3 курса специальности "психология". Цель курса — расширить область знаний студентов, связанную с гендерной проблематикой, освоить техники, позволяющие работать с гендером как в исследовательских проектах, так и деятельности психолога — практика, преподавателя психологии.

Дисциплина предполагает шесть разделов. Первый и шестой раскрывают область современных гендерных исследований. На наш взгляд, начинать изучение гендерной психологии необходимо с освоения общей методологии гендерного анализа, что позволит не только изменить традиционные установки и стереотипы мышления, но и в целом раскроет гендерные исследования как новый тип гуманитарного знания. Вместе с тем, возвращение в конце курса к рассмотрению проблематики гендера в различных сферах жизнедеятельности общества — образования и здравоохранения, экономики, политики и права — расширит перспективу восприятия проблем гендерной психологии, переведет их на новый уровень осмысления.

Содержание четырех других разделов раскрывают основные направления современной гендерной психологии. Второй раздел предполагает углубленное изучение закономерностей формирования гендера в процессе дифференциальной социализации в детском возрасте и основных источников этой социализации. Третий — направлен на освоение специфики социализации в зрелом возрасте, личностного и профессионального роста мужчин и женщин в рамках акмеологического подхода. Четвертый — изучает проблему гендерных различий в психологии, рассматривает гендер как социальную категорию в понятиях гендерных ролей, стереотипов и предрассудков. Пятый раздел посвящен вопросам психологии гендерных отношений — межличностных коммуникаций и взаимопонимания, проявлениям аффилиации, аттракции и сексуальности в общении.

В рамках данного курса предусмотрены как традиционные семинарские занятия, так и практические занятия — исследовательские проекты и тренинговые упражнения. Курс "гендерной психологии" предполагает 68 лекционных часов, 34 — семинарских, по окончании 1 семестра студенты сдают зачет в форме эссе по теме, согласованной с преподавателем или исследование случая (case-study); по окончании курса — экзамен. Основное внимание на зачете и экзамене уделяется владению системой теоретических и методологических знаний, умению использовать техники исследовательской и практической работы, дискуссионным навыкам.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел, тема    Количество часов
всего    лек    сем/прак
Раздел 1. Введение в гендерные исследования.    20    14    6
Вводный тренинг "Что такое гендер"    2    0    2
Развитие гендерных исследований как нового типа гуманитарного знания.    5    4    1
Основы гендерной теории и методологии.    6    4    2
Становление современной гендерной психологии.    5    4    1
Гендерная психология в России.    2    2    0
Раздел 2. Дифференциальная социализация.    16    10    6
Основные концепции полоролевой социализации.    2    2    0
Гендерная идентичность.    4    2    2
Семья как источник социализации.    4    2    2
Внесемейные источники гендерно-ролевой социализации.    6    4    2
Раздел 3. Гендерная специфика личностного и профессионального роста.    15    10    5
Специфика гендерной социализации во взрослом возрасте    3    2    1
Личностное становление и гендерная идентичность в зрелом возрасте: акмеологический подход    6    4    2
Профессиональное развитие мужчин и женщин, построение карьеры    6    4    2
Итого 1 семестр    51    34    17
Зачет               
Раздел 4. Психология гендерных различий.    20    14    6
Проблема гендерных различий в психологии.    4    2    0
Гендерные различия когнитивных и эмоциональных процессов.    6    4    2
Гендерные роли и андрогинный спектр поведения.    6    4    2
Гендерные стереотипы и их преодоление.    6    4    2
Раздел 5. Психология гендерных отношений.    16    10    6
Гендерные особенности межличностных коммуникаций.    4    3    1
Гендерные особенности перцепции в общении.    4    3    1
Гендерные установки в ситуации конфликта.    4    2    2
Аффилиация, аттракция и сексуальность    4    2    2
Раздел 6. Человек и общество: гендерный анализ    15    10    5
Гендерные измерения образования    3    2    1
Гендерные измерения здравоохранения    3    2    1
Гендерные подходы в изучении политики и права    3    2    1
Гендерные подходы в экономике    3    2    1
Гендер в работе психолога-практика, психолога-исследователя, преподавателя психологии.    3    2    1
Итого 2 семестр    51    34    17
Экзамен               
Итого за 2 семестра    102    68    34
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Тема 1. Развитие гендерных исследований как нового типа гуманитарного знания. (4 часа)

Традиционные философские, социологические и психологические теории пола. Истоки гендерных исследований. Феминизм: концепции либерального, марксистского, социалистического, радикального, психоаналитического, экзистенциалистского и постмодернистского феминизмов. Этапы формирования ГИ: полоролевой подход, женские исследования, мужские исследования, гендерные исследования.

Гендерные исследования в России. Философская мысль 19 века: славянофилы, западники, религиозные философы. Понимание пола в период социализма. Развитие гендерных исследований с к. 80-х гг. ХХ века: внедрение новой парадигмы, институализация ГИ, консолидация ученых и преподавателей, активизация работы в вузах. Современные центры ГИ в России, темы исследований и учебных программ.

Литература:

Учебная программа по курсу "Основы гендерных исследований" / Под общ. ред. О.А. Ворониной, Н.С. Григорьевой, Л.Г. Луняковой. — М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000. — 39 с./ сайт МЦГИ
Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований / Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М.,2001. с.13-108.
Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". 2-е изд. / Под ред. О.А. Ворониной, Н.С. Григорьевой, Л.Г. Луняковой. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001. — 368 с.
Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А.. — М.: МЦГИ, 2001 — 415 с.
Женщина. Гендер. Культура. — М.: МЦГИ, 1999. — 368 с.
Введение в гендерные исследования. М., МГУ, 2000.
Гендерные тетради. Выпуск 1. Труды Санкт-Петербургского филиала ИС РАН. СПБ., 1995.
Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // ОНС, 2000, №4, с.9-20.
Здравомыслова Е.А, Тёмкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России //ОНС, 1999, №6, с. 177-185.
Хоткина З.А. Гендерные исследования в России // ОНС, 2000, №4, с.21-26.
Костикова И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшая школа в России, 2001, №2, с.68-75.
Тема 2. Основы гендерной теории и методологии (4 часа).

Основные направления гендерной теории. Дифференциация понятий пол и гендер. Гендер в социально-демографических исследованиях. Теория социального конструирования гендера. Гендер как стратификационная категория. Гендер как культурная метафора.
Методологические возможности применения гендерного подхода в социологии, политологии, философии, социальной практике, психологии.

