Объем курса (часы):    30

Регион:    Россия, г. Ижевск

Название ВУЗа:    Удмуртский государственный университет
кафедра социальной психологии

Основная аудитория:    Студенты 5 курса
Раздел:    Психология
 
Оглавление

Пояснительная записка
Учебно — тематический план спецкурса "Гендерные аспекты психологии лидерства"
Раздел 1. Основы гендерной теории.
Раздел 2. Феномены гендерной идентичности и гендерной социализации. Гендерные стереотипы.
Раздел 3. Жизненные стратегии личности и проблема самореализации: гендерный аспект.
Раздел 4. Женское лидерство как социально-психологический феномен. Перспективы женского лидерства.
Раздел 5. Политическое лидерство: мужское и женское.
Тематика практических занятий по курсу: "Гендерные аспекты психологии лидерства"
Темы рефератов, предлагаемых для самостоятельной разработки.
Основная литература
Дополнительная литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по курсу "Гендерные аспекты психологии лидерства" предназначена для студентов-психологов старших курсов ВУЗа.

Традиционно лидерство изучалось почти без учета пола, поскольку лидерская роль считалась маскулинной. Многие феномены, экспериментальные факты, теории имеют отношение к мужчинам и мужским группам. В настоящее время ряд исследователей пересматривает достижения современной лидерологии (термин ввел в отечественную психологию М.Г. Ярошевский) с учетом пола или гендера. Под гендером пол понимается как социальное явление, как продукт культуры.

На стыке двух классических проблем — проблемы гендерных различий и проблемы лидерства родилась новая область социальной психологии — гендерная психология лидерства. Эта область активно формируется, начиная с середины 70-х годов ХХ века, прежде всего в американской, западно — европейской и др. науках, объединяя вопросы социальной психологии, психологии половых различий, психологии женщины, социальной психологии взаимоотношения между полами, организационной психологии и носит междисциплинарный характер. Главной заслугой гендерной психологии лидерства является постановка задачи сравнительного изучения лидеров разного пола.

Цель курса — познакомить студентов с основами гендерной теории, рассмотреть различия между лидерами мужчинами и женщинами. Способствовать самореализации студентов в профессиональной сфере и в сфере межличностных отношений (Я-образы и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации отношений).

В курсе рассматриваются следующие вопросы:

Основы гендерной теории, включая исторические аспекты психологии гендерных отношений и гендерной психологии лидерства;
Методология гендерных исследований в психологии;
Феномены гендерной идентичности и гендерной социализации.
Гендерные стереотипы. Предрассудки, установки;
Жизненные стратегии личности и проблема самореализации;
Модели и теории лидерства, включая гендерные концепции лидерства;
Женское лидерство как социально-психологический феномен;
Политическое лидерство;
Так же рассматриваются такие моменты гендерной психологии лидерства как: частота появления мужчин и женщин в роли лидеров; эффективность выполнения лидерской роли; лидерство и половая структура группы; лидерский стиль поведения; мотивация к достижению и стремление к лидерству; гендерная идентичность лидеров;

При построении курса была использована стратегия поэтапного включения в гендерные знания — от элементарных проблем половых различий к сложным гендерным исследованиям.

В структуре курса: лекции, семинарские занятия, выполнение практических работ исследовательского характера, психологический тренинг, написание эссе, психологическая самодиагностика, анкетирование, "мозговой штурм" и другие интерактивные методы.

Лекционная форма обучения предполагает включение элементов дискуссии, на семинарских занятиях обсуждаются материалы по гендерной проблематике, работа в больших и малых группах.

Форма итоговой аттестации — зачет. Зачетная работа предполагает написание реферата по гендерной тематике.

