Объем курса (часы):    36
Название ВУЗа:    Криворожский государственный педагогический университет (КГПУ)
кафедра русской филологии и зарубежной литературы

Основная аудитория:    Студ. 5 курс (магистратура)
Раздел:    Литературоведение
 
Содержание

Объяснительная записка
Раздел 1.
Теоретико-методологические основы гендерных исследований
Раздел 2.
"Проблемный круг" гендерного литературоведения
(методологические основы и интерпретационная практика)
Литература
Объяснительная записка

Учебный курс ставит своей целью познакомить студентов филологических специальностей (педуниверситета) с основами гендерных знаний; оказывать содействие формированию в них эгалитарного мышления с целью смягчения гендерной асимметрии в обществе; оказывать содействие воспитанию у студентов гендерной чувствительности; помочь будущим учителям овладеть навыками применения гендерного анализа при изучении литературоведческих дисциплин.

В рамках курса решаются задача:

ознакомить студентов с проблемами и перспективами гендерных исследований на Украине;
раскрыть слушателям понятия и определения, которые относятся к гендерной теории, с важнейшими проблемами использования гендерного подхода в общественно-гуманитарных науках;
рассмотреть процесс формирования гендерных стереотипов в мировой культуре и их отражение в литературных произведениях;
обсудить основы гендерного литературоведения;
представить вариативные методики использования гендерного знания в литературоведении;
сформировать у слушателей навыки использования основ гендерных знаний в будущей профессиональной деятельности;
оказывать содействие преодолению у слушателей гендерных стереотипов и формированию у них гендерной культуры.
Учебный курс рассчитан на студентов педагогических университетов, которые получают специальность учителя иностранного языка и зарубежной литературы. Курс разработан в соответствии с действующим учебным планом университета как спецкурс по теории литературы для студентов 5 курса факультета иностранных языков. При разработке учитывалась специфика будущей профессиональной деятельности студентов — педагогическая направленность образования.

Курс рассчитан на 36 часов.

В структуре курса — лекции (20 ч.), семинарские занятия (16 ч.), выполнение конкретных практических задач исследовательского характера. Лекционная форма предполагает включение элементов дискуссии, семинарские занятия построены на обсуждении литературоведческих статей по гендерной проблематике, литературных первоисточников и других материалов проблемного характера. Самостоятельная работа студентов состоит в обработке рекомендованных статей и попытке самостоятельного использования студентами гендерного подхода при литературоведческом анализе.

Форма итоговой аттестации — зачет. Для получения зачета студент должен пройти собеседование по литературно-критическим текстам и ответить на зачетный вопрос. Зачетная работа предполагает участие слушателей курса в конкурсе творческих работ, а также в написании реферата по гендерной тематике. Завершает курс проведение факультетской конференции: "Мужчина и женщина в мировой литературе: гармоничное существование или извечное противостояние".

При разработке курса были использованные аналогичные учебные программы ("Женщина и мужчина в ХХ1 ст.: стратегии и реалии гендерного равенства", авторы О.А. Хасбулатова, О.В. Шнырова, М.Т.Полывянная; "Женщины и искусство: политики репрезентации", автор: А.Усманова; "Феминистская литературная критика", автор И.Жеребкина; "Гендерные отношения в современном обществе", авторы Л.С.Егорова, С.М. Степанова; "Гендерный анализ современной отечественной женской прозы" автор Т.А.Мелешко).

Раздел 1.
Теоретико-методологические основы гендерных исследований

Социокультурная специфика научной категории "гендер" и ее общественное значение. Общая характеристика современного общественно-политического развития, определение актуальности в нем гендерной проблематики.

Феминистическое движение как политическая сила. Ведущие направления современного феминизма: либеральный (умеренный); социалистический (и марксистский); радикальный.

Понятие "гендер" и научный контекст его возникновения. Дифференциация понятий "пол" и "гендер". Гендер как социокультурный конструкт.

Сущность "гендерного подхода" (его исторически оправданное возникновение; эволюция от феминистских и женских исследований).

