Объем курса (часы):    45
Название ВУЗа:    Сибирский институт права, экономики и управления
Основная аудитория:    Студенты 5-го курса психологического факультета
Раздел:    Психология
 
Пояснительная записка

Спецкурс "Гендерная психология" предназначен для студентов пятого курса психологического факультета Сибирского института права, экономики и управления.

Содержание данного спецкурса ориентировано на анализ развития гендерных исследований в рамках психологической науки, а также углубленное освоение гендерных проблем в контексте психологического знания.

Теоретической основой спецкурса "Гендерная психология" является гендерный подход, предлагающий новый способ познания действительности, в котором отсутствует поляризация и иерархия "мужского" и "женского".

Ведение понятия гендера явилось одним из крупнейших достижений современной науки. Концепция гендерных отношений исходит из социальной детерминированности отношений между полами и вводит различие между понятием sex — биологический пол и gender — социальный пол.

Гендерные отношения представляют собой определенную структуру, пронизывающую все сферы социального бытия, которая производит и воспроизводит гендерное неравенство. Именно эта структура — тот невидимый гендерный барьер, который должна преодолеть личность на пути к различным формам самоактуализации. Особенностью гендерных отношений является то, что они кажутся "естественно заданными", а значит, мало подверженными прямому или косвенному социальному воздействию. На самом же деле любое изменение в социальной сфере (особенно в периоды активной социальной трансформации) отражаются на гендерных отношениях, причем, как правило, несимметричным образом для мужчин и женщин.

Исследования, проводимые в русле гендерного подхода, не исходят из оппозиции женщин и мужчин, обращаются к причинам образования этой оппозиции. Главными детерминантами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность переоценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации.

Поэтому понимание гендерных проблем, овладение основными положениями гендерной концепции является актуальной задачей в сфере воспитания и образования молодежи, а также в сфере подготовки психологов, которые профессионально занимаются проблемами формирования гармонично развитой личности.

ЦЕЛЬ СПЕЦКУРСА: формирование у студентов-психологов представлений о развитии и становлении личности мужчины и женщины с точки зрения гендерного подхода, о гендерных различиях и гендерных отношениях; обучение использованию гендерного подхода в их повседневной профессиональной деятельности.

Спецкурс предполагает знание общей психологии, психологии личности, психодиагностики, возрастной психологии, социальной психологии, философии и культурологии.

Учебно-тематический план

№    Тема    Всего часов    Лекций    Практ. занятий
1    ТЕМА 1. Категория пола в структуре психологических понятий    4    2    2
2    ТЕМА 2. Теоретико-методологические основания гендерной психологии    2    2     
3    ТЕМА 3. Отношения между полами в культурно-историческом аспекте    2    2     
4    ТЕМА 4. Проблема пола и взаимоотношений мужчин и женщин в психоанализе и аналитической психологии    4    3    1
5    ТЕМА 5. Феминистские концепции в психологии    2    2     
6    ТЕМА 6. Гендерная социализация    6    4    2
7    ТЕМА 7. Психология гендерных различий    6    3    3
8    ТЕМА 8. Гендерные характеристики личности    7    4    3
9    ТЕМА 9. Психология гендерных отношений    8    4    4
10    ТЕМА 10. Методы исследования в гендерной психологии    4    2    2
Итого         45    28    17
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема 1
Категория пола в структуре психологических понятий

Соотношение биологического и социального в психологии. Пол и гендер.

Проблемы пола в работах западноевропейских (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр) и российских философов 19-20 вв. (В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев). Своеобразие подхода к дифференциации полов в российской философии. Влияние философии конца 19 — начала 20 века на понимание проблемы пола в психологии.

Социологические теории разделения половых ролей (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) и их влияние на половую проблематику в психологии.

История развития проблематики половых психологических различий в зарубежной психологии (4 этапа: "психология пола", "психология половых различий", "различия, связанные с полом" и "гендерные различия"). Патриархатные установки в психологии (О. Вейнингер, Г. Лебон). Представление о женщинах и мужчинах в психиатрическом дискурсе (Ч. Ламброзо, Ж.-М. Шарко, Г. Модели и др.) и его отражение в психологии.

Биологический детерминизм как основа полоролевой концепции в психологии.

Второстепенность пола и сексуальности: до-психоаналитический период становления психологии как науки, универсалистская ориентация школы Пиаже.

