Объем курса (часы):    2
Название ВУЗа:    Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ)
Кафедра возрастной и педагогической психологии

Основная аудитория:    преподаватели психологии
Раздел:    Психология
 
Преподавание в педагогическом вузе, ориентированное на современные концепции и идеи, так или иначе, включает в себя программы гендерных исследований. "Так или иначе" достаточно точно отражает последовательность и объем гендерного знания в реальной практике, поскольку образование социологов, например, предполагает обязательное включение гендерных проблем в содержание курсов, а образование педагогов и психологов - нет.

Мы считаем, что поколение исследователей и практиков, получающих в настоящий момент высшее профессиональное образование в области педагогики и психологии, крайне нуждается в гендерном образовании для эффективной социальной практики.

Мы сформулировали такую тактику в продвижении гендерных исследований, первый этап которой связан с активным гендерным просвещением. Для этого мы используем ключевую "технику" - гендерный анализ в качестве инструмента познания социальной реальности, который позволяет понять взаимодействие мужчин и женщин в контексте культуры и социальных отношений. В данном прочтении гендерный анализ - инструмент в познании властных отношений и иерархии в обществе на основе признания большего влияния одной социальной группы.

Поскольку гендерный анализ является во многом исследовательским инструментом, мы используем его в организации обучения практических психологов вне официальных программ и стандартов, в качестве того "фокуса", который позволяет изменять привычный взгляд на многие существенные проблемы в жизни человека, а также позволяет многократно увеличить познавательную мотивацию студентов в процессе обучения.

Ресурс гендерного анализа мы связываем с тем, что он:

используется на социальном материале, актуальном для студентов;
обладает косвенным воздействием, т.е. влияет на стереотипы студентов, не обнажая их у обучающихся;
может быть применен к жизненным ситуациям каждого (т.е. вместе с рассуждениями педагога параллельный анализ "о себе" ведет сам(а) студента(ка));
применяется нами в групповых формах работы, что облегчает изменения в мировоззрении и повышает мотивацию в учебном процессе.
Будучи инструментом познания социальной реальности гендерный анализ может быть использован в различных сферах активности педагога, как в учебной, так и во внеучебной деятельности со студентами (Клецина И.С., 2001). Мы следующим образом представляем свой опыт использования гендерного анализа в педагогическом вузе.

Таблица 1
Гендерный анализ в педагогической практике преподавателя высшей школы

Получение новых знаний, образовательные программы    Исследования, прикладные проекты    Интегрированные формы (внеучебная работа)
1    2    3
а) Лекции и семинары (специальные и общие)    а) Курсовые работы    а) Психологический Клуб
б) «Кинолекторий»    б) Дипломные проекты     б) Игры-шоу
в) Различного рода методические приемы в рамках образовательных программ    в) Диссертационные Исследования    в) Форум-театр
г) Формирование библиотеки.    г) Групповые исследования – мастерские     
Рассмотрим более подробно представленные направления.

Получение новых знаний, образовательные программы
а) Использование гендерного анализа в "классических курсах", т.е. в тех, которые входят в федеральный или региональный компоненты общеобразовательного стандарта. Речь идет в первую очередь о курсах "Психология семьи", "Социальная психология", "Методология и методы психологического исследования" (сейчас это "Экспериментальная психология") и других, которые изучают студенты психолого-педагогического факультета, отделения практической психологии НГПУ.

Мы фактически не практикуем чтение "гендерных курсов", однако гендерный анализ становится основой некоторых специальных курсов, таких как, например, "Психология социальной дискриминации".

б) "Кинолекторий" - вариант того, что в западных университетах называется film studies - анализ фильмов, собранных в рамках учебного курса по определенному принципу или объединенных определенной темой. Анализ фильмов мы используем в рамках различных курсов (например, базовых - "Социальная психология", или спец-курсов - "Сказки и истории в практике психологического консультирования"). Наиболее используемые нами фильмы с комментариями см. в Приложении 1.

в) Различного рода методические приемы в рамках образовательных программ. Так, одна из наиболее используемых приемов, "политинформация" - краткое проблемное сообщение на 5-7 минут перед лекцией. Важные особенности "политинформации" - информация обязательна "свежая", волнующая, подаются факты без интерпретации, студентам предлагается высказать мнение по поводу сообщения. Итог подводит, как правило, преподаватель. После данной краткой дискуссии студенты проявляют большую активность в процессе лекции, которая идет за "политинформацией". В половине случаев фактический материал для "политинформации" мы подбираем или подаем таким образом, чтоб было возможно использовать гендерный анализ (Приложение 2).

