Объем курса (часы):    2

Название ВУЗа:    Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ)
Кафедра возрастной и педагогической психологии

Основная аудитория:    Студенты 4 курса отделения "Психология" факультета менеджмента и маркетинга НИМБ
Раздел:    Психология
 
Не Боги горшки обжигают
(русская народная пословица)

Материнство и отцовство, воспеваемое в настоящее время, существенно различаются с теми образами матерей и отцов, которые присущи предыдущим эпохам. Материнская любовь как норма сформировалась только к концу XVIII века. Ллойд де Моз так описывает типичный случай для колониального Бостона: "После ужина мать уложила детей в комнате, где они спали одни, и родители отправились в гости к соседу. По возвращении… мать подошла к постели и не нашла младшего ребенка (девочку около пяти лет). После долгих поисков ее нашли упавшей в колодец в их подвале…" Отец счел смерть ребенка "наказанием" за работу в праздник.

"Новая мать" в конце XVIII начале XIX века начинает иначе заботится о ребенке: становится немодно отдавать ребенка в интернаты, модным - общаться с ребенком, приемлимым становится также грудное вскармливание, на которое решаются матери-дворянки (в литературе это нашло отражение в образе Наташи Ростовой). Не любить детей стало "стыдно".

Однако согласно кросскультурным исследованиям, в тех случаях, когда рождение ребенка противоречит социальным ожиданиям (внебрачный ребенок, помеха социальному статусу женщины и т.п.), женщины используют различные, в том числе весьма жесткие способы, чтоб избавиться от ребенка.

Итак, по мнению ряда исследователей "материнский инстинкт" является мифом, понятие "материнская любовь" наполняется содержанием в зависимости от эпохи и ценностей общества, воспитавшего мать. В целом, женщина становится "плохой" или "хорошей" матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе материнство.

Если культурная вариативность родительства современного общества изучается в русле подхода "культурно-исторического", то биологические аспекты материнства представлены, например этологическими, физиологическими и психофизиологическими исследованиями. Эти исследования, достаточно часто проводятся на животных, например, высших приматах.

Особую ценность представляют исследования, проливающие свет на "биохимию" материнства. Считается, что гормональный фон создает условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком, однако конкретная интерпретация своих состояний в беременности и раннем материнстве зависит от личностных особенностей матери, смысла беременности для нее и ее окружения. В целом у исследователей есть интерес к взаимосвязи гормонального фона, материнского поведения и динамики эмоциональных состояний в процессе беременности. Рассматривают физиологию и психофизиологию различных фаз репродуктивного цикла. Ряд авторов тем не менее подчеркивает, что эндокринная эволюция должна рассматриваться не как эволюция гормонов, которые практически не изменились, а как эволюция их использования для регуляции репродуктивной функции. Исследования показали, что эмоциональное состояние женщины в различные фазы менструального цикла изменяется, но при этом эмоциональное ее состояние зависит более от индивидуальных и культурных особенностей.

Подростковая беременность в данном ключе рассматривается как фактор риска для вынашиваемости, родов, формирования материнского поведения, возникновения привязанности матери к младенцу после родов.

Развитие привязанности матери к младенцу (на основе изучения животных) рассматривается с трех следующих позиций:

влияние гормонального фона на восприятие самкой детеныша и изменения гормонального фона в ответ на сепарацию детеныша,
влияние гормонального фона в послеродовом периоде на установлении привязанности матери к ребенку (необходим эмоциональный и тактильный контакт в первые 36 часов после родов),
влияние пролактина на эмоциональное состояние во время грудного вскармливания, что также укрепляет привязанность матери к ребенку.
Особый интерес у исследователей вызывает изучение послеродовой депрессии: состояние матери, обеспеченное ее гормональным фоном, интерпретируется ею в зависимости от личных и ситуативных факторов (склонностью к депрессиям или принятие материнства и беременности, жизненная ситуация, личностные качества, психическая патология и др.). Грудное вскармливание в русле данных исследований рассматривается как положительно влияющее на изменения гормонального фона и развитие привязанности матери к ребенку. Однако, подчеркивают исследователи, это должно гармонировать с принятием ребенка и своего материнства.

"Материнский инстинкт" исследуется в русле сравнительных биопсихологических исследований. Это одна из наиболее проблемных областей изучения материнства, поскольку само содержание понятия "материнский инстинкт" не определено.

Роль биологических факторов, как мы уже упоминали в предыдущих лекциях, рассматривается в русле исследований этологов. С этих позиций импритинг (запечатление) и привязанность ребенка к матери рассматриваются как приспособительный механизм, поскольку установление и поддержание контакта с матерью является для ребенка витальной задачей. Существенное влияние на формирование привязанности имеет поведение, которым обмениваются мать и младенец. Исследователями было показано, что взаимодействие уже между двухмесячным ребенком и его матерью может быть названо беседой, поскольку "собеседники" симметрично обмениваются определенными действиями или знаками.