Литература:

Учебная программа по курсу "Основы гендерных исследований" / под общей ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой. — М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000. — 39 с./ сайт МЦГИ www.gender.ru
Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". 2-е изд./ под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001. — 368 с.
Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А.. — М.: МЦГИ, 2001 — 415 с.
Введение в гендерные исследования. М., МГУ, 2000.
Женщина. Гендер. Культура. — М.: МЦГИ, 1999. — 368 с.
Гендер и культура. Учебное пособие под ред. М.Хегай. Women's NGO "Traditions and Modernity"2001
Бутовская М.Л. Формирование гендерных стереотипов у детей… //Этнографическое обозрение, 1997, №4, с.104-122.
Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // ВП, 1987, №2, с.158-165.
Пушкарева Н.Л. Как заставить заговорить пол? (гендерная концепция как метод анализа в истории и этологии) // Этнологическое обозрение, 2000, №2, с.27-42.
Пушкарев Л.Н. Гендерный анализ и его применение к изучению истории культуры // История отечества, 1999, №1, с.19-29.
Тема 3. Становление современной гендерной психологии (4 часа).

Тема мужского и женского в психоанализе. Зарождение женской психологии в русле психоаналитической традиции. Главное уравнение З.Фрейда. Бисексуальность и осознание пола в стадиях развития. "Лекция о женственности" (1931). Анима и анимус в структуре личности по К.Г.Юнгу. Критика К.Хорни мужского психоанализа: "Уход от женственности" (1926). Создание женской психологии. "Рыночный" характер отношений мужчин и женщин по Э.Фромму.

Гипотеза вариабельности в науке и обществе 19-20 вв. Формулировка гипотезы вариабельности Ч.Дарвином и ее дальнейшие модификации. Последствия гипотезы вариабельности в науке и обществе, в психологии. Понятие "политики идентичности" и исследование гипотезы вариабельности. Х.Б.Томпсон, Л.С.Холлингворт, Ф.Денмарк. Переход к гендерной психологии. Гендерная психология как отрасль социальной психологии. Предмет гендерной психологии. Основные понятия гендерной психологии.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Женщина. Гендер. Культура. — М.: МЦГИ, 1999. — 368 с.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Шульц Д. История современной психологии, СПб, 1998 (проблемы пола в истории психологии, политика идентичности, гипотеза вариабельности, женская психология… с.499-511)
Гендер и культура. Учебное пособие под ред. М.Хегай. Women's NGO "Traditions and Modernity", 2001.
Тема 4. Гендерная психология в России (2 часа).

Дискуссии о психологических проблемах межполовых отношений в 1 ? ХХ века в России. Развитие психологии пола во 2 ? ХХ столетия в России. Предмет и структура современной гендерной психологии. Статус среди существующих научных дисциплин. Методологические основания и инструментальный аппарат. Предпосылки и тенденции развития современной гендерной психологии в России.

Литература:

Клецина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.44-471.
Хоткина З.А. Гендерные исследования в России // ОНС, 2000, №4, с.21-26.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии, 1999, №2, с.22-39.
РАЗДЕЛ 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Тема 5. Основные концепции полоролевой социализации (2 часа).

Классификация И.Кона. Теория идентификации. Теория половой типизации. Теория самокатегоризации. Классификация Т.А.Репиной. Психоаналитическая концепция. Концепция социального научения. Концепция когнитивного развития. Концепция новой психологии пола.

Литература:

Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // ВП, 1987, №2, с.158-165.
Кон И.С. Ребенок и общество: (Ист.- этногр. перспектива) / АН СССР, ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1998.
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб, 1998.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Бутовская М.Л. Формирование гендерных стереотипов у детей… //Этнографическое обозрение, 1997, №4, с.104-122.
Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных устанавок у детей 3-7 лет // ВП, 2000, №2, с. 65-69.
Тема 6. Гендерная идентичность (2 часа).

Эго-идентичность и ее развитие в детском возрасте. Возрастные границы и этапы половозрастной социализации. Три формы идентичности Э.Эриксона. Половозрастная идентификация как развитие самосознания. Наблюдение и подражание как способы обучения типичному для пола поведения. Возрастные границы и этапы дифференциальной социализации. Гендерная идентификация. Гендерная константность.

Литература:

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания, М, Когито-центр, 1998.
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб, 1998.
Бутовская М.Л. Формирование гендерных стереотипов у детей… // Этнографическое обозрение, 1997, №4, с.104-122.
Эриксон Э.Г. Детство и общество. ЗАО ИТД “Летний сад”, Спб, 2000.
Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // ВП, 1987, №2, с.158-165.
Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии, 1999, №2, с.22-39.
Кон И.С. Ребенок и общество: (Ист.- этногр. перспектива) / АН СССР, ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1998.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Шульц Д. История современной психологии, СПб, 1998.
Тема 7. Семья как источник социализации (2 часа).

Родительство как социальный институт. Подходы к пониманию материнства и отцовства. Гипотезы дифференциальной социализации по И.Кону. Роль воспитания в формировании и закреплении половых различий. Гипотеза нормативных ожиданий. Гипотеза формирования родителей детьми. Гипотеза личных представлений родителей и ее варианты. Гипотеза совпадения пола родителя и ребенка, ее варианты.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Шведчикова Т.А. Роль отца и матери в воспитании ребенка // Практикум по гендерной психологии / под. ред. И.С. Клециной. — СПб, 2003. с.91-112.
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб, 1998.
Кон И.С. Ребенок и общество: (Ист.- этногр. перспектива) / АН СССР, ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1998.
Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // ВП, 1987, №2, с.158-165.
Тема 8. Внесемейные источники гендерно-ролевой социализации (4 часа).

Роль нормативного и информационного давления. Наказания и социальная проверка. Подчинение гендерным нормам — уступчивость, интернализация, идентификация. Механизмы влияния: дифференциальное усиление, дифференциальное подражание, гендерная саморегуляция, литература, игрушки, СМИ, реклама, фейсизм, язык.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб, 1998.
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб, 2000.
Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998.
Чалдини Р. Психология влияния. СПб, Питер, 1998.
Гафизова Н.Б.Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.113-118.
Кирилина А.В. Освещение связи языка и пола в истории лингвистики / Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А.. — М.: МЦГИ, 2001 — С. 366-381.
РАЗДЕЛ 3. ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА.

Тема 9. Специфика гендерной социализации во взрослом возрасте (2 часа).

