Объем курса (часы):    20
Регион:    Беларусь, г. Витевск
Название ВУЗа:    Витебский госуниверситет им. П.М. Машерова
Ф-т социальной педагогики и психологии, кафедра социально-педагогической работы.

Основная аудитория:    Cтуденты, по специальности: "Социальная работа", "Социальная педагогики и практическая психология".
Раздел:    Социально-педагогическая работа
 
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Цель спецкурса: дать целостное представление о гендерных аспектах образования, показать возможность применения гендерного подхода в образовании при решении актуальных проблем, научить самостоятельно применять гендерный анализ в педагогической деятельности.

В рамках данного спецкурса предполагается ознакомить студентов с гендерными аспектами образования. Социальный педагог, социальный работник, учитель в учреждении образования играют важную роль в процессе создания условий для всестороннего развития личности учеников и формирования гендерной культуры вне зависимости от пола. Именно поэтому автор спецкурса считает необходимым ознакомить студентов, будущих специалистов работающих с детьми, гендерным подходом в образовании.

Формы работы. В ходе тренинга используются активные методы обучения (дискуссии, ролевые игры, приемы арт-терапии). Работа проводится как в группе в целом, так и в малых группах, в парах и индивидуально. Основной формой организации пространства является круг, так чтобы каждый участник мог видеть каждого. В ходе тренинга обязательно используются разминочные гендерно-ориентированные упражнения, которые развивают гендерную чувствительность участников тренинга и повышают активность и работоспособность участников. В начале и в конце занятий проводится психологическая диагностика с целью оценки результативности тренинга.

Спецкурс рассчитан на 20 часов (7 лекционных и 3 практических занятия).

Отчетностью: может быть эссе по предложенной преподавателем или студентом теме.

Данная программа является экспериментальной и предполагает дальнейшую работу.

Тема 1. Введение в гендерные исследования. (4 часа)

Содержание понятия "пол" и "гендер". Дифференциация понятия "пол" и "гендер". Основные теории гендера: теория социального конструирования гендера; гендер как стратификационная категория; гендер как культурная метафора.

Содержание и отличие понятий "гендерные исследования", "женские исследования", "феминистские исследования", "мужские исследования".

Гендер как социальная конструкция системы социо-половых отношений. Конструирование гендерной системы. Гендерная асимметрия в патриархатном обществе. Источники гендерно-ролевой социализации: семья, школа, детская литература, телевидение, игрушки и др.

Методы гендерных исследований: опрос, анализ документов (текстов), наблюдение и т.д.

Основные понятия курса.

Тема 2. Гендерный анализ истории педагогики. (4 часа)

Мужское и женское образование Античности и Средних веков. Представление о раздельном воспитании и обучении в древности (Платон, Аристотель и др.)

Вопросы нравственно-полового воспитания в русле просветительских концепций (Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.)

Гендерные аспекты в прогрессивных педагогических системах Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Я. Корчака и др.

Классики отечественной педагогики о половозрастном воспитании (К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский). Частное и публичное образование.

Обучение мальчиков и девочек в Древней Руси. Христианство и гендерные аспекты образования. Роль духовных учебных заведений в образовании женщин. Домашнее образование для девочек. Светские женские учебные заведения. Борьба женщин за высшее образование и ее связь с женским движением. Высшие женские курсы.

Советская система равного образования. Отказ от принципа гендерной дифференциации в советской системе образования. Одинаковое образование и равенство возможностей для юношей и девушек. Советская школа и проблема подготовки учащихся к семейной жизни.

Гендерные особенности системы образования в Республике Беларусь.

Реформа школы и проблема равных возможностей обучения для мальчиков и девочек.

Тема 3: Гендерный подход в педагогике. (4 часа)

Гендерная асимметрия в образовании. Проблемы и необходимость гендерного образования в Республике Беларусь. Концепция воспитания школьников и учащихся в Республике Беларусь и гендерная культура.

Гендерные отношения в традиционной школе (Как учителя оценивают мальчиков и девочек? Является ли поведение учителя гендерно нейтральным? Различия в наказаниях и похвалах для мальчиков и девочек.) Сексизм в школе.