Гендерные исследования: их связь с феминистскими и женскими исследованиями.

Отличие гендерных исследований от феминистских и женских.

Методологические основы гендерных исследований. Философские, социальные, экономические, политические, исторические и др. аспекты освещения гендерной проблематики. Междисциплинарность научных разработок по гендерным вопросам.

Понятие о социокультурном конструировании гендерной системы (гендерные роли; гендерная идентификация; гендерные стереотипы).

Основные положения гендерной методологии в исторической последовательности их формирования:

критика андроцентризма научной мысли (критика авторитарного дискурса философии, "анализ двусмысленности, сосредоточенность на амбивалентности, поиск N-ного скрытого значения в любом термине" [М.Богачевская]);
исследование различных форм проявления "женского опыта" ("женской компоненты" [О.Кись]) во всех сферах жизни;
изучение способов культурного конструирования "женственности", анализ структуры семьи и полового деления на производстве (изучение механизмов образования гендера);
анализ культурно-символической функции феминности и маскулинности;
учет "многовариантного влияния пола на любые объекты исследований" в границах социальных и гуманитарных дисциплин [О.Кись].
Феминистическая критика культуры. Патриархатная основа становления, развития и функционирования культуры (сущность и специфика выявления половой дихотомии в искусстве). Искусство (литература) как проводник гендерных стереотипов. Историко-культурные модели полового соотношения.

Темы феминистской критики искусства:

"мужское доминирование в истории искусства" [А.Усманова];
опыт художественной рецепции женского творчества ("стратификация искусства");
практика визуальной репрезентации женщины, в том числе "женского тела" и женской сексуальности (критические размышления Ю.Кристевой, Д.Батлер, Л.Иригарей);
формы "присутствия" женщины (женских образов) в искусстве; отказ от "иконографичности" женщины, и необходимость замены "женских образов" представлением о "женщине как означающем в идеологизированном дискурсе" (Г.Поллок);
социально-культурные образы женственности/феминности и мужественности/маскулинности в исторической перспективе;
выявление "женского взгляда" в искусстве.
"Реконструктивные" и "деконструктивные" [А.Усманова] методики исследования женских образов в искусстве. Французские теоретики (Л.Иригарей, Ю.Кристева, Э.Стиксу).

Задача феминистической критики:

пересмотр традиционных форм женской репрезентации в искусстве;
изучение средств воспроизводства в искусстве новых образов феминности (и маскулинности), конструирование гендера на примере формирования женской и мужской субъективности.
Исследование гендерной проблематики на Украине. Современное состояние отечественного общественного развития. Женская проблематика в украинском обществе.

Развитие отечественного феминизма. Женское движение на Украине в начале Х1Х — ХХ ст. (Олена Пчилка, Н.Кобринская, Л.Украинка О.Кобылянская, Л.Яновская).

Доминирующие направления разработки гендерной проблематики в отечественной науке. Отечественные научные центры, которые проводят гендерные исследования (Киевский Центр Гендерний Студий, Харьковский Центр Гендерных Исследований, Львовский Научно-исследовательский Центр "Женщина и общество", Одесский Научный Женский Центр и др.).

Перспективы гендерологии на Украине.

Проблемы интеграции гендерных исследований в отечественную систему образования. Действие "скрытого учебного плана" (Е.Ярская-Смирнова) в учебно-воспитательном процессе, и пути институализации гендерного знания в педагогике.

Основные понятия:

феминизм (либеральный, социалистический, радикальный, психоаналитический, культурный, постмодернистский и др.), женские исследования, сексизм, андрогинность, маскулинность и феминность, гендер, гендерный подход, гендерная асимметрия, гендерология, гендерная культура, гендерная педагогика, гендерная чувствительность, "скрытый учебный план", стратификация, гендерные роли, социализация, гендерная идентификация, гендерные стереотипы патриархат, андрогиния.

Раздел 2.
"Проблемный круг" гендерного литературоведения
(методологические основы и интерпретационная практика)

"Академическое" литературоведение и "гендерные студии". Историко-культурная обусловленность постановки проблемы. Целесообразность введения гендерного аспекта в "академическое" литературоведение: сущность научных дискуссий, взгляды зарубежных и отечественных научных работников.