г) Формирование библиотеки - процесс длительный и затратный. Возможно использовать средства различных отечественных и зарубежных фондов, оказывающих поддержку библиотекам. Так библиотеке НГПУ было передано более 2 десятков книг, в том числе на английском языке, по гендерной проблематике в рамках проекта CRC ИОО (Будапешт, Венгрия).

Исследования, прикладные проекты

а-в) Курсовые работы, дипломные проекты студентов - формы исследовательской активности, традиционные для системы высшего образования. В данном случае гендерный анализ выступает скорее в роли методологии конструирования обзора и интерпретации результатов исследования.

г) Групповая исследовательская работа продуктивна уже на младших курсах как итог усвоения какого-либо курса. Студенты разбиваются на подгруппы - мастерские - выбирают тему исследования и вместе с преподавателем составляют исследовательскую программу. Далее, пользуясь консультационной поддержкой, они собирают и обрабатывают материалы, описывают и интерпретируют результаты, представляют свое исследование на конференции и пишут тезисы. Интерпретация результатов также проводится совместно с преподавателем. Мы практикуем данную форму работы более четырех лет, поэтому есть материалы для некоторых общих выводов.

Групповые исследовательские проекты - мастерские - эффективны, поскольку:
· совместная деятельность повышает мотивацию в учебном процессе;
· студенты получают опыт самоорганизации;
· студенты (даже младшекурсники) получают опыт практической исследовательской деятельности во всем ее разнообразии на всех этапах проекта;
· руководство опытного преподавателя позволяет сохранить необходимую сложность и не тривиальность проекта;
· совместная деятельность "младших" и "старших" исследователей сближает их и служит обоюдному профессиональному росту.

Темы студентам в русле курса ("Методы и методология психологического исследования", "Качественные методы в развитии социальной идентичности" и др.) не задаются сверху, а являются отражением интересов самих студентов, более половины работ ежегодно выполняются в русле гендерных исследований. Без сомнения, мы связываем это с наличием "фонового" гендерного знания у студентов, а также с действительной актуальностью гендерных проблем.

Инициатива начинающих исследователей значима, но все-таки вторична по отношению к объединенному опыту - эрудиции - компетентности ведущих преподавателей вузов. Студенты, впервые ознакомившись с гендерным анализом, бывает, пытаются развернуть исследования самостоятельно, без консультаций, однако в худшем случае разочаровываются (простое воспроизводство усвоенного алгоритма не приносит удовлетворения, а для продуктивного творчества не хватает знаний) и оставляют гендерные исследования, в лучшем - возвращаются к педагогу для дальнейшего постижения проблемы. Поэтому постоянное самосовершенствование преподавателя, его возможности в обучении и самостоятельной работе в русле саморазвития особенно значимы для продвижения гендерных программ в вузе. Более подробное описание работы в мастерских в русле гендерных исследований представлено в Приложении 3.

Интегрированные формы (внеучебная работа). Как правило, данные формы могут быть наполнены любым содержанием. То, что гендерная проблематика естественно пронизывает внеучебные формы работы со студентами, придает внеучебной активности дополнительную мотивацию и энергию. Основными формами нашей внеучебной работы являются психологический клуб, подготовка культурных программ к конференциям (игры-шоу), а также Форум-театр, который является и просветительской, и психотерапевтической техникой одновременно.
а) Студенческий психологический клуб имеет два основных направления - поддержку исследовательской активности (исследовательские группы клуба создают и реализуют психологичсекие исследовательские проекты) и просвещение (студенты самостоятельно готовят сообщения или приглашают гостей). Как правило, гендерная проблематика охватывает около трети всей новой информации и составляет более половины тем исследовательских проектов клуба.

б) Игры-шоу также не являются специфически "гендерными". Мы практикум использование и развлекательных, и познавательных игр, например, в рамках культурной программы студенческих конференций. Психологическое содержание таких игр наполняется социальным значением и особенно интересно, когда уже просвещенные студенты используют свои знания в необычной ситуации, в режиме "горящего" времени. Один из примеров подобных игр см. в Приложение 4.

в) Форум-театр по своей сущности близок к социодраме, в его основе лежит разыгрывание какой-либо социально-значимой проблемы с неопределенным исходом.

Форум-театр в словах представляет импровизированную постановку (мини-спектакль) по какой-либо проблеме. В игровой форме создается проблемная ситуация, внутри которой можно выделить несколько линий ее развития. Спектакль включает представление "базового сценария" с участием актеров и повторное разыгрывание спектакля, но актерами становятся зрители, происходит открытие дискуссии по заданной проблеме. В отличие от Театра Образов - Театр предполагает вербальные взаимодействия (передача своих мыслей и чувств словами). Важным моментом здесь выступает позиция ненасильственной коммуникации и принцип безоценочности.