Пол и сексуальность в классическом психоанализе.

Три основных направления развития гендерной проблематики в Западной психологии: парадигма половых различий, парадигма уникальности женской психологии и парадигма социального конструирования психологических различий женщин и мужчин. Теория социальных ролей А. Игли.

Женские исследования, гендерные исследования, мужские исследования в психологии.

Этапы изучения психологических различий между мужчинами и женщинами в отечественной психологической науке: расцвет советской психологии (деятельностный подход), "поздняя" советская психология. Работы И.С. Кона и Б.Г. Ананьева. Гендерная проблематика в работах российских психологов (Ю.Е. Алешина, М.В. Буракова, И.С. Клецина, Л.В. Попова, Н.К. Радина и др.).

Литература к теме 1

Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. Пособие. — М., 2001. — 80 с.
Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2002. — 320 с.
Вейнингер О. Пол и характер. — М.,1992. — 480 с.
Воронина О.А. теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. — М., 2001. — С. 9-74.
Геодакян В.А. Эволюционная теоpия пола // Пpиpода, 1991, № 8, с. 60-69.
Де Бовуар С. Второй пол. / Пер. с франц. — М., СПб., 1997. — Т. 1, 2.
Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев // Природа. — 1993. — № 1,2,3.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". — М., 2001. — С. 192-196.
Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. — 1998. — № 3-4. — С. 171-182.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб., 2002. — 544 с.
Клецина И.С. Психология половых различий в контексте гендерных исследований // Gross Vita. — Вып. 2. (http://giacgender.narod.ru)
Клецина И.С. Гендерная проблематика в работах российских психологов // Гендерные проблемы в общественных науках / Отв. ред. Н.М. Семашко. — М., 2001. — С. 72-84.
Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. — Минск, 2001 — № 3. — С. 18-21.
Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. — М., 1996. — 160 с.
Клиническая психиатрия / Пер. с англ., перераб. и доп. / Гл. ред. Т.Б. Дмитриева. — М.: ГЭОТАР Медицина, 1999. — С. 214-220.
Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. М., 1997. — 464 с.
Ломброзо Ч., Ферреро Г. Женщина преступница и проститутка / Предисл. В.С. Чудновского. — Ставрополь: Торба, 1991. — 224 с.
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. — СПб., 2003. — 480 с.
Хоган С. Проблема идентичности: деконструирование гендера в арт-терапии // Арт-терапия / Сост. и общая редакция А.И. Копытина. — СПб., 2001. — С. 54-88.
Ходырева Н. Археология психологии // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. — Минск, 2001. — № 3. — С.21-23.
Тема 2
Теоретико-методологические основания гендерной психологии

Гендерная психология как отрасль психологической науки. Предмет и задачи гендерной психологии.

Основные направления гендерной психологии: психология гендерных различий, гендерная социализация, гендерные характеристики личности и психология гендерных отношений.

Научные, социально-политические и экономические предпосылки возникновения и формирования гендерной психологии как системы научного знания.

Связь гендерной психологии с другими психологическими дисциплинами.

Фундаментальные положения гендерной психологии.

Гендерный подход как методологическое основание научного направления "гендерная психология".

Литература к теме 2

Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2002. — 320 с.
Воронина О.А. теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. — М., 2001. — С. 9-74.
Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. — 1998. — № 3-4. — С. 171-182.
Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. — Минск, 2001 — № 3. — С. 18-21.
Лоббер Дж., Фаррелл С. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы // Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 187-192.
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. — СПб., 2003. — 480 с.
Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. — 1999. — N 2. — С. 22-27.
Тема 3
Отношения между полами в культурно-историческом аспекте

Матриархат. Материнское право в представлении Бахофена. Концепция Л.Г. Моргана о матриархате и ее трактовка Ф. Энгельсом. Изменение понятия матриархата в современной социальной антропологии. Культ материнства. Образ Великой Богини-Матери. "Стиль партнерства" и "стиль владычества" (Р. Айслер, Дж. Кемпбелл).

Единство мужского и женского в восточных традициях: Инь-Ян, Пракрити-Пуруша, Шива-Шакти.

Мужское и женское в западной дохристианской традиции. Древнегреческие мистерии.

Трансформация взглядов на материнство. Возникновение и становление патриархатных отношений. Место женщины в системе патриархатных отношенией. Э. Фромм и его толкование мифа о царе Эдипе как отражения конфликта между патриархальным и матриархальным укладами.