Возникновение феминистского литературоведения и этапы мирового развития гендерного литературоведения. Направления и концепции. Первые попытки феминистского анализа литературного текста (В. Вулф, К. Милле). В.Вульф о повествовательной литературе, месте и значении женского опыта в литературе; условия плодотворной творческой деятельности женщин Психоаналитическая и постмодернистская концепции "женственности" (Барт, Дерида, Жижек, Лакан и др.). Деконструктивизм как стратегия чтения и анализа литературного произведения.

Реконструкция истории литературы, альтернативное трактовка классических произведений, новый терминологический аппарат, интерпретационные стратегии (изучение "женского взгляда", "женского опыта").

Литературная критика — от понятия "женских образов" (социологическая парадигма феминности) к проблеме половой репрезентации в литературном произведении. "Гинокритика" [Элейн Шовалтер] — "выявление дискриминационных практик относительно женщины как индивидуальности с целью просмотра ценностей патриархатной культуры".

Литературно-художественный опыт и деструктивная практика интерпретаций.

Главные задачи гендерного литературоведения: репрезентация женского творчества, реконструкция гендерных стереотипов интерпретации литературных произведений (преимущественно их образной системы), выявление и аналитическое изучение формально-содержательных компонентов "женской прозы"; исследование специфики "женского языка" на уровне "текста" ("женское письмо" — в лингвистическом и психоаналитическом аспектах); изучение своеобразия проявления женской сексуальности в литературных произведениях; в лингвистическом и психоаналитическом аспектах); определение своеобразия "женского взгляда" в жанре автобиографии.

"Женская литература" или "литература для женщин".

Проблематичность однозначного определения терминологического аппарата. Дискуссия среди ученых и литераторов о целесообразности обособления "женской литературы". Теоретическая проблема "женской субъективности". Проблемы и поиски теоретических основ: критика концепций "женского авторства" и "женского опыта" в литературе. Попытки жанрового определения "женской литературы", ее тематики и художественно-эстетического своеобразия.

"Канонизированные компоненты" поэтики (сюжет, действующие лица, главные герои, развитие действия и его развязка, характер конфликта) и стереотипные репрезентации феминности и маскулинности в "женских" жанрах: "женский любовный роман", "женский детектив", "дамский роман" ("мужской роман") и др.

Понятие "женского чтения" (основные положения теории и ее критика). Женская литература и литература "массовая". Женская литература на книжном рынке (тематические группы, авторы). Воспроизведение гендерных стереотипов (и их "эволюции" под давлением феминистических идей) в массовой литературе.

Тематика "женской прозы" (все, что составляет быт женщины), а также "исторически табуированная" проблематика (беременность, климакс, сексуальное насилие, роды и т.п.) [А.Улюра].

Типы женской прозы [Н.Фатеева]: интеллектуальная, "которая стремится познать основы бытия; глубина ее подтекста основывается на интертекстуальних параллелях, которые формируют метарассказ"; бытоописательная, "драматизм которой лежит в сложностях современной жизни; они всегда глубоко психологические, хотя различаются своей тональностью — сентиментальной, иронической или трагической"; эротико-модернистская, "в которой языковая и интеллектуальная игра проектируются в эротическую сферу"; Love-stories и дешевые бульварные серии романов, "композиционным стрежнем которых служат оккультные представления о мире и современных "мифах"".

Формы "женского присутствия" в литературном произведении.

Общий взгляд на "место" женщины в классической мировой литературе. Женские образы в литературе, их подчиненность нормам доминирующей (патриархатной) культуре. Средства создания женских образов в литературе (действенная характеристика, портретные описания, эмоциональная оценка, сексуальность и семейная функциональность).

Классическая литературная критика о женских образах и их функции в литературном произведении.

Женские литературные типы (архетипы). Мифологизированные образы: амазонки, Большая Блудница, Непорочная Дева, Большая Злая Мать, София и др. Ведущие женские архетипы: иметь, девушка, женщина (вдовья), блудница, ведьма и др. Социальные модификации культурных архетипов в истории мировой литературы.