Театр образов - это театральная постановка, где основными средствами выражения идеи спектакля являются мимика, пантомимика, жесты, то есть акцент ставится на невербальные средства. Эффективность Театра образов связана с не прямым, а косвенным характером воздействия.

Подводя итоги нашей практике гендерного подхода в высшей школе, мы подчеркиваем, что содержание деятельности, содержание гендерного анализа, во многом определяет принципы "гендерной практики" в преподавании: ориентацию на сотрудничество, развитие личностного потенциала, единство теории и практики, активность студентов (И.С.Клецина, 2001).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

"Кинолекторий":
использование гендерного анализа в процессе понимания социальной реальности на материалах фильмов и мультфильмов

Вводные замечания. Практика гендерного анализа на основе видео продукции, в том числе на основе художественных фильмов, представляется нам весьма полезной, поскольку:

"художественная", ткань фильма близка по содержанию жизненной ткани, которую студентам необходимо научиться анализировать, используя гендерный подход;

фильм в любую минуту можно остановить, вернуть кадр, т.е. использовать самые разные методические приемы в анализе, что невозможно в реальной действительности;

фильм дает уникальную возможность анализировать символику и "культурный язык", которые в более стертой и неявной форме присутствуют в жизни;

фильм зачастую предлагает позитивные сценарии решения проблемы, которые не проявляют себя в реальной жизни.

Коллеги из Западной Европы выделяют специальное направление в педагогике - медиопедагогику, которое считают перспективным и значимым для воспитания.

Как правило, просмотр фильма и дискуссии мы объединяем в одну встречу. Студентам дается задание посмотреть фильм заранее, поскольку во время нашей работы предполагается анализ, разложение фильма, а не художественное восприятие.

Цель занятия - формирование у студентов "гендерной зоркости", навыков гендерного анализа, основываясь на видеоматериалах, а также трансформация дискриминационных социальных стереотипов.

Оснащение. Для проведения подобного занятия необходимы видеодвойка, расположенная в удобном для просмотра месте класса, выбранный фильм на кассете, фотографии или книга (в зависимости от целей занятия).

Порядок работы. Далее мы следуем стандартной схеме:

короткая информация о фильме;

просмотр со стоп-кадрами; каждый стоп-кадр сопровождается комментариями преподавателя, который обращает внимание студентов на важные детали в логике фильма;

итоговая дискуссия (вопросы: Изменилось ли мнение от фильма после пошагового совместного просмотра? Что ранее вы считали существенным в этом фильме? Что на ваш взгляд вам дал совместный просмотр? И т.д.)

Список основных фильмов, использованных нами в рамках курса "Социальная психология", "Психология семьи" и др.

О поиске идентичности и проблемах социальной дискриминации:

Болто - мультфильм - о маргинальности, социальной дискриминации и поиске идентичности.

Бэйб 1 - фильм - о маргинальности, социальной дискриминациии и поиске идентичности.

Гордость Симбы (Король Лев - 2) - мультфильм - о социальной дискриминации, неприятии инаковости, солидарности.

Динозавры - мультфильм - о стереотипах маскулинности и новых путях социализации мальчиков.

Королевство Камелот - мультфильм - о стереотипах мужского и женского и продуктивных способах преодоления агрессии ("злой силы").

Король Лев - мультфильм - о психологической травме, забвении и обретении идентичности.

Матрица - фильм - о социальной идентичности и социальной матрице, которая через стереотипы и сценарии управляет личностью и лишает индивидуальности.

Мулан - мультфильм - о социальной дискриминации (дискриминации женщин) и ее преодолении в рамках одной судьбы.

Шрек - мультфильм - о стереотипах мужского и женского поведения и стереотипных сценариях мужественности-женственности.

Рассмотрим более подробно работу с мультфильмом "Мулан".

Справка о роли и месте женщины в "настоящем" Китае в средние века.
Просмотр фильма.
Стоп-кадр - основные эпизоды:

Мулан заботится о хозяйстве (поведение девочки?);

Мулан "проваливает" сватовство (первая песня Мулан, диффузия идентичности);

речь отца ("некоторые цветы…");

Мулан заступается за отца и наказана ("научи свою дочь…");

Мулан изменяет "гендер" (сцена сбора на войну - экспериментирование);

Освоение нового "гендера" ("как ходят мальчишки…");

Мулан испытывают в подготовке к боевым действиям (как "женское" помогает освоить "мужское": сцена победы "шеста");

Боевые действия, женское сердце Мулан сострадает (сцена с куклой);

