Объем курса (часы):    74
Название ВУЗа:    Санкт-Петербургский государственный университет
Психологический факультет, кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности

Основная аудитория:    преподаватели
Раздел:    Психология
 
Вводные замечания
Программа курса разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования "Государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 020400 — Психология" и одобрена Ученым советом психологического факультета

Цель курса: формирование представлений о понятии гендер в психологии

В задачи курса входит формирование знаний и умений по анализу гендерного фактора и навыков в проведении гендерных исследований.

В результате изучения материалов курса студенты должны:

приобрести теоретические знания о роли гендера в психологии
систематизировать знания по гендерным исследованиям
уметь анализировать гендерные проблемы и применять знания в социальной практике
ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1.Понятия пола и гендера (4 ч.лекций, 2 ч. семинар )

Пол как критерий дифференциирования. Критерии пола. Относительность биологических критериев пола. Феномен бисексуальности и транссексуализма. История "отделения" гендера от пола в антропологических, социлогических и психологических исследованиях (М. Мид, А.Окли, Г. Рубин). Историческая, географическая и ситуативная относительность гендерного поведения, ролей и характеристик (М. Мид, Б.Торн). Легитимация гендерных различий через идеологию "естественности". Работы русских психологов конца XIX — начала XX вв. по психологии женщин (Астафьев, Лапинский, Михайлов, Шкляревский). Обзор и критика современных теорий полового диморфизма (В.Геодакян, Д.Муни). Археология гормонов ( Одсхорн). Три уровня функционирования понятия "гендер" (С.Хардинг). Гендерные различия на социально — структурном уровне как система властных отношений. Влияние социальной практики: профессиональная сегрегация и институциональный сексизм. Межличностный уровень гендерных различий: гендер как социальный маркер. Индивидуальный уровень: гендер как проявление маскулинности-фемининности. Гендерная типизация. Гендерные стереотипы. Функции гендерных стереотипов: защитная, регулятивная, интерпретационная, контролирующая, трансляционная. Концепция гендерной системы И. Хирдман. Гендерный дисплей (И. Гоффман).

Тема 2. Проблемы различий/подобия между мужчинами и женщинами (2 ч.лекций)

История исследования различий подобия мужчин и женщин в психологии (М. Якоби, Х.Томпсон, Л.Холлингворт). Женские и мужские исследования. Гендерные исследования Эволюция понятий маскулинности и феминниности (З.Фрейд, К. Юнг, К.Хорни, С.Бем). Концепция андрогинии. Иерархия и ассимметрия гендерных качеств. Современный анализ исследований по гендерным различиям (Маккоби и Джеклин, Хайд).

Тема 3. Методология психологических исследований по гендерным различиям (2 ч.лекций, 2 ч.семинар)

Исследовательский цикл гендерных различий (Ш.Хайд). Источники предубеждений: теоретические концепции и ценностные предпочтения исследователей. Постановка целей и задач исследования, выбор методов исследования. Сбор данных, выбор объектов исследования, эффекты наблюдателя и экспериментатора, парадоксы статистической обработки. Виды интерпретаций, дальнейшее цитирование. Количественные и качественные методы. Участники исследования. Влияние исследования на исследовательницу(я) и испытуемых. Феминистские ценности и методы исследования. Коллективная работа памяти
( Ф.Хауг).

Тема 4. Гендерные различия в возрастной динамике (4 ч.лекций, 2 ч. семинар)

Теории социализации и гендер. Критика психоанализа в контексте андроцентризма, интрапсихизма, детерминизма. Теория когнитивного развития. Теория социального научения. Теория гендерной схемы С. Бем. Гендер как познавательная категория. Процесс гендерной схематизации. Особенности конструирования гендерного восприятия: поляризация мужского и женского, биологический детерминизм (Б. Ананьев). Тренинг гендерного поведения в процессе социализации.

Тема 5. Межкультурные и индивидуальные различия и подобия (4 ч.лекций, 2 ч семинар)

Мультифакторные влияния на восприятие сходства и различий между мужчинами и женщинами.. Пол/гендер, возраст, классs, типы сексуальности, этничность. Динамика восприятия различий взависимости от рамок восприятия и ценностей наблюдателя, участника, исследователя. Новейшие концепции гендера. Гендер как маскарад идентичностей (Дж.Ривьер, Дж.Батлер). Формирование психологии мужчин и женщин. Влияние средовых факторов. Специфика социального опыта. Конструирование мужской идентичности. Гендерное насилие и проституирование. Трэффик женщин. Влияние средств массовой информации. Порнография. Феминистские дискуссии о порнографии. Интернализация средовых влияний. Психология дискриминируемых групп.

Тема 6. Гендер и здоровье (2 ч.лекций, 2 ч. семинар)

Нормативный подход и двойной стандарт в сфере психического здоровья. Андроцентричный, маскулинный и андрогинный подходы к психическому здоровью. Ненормативный подход как альтернатива. Гендерные предубеждения у специалистов и их осознание. Феминистская психотерапия. Феминистская интерпретация психоанализа (Миллер, Орбах и Эйхенбаум, Коршак). Радикальная феминистская терапия и ценности социальных изменений

Тема 7. Основные проблемы и дискуссии по гендерным проблемам в психологии (4 ч.лекций)

Эмоции, коммуникации, мораль и этика (К.Гиллиган). Социальное конструирование эмоций (Ф.Хауг, Дж.Кроуфорд). Сексуальность и власть (М.Фуко). Практики контроля через патологизацию сексуальности. Социальное конструирование сексуальности. Миф о сексуальной комплиментарности. Социализация тела и его восприятия. Родительство. Социальное воспроизводство материнства (Н.Ходоров, М. Айрланд). Работа и достижения. Исследования мотивации и профессиональной карьеры женщин.