При разработке курса использованы материалы

личного участия в Школе женского лидерства в рамках грантовой программы "Подготовка молодых женщин — избирательниц и активистов неправительственных организаций Удмуртии" Канадского фонда поддержки российских женщин (2001-2002 годы).
опыта участия в программе Библиотеки Конгресса США по теме: "Женское лидерство" (штат Тенесси, г. Мемфис, 2003 год).
опыт участия и материалы летней гендерной школы "Комплексная модель гендерного образования: от ВУЗа к школе" Ивановского Центра гендерных исследований в рамках программы "MATRA — CAP" Посольства Королевства Нидерландов (2003 год).
дистанционного обучения по программе Московского центра гендерных исследований "Повышение гендерной квалификации исследователей и преподавателей социальных дисциплин" по курсу "Теория и методология гендерных исследований" (2003 — 2004 годы) при поддержке Фонда Дж. И К. Макартуров.
УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА "ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИДЕРСТВА"

№ п/п    Тема    Дневное    Заочное
теория    практ.    теория    практ.
1    Раздел 1. Основы гендерной теории                    
     Тема 1. Введение в курс. Основные понятия гендерной теории.    1    2    1    1
Тема 2. Введение в гендерную теорию: исторический аспект.    1               
Тема 3. Методология психологических исследований. Гендерный подход.    2         1     
2    Раздел 2. Феномены гендерной идентичности и гендерной социализации. Гендерные стереотипы.                    
     Тема 1. Полоролевая идентичность. Гендерная социализация.    1    1          
Тема 2. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки.    1    9    1    4
3    Раздел 3. Жизненные стратегии личности и проблема самореализации: гендерный аспект.    1    4    1     
4    Раздел 4. Женское лидерство как социально — психологический феномен. Перспективы женского лидерства.                    
     Тема 1. Проблема лидерства в отечественной и зарубежной науке.    1               
Тема 2.Формирование гендерной психологии лидерства.    1               
Тема 3. Гендерные концепции лидерства.    1               
5    Раздел 5. Политическое лидерство: мужское и женское.    1    2    1     
     Итого:    12    18    5    5
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОЙ ТЕОРИИ.

Тема 1. Введение в курс. Основные понятия гендерной теории.
Предмет и объект курса. Пол как биологическая категория (sex). Критерии пола. Биологические аспекты половой дифференциации. Проблемы различий/подобия между мужчинами и женщинами. Психология половых различий: когнитивная сфера, эмоциональная сфера, мотивационная сфера, сфера морали, сфера поведения. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция по Б. Ананьеву. Феномен бисексуальности и транссексуальности. М. Мид и ее исследования. Относительность биологических критериев пола. Пол как социальная категория — "гендер" (gender). Понятия маскулинности и фемининности. Гендер как социальный конструкт.

Тема 2. Введение в гендерную теорию: исторический аспект. 
Предпосылки возникновения гендерных исследований: от феминизма к гендерным исследованиям. Радикальный феминизм, марксистский и социалистический феминизм, либеральный феминизм, постмодернистский феминизм, психоаналитический феминизм (Д.Митчел). Ключевые концепты гендерной теории: патриархат и феминизм, гендерная стратификация и дискриминация. Возникновение и развитие гендерных исследований за рубежом и в России. Задачи женских, мужских, гендерных исследований. Междисциплинарный характер гендерных исследований. Гендерные исследования в психологии и их значение.

Тема 3. Методология психологических исследований. Гендерный подход. 
Гендер в психологии. Проблема пола и взаимоотношений мужчин и женщин в различных психологических концепциях. Основные направления гендерной теории: традиционно-философское, феминизм, гинекоцентризм. Гендерный подход как методологическое основание научного направления "гендерной психологии лидерства".

Исследовательский цикл гендерных различий. Теоретические концепции и ценностные предпочтения исследователей. Постановка гипотезы, целей, задач исследования, выбор методов исследования. Сбор данных, выбор объектов исследования. Статистическая обработка и интерпретация результатов. Методы гендерных исследований: включенное наблюдение, глубинное интервью, нарративное интервью, свободная беседа, фокус группа, опрос, экспериментальные исследования, кросс-культурные исследования, контент-анализ, анализ личных документов, биографический метод, ассоциативная методика, рисуночные тесты, семантический дифференциал, мета-анализ. Специфика применения методов в гендерных исследованиях. Зависимость выбора метода от исследовательской парадигмы. Исследования маскулинности — фемининности в зарубежной и отечественной психологии.