Различия между социализацией детей и взрослых (О.Г.Брим, Р.Гоулд). Проблема развития женщин в рамках современной женской психологии. Традиционные концепции развития человека: принцип отделения. Альтернативная концепция личностного роста женщин: принцип дифференциации (Д.Л.Суррей, Д.Б.Миллер, А.П.Стивер). Альтернативная модель власти.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб, 1998. Вып.2.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. — Рн/Д, 1999. — 256 с.
Stiver I.P. Work Inhibitions in Women // Women’s growth in connection: writings from the Stone Center. N.Y., L.1991, 223-237.
Surrey J.L. The “Self — in — Relation”: A Theory of Women’s Development, // Women’s growth in connection: writings from the Stone Center.. N.Y., L.1991, 51-67
Surrey J.L. Relationship and Empowerment // Women’s growth in connection: writings from the Stone Center N.Y., L.1991, 162-181.
Тема 10. Личностное становление и гендерная идентичность в зрелом возрасте: акмеологический подход (4 часа).

Личностное развитие мужчин и женщин, различие в "вершинах" развития. "Акме" как вершина зрелости. Гендерные стереотипы и традиционные гендерные роли как барьеры личностного роста. Понятие личностной самоэффективности и ее влияние на выбор жизненного пути, планирование достижений, самоощущение и самочувствие. Кросс-культурные исследования самоэффективности: гендерный аспект. Психолого-акмеологические технологии. Положение комплиментарности эмпирических методов акмеологии. Развитие мышления, расширения сознания, самооценки и активизации самосознания личности.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Основы общей и прикладной акмеологии. — М.: 1995.
Зазыкин В.Г. Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма, М., 1993.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд., СПб, Питер, 2000.
Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала — М., РАГС, 2000.
Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. №1.
Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб, 1998. Вып.2.
Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. №1.
Тема 11. Профессиональное развитие мужчин и женщин, построение карьеры (4 ч.).

Гендерная занятость профессиональным трудом: история и современность. Склонность к профессиям. Требования к профессии мужчин и женщин. Гендерные особенности профессиональной адаптации. Виды профессиональной карьеры. Построение карьеры: варианты и исследования. Профессиональная мотивация. Управленческая концепция женщин-руководителей. Особенности стиля руководства, принятия решения, делегирования полномочий.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Н.Иосифивич. Ты — босс! Как стать толковым руководителем., М, 1995.
Фрей К., Кюмбель Б. Как женщине развить в себе качества руководителя // Женщина-начальник, Р-н/Д, 1996.
Чафинс С., Форбс М., Фукуа-младший Г.Е., Кенджеми Дж.П. Стеклянный потолок: занимают ли женщины в США должное положение в обществе?// Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Дубна: Феникс. — 1997. — С.89-102.
Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии, 2000, №1, с.87-94.
Бабаева Л., Чирикова А. Женщины в бизнесе // Социс, 1996, №3.
Барсукова С. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социс, 1999, № 12.
Гвоздева Е., Герчиков В. Штрихи к портрету женщины — менеджера // Социс, 2000, № 11.
Грошев И. Как принимают решения женщины и мужчины руководители. // ЭКО, 1996, №4.
Ерофеева Н. Личностные качества мужчины — руководителя. // Народное образование, 1999, № 10.
Хохлова Т. Выявление гендерных аспектов менеджмента — фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 3.
Чирикова А., Кричевская О. Женщина — руководитель: деловые стратегии и образ "Я" // Социс, 1999, №11.
Чирикова А.Е., Кричевская О.Н. Социально-психологическое становление женского предпринимательства. М, 1996.
Women’s growth in connection: writings from the Stone Center. N.Y., L.1991.
РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ.

Тема 12. Проблема гендерных различий в психологии (2часа).

Проблема различий и сходства в современной гендерной психологии. Четыре доказанных различия (Э.Маккоби, С.Джеклин). Математическая проверка гендерных различий черт личности и уровня интеллекта — построение нормального распределения (Х.Эллис). Концепция гендерного разнообразия против концепции гендерных различий.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Воронцов Д.В.Прикладная гендерная психология. Программа спецкурса. // сайт МЦГИ www.gender.ru
Либин А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. М., 1999, с.272-287.

Тема 13. Гендерные различия когнитивных и эмоциональных процессов (4 часа).

Современные тенденции изучения гендерных различий в психологии: различия и сходства. Теория Х.Эллиса и современные исследования. Гендерные различия когнитивных процессов: восприятие пространства и времени, память, мышление, воображение. Гендерные различия в уровне математических способностей. Гендерные особенности эмоциональности и эмпатии.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Колесов Д.В. Биология и психология пола. М., 2000.
Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // ВП, 2000, №2, с. 65-69.
Либин А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. М., 1999, с.272-287.
Виноградива Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии, 1993, №2, с.63.
Тема 14. Гендерные роли и андрогинный спектр поведения (4 часа).

Социальные и гендерные роли. Их зависимость от культуры и эпохи. Поло-ролевой опросник С.Бем. Феминность, маскулинность и андрогинность. Ограничения, накладываемые традиционно женской ролью: "Хранительница домашнего очага", "работающая женщина". Ограничения, накладываемые традиционно мужской ролью: норма статуса / успешности, норма физической, умственной и эмоциональной твердости, норма антиженственности. Изменение гендерных ролей.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Артемьева О. В. Человек = мужчина + женщина // Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения. 1991 /Общ.ред. А. А. Гусейнова. — М.: Республика, 1992. С. 345-352.
Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии, 2000, №1, с.68.
Stiver I.P. Work Inhibitions in Women // Women’s growth in connection: writings from the Stone Center. The GUILFORD PRESS. N.Y., L.1991, 223-237.
Тема 15. Гендерные стереотипы и их преодоление (4 часа).

Гендерные роли и стереотипы. Основные характеристики и функции гендерных стереотипов. Отличительные признаки и объяснительные модели: модель каузальной атрибуции, культурно-историческая модель, модель социальной идентичности, модель когнитивных схем. Гендерные схемы и их действие: схема собственного и противоположного пола. Гендерная категоризация. Парадокс социальной идентичности. Эффекты устойчивости, иллюзорной корреляции, ошибка обоснованности оценки, пристрастие к своей гендерной группе, эффект гомогенности "чужой" группы. Ложные представления в когнитивных схемах. Изменение ложных представлений о гендере.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Бутовская М.Л. Формирование гендерных стереотипов у детей… //Этнографическое обозрение, 1997, №4, с.104-122.
Клецина И.С. Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.131-142.
Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки. // Мир психологии, 1999, №3, с.147-154
Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // ВП, №2, 1987, с.152-158.
Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998.
Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии, 2000, №1, с.68.
РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тема 16. Гендерные особенности межличностных коммуникаций (3 часа).