Исследования M. Мид по изучению социальных ролей в первобытных обществах. Современные научные взгляды на поло-ролевые отношения в первобытном обществе.

Античные философы о месте женщины в обществе.

Женщина в средние века. Право первой ночи. Охота на ведьм. Рыцарство и его отношение к женщине. Положение женщин привилегированных слоев и низшего сословия.

Женщина в культуре эпохи Возрождения и Реформации. Протестантские концепции отношения к женщине. M. Лютер, Ж. Кальвин.

Философия Французского Просвещения о равноправии женщин с мужчинами. Ф. Вольтер, Д. Дидро. Ж.Ж. Руссо.

Образ женщины в работах российских философов 19-20 вв. (В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев). Своеобразие подхода к дифференциации полов в российской философии.

Мужчина и женщина в эпоху капитализма (Западная Европа, США, Россия). Возникновение феминизма. Борьба женщин за гражданские права.

Изменение положения женщин в странах Западной Европы и США после 1-ой Мировой войны. Получение женщинами США и Европы избирательных прав.

Революция в России: вовлечение женщин в общественное производство. Особенности гендерных отношений в современном российском обществе.

Литература к теме 3

Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. Пособие. — М., 2001. — 80 с.
Айслер Р. Чаша и клинок. — М., 1993.
Грейвс Р. Белая Богиня. — СПб., 2000. — 382 с.
Кемпбелл Дж. Мифический образ. — М., 2002. — 683 с.
Кэбот Л. Сила Ведьм. — М., 1995. — 304 с.
Маккена Т. Пища богов. — М., 1995. — 379 с.
Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988. — 429 с.
Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 68-86.
Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. — М., 1998. — 464 с.
Репина Л.П. Гендер в истории: Проблематика и методология исследований // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. — М., 2001. — С. 262-271.
Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о "политической экономии" пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 89-139.
Темкина А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социологические исследования. — 2002. — № 11. — С. 4-15.
Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб., 1998. — 384 с.
Фромм Э. Забытый язык. — Ангарск, 1994. — 161 с.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994. — 447 с.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. — Т. 21.
Тема 4
Проблема пола и взаимоотношений мужчин и женщин в психоанализе и аналитической психологии

Сущность пола и биологический фундаментализм З. Фрейда. Идеи традиционного фрейдизма: бисексуальности, эдипова комплекса и комплекса кастрации как основные этапы процесса половой идентификации. Особенности формирования мужественности и женственности в теории З. Фрейда. Развитие женщины как "кастрированного" мужчины. Зависть к пенису и ее последствия для психического развития женщины. Пассивность, мазохизм и нарциссизм как отличительные черты женской психологии в классическом психоанализе. Слабость женского Супер-эго.

Анализ межполовых отношений в индивидуальной психологии А. Адлера. Иерархия половых ролей и мужское доминирование в обществе. "Мужской протест" женщин. Особенности социализации мальчиков и девочек. Проблемы равенства в браке.

Психология женщины К. Хорни. Критика фрейдистского взгляда на женщину как неполноценного мужчину. Зависть к пенису и зависть к вагине. Концепция К. Хорни как новый психоаналитический взгляд на различия между мужчинами и женщинами в свете социокультурных влияний.

Э. Эриксон и его гипотеза о формировании идентичности в течение всей жизни под влиянием культурно-социальной среды. Кризис идентичности. Сложность достижения своей идентичности женщиной в результате противодействия общества профессиональной занятости женщин.

М. Кляйн и психоанализ раннего развития ребенка. Зависть к материнской груди. Просекуторная тревога вместо кастрационной тревоги. Пересмотр тезиса З. Фрейда о слабости женского Супер-Эго.

Д. Винникотт и его концепция присутствия женского и мужского начала как в мужчинах, так и в женщинах. Женское начало как Существование, мужское — как Действие. Роль матери в формировании женского начала в ребенке. Диссоциация между мужским и женским как проявление личностной патологии.

Отношения между мужчинами и женщинами с точки зрения Э. Фромма. Женско-мужская полярность как основа для межличностного созидания. Специфическая женская и специфическая мужская сексуальность. Зрелая любовь как акт отдавания себя. Материнская (безусловная) и отцовская (условная) любовь. Равенство как идентичность или равенство как равноправие.