Современная деструктивная критика гендерных стереотипов традиционной интерпретации.

Женщины — авторы. Проблема репрезентации творчества в истории мировой и отечественной культуры. Рецепция женского творчества в литературной критике (прошлое и современность). Женщина — как муза мужа-творца.

Женское "вторжение" в "мужской мир" (Ю.М.Лотман): движущие силы и закономерности художественного самоосознания.

Идейно-тематическое и жанровое развитие. Современное состояние отечественной "женской" литературы. Идея женской автономности и ее раскрытие в художественных произведениях: поиск героинями своего настоящего "я", самоопределение и самореализация "фиктивного" или "настоящего" женского образа. Репрезентация женщины как автономной, т.е самостоятельной и сознательной личностью. Раскрытие женской индивидуальности, поиски героинями самоидентичности. Специфика мужских персонажей как носителей стереотипного клишированного мышление и, как следствие, невозможность диалога между полами.

"Женский текст" в лирике и прозе. Языковые особенности женской прозы. Проблема "женского языка". Художественная специфика проявления женской субъективности. Прорыв "женского молчания". Понятие "феминный" стиль письма по Жаку Дерриду "как определенный способ отношения к реальности, а именно децентрацию культурных стереотипов, которая осуществляется, прежде всего, в женских текстуальных практиках, которые призванные размыть "доминирование мужского способа мышления в культуре" [А.Улюра].

Феминистские исследования в языковедении: изучение соотношения языка текстов с экстра-текстовыми политическими процессами. Язык как ключевой инструмент критического литературного анализа. Теория фокализации и ее применение в феминистской стилистике. Анализ на равные слова, фразы, предложение, текста. Гендерные аспекты литературоведческого анализа произведений разных жанров.

Основная задача женского письма — децентрализация системы традиционных означающих. Рассмотрение теорией женского письма "лингвистической концепции расхождений (рядом с биологической, психоаналитической и культурной), на которой и базируется то, что принято называть гендерной лингвистикой или лингвистической гендерологией" [А.Улюра].

Женская проза — как социокультурный феномен, "что состоит в создании женщинами-писательницами текстов, цель которых передать специфическое женское мировосприятие и женские практики" [А.Улюра]. "Женщина само по себе" [О.Забужко] как объект женской прозы. Биографизм "женских" текстов. Проблема свободной реализации личности, приспособление под традиционные схемы поведения. Специфика оппозиции "я — и — другие".

Гендерное литературоведение на Украине. Феминистические тенденции в украинской культуре (Л.Украинка, О.Кобылянская, М.Рудницкая). Опыт отечественных исследователей: С.Павлычко, О.Забужко, Н.Зборовская, В.Агеева, Т.Гундорова, А.Улюра и др. "Гендерное литературоведение направлено на изучение социальных и культурных конфигураций женского и мужского, разных форм сексуальности в литературных текстах" [Н.Зборовская].

Гендерные практики отечественного литературоведения (по сб. "Гендер и культура", Киев, 2001 и материалам Киевского городского семинара "Гендерная лингвистика"):

репрезентация женского творчества;
деконструкция традиционной интерпретации;
"десакрализация" традиционных женских образов (В.Агеева);
гендерный анализ творчества писателей — мужчин и др.
Основные понятия:
Гинокритика, "женский опыт", "женский взгляд", "женская литература", "женская субъективность", "женская литература", "женское чтение", "женская проза", "дамский роман", "женский любовный роман", "женский детектив", "женское (феминное) письмо", "феминный текст".

Лекционные занятия — 20 ч.

№    Тема    Количество часов
1    Введение. Общая характеристика социокультурной специфики научной категории "гендер" и обоснование ее общественной значимости    2
2    Методологические основы гендерных исследований    2
3    Гендерные исследования на Украине    2
4    Феминистическая критика культуры    2
5    "Академическое" литературоведение и "гендерные студии"    2
6    "Женская литература" или "литература для женщин"    2
7    Художественное своеобразие "женского присутствия" в литературном произведении    2
8    Женщины — авторы    2
9    "Женский текст" в лирике и прозе    2
10    Гендерное литературоведение на Украине    2
Практические занятия — 16 ч.