РАЗДЕЛ 2. ФЕНОМЕНЫ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ.

Тема 1.Полоролевая (гендерная) идентичность. Гендерная социализация.
Гендерная идентичность как разновидность социальной идентичности. Гендерные роли. Теории усвоения половой роли. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Пол в аналитической психологии К. Юнга. Позитивный психоанализ женщины, взгляды К. Хорни. Неофрейдизм. Бихевиоризм и теория социального научения. Теория когнитивного развития. Концепции дифференциации гендерных ролей. Биологический половой диморфизм: концепция В. Геодакяна, теория функционализма Т. Парсонсона и Р. Бэйлса. Половой символизм (теории социального конструирования пола): индивидуальная психология А. Адлера и его идеи взаимодействия полов, марксистские и неомарксистские теории, "новая психология пола", теория гендерной схемы С. Бем. Ассиметрия гендерной социализации в детском возрасте. Особенности влияния институтов социализации на процесс полоролевого развития детей. Семья: родители, сестры, братья. Сверстники. Школа. Средства массовой информации. Гендерная социализация, психологические половые отличия как источник полоролевых конфликтов и стрессов. Факторы гендерной социализации, влияющие на самовосприятие (Я-образ). Представления мужчин и женщин друг о друге и о себе.

Тема 2. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки. 
Образы мужчин и женщин в массовом сознании. Понятие стереотипа в социальной психологии. Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Функции стереотипов: защитно-оправдательная, регулятивная, трансляционная. Причины, механизмы возникновения гендерных стереотипов. Формирование гендерных стереотипов через язык. Исследования гендерных стереотипов в разных культурах. Гендерные различия в социальном поведении, влияние полоролевых стереотипов на поведение. Предрассудки. Источники предрассудков. Влияние когнитивной и эмоциональной сферы на формирование предрассудков. Гендерные стереотипы в образах искусства, кино, литературы. Образ женщины в рекламе. Негативная роль гендерных стереотипов. Представления о социальном статусе и правах мужчин и женщин. Оценка достигаемых мужчинами и женщинами результатов. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин.

РАЗДЕЛ 3. ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ.

Понятие жизненной стратегии. Типы жизненных стратегий: стратегия выживания, развития, успеха, достижения, благополучия. Факторы, определяющие жизненную стратегию. Компоненты жизненной стратегии: социальные ожидания от государства, жизненные ориентиры, ценности, социальная активность. Стиль жизни. Самоактуализация личности. Пирамида потребностей А. Маслоу. Компоненты самоактуализации личности. Поведенческие особенности людей мотивированных на достижение успеха и избежание неудач (гендерный аспект). Социально-психологические проблемы профессиональной реализации женщин. Карьера в жизненной стратегии мужчины и женщины.

РАЗДЕЛ 4. ЖЕНСКОЕ ЛИДЕРСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. ПЕРСПЕКТИВЫ ЖЕНСКОГО ЛИДЕРСТВА.

