Тип курса:    Социология молодежи
Объем курса (часы):    18
Регион:    Россия, г. Саранск
Название ВУЗа:    Мордовский государственный университет
Историко-социологический институт, кафедра социальной работы

Основная аудитория:    Студенты Историко-социологического института отделения
Раздел:    Социология
 
В рамках предлагаемого курса анализируются вопросы социализации молодежи, вопросы межпоколенческих, брачно-семейных взаимоотношений, рассматривается тема молодежных субкультур и молодежной политики с позиций гендерного анализа.

Цель курса - это формирование научного знания о гендерном факторе, влияющем на развитие человека в период юношества и молодости.

В задачи курса входит изучение теоретических и методологических основ понятия "гендер" в ювенологии, формирование навыков и умений по применению гендерного анализа процессов социализации, воспитания, образования новых поколений.

В результате изучения материалов курса студенты должны:

-приобрести теоретические знания о роли гендера в ювенологии
-систематизировать знания о гендерных исследованиях
-уметь анализировать проблемы с применением гендерной интерпретации в социальной практики при работе с подростками и молодежью.

Тема 1. Ювенология как комплексная наука о подрастающем поколении. Лекция.
Тема 2. Гендер как культурно-социальная конструкция пола. Лекция.
Тема 3. Развитие человека в период юношества и молодости: гендерные различия. Лекция-беседа.
Тема 4. Молодежь как социальная группа (гендерный анализ). Семинар.
Тема 5. Гендерный анализ процесса социализации молодежи. Семинар.
Тема 6. Гендерный анализ межпоколенческих отношений. Лекция-беседа.
Тема 7. Молодежь и формы девиантного поведения (гендерный анализ). Семинар.
Тема 8. Молодежь и субкультура. Семинар.
Тема 9. Применение качественных методов для исследования гендерных проблем молодежи. Лекция-беседа.
Тема 10. Молодежная политика: гендерная экспертиза. Лекция-беседа.

Краткий список рекомендуемой литературы:

Бараулина Т., Ханжин А. Конструирование мужской сексуальности через презентацию биографического опыта в интервью // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. СПб., 1997. -С..99-103.

Брандт Г.А. Концепция гендера // ХХI век: будущее России в философском измерении. Материалы Второго российского философского конгресса. Т.3.-Екатеринбург, 1999.

Вейнингер О. Пол и характер. М., 1999.

Добрин К.Ю. Семья. Молодежь. Гендер // http://www.meltingpot.fortunecity.com/rudberg/963/publ/gend_sb_www/chapter_2/dobrin.htm

Здравомыслова О., Арутюнян М., Шурыгина И. Жизненные стратегии современной молодежи. htpp: //www.owl.ru/win/womplus/1998/zdrav.htm

Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ "Я" у подростков // Вопросы психологии, 1989, №3.

Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. - М., Социум, 1999.

Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981, №2

Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во "Институт социологии РАН", 2000.

Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодежи. Красноярск. 1997.

Павловский В.В. Социология молодежи и ювенология // СОЦИС (Социологические исследования), 1999, № 5.

Полутин С. В. Молодежь в системе социального воспроизводства. Социологический анализ. - Саранск: Мордов. Ун-т, 2000.

Репина Т.А. Анализ теорий половозрастной социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии, 1987, № 4.

Силласте Г. Гендерная асимметрия в образовании: взгляд социолога // Высшее образование в России, 2001, № 2.

Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001.

Трещинская Е.А. Некоторые подходы к гендерно-ориентированной социальной работе с молодежью (Опыт проведения социологического исследования) // Социологический сборник. Вып. 7. Ин-т молодежи. Кафедра социологии. Под общ. Ред. В.А.Лукова. - М.: Социум, 2000, -С. 120-124.

Хрестоматия по курсу "Основы гендерных исследований" / Редакц. совет: О.А.Воронина (отв. ред.), Н.С.Григорьева, Л.Г.Лунякова. М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000. 396 с.