№    Тема    Часов
1    Социокультурное значение гендерных исследований    2
2    Гендерные стереотипы: формирование, функционирование, культурное значение    2
3-4    Женские образы мировой классической литературы: традиционная трактовка и гендерный подход    4
5    Новейшие концепции в отечественном литературоведении (С.Павлычко, Н.Зборовская, О.Забужко, Т.Гундорова, В.Агеева и др.)    2
6    "Женская литература" и "женская проза"    2
7    Женская поэзия и ее место в мировой литературе    2
8    Мужской взгляд на современную женщину: литературоведческий аспект    2
Темы для самостоятельной работы:

Быть женщиной на Украине — проблемы общественного положения и культурной презентации.
Женские образы в отечественной рекламе.
Женские образы в отечественной журналистике.
Роль средств массовой информации (СМИ) в формировании гендерных стереотипов.
Гендерная лингвистика: главные направления исследований.
Специфика "женского стиля" в литературе.
Жанровые особенности "женской прозы".
Женское присутствие в произведении /произведениях... (по выбору студента).
Гендерный анализ статьи ... (литературно-критическая статья по выбору студента).
Гендерная "экспертиза" учебника (раздела из учебника) "Зарубежной литературы для ... класса" (по выбору студента)
ЛИТЕРАТУРА
(основная литература выделена жирным шрифтом)