Тема 1. Проблема лидерства в отечественной и зарубежной науке.
Сущность и содержание понятия лидерства. Характеристики личности эффективного лидера. Факторы, формирующие личность лидера: этническая культура, индивидуальные характеристики (пол, возраст, сексуальная привлекательность и т.д.), ситуационный фактор. Области лидерологии: политическая психология лидерства, лидерство в организационной психологии. Подходы к феномену лидерства: интерпретационный, диадический LMX, гуманистический, кросс-культурный, харизматическое лидерство, трансформационное лидерство. Типологии и концепции лидерства в западной науке: теория черт Ф. Гальтона; ситуационные теории лидерства Дж. Шнейдера, Э. Хартли; личностно-ситуативные теории Г. Герт и С. Милз, Стогдилл и Шатли, Р. Кеттел, Э.Холландер и Дж. Джулиан; теория ожидания-взаимодействия Дж. Хоманса, Р. Стогдилла; операционная модель лидерства Ф. Фидлера; теории лидерства гумманистического направления Р. Блейк, Дж. Макгрегор и др; мотивационная теория лидерства С. Митчела, С. Эванса; теория обмена и трансактного анализа Дж. Хоманс, Дж. Тибо, Г.Келли и др; атрибутивные теории; концепция харизматического лидерства; концепция преобразующего (реформаторского) лидерства. Комплексный подход к анализу лидерства. Концепции лидерства и типологии лидерства в отечественной науке

Тема 2. Формирование гендерной психологии лидерства.
Гендерная психология лидерства: исторический аспект. Обзор исследований гендерного лидерства по проблемам: частота появления мужчин и женщин в роли лидеров; эффективность выполнения лидерской роли; лидерство и половая структура группы; лидерский стиль поведения; мотивация к достижению и стремление к лидерству; гендерная идентичность лидеров. Психологические характеристики женского лидерства.

Модели лидерства: конкурентная (маскулинная и фемининная), кооперативная. Стили лидерства.

Тема 3. Гендерные концепции лидерства.
Традиционные теоретические подходы — когнитивизм, бихевиоризм, фрейдизм. Теории общих гендерных различий, связанные с общими различиями между мужчинами и женщинами. Классические лидерские теории. Собственно гендерные теории лидерства. Теории, усматривающие причины гендерной диспропорции лидерства в половой дискриминации.

Теории концепции доминирования гендерного фактора над лидерской позицией: концепция гендерного потока (gender-role spill-over) Б.Гутек, теория гендерного отбора лидеров Дж. Боумэн, С.Суттон, концепция токенизма (tokenism). Р. Кентер, концепция "впечатляющего менеджмента" (impression management) Е. Джоунс, Р. Лайден, Т. Митчелл, концепции андрогинии Д. Спенс, С. Бем, А. Серджент, сторонники фрейдизма М. Уолш, Л. Силвер. Теории концепции доминирования лидерской позиции над гендерным фактором: ситуационно-должностной подход Р. Хауза, Дж. Хант, статусная теория /теория ранговых ожиданий Дж. Бергер, Э. Игли, модель обмена / "leader-member exchange" — LMX Г. Граен, вероятностная модель лидерства Ф. Фидлера. Теории концепции равноценности гендерного фактора и лидерской позиции: концепция информационной обработки Д. Гамильтона, социально-ролевая теория гендерных различий лидеров Э. Игли. Методика изучения эффективности лидеров разного пола (Т. Бендас).

РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО: МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ.

Гендерные аспекты управления. Специфика лидерства и руководства. Представительство женщин в структурах государственного, муниципального, местного управления.

Сущность и функции политического лидерства. Гендерные аспекты типологии политического лидерства. Понятия "женщина-лидер", "женщина-политик". Имидж женщины-политика. Феномены М. Тэтчер, Индиры Ганди, Б. Бхутто. Стили политической деятельности женщин-лидеров. Социально — психологические особенности женщин-политиков. Различия между полами по властным позициям. Мужское и женское политическое поведение. Влияние статусных позиций на политическое поведение. Особенности политической социализации женщин. Гендерные стереотипы в политике. Реальное участие в принятии политических решений. Слагаемые успеха женщины-политика. Перспективы гендерного равенства.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ: 
"ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИДЕРСТВА"

Практическое занятие 1: 
Просмотр и обсуждение видеофильма "Мужчина и женщина". Часть 1 "Похожие, но разные" (о биологических различиях мужчин и женщин).