Продолжение боевых действий ("женское" Мулан (слабость) побеждает "мужское" (силу): Мулан и сход лавины снега в горах);

Неблагодарность и положение женщины в обществе (Мулан "разгадывают" и с позором изгоняют);

"Равноценность" обмена - реальное спасение "жизни" командира и отказ от казни "за позор" (самопожертвование женского в социуме);

"Неженская"? смелость Мулан (Мулан решает вернуться во дворец императора);

Мушу как голос времени: "Ты что-то сказала?" (Мулан и ее предостережения не принимают всерьез, потому что она - женщина);

Снова "женское" превосходит "мужское": Мулан хитростью попадает во дворец;

Победа Мулан и голос бабушки: лучше бы мужа с собой привела (награда за женский подвиг).

Вопросы для обсуждения:

Почему Мулан было трудно играть роль традиционной китайской девочки?

Насколько психологические качества Мулан необычны для девочки?

Как родители относились к непохожести их дочери на других детей?

Почему Мулан решилась заменить отца в военном походе?

С чего начала Мулан освоение маскулинности? Почему? Назовите главное, что пыталась предъявить Мулан как юноша?

Как вы полагаете, почему у Мулан получилось справиться со всеми задачами военной подготовки, хотя она и не была самой сильной?

Получила ли Мулан признание у других воинов? Докажите это.

Какова роль Мушу?

Можно ли Мулан назвать настоящей женщиной? Почему?

Насколько фигура Мулан нетрадиционна для истории и обычной жизни?

Как сложится в дальнейшем жизнь Мулан?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

К вопросу о передачи "гендерного знания":
Формы учебно-воспитательной работы со студентами

Вводные замечания. Вопросы относительно формы передачи знаний - например, гендерных - традиционно значимы для преподавателя. Лекции, семинары, практикумы, индивидуальные и групповые исследования, научно-практические конференции и, наконец, так называемая "политинформация" - самая "несерьезная" и одновременно оперативная, живая форма взаимодействия со студентами. "Политинформация" обычно звучит перед лекцией и связана с темой лекции очевидными или скрытыми связями.

Форма "политинформации" предполагает: оперативность передачи новой информации (новая книга, фильм, сюжет телевизионных новостей, статья и т.п.); эмоциональное вовлечение в проблемное поле "политинформации" (достаточно свободная форма предполагает такую передачу послания, которая способна "включить" сознание слушателей); проблемная подача материала (остается место для реплик и выражения мнений); использование юмора как дополнительного условия усвоения и принятия нового знания; презентация знания, находящегося непосредственно внутри "жизненной ткани".

Цель использования данной методики главным образом сосредоточена на повышении мотивации и разжигании интереса к знаниям в области гендерного подхода.

Оснащение. Как правило, новый текст (книга, газета, журнал). Иногда устная информация, взятая из электронных СМИ.

Порядок работы.

представление темы;

вопросы о значимости проблемы;

обсуждение основных проблем внутри избранной темы;

выводы.

Приведем примерный конспект только одной "политинформации" по материалам статьи М.И. Воловиковой "О нравственно-половом воспитании подрастающего поколения" (Психологический журнал, том 20, №1, 1999, с. 139 - 140).

"Доброе утро. Сегодня мне хотелось бы продолжить традицию утренних "политинформаций". Начну с вопросов. Кто из вас читал последний номер "Психологического журнала"? Кто познакомился с рецензией на прошедшую в апреле 1998 года уральскую научно-практическую конференцию? В рецензии пишут, что это была конференция, которая выражала мысли и настроения исследователей и практиков России, особенно подчеркивают совпадение с настроениями российской провинции, российской глубинки. Читаю: "В научной жизни регионов происходят события, представляющие большой интерес для психологов. Если в прежние годы тон и темы обсуждений зачастую "задавали" Москва и Ленинград, то ныне сама жизнь ставит проблемы, требующие незамедлительного ответа не только в столицах". Есть идеи относительно темы конференции? (Студенты улыбаются, говорят, что, наверное, про гендер.) Да, конференция касалась гендерных проблем, она называлась "О нравственно-половом воспитании подрастающего поколения". Рецензия, написанная М.И.Воловиковой, сотрудницей ИП РАН г. Москвы, коротенькая, но очень яркая. Я ее зачитаю (Слушают текст). Как вы полагаете, какие положения в представлении основных проблем конференции интересны для нашей политинформации? (Просят повторить прочитанное. Договариваемся, что буду читать по абзацам, а они - высказывать свое мнение по каждому новому положению.) Читаю: "Широко рекламируемая кампания "за безопасный секс" не может быть принята российской глубинкой… Душевное и духовное здоровье народа сопротивляется сциентистскому вторжению в ту сферу, которую всегда было принято относить к корням и основам жизни. Эгоцентризм "половой безопасности" не поможет народу, духовная интуиция которого не принимает разработанных где-то и кем-то разумных, но безжизненных схем".