Абубикирова Н.И. Что такое "гендер" //Общественные науки и современность. — 1996. — №3. (Абубикирова Н.И. Что такое "гендер"? // Женщина в обществе: мифы и реалии. Сб-к статей / Редактор-составитель Круминг Л.С. М., 2000. С.84-87)
Агеєва В.П. Поетеса зламу століть. Творчість Лесі Українки в постмодерній інтерпретації: Монографія. — К.: Либідь, 1999.
Агеєва В. Чоловічий псевдонім і жіноча незалежність // Слово і час. — 2002. — №4. — С.27-33.
Агеєва В. Жіночий простір: Феміністичний дискурс українського модернізму. Монографія. — К.: Факт, 2003 — 320 с.
Ажгихина Н. Новые амазонки изящной словесности. Писательницы России, Украины и Белоруссии выступили с феминистским маніфестом // Независимая газета. — 2001.- 25 мая (http://life.ng.ru/woman/2001-05-25/6_new.html)
Ажгихина Н.И. "Железная леди" или Баба Яга? "Женская тема" в современной российской прессе// Материалы первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96".- М.: МЦГИ, 1997.- С. 43 — 46.
Альчук А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Гендерные исследования. –Харьков: ХЦГИ.- 1998.- №1.- С. 255 — 261.
Арбатова М. Конец мужской цензуры? // Лит. газ.– 1994.– 30 марта (N13). С. 4.
Арбатова М. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма // Преображение.– 1995.– N3.– С.26–27.
Батлер Д. Меланхолийный гендер / отторгнутая идентификация // Гендерные исследования (ХЦГИ) — 1998. — №1. — С. 101-122.
Батлер Д."Феминизм под любым другим именем", интервью с Рози Брайдотти // Гендерные исследования (ХЦГИ) — 1999. — №2. — С. 48-79.
Батлер Д. Случайные основания: феминизм и вопрос о "постмодернизме" // Гендерные исследования (ХЦГИ)- 1999. — №3. — С. 89-108.
Бовуар С. Второй пол.- СПб.:Алетейя, 1997.
Брандт Г.А. Природа женщины как проблема: Концепция феминизма// Общественные науки и современность. — 1998. — № 2. — с. 167-189
Богачевська М. Націоналізм та фемінізм — одна монета спільного вжитку// Ї.- 2000. — №17.
Боцман Я. Два образи трансценденции в женском русскоязычном романе // Харков, ЦГИ.- Гендерные исследования. — 1998.- №1.- С. 262 — 267.
Булавина Т. Ничего, кроме счастья // Новый образ .- Харьков: ХЦГИ.- 1998.- №2.- С. 17 — 18.
Булавина Т. Самое скучное в отечественном феминизме // Новый образ. –Харьков: ХЦГИ. — 1997. — №1. — С. 18 — 19.
Воронина О. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ // Знамя. — 1999.- №2. (http://magazines.russ.ru/znamia/1999/2/voronina.html)
Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. М., 2001. — С. 13-106.
Вулф В. Жінки та розповідна література // Ї. — 2000.- №17
"Высказать невысказываемое, произнести непроизносимое…". С австрийской писательницей Эльфридой Елинек беседует Александр Белобратов // Иностранная литература. 2003. — №2. — С.286-292.
Гаспаров М.Л. — Габриэлян Н. Две реплики о специфике женского творчества // http:// www.inforis.ru:8001/n_nov/culture/art/urbi/dialref.html (1999).
Гречушникова Т.В. "Женский язык" — бесперспективная утопия или путь к гармонии? (Авторское словотворчество как средство преодоления языкового сексизма на материале современного немецкого языка и немецкоязычной женской литературы) // Женщины. История. Общество. ЦЖИГИ ТвГУ, 1999 — С. 156-175
Денисова Т. Женский диалог через океан // Вопр. лит.– 1996.– №2.- С.378–381.
Деррида Ж. Письмо и различие. — М.: Академический проект, 2000.
Долженкова І. "Марія на гранях віків", або філологічні дослідження з українського сексу // Сучасність. — 1997. — №2. — С.96-104.
Жеребкина И. Феминистская литературная критика // Введение в гендерные исследования. Ч.1. Уч. пособие /Под ред. И.А. Жеребкиной.- СПб.: Алетейя, 2001. — С. 543 — 561.
Жовтуля І. Від літератури до фемінізму // Сучасність. — 2002. — №11. — С. 84-89.
Забужко О. Секс как средство понимания человека//Независимая газета. — 30.05.2002.
Забужко О.: "В украинской культуре не было места для осмысления экзистенциального опыта женщины…" 
i. (http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/429/37460/)
Зборовська Н., Ільницька М. Карнавал мертвих поцілунків (Феміністичні роздуми). — Львів, 1999.
Иригарей Л. Пол, который не идентичен // Гендерные исследования (ХЦГИ)- 1999. — №3. — С. 64 — 71.
Козырева А. В зеркале Евы // Преображение.– 1994.– N2.– С.171–173.
Колодны А. Танцы на минном поле. Некоторые наблюдения относительно теории, практики и политики феминистской литературной критики // Введение в гендерные исследования. Ч.2. Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина.- СПб.:Алетейя, 2001. — С.822-851.
Кокотюха А. Боротьба за жанр: жіноча спроба // Книжник review. — 2002. — липень. — №14. — С.6-7.