Социальная мотивация: мотивация достижения, власти и аффилиации. Особенности поведения: прямая и косвенная агрессия, конформность, "героический" и "заботливый" альтруизм. Гендер и коммуникация. Гендерные типы по В.Р.Шмидту и К.В.Шуршину, особенности поведения, распространенность в современной России.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.. СПб, 2000.
Шапкин С.А. Опросник мотивации достижения: новая модификация // Психологический журнал, 2000, №2, с.113-127.
Шмидт В.Р., Шуршин К.В. Массовая и элитарная культуры в зеркале гендерного подхода // СОЦИС, 2000, №7, с.58-64.
Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии, 2000, №1, с.68.
Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998.
Чалдини Р. Психология влияния. СПб, Питер, 1998.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. — М.2001.
Тема 17. Гендерные особенности перцепции в общении (3 часа).

Гендерный анализ особенностей восприятия и понимания людьми друг друга в общении. Влияние маскулинности / феминности на различия в аспектах общения. Социально-психологические характеристики субъектов затрудненного и незатрудненного общения. Коммуникативная компетентность. Барьеры в общении. Игры и манипуляции в общении. Гендерные установки и аттитюды. Гендерные различия в стилях общения. Отношение к себе и другому как гендерная презентация.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.. СПб, 2000.
Сафонова М.В. Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.178-184.
Лабунская В.А. Гендерная психология общения. Программа спецкурса // сайт МЦГИ www.gender.ru
Кошенова М.И. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.185-195.
Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998.
Чалдини Р. Психология влияния. СПб, Питер, 1998.
Головаха И.В. Панина М. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989.
Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М. 1994.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб-М, 1996.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. 1997.
Тема 18. Гендерные установки в ситуации конфликта (2 часа).

Понятие установки и ее составляющие: когнитивная, аффективная и поведенческая. Предубеждения и стереотипы. Гендерные установки, носящие характер предубеждения. Гендерные установки как барьер общения. Стили поведения мужчин и женщин в конфликтных ситуациях. Гетерогенные и гомогенные конфликтные диады. Игры и манипуляции в конфликте. Изменение установок.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.. СПб, 2000.
Ожигова Л.Н.Исследование гендерных установок в ситуации конфликта // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.196-206.
Гришина Н.В.Психология конфликта. СПб, 2000.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб-М, 1996.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. 1997.
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте.- Калуга, 2002.
Тарасова Е.А. Гендерные отличия в конфликтном взаимодействии. — Воронеж, 2002.
Тема 19. Аффилиация, аттракция и сексуальность (2 часа).

Понятия аффилиации и атракции. Факторы, влияющие на аттракцию: уникальные свойства реципиента общения, уникальные свойства перципиента общения, условия конкретной ситуации. Исследования, посвященные изучению аттракции и аффилиации. Понятие сексуальности. Дискурсы сексуальности, репрезентация в них мужчин и женщин.

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.. СПб, 2000.
Луковицкая Е.Г. Сексуальность: стереотипы и реальность // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.404-415.
Луковицкая Е.Г. Восприятие гомосексуальности // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.415-426.
Кон И.С. Введение в сексологию. — М., 1988.
Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998.
Чалдини Р. Психология влияния. СПб, Питер, 1998.
Хорни К. Женская психология. СПб, 1998.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб-М, 1996.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. 1997.
РАЗДЕЛ 6. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ.

Тема 20. Гендерные измерения образования (2 часа).

Понятие гендерного измерения в образовании. Полоролевой подход в образовании: традиционная социализация, формы обучения, установки учителя. Гендерный подход: цель и основные направления работы. Основные характеристики-различия полоролевого и гендерного подходов.История раздельного и совместного обучения в России — СССР. Проблемы совместного обучения. "За" и "против" раздельного и совместного обучения.

Литература:

Сабунаева М.Л. Гусева Ю.Е. Гендерный подход в практике школьного психолога // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.369-381.
Сабунаева М.Л. Гендерная экспертиза урока // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.382-388.
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб, 1998.
Основы гендерной педагогики: программа спецкурса. — М., 2001.
Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч.1. — Мурманск, 2001.
Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. — 2001. — №4. — с.102-110.
Тема 21. Гендерные измерения здравоохранения (2 часа).

Продолжительность жизни: биологические и социально-психологические факторы. Показатели заболеваемости. Изменение образа жизни. Психические заболевания. Отношение мужчин и женщин к здоровью. Индивидуальные и популяционные индикаторы здоровья. Понятие репродуктивного здоровья и репродуктивных прав. Репродуктивное здоровье женщин, детей, подростков. Репродуктивное здоровье мужчин. Планирование семьи и дискуссия об абортах. Новые репродуктивные технологии. Законодательные и психологические проблемы отцовства.

Литература:

Григорьева Н.С. Гендерные измерения здравоохранения / Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А.. — М.: МЦГИ, 2001 — С. 252-258.
Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". 2-е изд./ под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001. — 368 с.
Хегай М.Н. Планирование семьи и репродуктивные права //Гендер и культура. Учебное пособие под ред. М.Хегай. Women's NGO "Traditions and Modernity", 2001.с.26-32.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Шульц Д. История современной психологии. СПб. 1998.
Материалы научно-экспертного семинара МЦГИ "Гендерное равенство в России: законодательство, политика, практика" // сайт МЦГИ www.gender.ru
Тема 22. Гендерные подходы в изучении политики и права (2 часа).

Женщины как незаметные или аполитичные в большинстве зарубежных концепций политологов. Пересмотр традиционных стереотипов и подходов. Разоблачение мифа о незаметных, аполитичных женщинах Кэррол и Зерилли.

Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000): в сере образования, в сфере занятости, вовлечение женщин в сферу управления. Конституция РФ 1993 г. и проблемы гендерного равенства. Конституционный принцип равенства. Права человека как отражение принципа гендерного равенства в Конституции РФ.

Литература:

Воронина О.А., Хоткина З.А. Современная ситуация с правами женщин в России / "Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания". В 2 т.Т.1. М.: 1998.
Хасбулатова О.А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000) // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А.. — М.: МЦГИ, 2001 — С. 185-198.
Завадская Л.Н. Гендерная экспертиза конституции России и практики ее применения // Гендерная реконструкция политических систем. СПб.: Алетейя, 2004. — С.423-454.
Кэрролл С., Зерилли Л. Феминистские вызовы политической науке / Гендерная реконструкция политических систем. СПб.: Алетейя, 2004. — С.877- 919.
"Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания". В 2 т. Т.1. М.: 1998.
Куватова А.А., Хегай М.Н. Права человека: гендерный аспект // Гендер и культура. Учебное пособие под ред. М.Хегай. Women's NGO "Traditions and Modernity", 2001.с.9-12.
Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". 2-е изд./ под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001. — 368 с.
Тема 23. Гендерные подходы в экономике (2 часа).

Гендерное разделение труда, репродуктивная экономика, гендерная структура домохозяйства. Феминистский вызов неоклассической экономической теории Фр Вулли. Предмет и задачи феминистской экономической теории.