Какие мысли автора рецензии вам хотелось бы обсудить? (Начинают говорить несколько студентов одновременно. Договариваемся высказываться по очереди. Сначала обсуждают общий тон абзаца. Возмущаются тем, что высокопарный слог и употребление словосочетаний типа "духовное здоровье", "духовная интуиция" заслоняют манипулятивные функции текста. Обращают внимание на некоторые словесные конструкции, например, "разумных, но безжизненных схем". Обижаются на то, что россиян и так представляют миру как "неразумных", потому что разумные схемы лидеры называют "безжизненными". Особенно задела фраза про эгоцентризм половой безопасности. Спрашивают: кто, кроме самого человека будет беспокоиться о его здоровье и безопасности? Смеются, обещая, что это сделают государство и участники конференции. Продолжаем чтение и обсуждение.)

Читаю: Российской ассоциацией "Планирование семьи"… прессой, а вслед за ними и органами образования в последние годы настойчиво навязывается обществу идея внедрения в общеобразовательных школах полового воспитания... Необходимость полового воспитания школьников мотивируется угрожающим распространением среди подростков и детей негативных явлений, связанных с половой распущенностью: ранняя беременность, аборты, венерические заболевания, детская проституция".

(Растеряны и насторожены одновременно. Просят читать дальше, а обсуждение отложить до конца прочтения резолюции). Читаю: "Программы (сексуального просвещения) неприемлемы потому что они: преднамеренно разрушают главный охранительный барьер нравственности - выработанное тысячелетиями культурной эволюции чувство стыда; …преждевременно нарушают …"латентный сексуальный период"... Внедрение подобных программ в практику школьного обучения развращает детей, приводит к деградации их личности и должно рассматриваться как преступное нарушение конституционного права человека на свободное развитие. Такое деяние не утрачивает своего преступного характера и в том случае, если совершается оно не по корыстному расчету, а вследствие добросовестного заблуждения, и поэтому…долг любого гражданина - не допускать его". (В аудитории молчание. Кто-то вспоминает про "дело врачей". Говорят о реванше тоталитаризма, когда человек не отвечал за свои поступки. О воспитании, построенном на контроле, а не заботе о подростках.).

Здесь есть строчки непосредственно относящиеся к теме нашей сегодняшней лекции - о половом воспитании. Читаю: "Половое воспитание" в неискаженном, подлинном смысле этого слова - это воспитание навыков вкуса к здоровой жизни, воспитание у маленьких мужчин чувства мужского достоинства (умения быть сильным, справедливым, великодушным и т.п.), а у маленьких женщин - чувства женского достоинства (умение быть красивой, доброй, чистой, целомудренной и т.п.), т.е. любви к Истине…Нужно найти способ стимулировать педагогический поиск в этом направлении, привлекать активно к работе психологов и психотерапевтов". Вы готовы быть привлеченными к этой работе? (В процессе чтения - улыбаются, за тем приступают к обсуждению гендерных стереотипов. Чувствуют себя знающими и уверенными. Обращают вновь внимание не только на содержание, но и на язык текста. Объясняют, что на практике собираются развеять надежды участников конференции.) Я вижу ваш энтузиазм, но что вы знаете о судьбе просветительских сексологических программ в нижегородских школах? (Молчание.) А программы по преодолению гендерных стереотипов существуют для школьников или для учителей? ("Их не существует") Почему это происходит, как вы думаете? (Молчание.)

Как вы полагаете, что вас ждет в реальной школе, когда через 2-3 года вы будете работать практическими психологами в образовании? (Напряжены. Кто-то говорит, что пойдет только в просвещенную школу. Большинство убеждены, что в школе будут те же проблемы.) Что же вы с этим будете делать? (Растеряны.) У вас есть план, как нести свои идеи? (Молчание.) А что будет, если вы вдруг откажитесь от своих взглядов при сильном давлении окружения? (Признают, что школа станет еще более консервативной и бесчеловечной. Говорят, что будут создавать необходимые, пока несуществующие программы. Я выражаю уверенность, что сидящие здесь осуществят свои планы. Мы приступаем к теме лекции, соответствующей текущему курсу)".