Оснащение:

Видеофильм "Мужчина и женщина" — Великобритания, ВВС, 1997 /документальный сериал продолжительностью 300 минут в 3-х частях, ведущий — ученый Десмонд Моррис.
Видеодвойка: видеомагнитофон и телевизор.
Практическое занятие 2: 
Тренировка навыков критического анализа текстов, посвященных гендерным проблемам.

Оснащение:

Текст доклада Бабетт Франсиз "Гендер — социальный конструкт или биологический императив?", прочитанный на Седьмой конференции Австралийского научно-исследовательского института семьи "Будущее семьи: исследовательские и политические проблемы".
Занятие проводится после теоретического введения в гендерную проблематику гендерных исследований, когда студенты уже ознакомились с понятием "гендер" и с основными подходами к интерпретации его содержания и связи с понятием пола.

Литература:

Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. — СПб: Изд-во Питер, 2003. Часть 1 Введение в гендернуб психологию с.27-45.
Франсиз Б. Гендер — социальный конструкт или биологический императив?", Доклад на Седьмой конференции Австралийского научно-исследовательского института семьи "Будущее семьи: исследовательские и политические проблемы" (Сидней, июль, 2000) http://aifs.org.au.
Практическое занятие 3:

Этап 1: Психологическая самодиагностика.

Оснащение:

Тексты и бланки опросников для изучения гендерных характеристик студентов:

Тест Куна и Макпартленда "Кто Я?";
Опросник С. Бем;
Тест Лири;
Этап 2: Социально-психологический портрет (гендерный аспект)

На занятии каждый студент на основе эмпирических данных, полученных при определении специфики своих гендерных характеристик (этап психологической самодиагностики), выполняет письменную работу по составлению своего социально-психологического портрета.

Литература:

1. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. — СПб: Изд-во Питер, 2003. — с.259-297.

Практическое занятие 4:

Психологический тренинг "Гендерные стереотипы и пути их преодоления"

Проводится с целью практического закрепления теоретических знаний в области гендерной психологии, прояснения гендерных стереотипов студентов, осознания их влияния на поведение, для установления более гармоничных межличностных отношений, становления открытости новому опыту;

Оснащение:

Опросник "Что я думаю о "женском" и "мужском" в воспитании, авторучки на каждого участника тренинга. Большие листы ватмана, краски, маркеры разного цвета для рисунков участников, доска с мелом или маркером для модерации (записи основных пунктов обсуждения), краткий гендерный глоссарий, таймер.
Практическое занятие 5:

А) Самостоятельная исследовательская работа и обсуждение результатов:

Этап 1: Стереотипное изображение гендера в масс-медиа — TV, радио, пресса;

Этап 2: Контент-анализ гендера и возрастных ролей в рекламе.

Б) Терминологическая разминка

Литература:

Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 60 с.
Клецина И.С.Практикум по гендерной психологии. — СПб: Изд-во Питер, 2003. — 480 с.
Хотинец В.Ю. Четыре метода анализа документов в социально-психологических исследованиях: Учеб.пособие/ УдГУ.-Ижевск, 2001.- 62 с.
Практическое занятие 6:

Просмотр и обсуждение видеофильма "Мужчина и женщина" часть 2 "Жизненные пути", часть 3 "Материнская дилемма"

Оснащение:

Видеофильм "Мужчина и женщина" — Великобритания, ВВС, 1997 /документальный сериал продолжительностью 300 минут в 3-х частях, ведущий — ученый Десмонд Моррис.
Видеодвойка: видеомагнитофон и телевизор.
Практическое занятие 7:

Этап 1: Дискуссия "Зачем гендерное равенство нужно мужчинам и женщинам?"

Описывая идеальные представления гендерно сбалансированного общества, студенты выходят за рамки традиционных полоролевых представлений, делают следующий шаг на пути расшатывания собственных стереотипов.

Главным итогом этого упражнения должно быть предположение, что в новом обществе будут созданы лучшие условия для самореализации каждого человека, что проблематика гендерного равенства важна как для женщин, так и для мужчин.

