Объем курса (часы):    24
Название ВУЗа:    Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра философии и политологии

Основная аудитория:    Студенты факультета психологии, обучающиеся по специальности 020400 "Психология", квалификация - психолог, преподаватель психологии
Раздел:    Психология
 
Цель спецкурса: ознакомить студентов с основными понятиями, подходами и направлениями современной гендерной теории, а также спецификой и сущностью научной деятельности; осветить вопросы организации, реализации научной деятельности через призму гендерной методологии и теории.

Задачи:

создать условия для освоения студентами основ гендерной теории и методологии;
способствовать возникновению интереса слушателей к гендерной проблематике;
ознакомить с социокультурными детерминантами женских и мужских ролей;
способствовать преодолению традиционных гендерных стереотипов в сознании будущих специалистов;
преодоление традиционного стереотипа классической науки как единственно возможного идеала научности;
дать представление о возможности существования вариативных подходов к организации и реализации научной деятельности;
способствовать развенчиванию мифа о науке как о сфере приложения исключительно мужского потенциала;
способствовать повышению престижа науки и научной деятельности в сознании студентов;
ознакомить слушателей с истинным вкладом ученых-женщин, вскрыть причины "невидимости" и "незначимости" их заслуг;
активизировать собственный интеллектуальный и творческий потенциал студентов в плане осуществления гендерных исследований.
Содержание спецкурса представлено следующими темами:

Специфика науки как особого способа познания.
Наука в пространстве человеческого измерения. Наука, культура, цивилизация.
Критическое осмысление классической науки.
Основы гендерной теории и методологии.
Гендерное измерение науки и научной деятельности.
Содержание спецкурса

Тема 1: Специфика науки как особого способа познания (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

Понятие о науке и научном способе познания.
Специфика научного знания. Законы, теории, гипотезы как важнейшие элементы науки.
Объект, предмет, субъект науки; ее методологические основания и методы.
Объективные и субъективные аспекты науки.
Научная рациональность и ее критерии.
Наука и другие способы познания действительности: обыденное, художественное и религиозное познания.
Литература для самостоятельного чтения:

Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой // Вопросы философии. 1996, № 5, с. 90-108.
Витол Э. Научная идеология // Высшее образование в России. 2001, № 1, с. 81-84.
Володарская Е., Лебедев С Управление научной деятельностью (социально-психологические аспекты) // Высшее образование в России. 2001, № 1, с. 85-94.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М. 1997.
Дротянко Л.Г. Социокультурная детерминация фундаментальных и прикладных наук // Вопросы философии. 2000, № 1,с. 91-101.
Порус В.Н. Научная рациональность. Ч. I // Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М. 2002.
Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии в ХХ веке // Вопросы философии. 1995, № 7, с. 38-44.
Философия и методология науки // Под ред. В.И. Купцова М. 1996. (гл. I Образ науки, гл. VII Структура научного знания, гл. IX Особенности процесса научного познания, гл. XIV Идеалы научности).
Тема 2: Наука в пространстве человеческого измерения. Наука, культура, цивилизация (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

Наука как один из видов мировоззрения человека. Научная картина мира.
Динамика научной мысли.
Связь науки с жизнью.
Научное знание — ценностные основания культуры. Наука как символ прогресса.
Технические достижения научных исследований и развитие цивилизации. Технологизация как одна из опасностей, встающих перед человечеством.
Этика науки. Социальная ответственность ученого.
Литература для самостоятельного чтения:

Порус В.Н. Наука и культура. Ч. III // Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М. 2002.
Разум в соединении с ответственностью — магистраль прогресса человечества. Гл. 1 // Коробкина З.В. Наука, которую мы можем потерять: размышления о судьбах ученых в современной России. М. 2003
Философия и методология науки // Под ред. В.И. Купцова М. 1996. (гл. II Проблемы возникновения науки, гл. IV Общество и научно-технический прогресс, гл. Х Традиции и новации в развитии науки, гл. ХVIII Нормы и ценности научного сообщества, гл. XIX Институализация науки в ценностном измерении, гл. ХХ Этика науки и ответственность ученого).
Фролов И.Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы // Вопросы философии. 1995, № 7, с. 32-37.
Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки // Вопросы философии. 2001, № 12, с. 77-86.
Проведение творческих работ:

эссе "Человеческое измерение науки будущего или наука с "человеческим лицом"";
разработка принципов организации и реализации научной деятельности, способствующих гуманизации науки будущего.
Тема 3: Критическое осмысление классической науки (6 часов).

Вопросы для обсуждения:

Становление классической науки. Особенности современной научной деятельности.
Идейные источники феминизма.
Сущность феминизма как социально-политического движения и альтернативной философской концепции социокультурного развития.
Краткая характеристика основных направлений феминистской мысли.
Феминистская критика традиционной науки.
"Women’s studies" как попытка феминистской теории изменить методологические основы современной научной сферы.
Антропософия — духовная наука или создание альтернативной науки. Из истории вопроса.
Литература для самостоятельного чтения:

Аусландер Л. Женские + феминистские + лесбийские-гей + квир исследования = гендерные исследования? // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков, СПб. 2001.
Бонецкая Н.К. Русская софиология и антропософия // Вопросы философии. 1995, № 7, с. 79-97.
Брайсон В. Политическая теория феминизма. М. 2001.
Виноградова Т. История науки: версии феминизма (обзор литературы) // Высшее образование в России. 2001, № 6, с.112-129.
Водопьянова Е.В. Европа и Россия на карте мировой науки. М. 2002.
Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. М. 2001.
Вулли Фр. Феминистский вызов неоклассической экономической теории // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Жеребкина И.А. Феминистская теория: основные философско-методологические проблемы // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. М. 2001.
Журженко Т.Ю. Предмет и задачи феминистской экономической теории // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Карлгрен Ф. Антропософский путь познания. М. 1991.
Клименкова Т.А. Читая феминистских теоретиков (научный обзор) // Женщина в обществе: мифы и реалии. Сборник статей. М. 2000.
Феминизм // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Феминистская теория // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Феминистская эпистемология и феминистская идеология // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Философия и методология науки. М. 1996 / Под ред. В.И. Купцова (гл. III "Большая наука").
Штайнер Р. Очерк теории познания Гетовского мировозрения. М. 1993.
Проведение творческих работ:

эссе "Будущее феминизма: политическое движение и альтернативная философская концепция социокультурного развития";
эссе "Феминистская перспектива в системе научного знания. Проект науки, свободной от системы господства и подчинения".
Практические задания:

с целью выявления уровня знаний и характер представлений молодежи о феминизме и феминист(к)ах проведение анкетирования студентов младших курсов на тему "Что Вы знаете о феминизме? Кто такие феминистки(ы)? За что они выступают?";
осуществление анализа текстов научных статей и учебных пособий по психологии по следующему направлению "Идеология фаллогоцентризма в науке: проявления андроцентризма и маскулинизма в современных психологических исследованиях".
Тема 4: Основы гендерной теории и методологии (6 часов).

Вопросы для обсуждения:

1. Дифференциация понятий "пол" и "гендер". Подходы к пониманию гендера.
2. Конструирование гендерной системы и проблема культурного разнообразия.
3. Практика разделения труда в контексте разных культур.
4. Гендер как предмет междисциплинарного исследования. Методологические возможности применения гендерного подхода в разных науках.

Литература для самостоятельного чтения:

Барчунова Т.В. "Эгоистичный гендер", или Воспроизводство гендерной асимметрии в гендерных исследованиях // Общественные науки и современность. 2002, № 5, с.180-192.
Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. М. 2001.
Воронина О.А. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. М. 2001.
Джакобсен Дж. Гендерная сегрегация на рынке труда // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Лорбер Дж. Пол как социальная категория // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Миллетт К. Теория сексуальной политики // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Основные понятия и термины гендерной теории и феминизма // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Проведение творческих работ:

эссе "Что бы изменилось в Вашей жизни, если бы вдруг Ваш пол стал противоположным? Плюсы и минусы. Ваши ощущения";
эссе "Матриархат, патриархат, общество гендерного равенства — ступени развития социума".
Практические задания:

с целью выявления характера социокультурных стереотипов мужественности и женственности современной молодежи проведение анкетирования студентов младших курсов на тему "Женственность и мужественность или быть настоящими женщиной и мужчиной. Что это значит?".
Тема 5: Гендерное измерение науки и научной деятельности (6 часов).

Вопросы для обсуждения:

Гендерная асимметрия в науке. Истоки и причины.
Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты.
Кадровый потенциал российской науки через призму гендерного измерения.
Вклад женщин в науку: известные ученые и невидимые помощницы. Дискриминация женщин и женского в академической сфере.
Литература для самостоятельного чтения:

Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты // Вопросы истории естествознания и техники. 2000, № 1.
Бондаренко Л.Ю., Гусева Е.В. Женщины в науке: реальность и проблемы // Женщина в российском обществе. 2000, № 4.
Винокурова Н.А. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет // Социс. 1999, № 4, с.82-86.
Горшкова И.Д., Беляева Г.А. Профессиональное самочувствие женских научно-педагогических кадров МГУ (результаты опроса 1998 года) // Женщина. Гендер. Культура / Под ред. Н.Л. Пушкаревой, Е.Н. Трофимовой, З.А. Хаткиной. М. 1999.
Гохберг Л. Кадровый потенциал российской науки // Высшее образование в России. 2001, № 4, с.8-32.
Женщины в психологии и психология женщин // Палуди М. Психология женщины. М. 2003.
Кардапольцева В.Н. О "пифагорах в юбках" и "академиках в чепцах"… // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. Часть 2. Иваново. 2000.
Малышева М.М. Европейский техноцентризм и гендерная асимметрия в науке // Народонаселение. 2000, № 2, с.26-37.
Мишар-Маршаль К., Рибери К. Сексизм и гуманитарные науки. Лингвистическая практика отношений полов как классов // Хрестоматия "Основы гендерных исследований". М. 2000.
Резниченко Л. У науки не женская маска // Энергия. 1999, № 6.
Силласте Г. Гендерная асимметрия в образованиии и науке: взгляд социолога // Высшее образование в России. 2001, № 2, с.96-106.
Соколова Г. Феминизация науки и интеллектуальной сферы // http: envila.iatp.bu/g_center/another1/article3.htm1
Стрекалова Н. Гендерная асимметрия в системе высшей школы: проблемы и решения //Высшее образование в России. 2002, № 5, с.62-64.
Проведение творческих работ:

эссе "Образ женщины и ученого. Женщины в научном зазеркалье. Перспективы сближения";
эссе "Феминизация науки. Угроза или путь спасения?"
разработка рекомендаций для начинающих ученых-женщин;
Практические задания:

с целью выявления гендерной специфики в объяснениях причин низких статусов женщин в науке, выдвигаемых респондентами разного пола, проведение анкетирования студентов младших курсов на тему "Причины низких статусов женщин в науке".
Проведение итоговой дискуссии:

Количественное доминирование ученых-женщин постсоветского пространства по сравнению со странами запада. Истоки и причины.
Призвание к научной деятельности — прерогатива мужчин. Общественное мнение или реальность?
Высокие статусы женщин в науке и успехи представительниц женского пола в управленческой, политической и юридической деятельнсотях. Точки соприкосновения.