Ситуация в современной России: проблема занятости, российский механизм реализации политики равных прав и равных возможностей в сфере занятости.

Гендерные исследования глобализации: экономическое, социальное и социокультурные измерения глобализации. Глобальная феминизация рынка труда. Становление и развитие глобального гендерного социально-экономического режима. Гендерный анализ программ структурного улучшения.

Литература:

Баскакова М.Е. Социально-экономические проблемы занятости российских женщин в переходной экономике / "Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания". В 2 т. Т.1. М.: 1998.
Баскакова М.Е. Гендерные аспекты инвестиций в человеческий капитал в современной России / Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А.. — М.: МЦГИ, 2001 — С. 287-308.
Баллаева Е.А. Гендерные аспекты глобализации, ее движущих сил и структурных факторов / Гендер и глобализация: теория и практика международного женского движения. М.: МЦГИ, 2003
Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". 2-е изд./ под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001. — 368 с.
Хегай М.Н. Гендерный аспект занятости //Гендер и культура. Учебное пособие под ред. М.Хегай. Women's NGO "Traditions and Modernity", 2001.с.42-48.
Материалы научно-экспертного семинара МЦГИ "Гендерное равенство в России: законодательство, политика, практика" // сайт МЦГИ www.gender.ru
Тема 24. Гендер в деятельности психолога-практика и психолога-исследователя. (2 часа)

Специфика гендерных психологических исследований: методология исследования, инструментарий, интерпретация (обобщение по курсу). Работа с гендером психолога-практика: индивидуальная и групповая работа (обобщение по курсу). Гендерный анализ в педагогической практике преподавателей высшей школы: основные формы работы.

Литература:

Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003.
Радина Н.К. Использование гендерного подхода в подготовке гендерных психологов // Программа курса на сайте МЦГИ www.gender.ru
Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований / Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А.. — М.: МЦГИ, 2001 — С. 13-106.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Практические и семинарские занятия

Вводный тренинг "Что такое гендер" (2 часа)

Цель — исследование гендерных представлений студентов.
Техники — тренинговые упражнения, диагностическое анкетирование, мозговой штурм, групповая рефлексия.

Методические рекомендации:

Воронцов Д.В. Что такое гендер // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.27-45.
Штылева Л.В. Исследование гендерных представлений студентов // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.46-55.
Семинар по темам 1 и 2. 
Теоретико-методологические основы гендерных исследований (3 часа).

Вопросы для обсуждения:

Каковы основные социокультурные механизмы построения гендерной ассиметрии?
Каковы основные представления о мужских и женских ролях (началах) в социологии половых ролей?
Как описывают причину дискриминации женщин и пути ее преодоления различные направления феминизма: либеральное, социалистическое, радикальное, психоаналитическое и постмодернистское?
Чем гендерные исследования отличаются от женских исследований?
В чем различия между биодетерминизмом и гендерной теорией?
Почему возникли "мужские исследования" и каковы основные подходы к изучению маскулинности?
Литература:

Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований / Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А.. — М.: МЦГИ, 2001 — С. 13-106.
Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". 2-е изд./ под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001. — 368 с.
Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А.. — М.: МЦГИ, 2001 — 415 с.
Введение в гендерные исследования. М., МГУ, 2000.
Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // ОНС, 2000, №4, с.9-20.
Здравомыслова Е.А, Тёмкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // ОНС, 1999, №6, с. 177-185.
Семинар по теме 3. 
Зарождение психологического исследования пола в рамках психоанализа (1 час).

Вопросы для обсуждения:

В чем видите различия в подходах З.Фрейда и К.Г.Юнга:
a) К понятиям мужского / женского
b) К дифференциации мужского / женского 
c) К динамике либидо 
d) К роли бессознательного в мужском / женском
Какие еще различия (или сходства) можно выделить?
В чем сходство и различие в рассмотрении основных проблем отношений мужчин и женщин у К.Хорни и Э.Фромма?
Какую роль в формировании этой проблемы Э.Фромм и К.Хорни отводят:
a) Врожденным инстинктам
b) Социальным предрассудкам
c) Ролевым образцам
d) Сексуальным отношениям
Первоисточники:

Дифференциация мужского и женского в работах З.Фрейда // Фрейд З. Очерки теории сексуальности (дифференциация мужского и женского, выбор объекта любви) // Фрейд З. Я и Оно, кн.2., Тб, 1991, с.83-124.
Анима и анимус в структуре личности по К.Г.Юнга// Юнг К.Г. Сизигия: анима и анимус // Юнг К.Г. "AION": исследование феноменологии самости, М, 1997, с.22-35.
Женская психология К.Хорни // Хорни К. Недоверие между полами // Хорни К. Женская психология (сер. Шедевры мировой науки, Т.1.) с. 76-88.
Проблемы отношений мужчин и женщин с точки зрения Э.Фромма // Фромм Э. Мужчина и женщина // Фромм Э. Мужчина и женщина, М, 1998, с.111-126.
Практическое занятие по теме 6.

Исследование половозрастной идентификации у детей 3-7 лет (2 часа).

Цель — исследование половозрастной идентификации у детей 3-7 лет по методике Н.Л.Белопольской.

Техники — Методика исследования детского самосознания Белопольской Н.Л.

Организация — студенты на предыдущем занятии получают задание на проведение эмпирического исследования на базе ДОУ, на текущем занятии происходит обсуждение в мини-группах результатов.

Методические рекомендации:

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания, М, Когито-центр, 1998.
Практическое занятие по теме 7.

Роль отца и матери в формировании Я-концепции мальчиков и девочек (2 часа).

Цель — исследование роли родителей в формировании гендерной идентификации.

Техники — дискуссии, тестирование, методический анализ детских альбомов по формированию Я-концепции.

Организация — работа в мини-группах, итоговое обсуждение.

Методические рекомендации:

Шведчикова Т.А. Роль отца и матери в воспитании ребенка // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.91-112..
Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Формирование Я-концепции у мальчиков 4-6 лет. Детский альбом. СПб, "Речь", 2003.
Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Формирование Я-концепции у девочек 4-6 лет.. Детский альбом. СПб, "Речь", 2003.
Практическое занятие по теме 8.

Роль СМИ в создании и поддержании традиционных образов мужчин и женщин (2 часа)

Цель — исследование роли СМИ в создании и поддержании традиционных образов мужчин и женщин (телевидение, журналы и т.п.).

Техники — количественный и качественный контент-анализ.

Организация — студенты на предыдущем занятии получают задание на проведение эмпирического исследования с использованием методов наблюдения, контент-анализа, на текущем занятии происходит количественный и качественный анализ и интерпретация результатов в мини-группах.

