Объем курса (часы):    34
Название ВУЗа:    Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ)
Кафедра возрастной и педагогической психологии

Основная аудитория:    студенты 4 курса отделения "Психология" психолого-педагогического факультета НГПУ
Раздел:    Психология
 
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Пояснительная записка.

Данный курс предназначен для студентов - психологов, прослушавших базовые курсы по психологии личности, социальной психологии, экспериментальной психологии. Курс предполагает значительную работу с основной и дополнительной литературой на рус-ском и английском языках. Для этого в рамках подготовки к курсу собрана хрестоматия, со-стоящая из статей англоязычных авторов по проблеме изучения социальной идентичности.

Также в рамках курса студентами выполняется значительный объем самостоятель-ной исследовательской работы в малой группе. На основе усвоения теоретических знаний студенты составляют исследовательские программы, опирающиеся на качественные методы. Выполняя исследования, студенты на практике учатся работать с качественными методика-ми, обрабатывать их, интерпретировать результаты.

Данный курс предназначен как тем психологам, которые намерены вести активную исследовательскую работу, так и тем, кто собирается консультировать и более ориентирован на практику психологической помощи. Качественные методы позволяют вскрыть "индиви-дуальную реальность" на фоне общих психических закономерностей, поэтому являются не-обходимым психодиагностическим инструментом в работе практического психолога.

Цель: представить достоинства качественных методов и качественной методологии в целом на материале изучения социальной идентичности.

Задачи:

структурировать и наполнить новым содержанием понятие "социальная идентич-ность";

показать связь качественной методологии с исследованиями гендерной и этнической идентичности;

инициировать опыт исследовательской деятельности в русле использования качест-венных методов в изучении социальной идентичности.

Формы работы:

лекции - 24 ч.,
практические и семинарские занятия - 10 ч.,
контроль за самостоятельной работой,
зачет

План курса

N    Тема    Всего    Лекции    Семинары и практ. занятия
1    Социальная идентичность: содержание понятия и его место в области социальных наук.    2    2     
2    Базовые структуры социальной идентичности: гендерная идентичность и этноидентичность.    4    2    2
3    Гендерная социализация: в детском, во взрослом и в пожилом возрасте.    6    4    2
4    Личность в культурах и этносах: этнокультурная вариативность социализации.    4    2    2
5    Количественная и качественная методологии в социально-психологических исследованиях. Преимущества и 6ограниченность качественных методов.    6    4    2
6    Теоретические и методологические проблемы гендерных исследований. Методология феминистского и гендерного исследования.    2    2     
7    Биографический метод, его возможности и применение.    4    4     
8    Включенное наблюдение.    2    2     
9    Изучение отдельного случая как стратегия и методология.    2    2     
10    Фокус-группы.    2          
11    Итоговая конференция по курсу.              2
     ИТОГО    34    24    10
Содержание курса