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Справка о деятельности
исследовательской мастерской в рамках курса
"Методы и методология психологического исследования"

Вводные замечания. Значимость практики индивидуальных исследований студентов в области гендерных проблем не подлежит сомнению. Мы также используем формы совместных - групповых исследований - "мастерских", опираясь на педагогическую практику 20-х годов. "Мастерские" мы создаем не только в рамках какого-либо определенного курса, а используем эту форму там, где существует необходимость теоретические основы укрепить собственной исследовательской практикой. Данная форма работы оказалась очень эффективной, благодаря активной исследовательской деятельности, которая начинается уже на втором курсе, многие студенты включились в научную работу, участвуя в научно-практических конференциях различного уровня.

Цель - развитие содержательных социальных (работа в группе) и исследовательских навыков студентов на всех ступенях образования, повышение мотивации в области практической психологии и гендерных исследований.

Порядок работы.

- студенты делятся на научно-исследовательские "мастерские" по 5-7 человек, объединенных единой научной проблемой;

- мастерская формулирует тему исследования и под руководством преподавателя создает программу исследования; программа исследования подлежит презентации на курсе;

- мастерская создает план реализации программы, формирует выборку исследования, проводит необходимую организационную работу;

- мастерская собирает эмпирические материалы по теме исследования;

- мастерская совместно с преподавателем выбирает стратегию обработки результатов; программа обработки результатов подлежит презентации на курсе;

- мастерская обрабатывает и описывает эмпирические результаты;
мастерская под руководством преподавателя интерпретирует результаты исследования и выполняет отчет по проделанной работе;

- мастерская под руководством преподавателя подготавливает тезисы для публикации по изученной теме, а также доклад на конференцию по курсу с использованием наглядного материала и оргтехники;

- мастерская выступает на итоговой конференции - это итоговая презентация исследования.

В процессе работы выделяется три этапа, по итогам каждого следует промежуточный отчет: защита исследовательской программы, представление стратегии обработки результатов, отчет на итоговой научно-практической конференции по итогам курса.

Примеры исследований, выполненных в 2000 - 20001 учебном году студентами второго и четвертого курсов психолого-педагогического факультета НГПУ

Второй курс, психологи, "Методы и методология психологического исследования"
1.Тема: Изучение особенностей социального развития женщин, воспитывающих ребенка в неполной семье.

Актуальность: В настоящее время число семей с родителями-одиночками увеличивается, однако направления исследований и традиционные аспекты изучения неполной семьи остаются без изменений. Рассматривается, как одиночество женщины влияет на ее взаимоотношения с ребенком и его дальнейшее воспитание, личность самой женщины, изменения в ее социальном статусе и развитии остаются в тени.

Цель: изучение особенностей социального развития женщин, воспитывающих ребенка после развода в неполной семье.

Выводы: с одной стороны, для женщин, воспитывающих ребенка в неполной семье, ситуация развода является травматичной, с другой стороны - женщины активно ищут поддержку в социуме и укрепляют свое положение вне семьи.

4.Тема: Исследование психологических последствий первого сексуального опыта у девушек.

Актуальность: В настоящий момент предметом анализа последствий манифестации подростковой сексуальности становится медицинский (биологический) аспект.

Цель: изучение влияния первого сексуального опыта на самовосприятие девушки.

Выводы: психологическое состояние девушки после дефлорации во многом зависит от условий, при которых получен первый сексуальный опыт (каждая четвертая в результате насилия со стороны ровесников или инцеста) и от ожиданий девушки. При благоприятном и безопасном для девушки развитии событий, дефлорация, сопровождающаяся изменениями в "физическом Я", самостоятельно переживается девушкой и не требует помощи специалиста.

5.Тема: Изучение психологических последствий искусственного прерывания беременности у молодых женщин.

Актуальность: при относительной известности и изученности медицинских проблем аборта остаются малоисследованными его психологические аспекты.

Цель: изучение психологического состояния женщины после искусственного прерывания беременности.

Выводы: Существует прямая связь между отношением женщины к факту беременности и психологическими последствиями после аборта. Результаты свидетельствуют о том, что матери-испытуемые переживают более выраженные негативные психологические последствия, по сравнению с женщинами, не имеющими детей. В ходе исследования мы получили, что более половины женщин не испытывают сожаления в результате аборта, воспринимая данную ситуацию как "освобождение".

Четвертый курс, психологи, "Качественные методы исследования в изучении социальной идентичности"

1. Тема: "Я скоро стану мамой"

Цель: описать развитие идентичности женщины через осознание нового женского опыта
Используется кейс-стади

Описание исследования:

Студенты изучали опыт конструирования женской идентичности через осознание нового телесного женского опыта своей сокурсницы, которая первая в группе вышла замуж и забеременела. Они провели серию интервью с ее родственниками и знакомыми (с родителями героини, родителями ее мужа, с ее подругами, а также с друзьями мужа). Студенты собирали их наблюдения и размышления об изменениях в поведении и личности героини. Самой героини предложили рассказать историю о своем новом опыте.