Структурный психоанализ Ж. Лакана и его интерпретация сексуальности. Отход от биологизаторских тенденций классического психоанализа. Фаллос как символ. Понимание женской психологии в структурном психоанализе.

Проблема пола в аналитической психологии К.Г. Юнга. Коллективное бессознательное и его архетипы. Архетипы Анимы и Анимуса как компоненты психики мужчины и женщины. Интеграция Анимы / Анимуса как необходимый этап процесса индивидуации. Развитие представлений об архетипе женщины Клариссой Эстесс.

Литература к теме 4

Адлер А. Наука жить. — Киев, 1997. — 288 с.
Булавина Т. Женщины-психологи о женской психологии // Гендерные исследования. — Харьков: ХЦГИ, 2000. — № 5. — С.225-240.
Винникотт Д. Игра и Реальность. — М., 2002. — 288 с.
Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-1954) / В ред. Ж.-А. Миллера. — М., 1998. — 432 с.
Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. "Я" в теории Фрейда по технике психоанализа (1954-1955) / В ред. Ж.-А. Миллера. — М., 1999. — 520 с.
Лакан Ж. Функции и поле речи и языка в психоанализе. Доклад на Римском Конгрессе, читанный в Институте психологии Римского Университета 26 и 27 сентября 1953 года. — М., 1995. — 101 с.
Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. — М., 2001. — 512 с.
Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. — СПб., 1997. — 96 с.
МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры в клиническом процессе. — М., 1998. — 480с.
Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. — Ростов-на-Дону, 1999. — 320 с.
Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург, 1998. — 528 с.
Фрейд З. Три статьи по психологии сексуальности // Фрейд З. Основной инстинкт. — М., 1997. — С. 15-127.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989. — 456 с.
Фромм Э. Мужчина и женщина. — М., 1998. — 512 с.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994. — 447 с.
Фромм Э. Забытый язык. — Ангарск, 1994. — 161 с.
Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви. — М.,1990. — 62 с.
Хорни К. Психология женщины // Хорни К. Наши внутренние конфликты. — М., 2000. — С. 256-555.
Эстесс К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. — К., 2000. — 496 с.
Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. — М., 1997. — 368 с.
Юнг К.Г. Об архетипе и особенно о понятии Анима // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М., 1998. — С. 99-121.
Юнг К.Г. Психологический аспект фигуры Коры // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М., 1998. — С. 200-226.
Тема 5
Феминистские концепции в психологии

Психоаналитическая ориентация в феминизме: парадигма уникальности женской психологии. Критика психоанализа Фрейда феминистскими авторами (Симона де Бовуар, Дж. Митчелл, Д. Диннерстайн, Бетти Фридан, Кейт Миллет, Глория Стайнем).

Использование психоаналитической теории представительницами феминизма.

Изучение Кэрол Гиллиган подхода к моральным и этическим проблемам у мужчин и женщин.

Дороти Диннерстайн о характере сепарационного конфликта у мужчин.

Семья в исследованиях Нэнси Ходоров.

Гейл Рубин и ее критика концепций Фрейда и Лакана (брак как обмен женщинами).

Постмодернистские тенденции в феминизме. Анализ Дж. Батлер концепций Фрейда, Лакана, Ривьер: маскарад гендерных идентификаций.

Литература к теме 5

Батлер Дж. Гендерное беспокойство //Антология гендерной теории. — Минск, 2000. — С. 280-296.
Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2002. — 320 с.
Гиллиган К. Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин // Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения. 1991 / Общ. ред. А.А. Гусейнова. — М., 1992. — С. 352-371.
Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 166-186.
Де Бовуар С. Второй пол. / Пер. с франц. — М., СПб., 1997. — Т. 1, 2.
Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. — Минск, 2001 — № 3. — С. 18-21.
Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 512 с.
Лоббер Дж., Фаррелл С. Принципы гендерного конструирования. // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 187-192.
Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о "политической экономии" пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 89-139.
Ходоров Н. Психодинамика семьи // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 140-165.
Уилбер К. Око Духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. — М., 2002. — 476 с.
Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 193-219.
Элиот П., Менделл Н. Теории феминизма // Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках / Под ред. И. Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ, 1998. — с. 15-46.
Тема 6
Гендерная социализация

Психосоциальные аспекты развития личности как представителя определенного пола на всех этапах жизненного пути. Маскулинность и феминность как гендерные стандарты современного общества. Подчинение гендерным нормам и его причины: уступчивость, одобрение, идентификация.