Методические рекомендации:

Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии, СПб, 2000., с.203 (задание 5.2.).
Гафизова Н.Б.Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.113-118.
Практическое занятие по теме 9.

Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации (1 ч.).

Цель — развитие навыков саморефлексии при актуализации собственного опыта, связанного с развитием гендерной идентичности.

Техники — гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации.

Организация — дискуссии, написание гендерной автобиографии, анализ и обобщение результатов в мини-группах.

Методические рекомендации:

Клецина И.С. Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.131-142.
Практическое занятие по темам 10 и 11.

Личностное развитие и гендерная идентичность в зрелом возрасте (4 часа).

Цель — развитие навыков саморефлексии при актуализации собственного опыта, связанного с развитием гендерной идентичности.

Техники — фототерапия: работа с готовым фотоматериалом, в частности модель феминистского подхода, работа с фотосъемкой, в частности визуально-нарративный подход; техники фотоколлажа, фотоассабляжа, фотоинсталляции.

Организация — студенты получают предварительное задание на подбор своих фотографий по определенной тематике, а так же задание на фотосъемку. Работа в группе, мини-группах, индивидуальная.

Методические рекомендации:

Материалы авторской программы А.И.Копытина (к.мед.н., председателя Арт-терапевтической ассоциации) "Новые арт-терапевтические техники: возможности фотографии в психотерапии, психологическом консультировании и социальной работе".
"Исцеляющее искусство", международный журнал арт-терапии (в частности, №4 за 2002 г.), www.arttherapy.ru
Элементы фототерапии // Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб, 2000.
Практическое занятие по теме 13.

Картография как метод гендерного анализа. (2 часа).

Цель — исследование восприятия и организации пространства города мужчинами и женщинами различных возрастов.

Техники — методика картирования.

Организация — студенты на предыдущем занятии получают задание на проведение эмпирического исследования с использованием картирования, на текущем занятии происходит анализ и интерпретация результатов в мини-группах (общий анализ карт, выделение объектов, специфика карт мужчин и женщин, представителей разных поколений).

Методические рекомендации:

Хегай М.Н. Методы гендерного анализа // Гендер и культура. Учебное пособие под ред. М.Хегай. Women's NGO "Traditions and Modernity" 2001. с.62.
Практическое занятие по теме 14.

Исследование маскулинности и феминности, андрогинного спектра поведения (2 часа).

Цель — исследование выраженности феминности, маскулинности и андрогинности мужчин и женщин разного возраста по методике С.Бем.

Техники — тестирование, методика С.Бем.

Организация — студенты на предыдущем занятии получают задание на проведение эмпирического исследования, на текущем занятии происходит обобщение результатов в целом по группе, составляется сводная таблица, строятся частотные ряды в целом по выборке, для мужчин, для женщин, для групп разных возрастов. Интерпретация и обсуждение результатов.

Методические рекомендации:

Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии, СПб, с.199-202 (задание 5.1.).
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002. с.395-403.
Практическое занятие по теме 15.

Анализ формирования и преодоления гендерных стереотипов (2 часа).

Цель — анализ стереотипов маскулинности и феминности, дифференциальной социализации, социальной дискриминации.

Техники — "кинолекторий": использование гендерного анализа в процессе понимания социальной реальности на материале детской анимации (мультфильмы "Мулан", "Шрек" и др.).

Организация — просмотр и анализ видеоматериала с использованием техник стоп-кадра и итоговой дискуссии.

Методические рекомендации:

Радина Н.К. Использование гендерного подхода в подготовке гендерных психологов // сайт МЦГИ www.gender.ru
Практическое занятие по темам 16 и 17.

Исследование гендерных особенностей межличностной коммуникации (2 часа).

Цель — выявление гендерных особенностей и разнообразия вербальной и невербальной коммуникации.

Техники — наблюдение за диадным взаимодействием.

Организация — студенты на предыдущем занятии получают задание и карты наблюдения, на текущем занятии происходит обсуждение в мини-группах результатов.

Методические рекомендации:

Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии, СПб, 2000. с.203-205 (задание 5.3.)., с.451-453 (задание 11.2.).
Практическое занятие по теме 18.

Рисуночные методы в работе с конфликтом (2 часа)

Цель — развитие навыков саморефлексии при актуализации собственного опыта, связанного с развитием коммуникативной компетентности в конфликте.

Техники — рисуночные техники "Два художника", "Слепой мастер", "Внутренний помощник" и др. Общий психологический анализ рисунка.

Организация — индивидуальная работа, работа в парах, в мини-группах. Обсуждение и анализ результатов в группе.

Методические рекомендации:

Кузьмина Е.И. Психология свободы. Ч.1 и 2. — М.: МГУ, 1994.
Материалы спецкурса Кузьминой Е.И. "Психология свободы"
Практическое занятие по теме 19.

Гендерные аспекты аттракции и реакции на ревность (2 часа).

Цель — выявление гендерных аспектов аттракции и реакции на ревность: ретроспекция физиологических симптомов и измененного восприятия чувства первой любви, физиологические и эмоциональные реакции на ревность у мужчин и женщин

Техники — методы опроса: беседа — интервью — тест-опросник.

Организация — студенты на предыдущем занятии получают задание на эмпирическое исследование, на текущем занятии происходит обсуждение результатов в мини-группах.

Методические рекомендации:

Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии, СПб, 2000. с.451- 455 (задания 11.1 и 11.3).
Практическое занятие по теме 20.

Гендерная экспертиза урока (2 часа).

Цель — выявление гендерных особенностей и разнообразия вербальной и невербальной коммуникации.

Техники — анализ видеоматериала с использование экспертных карт.

Организация — просмотр видеозаписи урока, заполнение экспертных карт, обсуждение в мини-группах, общие выводы.

Методические рекомендации:

Сабунаева М.Л. Гендерная экспертиза урока // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.382-388.
Семинар по теме 21.

Гендерные измерения здравоохранения (1 час).

Вопросы для обсуждения:

Каковы социо-культурные факторы, влияющие на здоровье женщин, девушек и детей?
Каковы социо-культурные факторы, влияющие на здоровье мужчин?
Раскройте понятия "репродуктивное здоровье", "репродуктивные права", "охрана репродуктивных прав".
Какими индикаторами измеряются гендерные аспекты обеспеченности прав граждан на охрану здоровья?
Литература:

Григорьева Н.С. Гендерные измерения здравоохранения / Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А.. — М.: МЦГИ, 2001 — С. 252-258.
Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". 2-е изд./ под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001. — 368 с.
Хегай М.Н. Планирование семьи и репродуктивные права //Гендер и культура. Учебное пособие под ред. М.Хегай. Women's NGO "Traditions and Modernity", 2001.с.26-32.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб, М, 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002.
Шульц Д. История современной психологии. СПб. 1998.
Материалы научно-экспертного семинара МЦГИ "Гендерное равенство в России: законодательство, политика, практика" // сайт МЦГИ www.gender.ru
Практическое занятие по теме 22.