Тема 8. Перспективы психологических исследований (2 ч.лекций)

Прикладные вопросы исследований различий/сходства мужчин и женщин: педагогика, здравоохранение, рынок труда, политика. Российские исследования социально-половых различий: миф о бесполости воспитания, недифференцированность пола и гендера; специализация и социализация гендерных различий. (Агеев, Ананьев, Гундаров, Гарбузов) Нейтрализация гендерных различий в образовательных программах Скандинавских стран. Ресоциализация. Перспективы психологических исследований гендерных различий мужчин и женщин. Метаанализ. Политика исследований гендерных различий.

Активные методы обучения.

Коллективная работа памяти: качественный междисциплинарный метод по исследованию социализации телесности. Анализ личных историй социализации частей тела (по выбору студентов).

Дискуссии по письменным работам на темы: "Стоит ли менять гендерные стереотипы?", "От чего защищать женщин", "Гендерный анализ психотерапевтических направлений", "Как Вы себе представляете здорового мужчину и женщину?".

Тренинг: Со-консультирование по теме гендерных различий/сходства мужчин и женщин.

Материальное обеспечение дисциплины:

Опросники и анкеты: Гендерные стереотипы, Методика на измерение андрогинии, Ценности консультирования, Мифы о насилии.

Основная литература

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие М., 1990.
Алешина Ю., Волович А., Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины// Вопросы психологии, 1991, N 4.
Ананьев Б. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1980.
Воронина О.А. Введение в гендерные исследования // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерныи исследованиям"Валдай-96", М., 1997.
Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения, М, 1995
Катберг А. Одна теория о том, как развиваются гендерные роли в современной России. Феминистская теория и практика: Восток-Запад, Спб, 1996.
Либоракина М.И. Рыбалкина Н. Гендерное измерение социализации // Гендерные аспекты социальной трансформации,М., 1996.
Мещеркина Е.Ю. Институциональный сексизм и стереотипы маскулинности// Гендерные аспекты социальной трансформации.М., 1996.
Теория и история феминизма, курс лекций, Под ред.И. Жеребкиной, Ф-Пресс, Харьков, 1996.
Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии// Вопросы психологии, 1987, N 4.
Розин В.М. Формирование секса // Любовь и сексуальность, М., 1999, Логос.
Ходырева Н.В. Психология женщин // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерныи исследованиям "Валдай-96", М., 1997.
Ходырева Н.В. Гендер в психологии: история, подходы, проблемы //Вестник Санкт-Петербургского Университета, сер.6, вып. 2 (№ 13), 1998.
Ходырева Н.В. Гендерный аспект в консультировании и психотерапии женщин// Кризисный центр для женщин: опыт создания и работы, М., Преображение, 1998.
Хорни К. Женская психология. Спб, 1993.
Чирикова А. Женщина во главе фирмы., М., 1998.
Уэст К. Зиммерман Д Создание гендера // Гендерные тетради Вып.1, Спб., 1997
Bem S. The Lenses of Gender. Transforming the Debate on Sexual Inequality, Yale University Press, 1993.
Burn Sh.M. The Social Psychology of Gender McGraw-Hill, 1996
Hyde J.The Half of Human Experience:The Psychology of Women, Lexington, 1985.
Maccoby E., Jacklin C. The Psychology of Sex Difference, Stanford University Press; Palo Alto, 1974.
Paludi M. Exploring-Teaching The Psychology of Women, State University of N.Y.Press, 1990
The Psychology of Women. Ongoing Debates (ed. Walsh M.) Yale University Press, 1987
Unger U., Crawford M. Women and Gender. A Feminist Psychology, McGraw-Hill, 1992.
Women, Men and Gender: Ongoing Debates (ed. Walsh M.) Yale Univ.Press, 1997
Дополнительная литература

Виткин Дж. Правда о женщинах, Питер, 1996.
Гендерные исследования (под ред Жеребкиной И.) Вып.1,2,3,4, Харьковский Центр Гендерных исследований, 1998-2000.
Клименкова Т. Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России.,М., Преображение, 1996.
Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения.М., Наука, 1989.
Росс Л. Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999.
Gender and Equality as Quality in School and Teacher Education (ed . A.-L. Arnesen), Oslo, 1995.
Hirdman Y. The Gender System // Moving on. New Perspective on the Women's Movement. ed. Anreasen T., Aarhus Univ.Press, 1991.
Oakley A. Sex, Gender and Society. London:, 1972.
Oudshoorn N. Beyond the Natural Body. An archeology of sex hormones.
Routledge, London and N.-Y., 1994
Rubin G. The traffic in women: notes on the political economy of sex // Toward an Antropology of Women/ Reiter R.R. Monthly Review Press,New York, 1975.
Ussher J., Nicolson P. Gender Issues in Clinical Psychology, Routledge, L. and N.Y. 1992.