Объем курса (часы):    20
Регион:    Россия, г. Екатеринбург
Название ВУЗа:    Уральский государственный университет путей сообщения
Экономический факультет, кафедра "Управление персоналом и социология"

Основная аудитория:    Студенты 3-4 курсов
Раздел:    Социология
 
Оглавление

ТЕМА 1
Гендерная система: определение основных понятий.
ТЕМА 2
Воспитание мальчиков и девочек. Гендерные стереотипы.
ТЕМА 3
Гендерные различия в коммуникации.
ТЕМА 4
Проблема предотвращения насилия в современном обществе. Мужское и женское поведение в деструктивных конфликтах
ТЕМА 5
Гендерные проблемы в процессе обучения.
ТЕМА 6
Гендерные аспекты образования: история и современность. Специфика гендерной педагогики
ТЕМА 7
Воспитание ориентации на родительство как проблема гендерного образования. Формирование партнёрских супружеских и родительских ценностей в процессе воспитания.
ТЕМА 1

Гендерная система: определение основных понятий.

Биологический (sex) и социальный пол (gender). Гендер как идеологический конструкт и социо-культурная конструкция. Основные понятия и термины гендерной теории. Патриархатная, матриархатная и эгалитарная гендерные парадигмы. Гендерный подход в гуманитарных (естественных) науках (в рамках специальности студента). Мужские и женские образы в литературе и искусстве.

Литература

Абубикирова Н.И. Что такое "гендер"? // Общественные науки и современность. 1996. № 6.
Введение в гендерные исследования. В 2 ч. Харьков, СПб., 2001. Ч. 1.
Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. М., 2000. Гл. 1.
Воронина О.А. Основы гендерной теории и методологии // Теория и методология гендерных исследований. М., 2001.
Рябов О.В. Миф о русской женщине в отечественной и западной историософии // Филологические науки. 2000. № 3.
Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии. 1994. № 9.
Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". Раздел 1-2. М., 2001.
Дополнительная литература

Антология гендерной теории. М., 2000.
Воронина О.А. Философия пола // Философия. М., 1998.
Лорбер Д. Пол как социальная категория// Thesis. 1994. № 6.
Пчелинова В. Гендер и профессия // Женщины и экономика. 2001. № 9 (2).
Lips H.M. Sex and Gender: An Introduction. Radford. Univ. Press, 1997.
ТЕМА 2

Воспитание мальчиков и девочек. Гендерные стереотипы.

Механизмы гендерной самоидентификации ребёнка в пространстве семьи. Особенности формирования гендерного самосознания личности в различных типах семей. Семейное воспитание мальчиков и девочек: гендерные нормы и многообразие культурных различий. Влияние сверстников на гендерную самоидентификацию. Роль педагогов в принятии и освоении ребёнком гендерных ролей. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. Гендерные стереотипы в школе.

Литература

Алёшина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.
Арутюнян М. "Кто я?": проблема самоопределения юношей и девушек подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2.
Клецина А.А. Гендерная социализация. СПб., 1998.
Коврикова О.И. Гендерные стереотипы в наследство и их проявление сегодня // Женщина в зеркале социологии. Вып 2. Иваново, 1999.
Котовская М.Г. Мужские и женские образцы поведения в традиционном обществе // Гендер и этнические стереотипы. М., 1999.
Либоракина М., Рыбалкина Н. Гендерное измерение социализации // Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996.
Попова Л.В. Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста // Женщина в российском обществе 1996. № 4.
Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.
Шибанова Л.А. Стереотип маскулинности в массовом сознании российского общества // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Иваново, 2000.
Дополнительная литература

Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексологизация детской субкультуры или горький вкус запретного плода // Мир психологии. 2000. № 14.
Аргер Д. Половые роли в детстве: структура и развитие // Детство идеальное и настоящее. Новосибирск, 1994.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2000.
Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. № 6.
Копцева О.А. Социальная адаптация и проблема стратегии гендерного воспитания // Женщина на рубеже веков. Материалы научно-практической конференции. Магнитогорск, 2001.
Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. № 4.
Basov S.A. Gender stereotypes and roles. Pacific Grove, 1992.
ТЕМА 3

Гендерные различия в коммуникации.

