Объем курса (часы):    16
Регион:    Россия, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ
Название ВУЗа:    Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова
Факультет русской филологии

Основная аудитория:    студенты старших курсов
Раздел:    Литературоведение
 
Цель спецкурса:

познакомить студентов с историей, основными понятиями и подходами гендерной теории;

показать возможность применения гендерной методологии при анализе произведений литературы

ЛЕКЦИИ (8 часов)

Лекция 1. (2 часа)

Понятие "гендер". Основные направления гендерной теории
Понятие "гендер" и научный контекст его возникновения. Дифференциация понятий "пол" и "гендер". Основные понятия и направления гендерной теории. Культурно-символическая функция фемининности и маскулинности. Фемининные и маскулинные общества (по Хофстеде). Междисциплинар-ность гендерных исследований. Гендерные исследования в гуманитарных науках.

Лекция 2. (4 часа)

Феминизм: основные идеи, направления и теории

Феминизм как альтернативная философская концепция социокультурного развития. Проблема равноправия полов в европейской интеллектуальной традиции. Суфражизм. Новый виток в развитии феминистских идей: 1960-е годы и 2-я волна женского движения. Концепции либерального, марксистского, социалистического, радикального, психоаналитического и постмодер-нистского феминизмов. Возникновение и институализация "женских иссле-дований". Роль феминистской теории в гендерных исследованиях.

Лекция 3. (2 часа)

Гендерный подход в литературоведении

Феномен феминистской литературной критики. Реконструкция истории литературы, альтернативные прочтения уже знакомых текстов, новые аппарат литературной теории и интерпретативные стратегии. Понятие "женской литературы" и "женского письма". Специфика "женского взгляда": требования "подлинного опыта" и "специфической перспективы". Идея женской автономности и ее раскрытие в художественных произведениях: поиск героинями своего подлинного "я", самоопределение и самоосуществеление фиктивного или подлинного женского образа.

СЕМИНАРЫ (8 часов)

На семинарских занятиях предполагается обсуждение и анализ произведений художественной литературы в рамках нескольких заранее заявленных тем с применением новых интерпретативных стратегий. Объектом обсуждения могут стать любые художественнее тексты, созданные во 2-й половине ХХ века.

1 занятие (2 часа)

Женщина как творец собственной судьбы в "мужских" текстах

Репрезентация женщины как автономной, то есть самоуправляющейся и са-моопределяющейся личности. Раскрытие женской индивидуальности, поиски героинями самоидентичности. Специфика мужских персонажей как носителей стереотипного клишированного мышления и, как следствие, невозможность диалога между полами.

Рекомендуемая художественная литература:

Макс ФРИШ. Homo Фабер.
Джон ФАУЛЗ. Женщина французского лейтенанта.
Аласдер ГРЕЙ. Бедные-несчастные.
2 занятие (2 часа)

Тема воспитания и становления личности в "женских" текстах
(на примере австрийской женской прозы)

Прорыв "женского молчания". Биографичность "женских" текстов. Пробле-ма свободной реализации личности, подгонка под традиционные схемы поведения. Специфика оппозиции "я-другие".

Рекомендуемая художественная литература:

Барбара ФРИШМУТ. Монастырская школа.
Эльфриде ЕЛИНЕК. Пианистка; Любовницы. 
- "Высказать невысказываемое, произнести непроизносимое…". С авст-рийской писательницей Эльфридой Елинек беседует Александр Белобра-тов //Иностранная литература. 2003. №2. С.286-292.
Бригитта ШВАЙГЕР. Откуда в море соль //Иностранная литература. 2002. №1.
3 занятие (2 часа)

Стратегии выживания: попытка профессиональной реализации в мужском мире

Судьба женского в обезличивающем обществе: нивелировка как человеческой индивидуальности, так и биологической природы.

Рекомендуемая художественная литература:

1. Криста ВОЛЬФ. Опыт на себе. Размышления к протоколу одного эксперимента.
2. Ирмтрауд МОРГНЕР. Канат над городом (В сб-ке: Новелла ГДР. 70-е годы. М., 1980. С340-347).

4 занятие (2 часа)

Воспроизводство гендерных стереотипов в произведениях массовой литературы

Отражение гендерных стереотипов в массовой литературной продукции, их изменение под влиянием феминистских идей. Новые типы отношений. Стандартные компоненты типичного "любовного романа": сюжет, героиня, герой, обстановка, ухаживание, конфликт, развязка. Стереотипные репрезентации фемининности и маскулинности.