Результаты:

В итоге исследования студенты получили, что беременность для матери, а также во многом и для отца будущего ребенка является некоторым рубежом, разделяющим жизнь на "свободную" и "семейную". Неженатые друзья и подруги фактически игнорируют последствия беременности (рождение ребенка), больше озабочены разрушением дружеских отношений с молодой семьей. Иную позицию студенты обнаружили у родителей молодоженов. Будущие бабушки и дедушки, как и сами "родители", довольно точно определяли настроения и изменения личности у "матери" - героини исследования.

Выводы:

Опыт беременности и предстоящих родов существенно влияет на представления о себе у женщины. Также беременность жены может изменить представления о себе и своих отношениях с социальным миром у отца ребенка. В современной российской культуре беременность и рождение ребенка можно рассматривать как "обряд инициации", вступление "в настоящую взрослую жизнь". В результате подобной инициации молодая семья удаляется от неженатых друзей и подруг и приближается к "прародительской семье".

3. Тема: "История одного дома"
Цель: создание истории дома как истории живущих в нем людей
Используется тематическая устная история "Моя жизнь в этом доме"

Описание исследования:

В исследовании принимали участие жители одного 8-ми квартирного дома, всего 14 человек было опрошено, в том числе 10 женщин и 4 мужчины. Всего в доме 21 человек, в том числе 5 детей до 10 лет. Паспортный возраст дома - 43,5 лет, человеческий возраст - 35 лет.

Результаты:

"Женская история" дома доминирует, она строится на основе приоритета социальных отношений, как семейных, так и отношений между соседями. "Мужская история" дома строится на основе признания ценности семьи и мечтаний о будущем.

Выводы:

История изучаемого дома - история доверия и взаимопомощи. Историю этого дома преимущественно создают женщины, это скорее история большой семьи.

5. Тема: "Наш герой с кафедры иностранного языка"
Цель: изучить реконструкцию идентичности успешного преподавателя-мужчины
Используется кейс-стади

Описание исследования:

На кафедре иностранных языков на педагогическом факультете среди 12 преподавателей-женщин есть преподаватель немецкого языка - мужчина. В целом преподаватели женщины преобладают на разных кафедрах в педагогическом университете. Кроме того, преподаватель немецкого языка - любимец студентов. Его успех среди студентов стал причиной создания исследовательской программы. В исследовании принимали семья преподавателя (сам преподаватель, его жена и 12-летний сын) и 8 студентов, изучающих с преподавателем немецкий язык.

Результаты:

Анализ материалов позволил выделить категории для реконструкции "портрета" героя исследования. Фактически были получены 2 портрета: героический и негероический. "Героический" портрет реконструирован студентами, изучающими немецкий язык: они представляют объект исследования как человека, играющего важнейшую роль в жизни студентов и в жизни университета. Члены семьи создали портрет обычного, негероического человека. Сам преподаватель конструирует свою идентичность, используя как героические, так и негероические категории. Свою жизнь представляет как непрерывный профессиональный рост.

Выводы:

Успешный преподаватель-мужчина создает свою идентичность посредством профессиональных достижений и в меньшей степени посредством своих эмоциональных отношений с близкими людьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Дилеммы человеческого выбора
("ток-шоу"- 1.5 часа)

Вводные замечания

Внеучебная работа также может стать областью практики гендерного подхода. Благодаря большей самостоятельности и инициативе студентов, которые возможны в рамках внеучебной деятельности, преподаватель наглядно убеждается, насколько формальные знания стали убеждениями, насколько студенты способны использовать полученные знания при осмыслении фактов. "Ток-шоу" Дилеммы человеческого выбора с одной стороны не требует особенной подготовки, с другой стороны максимально наглядно демонстрирует жизненность гендерных знаний в практике реального живого общения в условиях игрового стресса.

Цель - в игровой форме тренировать профессионально значимые качества психологов - гибкость суждений, красноречие, быструю реакцию на возникшую проблему.

Общее описание игры: командам представляются темы для создания монолога "за" существование данного явления или против него. "За" или "против" - решается жеребьевкой. Эксперты оценивают глубину и оригинальность монолога.

Кто

Две разновозрастные команды - участницы шоу (главный принцип - отсутствие всякой однородности).
Ведущие шоу (2 человека).
Команда экспертов - не менее 3 человек (жюри).
Команда болельщиков.
Где

Сцена (настоящая или импровизированная), на ней команды и плакат - "Дилеммы человеческого выбора".
Столик жюри с табличками.
Зал.
Оснащение.

