Объем курса (часы):    26
Регион:    Россия, г. Барнаул
Название ВУЗа:    Алтайский государственный университет
Факультет социологии

Основная аудитория:    студенты кафедры философии
Раздел:    Философия
 
Контроль за результатами обучения: письменные работы с последущим их обсуждением, реферат или собственное мини-исследование, устный экзамен.

Описание курса: Основная идея курса показать, как философия в ходе всей своей истории проявляла фаллологоцентризм; как, когда и почему в истории философии произошла подмена понятия "человек" идентифицирующим понятием "мужчина", вытеснившим "женщину" за рамки дискурса. Для анализа предлагаются "канонические", "классические" философы, причем задачей является не добавление гендерного аспекта в философские проблемы, а трансформация самой дисциплины.

Целью курса является попытка раскрыть, как гендерные противоречия оказались вписанными в сами философские категории, которыми философы оперировали.

Задача курса: ознакомить студентов с основами гендерного подхода в истории философии. Курс предполагает дать знания основных категорий и понятий гендерного анализа и научить студентов критически подходить к философскому тексту.

ПРОГРАММА КУРСА

1.Введение. Основные взгляды на проблему пола в истории философии. — 6 часов.
Представление "женского" и "мужского", "феминного" и "маскулинного" в традиционных (Аристотель, Руссо, Кант, Фрейд, Толстой и т.д.) и эгалитарных (Платон, Сен-Симон, Герцен, Булгаков и т.д.) философских концепциях. 

Появление феминизма и феминистской философии. Основные идеи, направления и теории. Концепции либерального, марксистского, социалистического, радикального, психоаналитического, экзистенцианалистского и постмодернистского феминизмов. Феминистская критика традиционной науки.

Становление гендерных исследований. Основные направления гендерной теории. Дифференциация понятий пол и гендер. Определения гендера.

Тема 2. Дихотомия высшего — низшего в античной философии. Проблема души и тела в философии Платона и Аристотеля. — 2 часа.
Платон как "первый феминист": отрицание физической неполноценности женщины. Сходство и различия в понимании "женщины" во взглядах Платона и Аристотеля. 

Тема 3. Проблема рационального: оппозиция разум — эмоции в философии Декарта; единство разума и эмоций у Руссо. — 2 часа.
Сходство взглядов Декарта и Руссо в определении рационального как маскулинного; различия их взглядов в оценке значения эмоционального и чувственного, понимаемых как "феминные".

Тема 4. Проблема нравственности: нравственность рационального Канта; нравственность эмоционального в философии Юма. — 2 часа.
Понимание подлинно нравственного поступка у Канта; совмещение морального и маскулинного на основе рациональности мужчин. Допущение эмоционального в сферу морального Юмом.

Тема 5. Дихотомия частного и общественного у Локка и Гегеля. — 2 часа.
Понимание "женской" и "мужской" природы и ролей в социуме: либеральная теория Локка ("естественное" равенство индивидов); политическая теория Гегеля (различие мужчин и женщин, ведущее к необходимости взаимодополнения их ролей).

Тема 6. "Мужское" и "женское" в исследованиях психики и сексуальности. — 6 часов.
Понимание сущности девочек и мальчиков по Фрейду: бессознательное как выражение "женского". Критика Фрейда Жаком Лаканом, Джулиет Митчелл, Нэнси Чодоров.

Тема 7. Понятия языка, дискурса, власти и субъективности. Влияние постструктурализма на современное понимание политического и социального. — 8 часов.
Проблема субъекта и объекта: понятие "я" и "другого"; экзистенциалистская концепция субъективности С.де Бовуар; философская концепция письма Жака Дерриды. Концепция власти Мишеля Фуко; интерпретация тела как конструкта социальных норм и регуляторов. Критика бинарности мышления и понятия "нормы" Ю. Кристевой.

Тема 8. Проблема справедливости и прав человека. — 4 часа.
Понятие "права", "равенства" и "справедливости" в истории философии (Аристотель, Локк, Руссо, Кант, Гегель, Маркс). Проблема различий и культурного разнообразия — вызов феминизма (Айрис Янг, Нэнси Фрейзер, Линда Никольсон, Сейла Бенхабиб, Сюзан Бордо, Сандра Хардинг).