Кон И. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч.1. Уч. пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной.- СПб.: Алетейя, 2001.- С.562-605.
Креленко Н.С. Люси Хатчинсон о времени и о себе. // Адам и Ева: Альманах гендерной истории. СПб: Алетейя, 2003. — С. 188 — 203.
Кристева Ю. Силы ужаса. Эссе об отвращении // Гендерные исследования (ХЦГИ) — 1999. — №2. — С. 79-88.
Лакан Жак. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. — М.: Логос, 1997
Лауретис Т. Американский Фрейд // Гендерные исследования (ХЦГИ) — 1998. — №1. — С. 122-155.
Літературознавчий словник-довідник / Р.Т.Гром’як, Ю.І.Ковалів та ін.- К., 1997.-С. 706.
Мильман Н. Чего хочет женщина // Лит.газ.– 1994.– 7 сент. (N36).– С.4.
Митчелл Д. Женская сексуальность. Введение // Гендерные исследования (ХЦГИ)- 1999. — №1. — С. 67-101.
Михайлова М.В. Писательницы Серебряного века в литературном контексте эпохи // Вестн. Моск. Ун–та. Сер.9, Филология.– 2001.– N1.– С.35- 43.
Нохейль Р. Мечты и кошмары: О телесном и сексуальном в постсоветской женской прозе // Преображение.– 1996.– N4.– С.54–61.
Островський І. Ґендерна пісня інтелектуалок // День. — 2002.- №65. — С.5.
Павлов О. Сентиментальная проза // Лит. учеба.– 1996.– N4.– С.106–108.
Павличко С. Дискурс модернізму в українській літературі.- К.: Либідь, 1997. — 360 с.
Панченко О. Труды и дни "второго пола" // Дружба народов.– 1994.– N10.– С.176–179.
Погребная В.Л. Феминизм и "женская литература " второй половины ХІХ века // Зарубіжна література . -2002. — №7. — С.56-59.
Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы философии. — 1998.- №6.- С. 76.
Пушкарева Н.Л. Гендерная лингвистика и исторические науки // Этнографическое обозрение.- 2001.- № 2.- С. 31-40.
Рубин Г. Размышляя о поле: заметки о радикальной теории сексуальных различий // Гендерные исследования (ХЦГИ)- 1999. — №3. — С. 5-64.
Рюткенен М. Гендер и литература: проблема "женского письма" и "женского чтения" // Филолог. науки.– 2000.– N3.– С.5–17.
Савкина И. Кто и как пишет историю русской женской литературы // Новое лит. Обозрение.– 1997.– N24.– С.359–372.
Савкина И.Л. Глазами Аргуса: (Мотив "молвы" в русской женской прозе первой половины ХIХ века) // Филолог. науки.– 2000.– N3.– С.38–51.
Сандомирская И., Кузьминская Б. Пауза и слово, или Есть ли имя у боли? // Иностр. лит.– 1993.– N3.– С.236–244.
Сатклифф Б. Критика о современной женской прозе // Филолог. науки.– 2000.– N3.– С.117–132
Сильченко В. Интервью с И. Жеребкиной. Феминизм и современная философия // Новый образ / ХЦГИ. Харьков, 1997. № 1. С. 5-7.
Строганова Е. Категория "гендер" в изучении истории русской литературы // Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин: Материалы науч. конф.– Тверь, 2000.– С.32–37.
Сиксу Э. Хохот Медузы // Введение в гендерные исследования. Ч.2. Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков, СПб.: Алетейя, 2001.- С.799-821.
Строганова Е.Н. "Она не удостаивает быть умной…" ("Война и мир" в гендерном прочтении) // Женщины. История. Общество / Под общ. ред. В.И. Успенской. Вып.2.- Тверь, 2002.- С.229-243.
Тарантул Ю. Адам заврался. Не дать ли слово Еве?: Неуловимый и обворожительный сфинкс женской прозы // Новое время.– 1997.– N15.– С.40.
Тарнавська М. Жіночі голоси української літератури // Всесвіт. — 1999. — №7. — С. 153-155.
Ткач Л. Стверджуючись у мовомисленні (творчість Оксани Забужко у трьох контекстах) // Урок української. — 2001. — №4. — С.10-17.
Теорія літератури: Підручник / За наук. ред. О.Галича.- К., 2001.- 488 с.
Трофимова Е. О книжных новинках женской русской прозы // Преображение.– 1995.– N3.– С.105–111.
Улюра Г.А. Деякі міркування щодо базових понять гендерних студій з літературознавства. // Матеріали Київського міського семінару із гендерної лінгвістики.Семінар 1. (http://linguistics.kiev.ua/seminar)
Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. СПб., 2000. С.193-219.
Фатева Н.А. Языковые особенности современной женской прозы: Подступы к теме (http://www.artint.ru/cfrl/publications/femine.htm).
Шаберт И. Гендер как категория новой истории литературы // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. Сб-к статей / Под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. М., 1999. С.109-130.
Эрих-Хэфели В. К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе XVIII века: психоисторическая значимость героини Ж.-Ж. Руссо Софи // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. Сб-к статей / Под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. М., 1999. С.55-107.