Плакат "Дилеммы человеческого выбора", столик для жюри, карточки с именами членов жюри, таблицы для каждого члена жюри, плакаты, прикрепленные так, чтобы их можно было переворачивать. На плакатах понятия: самопожертвование, дискриминация, патриархат, женское счастье (возможны другие варианты), таблички "за" и "против".

Членам жюри для заполнения возможно предложить следующие таблицы, куда они будут проставлять баллы за выступления (по 3 бальной шкале).

Таблица для членов жюри

N    Первая команда    Вторая команда
тема    эрудиция    оригинал    краснореч    тема    Эруд.    Оригин.    Краснор.
1                                        
Интерес.вопрос          
Глубокий ответ          
2                                        
Интерес.вопрос          
Глубокий ответ          
3                                        
Интерес.вопрос          
Глубокий ответ          
4                                        
Интерес.вопрос          
Глубокий ответ          
 
Интерес.вопрос          
Глубокий ответ          
ИТОГО          
Условия для жюри.

Жюри оценивает по 3 бальной системе 4 основных показателя монолога:
а - разработанность темы;
б - эрудиция (ссылки на "великих"), 
в - оригинальность;
г - красноречие.

Вопросы и ответы на вопросы также оцениваются по каждой теме отдельно. Качество вопросов команды оценивается по совокупности заданных вопросов (также по 3-бальной системе), точно также ответы команды по одной теме оцениваются по совокупности.

Порядок работы:

Зрители ожидают команды. Выходят ведущие, жюри. Ведущие приветствуют зрителей, знакомят их с членами жюри.

Выходят команды. Представляются, приветствуют друг друга.

Пояснения ведущего о сущности игры. Предъявление первого понятия.

Оглашение условий оценки жюри (членами жюри).

Жребий команд: одной команде "падает" жребий -"за" (она говорит в "пользу" вышеназванного понятия), другой команде - "против" (утверждает, что данное явление отрицательное).

Подготовка команд к монологу (5-7 минут). Развлечение зрителей ведущими.

Монологи команд. Вопросы команд друг другу по теме выбора (2 вопроса от каждой команды)

Оценка жюри (может не объявляться).

Предъявление нового понятия.

Новый жребий и т.д. до тех пор, пока все понятия будут разобраны.

Новый монолог и новый оратор от каждой команды.

Итоговая оценка жюри.

Награждение (обе команды за разное, а также ряд наиболее "ярких" игроков).

Выступления членов команд с описанием впечатлений от игры.

Речь ведущего о сущности игры:

"В жизни любого человека преследует выбор: профессии, друга и даже удобного маршрута до места учебы или работы. Мы учимся выбирать, оценивая каждое явление или предмет с различных сторон, учитываем сильные и слабые стороны. Именно это умение - видеть все "за" и "против" - является главным, чем придется заниматься нашим игрокам сегодня. Итак, обратите внимание, сегодня мы с оцениваем 4 значимых явления, которые постоянно становятся источником наших колебаний и итогом нашего выбора (показывает на четыре плаката, повешенных оборотной стороной). Я переворачиваю первый плакат, мы видим понятие, команды тянут жребий. Та команда, которой досталась карточка с "минусом" (показывает) придумывает, почему данное явление не должно выбираться и существовать, почему оно плохо, почему стоит быть "против" него. Та команда, которой досталась карточка с "плюсом" (показывает) придумывает, почему данное явление должно обязательно выбираться и существовать, почему оно хорошо, почему стоит говорить ему "да" и голосовать "за" него (ведущий переворачивает один из плакатов и называет первое понятие, которое предстоит разбирать командам). Ваша задача придумать 2-3 минутный зажигательный монолог. Итак, тянем жребий… На подготовку монолога 7 минут. Каждый новый монолог требует нового оратора. Показатели, по которым монологи будут оцениваться, оглашаются членами жюри. (Выступает член жюри). Приступаем к составлению монолога".

Возможные варианты понятий для игры:

Мужественность, женственность, андрогиния, сексизм, гендерная дискриминация, маргинальность, любовь, секс и т.д.

Данная игра не нуждается в длительной подготовке, поэтому, если она происходила в рамках культурной программы, например, по итогам межвузовской или региональной студенческой конференции, игра становится эффективным способом познакомить участников игры, сблизить их.

Использованная литература:

1.Воловикова М.И. "О нравственно-половом воспитании подрастающего поколения" (Психологический журнал, том 20, №1, 1999, с. 139 - 140.