Нормативное давление как механизм гендерной социализации. Роль родителей, сверстников, воспитателей и учителей.

Информационное влияние на гендерную социализацию. Роль литературных произведений, кино, телевидения, рекламы, игрушек и т.п.

Психосексуальное развитие и стадии половой (гендерной) идентификации (З. Фрейд, А. Фрейд, С. Томпсон, Г.С. Васильченко, В.Е. Каган, Ш. Берн).

Теории половой идентификации (теория социального научения, теория половой типизации, теория когнитивного развития, теория гендерной схемы, теория социальных ролей).

Дифференциальная социализация и ее механизмы: дифференциальное усиление и дифференциальное подражание.

Нарушение гендерных норм в социальном и сексуальном поведении и его последствия для индивида.

Гендерные нормы в различных культурах. Панкультурные гендерные сходства.

Литература к теме 6

Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1991. — 4. — С. 74-82.
Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. — 1999. — № 3. — С. 147-155.
Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2002. — 320 с.
Блок Дж.Х. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Изд-во "Питер", 2000. — С. 168-181.
Гиллиган К. Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин // Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения. 1991 / Общ. ред. А.А. Гусейнова. — М., 1992, с. 352-371.
Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины. / Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. // Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000, с. 166-186.
Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. — 1998. — № 3-4. — С. 171-182.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб., 2002. — 544 с.
Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ "Я" у подростков // Вопросы психологии. — 1989. — №3. — С. 40-57.
Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65-69.
Клецина И.С. Психология половых различий в контексте гендерных исследований // Gross Vita. — Вып. 2. (http://giacgender.narod.ru).
Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. — М., 1996. — 160 с.
Клиническая психиатрия: Пер. с англ., перераб. и доп. / Гл. ред. Т.Б. Дмитриева. — М., 1999, с. 214-220.
Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. — М., 1988. — 264 с.
Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. — 1981. — № 2. — С. 47-57.
Кон И.С. Лунный свет на заре: Лики и маски однополой любви. — М., 1998. — 496 с.
Кон И.С. Маскулинность как история // Гендерные проблемы в общественных науках / Отв. Ред. Н.М. Семашко. — М., 2001, с. 9-38.
Лоббер Дж., Фаррелл С. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000, с. 187-192.
Лопухова О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности //Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С. 73-79.
Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1998. — 688 с.
Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988. — 429 с.
Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 68-86.
Орбах С. Развитие женщин в семье // Психотерапия женщин / Под ред. М. Лоуренс, М. Магуир. — СПб., 2003. — С. 37-52.
Петренко В.Ф., Митина О.В. Россиянки и американки: стереотипы поведения (психосемантический анализ) // Социологические исследования. — 2001. — № 3. — С. 70-81.
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. — СПб., 2003. — 480 с.
Репина Т.А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. — 1987. — № 2. — С. 158-165.
Сексопатология / Под ред. Г.С. Васильченко. — М., 1990.
Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера //Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000, с. 193-219.
Maccoby, Eleanor. The Two Sexes: growin up apart, coming together. Cambridge:Harvard Univ.Press, 1998. P.118-152.
Тема 7
Психология гендерных различий

Психомоторные способности у мужчин и женщин.

Когнитивные способности мужчин и женщин (сенсорно-перцептивные способности, внимание, память, интеллект, математические способности, языковые способности, пространственные способности). Креативность.

Самоуважение и самооценка. Экстраверсия и интраверсия.

Различия в ценностях, интересах и предпочтениях. Отношение к морали, честности и лжи.

Различия в проявлении агрессии. Стремление к лидерству и доминантность, независимость. Конформность или подчинение влиянию.

Различия в потребностно-мотивационной сфере.

Особенности общения мужчин и женщин. Различия в структуре социального интеллекта. Различия в общительности. Различия в эмпатии и эмоциональности.

Экзистенциальные различия (отношение к смерти, суицидальное поведение и т.д.).

Природа различий, их социальная оценка и динамика. Влияние гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможность их самореализации.

