Объем курса (часы):    34
Название ВУЗа:    Невский институт языка и культуры
Факультет технологий профессионального роста, кафедры гендерных исследований

Основная аудитория:    Студенты 1-3 курсов отделений "Связь с общественностью" и "Лингвистика и межкультурная коммуникация".
Раздел:    Литературоведение
 
Курс "Гендерный анализ современной отечественной женской прозы" предназначается для студентов дневной и вечерней форм обучения по программе "Гендерные исследования".

Целью данного спецкурса является ознакомление студентов с основными понятиями гендерных исследований, с характеристикой современного литературного процесса России, в том числе, с наиболее представительными литературно-эстетическими течениями, с творчеством современных женщин-писательниц с точки зрения гендерных стратегий их текстов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ ПО ЧАСАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

№    Наименование разделов и тем    Количество часов
Лекции     Практические
1.    Гендерные исследования в гуманитарных науках и литературоведении.    2     
2.    Специфика современной отечественной женской прозы
2     
3.    Парадигмы фемининности и основные подходы к изучению женской прозы.     10     
4.    Образы женственности в творчестве современных российских писательниц.     20     
Тематический план спецкурса

Гендерные исследования в гуманитарных науках и литературоведении.

Специфика современной отечественной женской прозы.

Парадигмы фемининности и основные подходы к изучению женской прозы.

Образы женственности в творчестве современных российских писательниц.

Содержание тем

Тема 1. Гендерные исследования в гуманитарных науках и литературоведении.

Понятие "гендер" в современной науке. Феминизм и гендерные исследования. Перспективы гендерологии в России. Гендерные центры в Санкт-Петербурге. Формирование гендерного литературоведения в России.

Тема 2. Специфика современной отечественной женской прозы.

Основные имена, художественно-эстетические принципы, проблематика, степень изученности. Основные подходы к изучению женской прозы.

Тема 3. Парадигмы фемининности и основные подходы к изучению женской прозы.

Социологическая парадигма фемининности и социологический подход к анализу женской прозы. Исторические модели соотношения полов. Основные идеи американской феминистской критики.

Психоаналитическая парадигма фемининности и психоаналитическая методология анализа текстов женщин-писательниц. Образ женщины в учении З. Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Ж. Лакан, Н. Чодороу и др.). Интерпретация женственности в работах К.-Г. Юнга и постъюнгианцев. Гипотеза о четырех архетипических фазах становления женственности. Психоаналитическая типология постсоветской женской прозы (И. Жеребкина).

Постмодернистские представления о женственности и постмодернистский подход к анализу женской прозы. Понятие о постмодернизме как типе современного сознания и эстетическом течении. "Женские" качества менталитета современного человека.

Тема 4. Образы женственности в творчестве современных российских писательниц.

"Исчезновение" женщины в художественном мире Л. Петрушевской.

Концепция андрогинности в творчестве Т. Толстой.

Отражение феминистских идей в прозе С. Василенко.

Экзистенциальный парадокс в соотношении "мужского" и "женского" в произведениях М. Палей.

Постмодернисткая концепция женственности в творчестве В. Нарбиковой.

Идея отражения гендерной принадлежности автора в тексте (проза и критика О. Славниковой).

Художественные эксперименты в прозе М. Голованивской, А. Гостевой, Ю. Кисиной.

Феномен Л. Улицкой.

Типологические особенности современной российской прозы в аспекте гендерного анализа.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов планируется в следующих формах:

Работа с основной и дополнительной рекомендованной литературой.

Написание эссе (по выбору).

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Промежуточной формой контроля является собеседование по художественным текстам (середина семестра).

Итоговой формой контроля является зачет (конец семестра).

Вопросы для зачета

Понятие "гендер" в современной науке.

Гендерные и феминистские подходы в гуманитарных науках: сходство и различие.

Женщины - писательницы и основные литературные течения в России (общая характеристика).

Исторические модели соотношения полов и современная женская проза России.

Основные идеи американской феминистской критики и их адаптация к российскому контексту.

Образ женщины в учении З. Фрейда и неофрейдистов.

Концепция женственности в работах Юнга и постъюнгианцев.

Психоаналитическая типология современной отечественной женской прозы.

Постмодернизм как тип современного сознания (мировоззренческие установки постмодернизма).

"Женская" природа постмодернистской эстетики.

Творчество Л. Петрушевской: трансформация концепции женственности.

Гендерная проблематика в сборнике Л. Петрушевской "Дом девушек".

Стратегия утверждения андрогинности в рассказах Т. Толстой.

Роман Т. Толстой "Кысь" в контексте современной отечественной женской прозы.

Дискриминация мужского и построение феминоцентричной мифологии в произведениях С. Василенко ("Звонкое имя", "Дурочка").

Экзистенциальный парадокс в соотношении "мужского" и "женского" в произведениях М. Палей ("Кабирия с Обводного канала", "Long Distance, или Славянский акцент").

Постмодернистская концепция женственности в повести В. Нарбиковой "Равновесие света дневных и ночных звезд".

"Женское письмо" О. Славниковой ("Стрекоза, увеличенная до размеров собаки", "Один в зеркале").

Роль художественного эксперимента в прозе М. Голованивской, А. Гостевой, Ю. Кисиной (по выбору).

"Казус Кукоцкого" Л. Улицкой как феномен Букеровской премии 2001 г.

Типологические особенности современной российской женской прозы в аспекте гендерного анализа.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАЧЕТА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ

Для получения зачета студент должен пройти собеседование по текстам и ответить на вопрос зачета.

На зачете, отвечая на вопрос, студент должен показать владение системным подходом к исследованию гендерной проблематики современной женской прозы, представить развернутый ответ на вопрос и продемонстрировать умение анализировать художественный текст в данном аспекте.

Рекомендованная литература.

Обязательные художественные тексты:

Петрушевская Л. Свой круг. Время - ночь. Смотровая площадка. Рассказы.

Толстая Т. Рассказы. Кысь.

Василенко С. Звонкое имя. Хрюша. Дурочка.

Палей М. Кабирия с Обводного канала. "Long Distance, или Славянский акцент".

Нарбикова В. Равновесие света дневных и ночных звезд.

Славникова О. Стрекоза, увеличенная до размеров собаки. Один в зеркале.

Голованивская М. В прошлом году в Марьенбаде. Буря. Муха-Цокотуха.

Гостева А. Travel Агнец. Притон просветленных (по выбору).

Кисина Ю. Простые желания.

Улицкая Л. Казус Кукоцкого.

Литература (обязательная):

Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. М., 2000.

Габриэлян Н. Ева - это значит "жизнь" (Проблема пространства в современной русской женской прозе) // Вопросы литературы. 1996. №4.

Дополнительная литература:

Воронина О. А. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп. - М., 2001.

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. Книга 3. В конце века. (1986-1990-е годы). - М., 2001.

Абубикирова Н. И. Что такое "гендер"? // Общественные науки и современность. - 1996. №3.

Жеребкина И. "Прочти мое желание..". Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм.

Рюткенен М. Гендер и литература: проблема "женского письма" и "женского чтения" // Филологические науки. 2000. №3.

Шаберт И. Гендер как категория новой истории литературы // Пол. Гендер. Культура. - М., 1999.