Этап 2: Просмотр и обсуждение видео-роликов "Равные права, равные возможности?" и "Дискриминация мужчин" (производство ОО "Фемина").

Литература:

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-н-Д: изд-во "Феникс", 1998 — 448 с.
Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Монография. — Оренбург, ИПК ОГУ, 2000. — 167 с.
Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: прайм — Еврознак, 2002. — 320 с.
Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие/ Под ред. И.А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб: Алетейя, 2001. — 708 с.
Клецина И.С.Практикум по гендерной психологии. — СПб: Изд-во Питер, 2003. — с. 50.
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. — 92 с.
Луковицкая Е.Г. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 88 с.
Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару. — М.: Изд-во "Прометей", 1996. — 42 с.
Практическое занятие 8:

Карьера в жизненной стратегии мужчины и женщины.

В ходе обсуждения контрольных вопросов и выполнения серии практических заданий необходимо добиться большего понимания происхождения проблем двойственности ролей, которая ожидает женщину в процессе жизненного и социального взросления.

Занятие заканчивается просмотром и обсуждением видео-ролика "Формула успеха" (производство ОО "Фемина"). Позитивные модели успешных женщин. Домашнее задание — эссе на тему: "Моя будущая карьера".

Оснащение:

Статистические данные по проблемам представительства женщин во власти и разнице в уровне зарплат мужчин и женщин в разных странах.
Раздаточный материал "Личностные качества эффективного руководителя";
Раздаточный материал "Характеристика основных стилей руководства";
Раздаточный материал "Различия в стилях руководства лидеров-мужчин и лидеров-женщин";
Бланк утверждений, касающихся разных аспектов и точек зрения на проблемы, связанные с женской карьерой;
Литература:

Текст контрольных вопросов и серии практических заданий по учебному пособию:
Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. — СПб: Изд-во Питер, 2003. — с.314-328.
Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Монография. — Оренбург, ИПК ОГУ, 2000. — 167 с.
Практическое занятие 9:

Имидж женщины-политика, мужчины-политика.

В ходе дискуссии выявляются представления о содержании и способах формирования привлекательного образа женщины-политика и мужчины-политика.

Оснащение:

Аудио-магнитофон.

Примерные темы для обсуждения:

Существуют ли различия в восприятии женщин-политиков и мужчин-политиков?
Что нравится в женщинах-политиках и мужчинах-политиках? Что представляется недопустимым для мужчин-политиков и женщин-политиков?
Есть ли различия в поведении, которое должны демонстрировать мужчины-политики и женщины-политики (например, различия в жесткости, агрессивности, эмоциональности, доминантности)?
Какая информация о личности мужчины и женщины политиков особенно важна для формирования их привлекательного образа (образование, опыт, возраст, ценностные ориентации, мотивация, способности, дети, семья, привычки и т.д.).
Каким должен быть внешний облик мужчины-политика и женщины-политика (стиль и цвет в одежде, украшения, связь их с возрастом и т.д.)? и др.
Содержание вопросов может изменяться в зависимости от хода дискуссии.
Итоги дискуссии оформляются в виде отчета, в котором рассматриваются высказывания участников: содержание, эмоциональная окрашенность, привязанность к гендерным стереотипам.

Литература:

Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. — СПб: Изд-во Питер, 2003. — с.330-332.
Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям.- М.: Народное образование, 2002. — с.576.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия. — Киев: Ваклер, 2000. — с. 622
Практическое занятие 10:

Просмотр и обсуждение видеофильма "Мужчина и женщина" часть 3 "Война" полов".