Литература к теме 7

Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2002. — 320 с.
Бойко О.В. Гендерные различия суицидального поведения //Социокультурный анализ гендерных отношений / Под ред. Е.Ярской-Смирновой. — Саратов: Изд.СГУ, 1998. 208 с.
Визгина А.В., Пантелеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / /Вопросы психологии. — 2001. — № 3. — С. 91-100.
Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С. 63-71.
Гаврилова Т.А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики // Прикладная психология. — 2001. — № 6. — С. 1-8.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб., 2002. — 544 с.
Клецина И.С. Психология половых различий в контексте гендерных исследований //Gross Vita. — Вып. 2.
Клецина И.С. Гендерные знания и их роль в работе будущих практических психологов // Gross Vita. — Вып. 5.
Клецина И.С. Гендерная проблематика в работах российских психологов // Гендерные проблемы в общественных науках / Отв. Ред. Н.М. Семашко. — М., 2001. — С. 72-84.
Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе //Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. — Минск, 2001 — № 3. — С. 18-21.
Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. — М., 1996. — 160.
Коноплева Н.А. Одаренность и гендер // Женщина в российском обществе. — 2000. — № 1(17). — 24-30.
Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. — 1996. — № 2. — С. 31-42.
Разумникова О.М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности // Вопросы психологии. — 2002. — № 1. — С. 11-125.
Резниченко Л. Мужчина и женщина: откуда взялись различия? // Энергия. — 1999. — N 8. — С. 58-62.
Тема 8
Гендерные характеристики личности

Гендерная идентичность мужчин и женщин и ее составляющие: представления, стереотипы, установки, связанные с половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией.

Место и роль гендерной идентичности в структуре Я-концепции личности. Соотношение гендерной, социальной и личностной идентичностей в структуре Я-концепции личности. Гендерная идентичность как социальный конструкт (теория гендерной схемы С.Бем). Роль социализации в процессе формирования гендерной идентичности. Факторы, обусловливающие гендерную идентичность: психологические, социально-психологические, социо-культурные. Социокультурные представления о маскулинности-фемининности, как совокупности психологических черт и особенностей поведения, наполняющих гендерную идентичность мужчин и женщин.

Структура гендерной идентичности. Когнитивные, эмоциональные и презентационные составляющие гендерной идентичности. Типы гендерной идентичности: маскулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный. Тип гендерной идентичности и социальное поведение. Влияние гендерной идентичности на характер межличностных отношений. Внутриличностный конфликт и гендерная идентичность.

Продуктивные стратегии поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов.

Анализ закономерностей и механизмов изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов.

Литература к теме 8

Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. — 1989. — №5. — С.80-88.
Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия / Под общ. ред. В.И.Успенской. — Тверь,1999. — С.68-82.
Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. -2000. -№ 1. — С.87-95.
Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С. 65-70.
Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ "Я" у подростков // Вопросы психологии. — 1989. — №3. — С. 40-57.
Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65-69.
Клецина И.С. Психология половых различий в контексте гендерных исследований // Gross Vita. — Вып. 2.
Клецина И.С. Гендерные знания и их роль в работе будущих практических психологов // Gross Vita. — Вып. 5.
Клецина И.С. Партнерство в межличностных отношениях: гендерный подход // Gross Vita. — Вып. 3.
Клецина И.С. Гендерная проблематика в работах российских психологов // Гендерные проблемы в общественных науках / Отв. Ред. Н.М. Семашко. — М., 2001. — С. 72-84.
Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. — Минск, 2001 — № 3. — С. 18-21.
Клецина И.С. Психологические характеристики внутриличностных конфликтов: гендерный аспект / Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. — Минск, 2001 — № 2. — С. 28-29.
Лэнд П. Отношение женщин к своему телу // Психотерапия женщин / Под ред. М. Лоуренс, М. Магуир. — СПб., 2003. — С. 53-69.
МакДуггал Дж. Тысячеликий Эрос. — СПб., 1999. -278 с.
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. — СПб., 2003. — 480 с.
Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. — 1999. — N 2. — С. 22-27.
Резниченко Л. Мужчина и женщина: откуда взялись различия? // Энергия. — 1999. — N 8. — С. 58-62.
Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. Связь феномена диффузной гендерной идентичности с когнитивным стилем личности // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 41-51.
Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 1. — С. 37-46.
Хоган С. Проблема идентичности: деконструирование гендера в арт-терапии // Арт-терапия / Сост. и общая редакция А.И. Копытина. — СПб., 2001. — С. 54-88.
Чирикова А. Женщина во главе фирмы. — М., 1998. — 357 с.
Тема 9
Психология гендерных отношений

Социально-психологические детерминанты анализа гендерных отношений: гендерные представления, стереотипы, предрассудки, установки, гендерная идентичность. Половая (гендерная) дифференциация, как ключевое понятие анализа психологии гендерных отношений. Гендерная дискриминация.