Коммуникативные нормы, принципы и правила. Языковой вкус, речевые манеры и индивидуальный стиль. Учёт гендерных различий в коммуникации. Степени речевой свободы.

Мальчики и девочки: мотивация и особенности общения. Проблемы культурно-речевого воспитания. Особенности коммуникации учителей и учеников в смешанных и однополых коллективах школьников.

Литература

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1993.
Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. М., 1990.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
Колесов В.В. Культура языка — культура поведения. Л., 1988.
Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.
Мухина В., Денисов А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: гендерные различия // Развитие личности. 2002. № 1.
Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998.
Формирование гендерной культуры у студенческой молодёжи. Набережные Челны, 1995.
Дополнительная литература

Борисова И.Н., Купина Н.А., Матвеева Т.В. Основы стилистики, культуры речи и риторики. Екатеринбург, 1995.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.
Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994.
Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. Екатеринбург, 1999.
Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.
Скворцов Л.И. Экология слова или Поговорим о культуре русской речи. М., 1996.
Richards J.A. The philosophy of rhetoric. N.Y., 1965.
ТЕМА 4

Проблема предотвращения насилия в современном обществе. Мужское и женское поведение в деструктивных конфликтах.

Насилие в современом мире. Гендерные стереотипы как один из факторов насилия. Насилие над детьми в семье и школе, его последствия. Международные документы о защите прав ребёнка. Особенности деструктивных конфликтов в школе. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций в классе: гендерный аспект. Роль учителя в обучении толерантным тактикам разрешения гендерных конфликтов.

Литература

Бьеркли В., Хернес И. Приятно быть хорошим // Западный опыт и гендерные исследования в России. М., 2000.
Коробанова О.Л. Психологические особенности ролевого общения учащихся юношеского возраста Автореф. дис. канд. психол. наук. К., 1992.
Мещеркина Е. Институциональный сексизм и стереотип маскулинности // Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996.
Ольвеус Д. Жестокость среди одноклассников: основные сведения и профилактические меры // Перспективы. 1996. № 1.
Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1993.
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М., 2000.
Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М., 1996.
Дополнительная литература

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
Женщины против насилия. М., 1999.
Кочарян А.С. Личность и половая роль. Симптомокомплекс маскулинности / фемининности в норме и патологии. Х., 1996.
Мельниченко С. Предотвращение жестокости по отношению к женщине и детям // Семья в России. 1996. № 2.
Насилие в семье: как бороться с ним государству. М., 1999.
ТЕМА 5

Гендерные проблемы в процессе обучения.

Полоролевые стереотипы в детской литературе, учебных программах. Проявление подростковых гендерных стереотипов во взаимодействии с учителями и со сверстниками в школе. Специфика позитивной и негативной мотивации в учебном процессе у мальчиков и девочек. Игра в процессе обучения: полоролевые стереотипы и гендерный подход. Активное использование диалога в учебном процессе как ведущий принцип гендерного обучения.

Литература

Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2.
Барчунова Т.В. Сексизм в букваре // ЭКО. Новосибирск, 1995.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
Введение в гендерные исследования. М., 2000. Гл. 13.
Газман О.С. В школу — с игрой. М., 1991.
Гриндер М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. М., 1995.
Игры — обучение, тренинг, досуг… М., 1994.
Мишель А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в книгах для детей и школьных учебниках. Париж, 1986.
Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
Попова Л., Орешкина Н. Как школа может содействовать реализации способностей одарённых девочек // Педагогическое обозрение. 1995. № 3.
Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.
Дополнительная литература