Гендерные измерения прав человека (1 час).

Цель — изучение обыденных представлений мужчин и женщин о понятиях "права человека" и "права человека женщин".

Техники — метод опроса (анкетирование), количественный, качественный и концептуальный контент-анализ.

Организация — студенты получают предварительное задание по проведению анкетирования мужчин и женщин различного возраста, на текущем занятии идет обсуждение в мини-группах, затем итоговая дискуссия.

Методические рекомендации:

Воронина О.А., Хоткина З.А. Современная ситуация с правами женщин в России / "Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания". В 2 т. Т.1. М.: 1998.
Куватова А.А., Хегай М.Н. Права человека: гендерный аспект // Гендер и культура. Учебное пособие под ред. М.Хегай. Women's NGO "Traditions and Modernity", 2001.с.9-12.
Семинар по теме 23.

Гендерные подходы в экономике (1 час).

Вопросы для обсуждения:

Перечислите, пожалуйста, основные различия "мужской" и "женской" безработицы в России и в нашем регионе.
Что, по вашему мнению, нужно сделать для сокращения дискриминационных практик в отношении женщин на российском рынке труда?
Почему гендерное разделение труда является движущей силой глобализации?
В чем состоят последствия глобализации с точки зрения гендерного анализа?
Укажите гендерные последствия либерализации торговли на макроуровне, среднем уровне и микроуровне.
Литература:

Баскакова М.Е. Социально-экономические проблемы занятости российских женщин в переходной экономике / Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А.. — М.: МЦГИ, 2001 — С. 259-277.
Баскакова М.Е. Гендерные аспекты инвестиций в человеческий капитал в современной России / Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А.. — М.: МЦГИ, 2001 — С. 287-308.
Баллаева Е.А. Гендерные аспекты глобализации, ее движущих сил и структурных факторов / Гендер и глобализация: теория и практика международного женского движения. М.: МЦГИ, 2003
Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". 2-е изд./ под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001. — 368 с.
Хегай М.Н. Гендерный аспект занятости //Гендер и культура. Учебное пособие под ред. М.Хегай. Women's NGO "Traditions and Modernity", 2001.с.42-48.
Материалы научно-экспертного семинара МЦГИ "Гендерное равенство в России: законодательство, политика, практика" // сайт МЦГИ www.gender.ru
Практическое занятие по теме 24.

Биографическо-нарративное интервью в работе психолога (1 час).

Цель — изучение возможностей метода анализа нарративных биографических текстов в практической работе психолога.

Техники — биографическо-нарративное интервью.

Организация — студенты получают предварительное задание (в форме разбора конкретного примера) по проведению биографическо-нарративного интервью, на текущем занятии идет обсуждение его специфики, возникших вопросов и трудностей как при непосредственном проведении интервью, так и при его последующем анализе.

Методические рекомендации:

Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной социологии / Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. М.:Academia, 2001. 520 c.
Основная литература по курсу:

Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.- М. 2001.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб. 2002.
Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб. 2003.
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб, 1998.
Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А.. — М.: МЦГИ, 2001 — 415 с.
Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". 2-е изд./ под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001. — 368 с.
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб, 2000.
Введение в гендерные исследования. М., МГУ, 2000.
Гендерные тетради. Выпуск 1. Труды Санкт-Петербургского филиала ИС РАН. СПБ., 1995.
Шульц Д. История современной психологии, СПб, 1998 (проблемы пола в истории психологии, политика идентичности, гипотеза вариабельности, женская психология… с.499-511).
Дополнительная литература:

Агеев В.С. Психологические и социальные философии полоролевых стереотипов // Вопросы психологии, №2, 1987, с.152-158.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд., СПб, Питер, 2000.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. — М.2001.
Антология гендерной теории / Сост. Е.Гаповой, А.Усмановой — Мн., Пропилен, 2000. — 383 с.
Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. №1.
Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки. // Мир психологии, 1999, №3, с.147-154
Артемьева О. В. Человек = мужчина + женщина // Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения. 1991 /Общ.ред. А. А. Гусейнова. — М.: Республика, 1992. С. 345-352.
Бабаева Л., Чирикова А. Женщины в бизнесе // Социс, 1996, №3.
Барсукова С. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социс, 1999, № 12.
Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии, 2000, №1, с.87-94.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб-М, 1996.
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте.- Калуга, 2002.
Вопросы феминологии: профессиональный и личностный рост женщин / под ред. А.А.Деркача, И.В.Калинина, Ю.В.Синягина. Ульяновск: СВНЦ, 1998.
Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // ОНС, 2000, №4, с.9-20.
Воронцов Д.В.Прикладная гендерная психология. Программа спецкурса. // сайт МЦГИ www.gender.ru
Гафизова Н.Б.Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.113-118.
Гвоздева Е., Герчиков В. Штрихи к портрету женщины — менеджера // Социс, 2000, № 11.
Гендер и культура. Учебное пособие под ред. М.Хегай. Women's NGO "Traditions and Modernity". 2001.
Гендер как интрига познания: гендерные исследования в лингвистике, литературоведении и теории коммуникации. — М.: МГЛУ, Лаб.генд.иссл., 2002. — 143 с.
Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под ред. Малышевой М.М. — М.: Academia, 2001. — 520 с.
Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч.1. — Мурманск, 2001.
Головаха И.В. Панина М. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989.
Григорьева Н.С. Гендерные измерения здравоохранения / Курс дистанционного обучения "Основы гендерных исследований", Раздел 3 // сайт МЦГИ www.gender.ru
Гришина Н.В.Психология конфликта. СПб, 2000.
Грошев И. Как принимают решения женщины и мужчины руководители. // ЭКО, 1996, №4.
Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала.-М., РАГС, 2000.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. 1997.
Емельяненкова А.В. Роль отношений власти в личностном и профессиональном росте женщин (по материалам зарубежных исследований) // Вопросы феминологии: профессиональный и личностный рост женщин/ под ред. А.А.Деркача, И.В.Калинина, Ю.В.Синягина. Ул-к: СВНЦ, 1998.С.85-97.
Емельяненкова А.В. Специфика женской формы мотивации власти в аспекте управленческой деятельности // Вопросы феминологии: профессиональный и личностный рост женщин/ под ред. А.А.Деркача, И.В.Калинина, Ю.В.Синягина. Ул-к: СВНЦ, 1998.С.98-104.
Ерофеева Н. Личностные качества мужчины — руководителя. // Народное образование, 1999, № 10.
Женщина. Гендер. Культура. — М.: МЦГИ, 1999. — 368 с.
Здравомыслова Е.А,. Томкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России //ОНС, 1999, №6, с. 177-185.
Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М. 1994.
Иосифович Н. Ты — босс! Как стать толковым руководителем., М, 1995.
Каган В.Е. когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // ВП, 2000, №2, с. 65-69.
Клецина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.44-471.
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб, 1998.
Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб, 1998. Вып.2.
Колесов Д.В. Биология и психология пола. М., 2000
Кон И.С. Ребенок и общество: (Ист.- этногр. перспектива) / АН СССР, ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1998.
Кон И.С. Введение в сексологию. — М., 1988.
Костикова И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога.// Высшая школа в России, 2001, №2, с.68-75.
Кошенова М.И. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.185-195.
Куватова А.А., Хегай М.Н. Права человека: гендерный аспект // Гендер и культура. Учебное пособие под ред. М.Хегай. Women's NGO "Traditions and Modernity", 2001.с.9-12.
Лабунская В.А. Гендерная психология общения. Программа спецкурса // сайт МЦГИ www.gender.ru
Либин А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. М., 1999, с.272-287.
Луковицкая Е.Г. Восприятие гомосексуальности // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.415-426.
Луковицкая Е.Г. Сексуальность: стереотипы и реальность // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.404-415.
Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998.
Малышева М.М. Анализ качественных данных в гендерных исследовыанийях // Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под ред. Малышевой М.М. — М.: Academia, 2001. — 520 с.
Материалы научно-экспертного семинара МЦГИ "Гендерное равенство в России: законодательство, политика, практика" // сайт МЦГИ www.gender.ru
Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной социологии // Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под ред. Малышевой М.М. — М.: Academia, 2001. — 520 с.
Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии, 2000, №1, с.68.
Ожигова Л.Н.Исследование гендерных установок в ситуации конфликта // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.196-206.
Основы гендерной педагогики: программа спецкурса. — М., 2001.
Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. №1.
Погольша В.М. Гендерные особенности личностного влияния // Психология и практика. Ежегодник РПО, Т.4., Вып.5., Яр-ль, с.188-194.
Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. В 2 т. Т.1. М.: 1998.
Пушкарев Л.Н. Гендерный анализ и его применение к изучению истории культуры // История отечества, 1999, №1, с.19-29.
Пушкарева Н.Л. Как заставить заговорить пол? (гендерная концепция как метод анализа в истории и этологии)// Этнологическое обозрение, 2000, №2, с.27-42.
Радина Н.К. Использование гендерного подхода в подготовке гендерных психологов // Программа курса на сайте МЦГИ www.gender.ru
Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии, 1999, №2, с.22-27.
Репина Л.П. Пол, власть и концепция “разделенных сфер”: от истории женщин к гендерной психологии // ОНС, №4, 2000, с.123-138.
Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // ВП, 1987, №2, с.158-165.
Сабунаева М.Л. Гендерная экспертиза урока // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.382-388.
Сабунаева М.Л. Гусева Ю.Е. Гендерный подход в практике школьного психолога // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.369-381.
Словарь гендерных терминов / под ред. А.А.Денисова. — М. Информация-ХХ1 век, 2002. — 255 с.
Социальная феноменология. Учебное пособие, Иваново, 1998.
Тарасова Е.А. Гендерные отличия в конфликтном взаимодействии. — Воронеж, 2002.
Учебная программа по курсу "Основы гендерных исследований" / под общей ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой. — М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000. — 39 с./ сайт МЦГИ www.gender.ru
Фрей К., Кюмбель Б. Как женщине развить в себе качества руководителя // женщина-начальник, Р-н/Д, 1996.
Хасбулатова О.А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000) / Курс дистанционного обучения "Основы гендерных исследований", Раздел 4 // сайт МЦГИ www.gender.ru
Хегай М.Н. Планирование семьи и репродуктивные права //Гендер и культура. Учебное пособие под ред. М.Хегай. Women's NGO "Traditions and Modernity", 2001.с.26-32.
Хоткина З.А. Гендерные исследования в России // ОНС, 2000, №4, с.21-26.
Хохлова Т. Выявление гендерных аспектов менеджмента — фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и ха рубежом. 2001. № 3.
Чалдини Р. Психология влияния. СПб, Питер, 1998.
Чафинс С., Форбс М., Фукуа-младший Г.Е., Кенджеми Дж.П. Стеклянный потолок: занимают ли женщины в США должное положение в обществе?// Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Дубна: Феникс. — 1997. — С.89-102.
Чирикова А. Женщина в бизнесе: мифы и реальность // Бизнес, 1998., №4.
Чирикова А., Кричевская О. Женщина — руководитель: деловые стратегии и образ "Я" // Социс, 1999, №11.
Чирикова А.Е., Кричевская О.Н. Социально-психологическое становление женского предпринимательства. М, 1996.
Шапкин С.А. Опросник мотивации достижения: новая модификация // Психологический журнал, 2000, №2, с.113-127.
Шведчикова Т.А. Роль отца и матери в воспитании ребенка // Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С.Клециной. — СПб, 2003. с.91-112.
Шмидт В.Р., Шуршин К.В. Массовая и элитарная культуры в зеркале гендерного подхода // СОЦИС, 2000, №7, с.58-64.
Шульц Д. История современной психологии. СПб. 1998.
Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. — 2001. — №4. — с.102-110.
Carol Gilligan. In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982.
Miller J.B. Women and power. // Women’s growth in connection: writings from the Stone Center. The GUILFORD PRESS. N.Y., L.1991, 197-206.
Psychology Today: An Introduction by R.R.Bootzin, G.H.Bower, J.Cracer, E.Hall. 1991.
Schmidt L.C. Frieze I.H. A meditational model of power, affiliation and achievement motives and product involvement // Journal of Business and Psychology, sum. 1997, vol.11, iss. 4, p. 425-447.
Stiver I.P. Work Inhibitions in Women // Women’s growth in connection: writings from the Stone Center. The GUILFORD PRESS. N.Y., L.1991, 223-237.
Surrey J.L. Relationship and Empowerment // Women’s growth in connection: writings from the Stone Center. The GUILFORD PRESS. N.Y., L.1991, 162-181.
Surrey J.L. The “Self — in — Relation”: A Theory of Women’s Development, // Women’s growth in connection: writings from the Stone Center. The GUILFORD PRESS. N.Y., L.1991, 51-67
Toni La Motta. Recognition: the quality way. New York: New York 10010, 1995.