Теория социального конструкционизма Дж. Джерджена и теория социального конструирования гендера, как основные теоретические посылки изучения гендерных отношений.

Уровни анализа гендерных отношений: макроуровень, уровень межгрупповых отношений, уровень межличностных отношений.

Анализ гендерных отношений на макроуровне: "общество — группа, личность", "культура- группа, личность". Социальные представления как детерминанты отношений между личностью культурой и обществом. Проблема половой дифференциации в контексте социальных представлений. Половой символизм. Андроцентричный характер современной культуры. Гендерные представления о маскулинности и фемининности как разновидность социальных представлений. Содержательные характеристики гендерных представлений.

Концепция социальных представлений С. Московиси как теоретическое основание исследования гендерных представлений. Результаты исследований гендерных представлений. Феминистская и патриархатная картины мира (Н.А.Нечаева).

Анализ гендерных отношений на уровне: "группа — группа". Межгрупповое взаимодействие. Мужчины и женщины как представители двух больших социальных групп.

Социальные стереотипы как социально-психологические детерминанты межгрупповых отношений. Отличие социальных стереотипов от социальных представлений. Функции социального стереотипа как феномена межгруппового взаимодействия: идеологизирующая и идентифицирующая (Г. Тэджфел). Проблема истинности социальных стереотипов. Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Отражение проблем половой дифференциации в стереотипах восприятия психологических характеристик мужчин и женщин как представителей больших социальных групп.

Содержание гендерных стереотипов. Характеристики гендерных стереотипов: согласованность, поляризованность, степень благоприятности, эмоциональная насыщенность. Функции гендерных стереотипов. Механизмы возникновения гендерных стереотипов.

Теория социальной идентичности Г. Тэджфела и теория самокатегоризации Дж. Тернера как теоретические основания исследования гендерных стереотипов. Результаты исследований гендерных стереотипов. Представления мужчин и женщин друг о друге и о себе.

Стереотипные образы мужчин и женщин в популярной прессе, телевизионных и рекламных программах.

Анализ гендерных отношений на уровне: "личность — личность, личность — группа". Отличие межличностного взаимодействия от межгруппового. Социальные установки как детерминанты межличностных отношений. Отличие социальных установок от социальных стереотипов. Социальные роли и социальные установки.

Полоролевые (гендерные) установки как разновидность социальных установок. Содержание гендерных установок. Проблема полоролевой дифференциации в семейных отношениях. Гендерные установки и поведение. Влияние полоролевых установок на систему отношений: "муж-жена".

Отношения доминирования и зависимости в семье. Насилие как способ осуществления власти и контроля в семейных отношениях. Сексуальное насилие. Отношения равноправия и сотрудничества/компромисса.

Родительство как социокультурный феномен. Материнство и отцовство. Влияние гендерных установок на систему отношений: "родители — дети".

Проблема полоролевой дифференциации в системе профессиональных отношений. Гендерные установки в сфере профессиональной деятельности. Исследования профессиональных установок мужчин и женщин. Женщина — руководитель. Женщина в мире бизнеса. Сексуальные домогательства на работе. Перспективы тендерного равенства.

Проблема личностной самореализации мужчин и женщин в сфере семейных и профессиональных отношений.