Равные возможности в образовании. Гендерное образование как способ преодоления общественных стереотипов. Гендерное образование школьников, студентов. Формирование гендерной культуры школьников и студентов, будущих учителей.

Гендерные стереотипы в учебных программах. Гендерные аспекты учебной программы (формальной и скрытой). Гендерные стереотипы в учебниках и детских книгах (сказках). Гендерные различия в карьерных ожиданиях. Одаренные девочки и мальчики, возможности их самореализации. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики.

Практикум: Гендерный анализ программ полового воспитания в школе. (2 часа)

Тема 4: Гендерная асимметрия в системе профобразования и профориентации. (2 часа)

Разделение труда по признаку пола. Современная ситуация на рынке труда: дискриминация по признаку пола и дифференциация профессий. Сегрегация рабочих мест (горизонтальная и вертикальная). Дискриминация при приеме на работу и на рабочем месте. Различия в оплате труда мужчин и женщин. Теория справедливости и реакции женщин на неравенство в оплате труда. Двойная занятость женщин. Профориентация и выбор профессии для юношей и девушек. Гендерная асимметрия в системе профессионального образования.

Предполагаемые темы эссе:

Современная домохозяйка в Республике Беларусь: социальный портрет глазами различных социальных групп.

Механизмы формирования гендерной культуры детей разного возраста.

Распределение домашних обязанностей в семьях: представления детей разного возраста.

Гендерные стереотипы в школе: история возникновения, современное состояние и будущее.

Гендерные различия в оценке престижности профессий студентами вузов, выпускников школ.

Гендерный подход в истории педагогики: востребованность в современных педагогических теориях.

Раздельное обучение мальчиков и девочек: прошлое, настоящее и будущее.

Половое и гендерное воспитание: дифференциация понятий.

Гендерный анализ программ полового воспитания в школе.

Мужская гендерная роль: представления детей разного пола и возраста.

Женская гендерная роль: представления детей разного пола и возраста.

Литература:

Антология гендерной теории./ Составители: Е.Гапова, А. Усманова. – Мн., 2000 г.

Воронина О.А. "Универсализм и релятивизм культуры в конструировании гендерной системы". Материалы лекций дистанционного курса "Основы гендерных исследований" МЦГИ, 2003 г.

Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Под ред. Штылевой Л.В. Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001.

Жан-Жак Руссо. Сочинения. / Пер. с фр. Н.И. Караев и др.; Сост. и ред. Т.Г. Тетенькина. - Калининград, 2001 г.

Женщины в истории: возможность быть увиденным. Сб. науч. ст. Вып.1/ Под ред. И. Р. Чикаловой. – Мн. БГПУ им. Максима Танка, 2001.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СП б., 2002 г.

Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. "Настаунiцкая газета" от 22. 02. 2000 г.

Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1968 г. Словарь гендерных терминов./ Под ред. А.А. Денисовой. - М., 2002.

Материалы 4-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции "Женщина. Образование. Демократия" (7 – 8 декабря 2001). - Мн., 2002.

Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981 г.

Расил Сабиров. Наука – "бесполой" школе. – ж-л. "Адукацыя I выхаванне" №3 – 2003 г.

Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике. - Ж – л "Педагогика" № 7 / 2001 г.

Семейное воспитание: Краткий словарь/ Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М., 1990 г.

Словарь современного русского литературного языка. М. – Л., 1963 г.

Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". Ред. Совет: О.А. Воронина, Н.С. Григорьева, Л.Г. Лунякова. М.: МЦГИ – МВШСЭН-МФФ, 2001.

Чеснокова О.И. Женское образовательное движение в России и Беларуси: история и современность. – ж-л. "Адукацыя I выхаванне" №3 – 2003 г.

Шауцова А.М. Ваша Вялiкасць – Жанчына. – ж-л. "Адукацыя I выхаванне" №3 – 2003 г.

Шон Берн. Гендерная психология. - СПб., 2002 г.

Ярская-Смирнова Е. Скрытый учебный план сквозь призму гендерного анализа. - Ж – л. "Иной взгляд", май, 2000 г.