Выделяются исследователями и собственно "психологические" аспекты материнства. Феноменологический подход ориентируется на материнские функции в зависимости от возраста ребенка, на переживания, установки и ожидания матери в период воспитания. Особое значение придается изучению состояния матери в период беременности.

Психолого-педагогическое направление также рассматривает беременность и подготовку к родам матери, но в рамках физиологического и педагогического аспекта. Данное направление фактически можно называть психологией родительства.

Психотерапевтическое направление сосредоточено на анализе источников нарушений развития ребенка в семье, а также на изучении особенностей отношений в семье в контексте отклонений в поведении у членов семьи.

Последние годы появилось достаточно исследований, которые посвящены материнству как части личностной сферы женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла. Исследования девиантного материнства включают в себя не только проблемы отказа матерей от своих младенцев, проявляющие по отношению к младенцам насилие или пренебрегающие ими, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его психическом развитии.

Онтогенетические аспекты формирования материнства рассматриваются в структуре влияния культурного и социального статуса женщины, ее индивидуальной психической истории до и после рождения на исполнение материнской роли. В течение онтогенеза некоторые виды опыта (взаимоотношения с собственной матерью, контакты с младенцами и возникновение интереса к ним в детстве, интерпретация материнства в связи с супружеством и половой сферой, а также конкретный опыт взаимодействия с детьми, имеющие определенные особенности в виде недоразвития или последствий травм) влияют на содержание отношения матери к ребенку.

Индивидуальный онтогенез материнства проходит ряд этапов, в процессе которой женщина адаптируется к материнской роли. А.И.Захаров называет семь сенситивных периодов в развитии "материнского инстинкта", особенно сосредотачиваясь на отношении девочки с отцом, игровом поведении, стадиях половой идентификации.

Итак, исследований, так или иначе связанных с развитием материнства вполне достаточно для вынесения каких-либо суждений о роли материнства в развитии личности женщины, а также роли материнства в развитии ребенка.

Без сомнения, женщина-мать значительно теснее отца, во многом благодаря периоду беременности и родов, связана с ребенком. Так в одном психологическом эксперименте 27 матерей различали на магнитофонной записи голос своего 3-7-дневного ребенка от других четырех младенцев, при этом более 80% матерей (22 матери) узнали голос своего младенца безошибочно.

Кроме того, отцовство, как и материнство - социокультурный феномен, роль отца более или менее тщательно "прописана" в каждой культуре. По мнению западных исследователей-антропологов роль отца в той или иной культуре определяется количеством жен и детей, за которых он отвечает перед социумом, степенью его власти над ними, временем, которое он тратит на жен и детей, непосредственным или опосредованным включением в их проблемы, в том числе и ухаживанием за детьми, степенью его участия в ритуальных событиях, его вовлеченностью в труд на благо семьи и защиту семьи или общины.

Традиционный культ мужчины - это культ силы и суровости, а "невостребованные" чувства подавляются и атрофируются. Однако так же, как в культуре изменялся образ матери, так же изменялась и роль отца. Последние годы эмоциональные контакты отца и детей воспринимаются социумом как более приемлемые. Согласно исследованиям, в семьях, где присутствие отца было неформальным, где отец был включен в воспитание, вырастают дочери, демонстрирующие высокую успешность в социуме.

В целом отцовство во многом рассматривается через призму благополучия детей и их социализации. Внимание к роли отца в современном обществе по мнению исследователей в социальных науках обусловлено ростом проблемных семей и неблагополучных детей. Отцов "обвиняют" в росте безотцовщины, в эмоциональной бедности контактов отца с детьми, педагогической некомпетентности, неспособности отцов осуществлять уход за детьми, особенно младенцами. Однако данные обвинения во многом лицемерны, поскольку воспитывая и социализируя мальчиков, социум и институты социализации пренебрегают "воспитанием отцов" на фоне более или менее успешного воспитания матерей.

Подобное двусмысленное положение, на наш взгляд, связано с трансформацией роли отца в социуме, когда требования к исполнению данной роли уже изменились, но формирование роли на подготовительном этапе взросления мальчика еще не сложилось.

В настоящее время отцовство не получило достаточного внимания со стороны исследователей. Те немногочисленные эксперименты, направленные на поиски биологически детерминированного поведения отцов, не способны помочь отцам найти оптимальные пути "возвращения" в семью. Однако исследования, опирающиеся на идею социокультурного конструирования феномена отцовства, показывают, что психологическая подготовка мальчика к будущей роли отца обеспечивает его тесные эмоциональные контакты с собственным ребенком, повышает удовлетворенность своей отцовской ролью.

Вопросы и задания:

В чем состоит историческая динамика формирования образа отца и матери в социуме?

Какие подходы, представленные в лекции, в русле которых исследуется материнство, вы могли бы отнести к биологизаторским?

В чем, на ваш взгляд, состоит главная проблема формирования образа отца в современном обществе?

Рекомендуемая литература:

Ллойд де Моз. Психоистория. Ростов-на-Дону, 2000.

Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.

Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Вопросы психологии, 2001, N2.