N    Темы лекционных занятий    Практические и cеминарские занятия    Самостоятельная работа
1    Социальная идентичность: содержание понятия и его место в области социальных наук.          
     Структура социальной идентичности - факторы развития - стратегии изменения и сохранения социальной идентичности.          
2    Базовые структуры социальной идентичности: гендерная идентичность и этноидентичность.    Анализ педагогических практик в становлении социальной идентичности.    Реферирование научных текстов на английском языке.
     Развитие этнической идентичности - моноэтничность, биэтничность, ассимиляция и маргинальность. "Гендер" как социокультурный феномен. Создание гендера.    Роль культуры - роль взрослого - роль ровесников.     
3    Гендерная социализация в детском, во взрослом и в пожилом возрасте.    Анализ влияния факторов развития социальной идентичности на разных возрастных этапах.    Реферирование научных текстов на английском языке
     Культура и гендерная социализации - гендерные стереотипы - гендерный дисплей - мужские/женские исследования.    Дошкольное детство - младший школьник - подросток - юноша     
4    Личность в культурах и этносах: этнокультурная вариативность социализации.    Особенности этнической социализации юношей и девушек в современной России.    Реферирование научных текстов на английском языке
     Этнография детства - кросскультурные исследования - особенности ресоциализации в современной России.          
5    Количественная и качественная методологии в социально-психологических исследованиях. Преимущества и ограниченность качественных методов.         Реферирование научных текстов на английском языке
     Количественная и качественная методологии - анализ данных подходов и их использования в социальных науках - качественные методы.          
6    Теоретические и методологические проблемы гендерных исследований. Методология феминистского и гендерного исследования.         Реферирование научных текстов на английском языке
     Общий анализ направлений исследований - психоанализ Фрейда и Лакана - постмодернизм - феминизм.          
7    Биографический метод, его возможности и применение.         Создание исследовательской программы по мастерским
     Биографический метод в этнопсихологических исследованиях - в гендерных исследованиях - основные проблемы биографического метода.          
8    Включенное наблюдение. Включенное наблюдение в этнопсихологических исследованиях - в гендерных исследованиях - основные проблемы включенного наблюдения.         Реализация исследовательской программы по мастерским
9    Изучение отдельного случая как стратегия и методология.         Реализация исследовательской программы по мастерским
     Изучение отдельного случая в этнопсихологических исследованиях - в гендерных исследованиях - основные проблемы изучения отдельного случая.          
10    Фокус-группа. Правила проведения фокус-групп. Использование фокус-групп в гендерных и культурно-этнологических исследованиях.         Реализация исследовательской программы по мастерским
11    Итоговая конференция          
Литература:

Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественные социальные ис-следования //Журнал социологии и социальной антропологии N1, 1998. С. 114-138.

Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии, 1987, N5.

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.// Вопросы психологии, 1991, N4.

Арутюнян М.Ю. "Кто Я?" Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб. 2001.

Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В.Воронкова и Е.Здравомысловой. Центр независимых социологических исследований. Труды. Вып.5. СПб, 1997.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М., 1997.

Васильева Т. Основы качественного исследования: обоснованная теория // Методология и методы социологических исследований. М. ИС РАН. 1996. СС. 56-65.

Воронина О.А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1982. №2. С. 43-50.

Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. СПб., 1996. С 5-13.

Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996.

Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ "Я" у подростков // Во-просы психологии, 1989, N3.

Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

Коломинский Я.Л., Мелтас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопро-сы психологии. 1985. №3. С.165-171.

Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей//Соотношение биоло-гического и социального. М., 1975.

Конструирование этничности/ Под ред. В.Воронкова и И.Освальд. СПб. 1998.

Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов // Советская этнография. 1973. N5. С.123-131.

Мельникова О.Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач/ Введение в практическую социальную психологию. М., 1996, с.265-280.

Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С.398-425.

Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. №1. С.135-141.

Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Куль-тура. М., 1999.

Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психоло-гии // Вопросы психологии, 1987, N4.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.

Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.

Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Еникополов С.Н. Методы этнопсихологического иссле-дования. М.: Изд-во МГУ, 1993.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Этническая психология и общество / Под ред. Н.М.Лебедевой. М.: Старый сад, 1997.

Abbot P., Sapsford R. Women and Social Class. London, Tavistock,1987.

Chodorov N. The Reproduction of Mothering Psychoanalysis and the Sociology of Gender. Berkley, 1978.

Cromton R., Mann M., Gender and stratification. Cambridge, Politty Press, 1986.

Doing Feminist Research. Ed. by Roberts H. Rutledge, 1990.

Geiger S. Women's Life Histories: Method and Content. Signs, vol. II, Winter, N2, pp.334-51.

Handbook of Qualitative Research/ Ed. By Denzin N., Lincoln Y. Sage, 1994.

Handbook for Researches. York Univ. 1998.

Interviews // Qualitative Methods. Vol. 2.Smith, R. And Manning, P. (eds). Cambridge. Bal-linger Publishing Company, 1882. Part 2, PP. 99-162.

Oral History Interviewing. Ed. McMahan E., Rogers K. Lawrence Erbium Associates Publishers. New Jersey, 1994, pp.63-81, 83-105.

Tannen D. You Just Don't Understand: Women and Men in Conversation. London. Virago, 1991.

Unger R.K. Imperfect reflections of reality Psychology constructs of gender. New Haven, 1990. Yin, R. Case-Study Research. Design and Method. Sage. 1992.