Оснащение:

Видеофильм "Мужчина и женщина" — Великобритания, ВВС, 1997 /документальный сериал продолжительностью 300 минут в 3-х частях, ведущий — ученый Десмонд Моррис.
Видеодвойка: видеомагнитофон и телевизор.
Форма контроля выполнения самостоятельной работы — собеседование, реферат.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАЗРАБОТКИ

Развитие гендерных исследований в России.
Проблема гендерной стратификации.
Традиционные женские и мужские роли.
Образы женщины и мужчины в современной литературе.
Асимметрия гендерной социализации в детском возрасте.
Гендерные стереотипы и проблема самореализации личности.
Гендерные стереотипы и социализация во взрослом возрасте.
Гендерные барьеры и проблема самореализации мужчин и женщин.
Формирование половой идентичности в процессе социализации.
Психология половых различий.
Маскулинность, фемининность и адаптивное поведение.
Проблема пола в аналитической психологии.
Семейные и профессиональные роли женщины.
Женщина и профессиональная карьера.
Гендерные отношения в семье.
Социально-психологические проблемы профессиональной реализации женщин.
Как влияют полоролевые стереотипы на личность.
Индивидуальная психология А.Адлера и его идеи взаимодействия полов.
Проблема лидерства в отечественной и зарубежной психологической науке.
Гендерные исследования лидерства.
Теории лидерства. Гендерный аспект.
Женское лидерство как социально-психологический феномен.
Влияние мотивации достижения успехов и избегания неудач (гендерный аспект).
Женщины и политическое лидерство.
Лидерство. Гендерные перспективы.
Стандарты ООН в отношении участия мужчин и женщин в принятии решений.
Роль гендера в выборе стратегии и тактики развития общества.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-н-Д: изд-во "Феникс", 1998 — 448 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — С-Пб.: — Питер, 2001. — 288 с.
Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Монография. — Оренбург, ИПК ОГУ, 2000. — 167 с.
Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: прайм — Еврознак, 2002. — 320 с.
Введение в гендерные исследования. В 2 ч.: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб: Алетейя, 2001. — 708 с.
Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Boys and girls learn differently!: Руководство для педагогов и родителей: Пер. с англ. / -M: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2004. — 301 с.
Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
Клецина И.С.Практикум по гендерной психологии. — СПб: Изд-во Питер, 2003. — 480 с.
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. — 92 с.
Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2003. — 336 с.
Липовецкий Жиль Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности/ пер. с фр. — СПб.: Алетейя, 2003. — 512 с.
Луковицкая Е.Г. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 88 с.
Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару. — М.: Изд-во "Прометей", 1996. — 42 с.
Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М.: Информация — ХХI век, 2002. 256 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб: Питер, 1999. — 608 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии, 1989, №5, с. 80-85
Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991, № 4.
Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2002. — с.560
Бендас Т.В. Психология лидерства: гендерный и этнический аспекты / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, специальность 19.00.05 — социальная психология.
Бендас Т.В. Гендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей //Вестник ОГУ №1, 2001, с.19-23
Бианки В.Л., Филиппова Е.Б. Асимметрия мозга и пол. СПб., изд-во С. -Петербугского университета, 1997
Бовуар де С. Второй пол. СПб, 1997
Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 60 с.
Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1998.
Большаков А.С. Менеджмент: Стратегии успеха. — СПб.: Издательский Дом "Литера", 2001. — 224 с.
Вейнингер О. Пол и характер: принципиальное исследование. — М.: ТЕРРА, 1999. — 464 с.
Видеофильм Мужчина и женщина. — Великобритания, ВВС, 1997 /документальный сериал продолжительностью 300 минут в 3-х частях.
Воронина О.А. Введение в гендерные исследования // Материалы Первой Российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96". — М.. 1997. с.29-34.
Воронина О.А. Основы гендерной теории и методологии // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций/ Под общ. Ред. О.А. Ворониной. — М.: МЦГИ — МВШСЭН, 2000. — с.13-108.
Воспитание граждан нового поколения: гендерный подход в парламентском образовании школьников. — М.: Издательство "МИК", 2003. — 224 с.
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. — Ростов-на-Дону, 1996. — 448 с.
Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под общ. ред. М.М. Малышевой. М.: Academia, 2002.- 540 с.
Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. — Человек в системе наук. — М.: Наука. 1989. — с. 171-189
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой.–М.: "РОССПЭН", 2002.–168 с.
Женщина и профессиональная карьера // Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. М., 1996, с.112-124
Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера //
Колесов Д.В. Биология и психология пола. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 176 с.
Кон И.С. Психология половых различий// Вопросы психологии, 1981, №2, с.47-48
Комплексная модель гендерного образования: от ВУЗа к школе. / Материалы к летней школе. Иваново: Ивановский Центр гендерных исследований, 2003.
Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для ВУЗов. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
Кухарчук А., Костюкович А. Женское лидерство как социально-психологический феномен / Материалы 2-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 3-4 декабря, 1999
Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. — СПб.: Питер Ком, 1998. — 688 с.
Маслоу А. Мотивация и личность, СПб, 1999
Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / Пер. с англ. — М.: Наука, 1998.
Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии, 2000, № 1.
Недяк И.Л. теория и практика избирательных кампаний (гендерный аспект). –М.: Эслан, 2002. — с. 272.
Ольшанский Д.В. Политическая психология. — СПб.: Питер, 2002. — 576 с.
Петренко В.Ф., Митина О.В. Россиянки и американки: стереотипы поведения (психосемантический анализ) / СОЦИС, М., №8. 2001
Петренко В.Ф., Митина О.В. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и в США) // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — с.68-86
Политическая психология: Учебное пособие для ВУЗов / Под общ. Ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. — М.: академический Проект, Екатеринбург: деловая книга, 2003. — 858 с.
Пономаренко Т.В. Социально-психологические особенности политического лидерства женщин (на материалах постсоветсткого периода) // Диссертация на соискание уч. степени к. психол. н. М.: Государственный университет управления, 2001
Попова Л.В. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999 с.119-130.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия. — Киев: Ваклер, 2000. — с. 622
Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. — М.: Ваклер, 2000
Преображение. Научно-литературный альманах. № 6, 1998
Психология личности т.1, т.2 Хрестоматия / сост. Райгородский Д.Я.. — Самара: Издательский Дом "Бахрах", 2000
Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. т.1. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом "Бахрах", 1999. — 608с.
Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. т.2. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом "Бахрах", 1999. — 576с.
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. -800с.
Тулеев А.Г. Политическое лидерство: сущность, содержание, функции // Вестник МГУ, серия 12. Политические науки, 1999, №5. с. 65-72.
Успенская В.И. О перспективах политического партнерства полов. Материалы к теме "Идея партнерства женщин и мужчин в современном мире" // Материалы Первой Российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96". — М.: МЦГИ, 1997. — с.65-69.
Фатыхов С.Г. История женщины: Этнокультурная ретроспектива и краткий анализ фактов, обрядов, легенд, обычаев и ритуалов. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. — 464 с.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991 с.369-385
Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. — СПб.% Речь, 2001. — 240 с.
Хорни К. Женская психология. СПб: Вост.-Европ. Ин-т психоанализа, 1993. С.76-87
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 76-107, 127-145, 261-277.
Хотинец В.Ю. Четыре метода анализа документов в социально-психологических исследованиях: Учеб.пособие / УдГУ.-Ижевск, 2001.- 62 с
Шейнов В.П. Психология власти. — М.: Ось-89, 2003. — 528 с.
Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям.- М.: Народное образование, 2002. — с.576.
Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для ВУЗов. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 448 с.
Шестопал Е.Б. Личность и политика. — М., 1988
Шпаковская Е. Влияние мотивации достижения успеха и избежания неудач на поведение человека (женский аспект проблемы) / www.komanda.ru, 2003
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994
Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований / РАН. ИНИОН, Саратов, Гос. Техн. Ун-т. Центр соц. политики и гендерных исслед. — М., 2001. — 254 с.