Горностай П.П. Творчество как форма освоения и переживания времени личности // Психология личности и время жизни человека. Черновцы, 1991.
Солодников В.В. Идеальный ребёнок в представлении педагогов // Социологические исследования. 1989. № 4.
Gerasimova K., Troyan N.? Zdravomislova E. Gender Stereotypes in Pre-Shool Children” s Litterature // Women s voisces in Russia Today. Dartmouth, 1996.
Hansot E., Tyak D. Gender in American Public Schools // Signs. 1988. Vol. 13, № 4.
Willians J.E., Best D.L. Meassing sex stereotypes: Athyrty-nation study. Beverly Hills, 1990.
ТЕМА 6

Гендерные аспекты образования: история и современность. Специфика гендерной педагогики.

Исторические парадигмы мужского и женского образования в Европе: от античности до современности. Гендерные аспекты образования в России. Обучение мальчиков и девочек в Древней Руси. Специфика светского и духовного образования. Домашнее образование для женщин. Первые светские женские учебные заведения. Борьба за публичное женское образование. Советская школа: политика "равных" возможностей, достижения и недостатки. Традиционная и гендерная педагогика. Гендерный подход в дошкольной педагогике. Гендерное образование в школе и в вузе: перспективы развития.

Литература

Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование. Красноярск, 1995.
Введение в гендерные исследования. М., 2000. Гл. 13.
Вдовюк В., Рыков С. Гендерные исследования в педагогике // Высшее образование в России. 2001. № 4.
Высшее образование в России. Очерки истории до 1917 г. М., 1995.
Гаврилина Л.К., Кошель И.А. Программа факультативного курса "Основы гендерологии" для учащихся общеобразовательных школ // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. № 2.
Гендерный подход в дошкольной педагогике. Теория и практика. В 2 ч. Мурманск, 2001.
Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993.
Костикова И., Митрофанова А. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшее образование. 2001. № 2.
Дополнительная литература

Бреслав Г., Хасан Б. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. № 3.
Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990.
Гендерное образование. Сумы, 2000.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времён до наших дней. В 2 т. СПб., 2000.
Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999.
Федосеева Э.П. Бестужевские курсы — первый женский университет в России. М., 1980.
Флит Н.В. Школа в России в конце ХIХ — начале ХХ вв. Ленинград, 1991.
Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.
Gaulupeau Y. La France a l ecole // Decouvertes Gallimard. Histoire. Paris, 1992.
ТЕМА 7

Воспитание ориентации на родительство как проблема гендерного образования. Формирование партнёрских супружеских и родительских ценностей в процессе воспитания.

Семейное воспитание и воспитание семейственности: гендерный подход. Влияние семейных факторов риска на формирование девиантного поведения матерей и отцов. Особенности поведения депривированных детей. Влияние гендерных различий на формирование жизненных ценностей и представления о будущей семье. Союз семьи и школы в подготовке юношей и девушек к браку и родительству.

Литература

Алёшина Ю.Е., Газман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.
Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социологические исследования. 2000. № 11.
Гурко Т.А., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.
Захаров П.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. № 1.
Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребёнок: семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. № 1.
Кэнфилд К.Р. Как стать хорошим отцом. М., 1999.
Меренков А.В., Рыбцова Л.Л., Кольцова В.А. Семейное воспитание: кризис и пути его преодоления. Екб., 1993.
Ников Г.П. Воспитание будущего семьянина. Уфа, 1985.
Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.
Дополнительная литература

Дементьева И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи. М., 1991.
Крыгина С.Н. Материнская депривация и её влияние на психическое и личностное развитие ребёнка // Женщина на рубеже веков. Материалы научно-практической конференции. Магнитогорск, 2001.
Лагмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
Меренков А.В. Наука и искусство любви. Екб., 2002.
Розин В.М. Судьба молодой семьи. М., 1990.
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь. М., 1985.
Чепурных Е.Е. Преодоление социального сиротства в современных условиях // Сироты России: право ребёнка на семью. Материалы общероссийской конференции. М., 2001.