Литература к теме 9

Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. — 1989. — №5. — С.80-88.
Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. -2000. -№ 1. — С.87-95.
Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2002. — 320 с.
Бойко О.В. Гендерные различия суицидального поведения //Социокультурный анализ гендерных отношений / Под ред. Е.Ярской-Смирновой. — Саратов: Изд.СГУ, 1998. — 208 с.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997. — 336 с.
Виткин Дж. Правда о женщинах (14 мифов, сочиненных мужчинами). — СПб., 1996. — 256 с.
Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С. 65-70.
Джерджен К.Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия / Отв. ред. М.П. Гапочка; Ред.-сост. Е.В. Якимова. — М., 1995. — С. 52-73.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб., 2002. — 544 с.
Клецина И.С. Психология половых различий в контексте гендерных исследований // Gross Vita. — Вып. 2. (http://giacgender.narod.ru).
Клецина И.С. Гендерные знания и их роль в работе будущих практических психологов // Gross Vita. — Вып. 5. (http://giacgender.narod.ru).
Клецина И.С. Партнерство в межличностных отношениях: гендерный подход // Gross Vita. — Вып. 3. (http://giacgender.narod.ru).
Клецина И.С. Гендерная проблематика в работах российских психологов // Гендерные проблемы в общественных науках / Отв. Ред. Н.М. Семашко. — М., 2001. — С. 72-84.
Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. — Минск, 2001 — № 3. — С. 18-21.
Кон И.С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. — М.; Воронеж, 1999. — 560с.
Лукьянова Л.Н. Социальная поддержка и психологическое самочувствие работающих супругов. // Прикладная психология. — 1999. — № 6. — С. 72-79.
Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1998. — 688 с.
Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988. — 429 с.
Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 68-86.
Московиси С. Предпосылки объяснения в социальной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. — М., 1995. — С. 213-252.
Московиси С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. — 1995. — № 1-2.
Нечаева Н.А. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания // Гендерные тетради. — СПб., 1997. — Вып. 1. — С. 17-43.
Нечаева Н. Патриархатная и феминистская картины мира: на пути типологизации // Феминистская теория и практика: Восток-Запад. Материалы международной научно-практической конференции. — СПб., 1996. — С. 153-154.
Остроух И.Г. Трансформация института отцовства в постиндустриальном обществе на примере ФРГ // Гендерные проблемы в общественных науках / Отв. ред. И.М. Семашко. — М., 2001. — С. 188-196.
Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина). — М., 2000. — 400 с.
Правда о женщинах. // Сам себе психолог / http://psy.ft.inc.ru. Рассылка № 11a от 9 марта 2000 г.
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. — СПб., 2003. — 480 с.
Пушкарева Н.Л. Материнство как социально-исторический феномен (Обзор зарубежных исследований по истории европейского материнства) // Женщина в российском обществе. — 2000. — № 1(17). — 9-23.
Сексуальные домогательства на работе / Отв. ред. З. Хоткина. — М.,1996. — 128с.
Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви. — М., 1990. — 62 с.
Чирикова А. Женщина во главе фирмы. — М., 1998. — 357 с.
Тема 10
Методология и методы эмпирических исследования в гендерной психологии

Этапы научного исследования: постановка гипотезы, планирование, сбор необходимых данных, их обработка и анализ, интерпретация и представление результатов исследования. Влияние гендерно-специфических убеждений на научное исследование на всех его этапах.

Различия в номотетическом и идеографическом исследовательских подходах в психологии. Качественная (понимающая) и количественная (позитивистская) методологии в социально-психологическом исследовании. Теоретические предпосылки возникновения понимающей ориентации в социальной психологии: символический интеракционизм Дж. Мида, драматургический подход И. Гоффмана, этнометодология Г. Гарфинкеля. Гуманистическая ориентация в психологии как теоретическое основание понимающей парадигмы в социально-психологическом исследовании. Понимающая парадигма — методологическое основание исследования гендерных отношений в психологии.

Различия в стратегиях психологического исследования при качественном и количественном подходах: по теоретико-методологическим основаниям, по логике и фокусу анализа, по исследовательским целям и задачам, по основным методам и стилю исследования.

Методы исследования гендерных отношений — интеграция социологических методов качественного исследования, проективных психологических методов, социально-психологических стандартизированных методов. Основные методы: наблюдение, глубинное интервью, нарративное интервью, свободная беседа, опрос, фокус группа, анализ личных документов, контент-анализ, case-study, биографический метод, ассоциативная методика, рисуночные тесты, семантический дифференциал, экспериментальные исследования, этнографические методы, кросс-культурные исследования. Специфика применения этих методов в гендерных исследованиях.

Литература к теме 10

Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. Материалы семинаров / Под ред. М. Малышевой. — М.: МЦГИ, 1997. — 162 с.
Здравомыслова Е. Тёмкина А. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью // Гендерные исследования. — Харьков: ХЦГИ, 2000. — № 5. — С. 211-225.
Здравомыслова Е., Темкина А. Анализ нарратива: возможности реконструкции сексуальной идентичности // В поисках сексуальности: Сборник статей. — СПб., 2002. — С. 549-558.
Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988. — 429 с.
Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. — М., 1999. — С. 119-131.
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. — СПб., 2003. — 480 с.
Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. — М., 2001. — 408 с.