Рекомендуемая Рекомендуемая литература:

Айвазова С. К истории феминизма// ОНС. 1994. №6. — С. 153 — 168.
Аристотель. Политика. Сочинения в 4-х тт. Т. 4./ АН СССР, Ин-тут философии. М.: Мысль, 1975. — С. 375 — (Философское наследие).
Бебель Август. Женщина и социализм. [Пер. с нем., предисл. В.Бильшая]. М., Госполитиздат, 1959.
Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 1989.
Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./ Общ. ред. и вступит. ст. С.Г.Айвазовой, коммент. М.В.Аристовой. М.: Прогресс; С-Пб.: Алетейя, 1997.
Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма)// ОНС. 1998. №2. — С.167 — 180.
Булгаков С.Н. Избранные статьи. Сочинения: В 2-х тт. Т.2./Сост. и вступ. ст., примеч. И.Б.Роднянская. М.: Наука, 1993. [Приложение к журналу "Вопросы философии"].
Воронина О. Философия пола. // Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина. М., 1996, с. 388-407.
Высказывания Р.Оуэна о воспитании и образовании и отзывы его современников о Нью-Лэнаркских школах. Педагогические идеи Роберта Оуэна. Избранные отрывки из сочинений Р.Оуэна/ Со вступ. очерком проф. А.Анекштейна. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940. — (Библиотека учителя).
Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании./АН СССР, Ин-тут философии. М., Соцэкгиз, 1936.
Герцен А.И. Капризы и раздумья. Сочинения: В 2-х тт. Т.1./ АН СССР, Ин-тут философии. М.: Мысль, 1985. — С. 154 — (Философское наследие).
Дидро Д. Избранные атеистические произведения./ Ред. и статья Х.Н.Момджян. АН СССР, Ин-тут истории. М., 1956.
Жеребкина И. "Прочти моё желание…". Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. — М.: Идея — Пресс, 2000.
Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России/ Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: [Сб. ст.]/ [Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной]. С-Пб.: Центр независимых социологических исследований, 1996. №4. — С. 5 — 8.
Кант И. Сочинения: В 6-ти тт. Т.2./ АН СССР, Ин-тут философии. [Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана]. М.: Мысль, 1964.
Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М.: Преображение, 1996.
Коллонтай А.М. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1972.
Локк Д. Два трактата о правлении. Сочинения: В 3-х тт. Т.3./ Пер. с англ. и лат. Т.3/ Ред. и сост., авт. примеч. А.Л.Субботин. М.: Мысль, 1988. — (Философское наследие).
Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О женском вопросе: [Сборник]./ [Авт. предисл. В.Л.Бильшай]. 2-е изд. М., Политиздат, 1978.
Милетт К. Теория сексуальной политики (предисловие к публикации О.А.Ворониной)// Вопросы философии. 1994. №9. — С. 147 — 172.
Мольтманн–Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину: Феминистская теология и человеческая идентичность// Вопросы философии. 1991. №3. — С.91 — 104.
Платон. Государство. Собрание сочинений: В 3тт. Т.3, ч.1./ АН СССР, Ин-тут философии. М.: Мысль, 1971. — (Философское наследие).
Пушкарёва Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы// Вопросы истории. 1998. №6. — С. 76-86.
Репина Л.П. Гендерная история: проблемы и методы исследования// Новая и новейшая история.1997. №6. — С. 41-58.
Розанов В.В. Опавшие листья/ Сост. и вступ. ст. А.В.Гулыги. М.: Современник, 1992.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Педагогические сочинения в 2-х тт. Т.2./ Под ред. Г.Н.Джимбуладзе. М., Педагогика, 1981.
Современная западная философия: Словарь/ Сост. В.С.Малахов, В.П.Филатов. М.: Политиздат, 1991.
Теория и история феминизма/ Под ред. И.А.Жеребкиной/. — Харьковский Центр Гендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996.
Толстой Л.Н. Избранные философские произведения/ [Сост., авт. вступ. ст. Н.П.Семыкин]. М.: Просвещение, 1992.
Ушакин С.А. Пол как идеологический продукт// Человек 1997. №2. — С.62 — 75.
Федосеева Н. Проблема гендерного неравенства. //Преображение. 1996. № 4. — С. 5 — 19.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — (Классики науки).
Фридан Бетти Загадка женственности. Пер. с англ. Вступ. ст. О.Ворониной. М., "Прогресс", 1993.
Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований" / под ред. О.А.Ворониной, Н.С.Григорьевой, Л.Г.Луняковой. М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: В связи с исследованиями Льюиса Г.Моргана. М.: Политиздат, 1985.