Рекомендуемая художественная литература:

2-3 любых романа в жанре "романс", написанных в разные десятилетия (1960-1970-е и 1980-1990-е годы).

ЛИТЕРАТУРА:

Абубикирова Н.И. Что такое "гендер"? // Женщина в обществе: мифы и реалии. Сб-к статей /Редактор-составитель Круминг Л.С. М., 2000. С.84-87.

Айвазова С.Г. К истории феминизма //Женщина в обществе: мифы и реалии. Сб-к статей /Редактор-составитель Круминг Л.С. М., 2000. С.43-57.

Анцыферова О.Ю. "Новая женщина": художественный вымысел и факт. Лики феминизма на рубеже ХIХ-ХХ вв. // Женщина в россий-ском обществе. 2003. №1-2 (28-29). С.65-72.

Батальное полотно "он" и "она" в поисках равновесия: литературный гид //Иностранная литература. 2003. №6.

Бовуар С. де. Второй пол. М., СПб., 1997.

Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных иссле-дований //Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций /Под общ. ред. О.А. Ворониной. М., 2001. С. 13-106.

Вулф Н. Миф о красоте //Иностранная литература. 1993. №3. С.219-235.

Гречушникова Т.В. Загадки гендерной идентичности в немецкоязычной женской прозе конца ХХ века //Женщины. История. Общество /Под общ. ред. В.И. Успенской. Вып.2. Тверь, 2002. С.251-258.

Жеребкина И. "Прочти мое желание…". Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000.

Жеребкина И. Феминистская литературная критика // Введение в гендерные исследования. Ч.1. Уч. пособие /Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков, СПб., 2001. С.543-561.

Колодны А. Танцы на минном поле. Некоторые наблюдения относительно теории, практики и политики феминистской литературной критики //Введение в гендерные исследования. Ч.2. Хрестоматия /Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков, СПб., 2001. С.822-851.

Кон И. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире //Введение в гендерные исследования. Ч.1. Уч. пособие /Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков, СПб., 2001. С.562-605.

Кукес А.А. Гендерные исследования и женская автобиографическая проза ("Образы детства" Кристы Вольф в контексте метода баланса Дж. Бенджамен) //Женщина в российском обществе. 2003. №1-2 (28-29). С.47-64.

Ландер А.А. "Наивное письмо" как возможная вербализация женского опыта и проблема социолингвистического анализа //Доклады 2-й международной конференции "Гендер: язык, культура, коммуникация". Москва, 22-23 ноября 2001 года. М., 2002. С.223-227.

Рюткенен М. Гендер и литература: проблема "женского письма" и "женского чтения" //Филологические науки. 2000. №3. С.5-17.

Сиксу Э.Хохот Медузы //Введение в гендерные исследования. Ч.2. Хрестоматия /Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков, СПб., 2001. С.799-821.

Строганова Е.Н. "Заветный вензель" Ж да З. Жорж Санд в русском литературном каноне //Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. Сб-к статей /Под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. Вып.2. М., 2000. С.155-170.

Строганова Е.Н. "Она не удостаивает быть умной…" ("Война и мир" в гендерном прочтении) // Женщины. История. Общество /Под общ. ред. В.И. Успенской. Вып.2. Тверь, 2002. С.229-243.

Трофимова Е.Н. Еще раз о "Гадюке" Алексея Толстого (попытка гендерного анализа) //Филологические науки. 2000. №3. С.70-80.

Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера //Хрестоматия феминистских текстов. Переводы /Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. СПб., 2000. С.193-219.

Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.

Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.

Хайдебранд Р., Винко С. Работа с литературным каноном: Проблема гендерной дифференциации при восприятии (рецепции) и оценке литературного произведения //Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. Сб-к статей /Под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. Вып.2. М., 2000. С.21-80.

Чучин-Русов А.Е. Гендерные аспекты культуры //Женщина в обществе: мифы и реалии. Сб-к статей /Редактор-составитель Круминг Л.С. М., 2000. С.58-71.

Шаберт И. Гендер как категория новой истории литературы //Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. Сб-к статей /Под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. М., 1999. С.109-130.

Эрих-Хэфели В. К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе ХУШ века: психоисторическая значимость героини Ж.-Ж. Руссо Софи //Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. Сб-к статей /Под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. М., 1999. С.55-107.