Объем курса (часы):    24
Регион:    Белорусь, г. Минск
Название ВУЗа:    Европейский гуманитарный университет (Минск)
программа гендерных исследований

Основная аудитория:    Студенты-магистранты
Раздел:    Политология
 
Развернутая разработка курса

Задачей курса является знакомство с основными направлениями современной политической теории. Тематически каждое занятие, как правило, будет базироваться на обсуждении двух типов текстов - прочтение "классических произведений" по теории, философии или социологии политики будет сопровождаться чтением текстов, в которых сходная проблематика рассматривается в контексте феминистской критики. Подобное "двустороннее," диалогическое обсуждение теоретических проблем политики поможет, во-первых, лучше понять логику аргументации "классического" и "феминистского" подходов, и - во-вторых - позволит несколько изменить контекст, в котором традиционно оказываются произведения "политической классики".

Методически курс нацелен на освоение принципов "подробного" чтения, т.е. на выявление в процессе аналитического чтения текстуальной логики и аргументационной структуры, благодаря которым рассматриваемые произведения стали возможны. Понятно, что достижение подобной цели невозможно без тщательного знакомства каждого участника семинара с предложенными произведениями.

Структурно каждый семинар состоит из трех основных частей:

краткая вводная лекция преподавателя очертит основную проблематику семинарского занятия;

в устной рецензии (не более 10 минут) одного из произведений, предложенных для обсуждения,1 участник семинара должен выделить основные положения рассматриваемого текста, наметить основные противоречия и сформулировать не менее 3-4 вопросов для группового обсуждения;

в ходе последующей групповой дискуссии участники семинара должны продемонстрировать свое понимание обсуждаемых текстов; акцент, однако, должен делаться не столько на воспроизведении содержания и структуры текста, сколько на самостоятельной интерпретации и критике его базовых положений. Поскольку одной из задач семинара является усвоение навыков аналитического чтения, постольку возможная "правильность" или "неправильность" предложенной интерпретации/критики является менее важной по сравнению со способностью сформировать логически стройную аналитическую/интерпретационную схему, основанную на материалах обсуждаемого текста.

По итогам курса участники должны представить письменную рецензию на недавно вышедшую книгу по политической теории феминизма (текст будет определен преподавателем). Объем рецензии не должен превышать 2000 слов (без учета сносок и списка цитируемой литературы).

Финальная оценка участия в семинаре будет состоять из следующих компонентов:

Участие в групповом обсуждении 30%
Устная рецензия - 10%
Итоговая письменная рецензия 60%
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

I. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, РОЛИ (2 часа)

Если политический процесс проявляет себя прежде всего как осуществление контроля за доступом к ресурсам, которые способны поддерживать сложившуюся/сложенную систему социального и политического неравенства, то в чем можно видеть исходную причину, исходный принцип политической дифференциации? В какой степени поляризация публичной и частной сфер жизнедеятельности может служить основой для политико-полового разделения труда?

Литература:

Аристотель. Политика. "Книга первая" // URL: http://www.philosophy.ru/library/aristotle/polit/index.html

Кочкина Е. Разработка феминистской политологической концепции: изменяющаяся роль женщины и пересмотр теории политики // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М., 2000. С. 153-158.

Pateman C. The Sexual Contract. Stanford: Stanford University Press, 1988. Ch. "Wives, Slaves and Wage Slaves", "Feminism and the Marriage Contract", pp.154-218.

II. ЭМАНСИПАЦИЯ: ЗАДАЧИ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ (2 часа)

Устранение политико-полового неравенства, как правило, предполагает в качестве своей предпосылки осознание наличия этого неравенства. Каковы практические условия, при которых критическое осознание своей "неравноправности" становится возможным? Т.е., каковы те политические и социальные возможности, благодаря которым и социальная иерархия, и собственное место в этой иерархии становятся очевидными?

Литература

Ленин В.И. Что делать? (выдержки)

MacKinnon С. Feminism, Marxism, and the State: Toward the Feminist Jurisprudence //

Harding S. (ed.) Feminism and Methodology: Social Science Issues. Bloomington: Indiana University Press, 1987; pp 135-157.

MacKinnon C. Toward a feminist theory of the state. Cambridge: Harvard University Press, 1989. Ch. "Consciousness raising", pp. 83-105.

Пальванова, Биби: Эмансипация мусульманки: опыт раскрепощения женщин Советского Востока. М.: Наука, 1982. ( Главы: "Начало", С.12-25; "Первые мероприятия по эмансипации мусульманки", С. 25-37; "Новые законы", С. 149-162; "Худжум - решительное наступление по всему фронту", С. 163-201).

III. ПОЛИТИКА (СО)ЗНАНИЯ: МИРОВОСПРИЯТИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ МЕСТОПОЛОЖЕННОСТИ (4 часа)

Политическая практика прежде всего нацелена на удовлетворение определенных (и необязательно политических) интересов политическими средствами. Как происходит осознание и формулировка этих интересов? Как происходит формирование этих интересов? Наконец, какова диалектика взаимоотношений между интересами отдельных групп и теми формами мировосприятия, которые определяют/ограничивают доступные этим группам способы познания мира?

Литература

Маннхейм, Карл. Избранное. Социология культуры. Москва: Университетская книга, 1996. ("Проблема интеллигенции: исследование ее роли в прошлом и настоящем", с.94-111; "Социологическая теория культуры в ее познаваемости", "О социологической обусловленности методологии", с.333-369).

Haraway, D. Simians, Cyborgs, and Women: The Reinvention of Nature. New York: Routledge, 1991. ("Situated knowledges: the science question in feminism and the privilege of partial perspective", с. 183-202).

Hartsock N. The feminist standpoint: developing the ground for a specifically feminist historical materialism // Harding S. (ed.) Feminism and Methodology: Social Science Issues. Bloomington: Indiana University Press, 1987; pp. 157-180.

Harding S. The Science Question in Feminism. Ithaca: Cornell University Press, 1986. ("From Feminist Empiricism to Feminist Standpoint Epistemologies", pp. 136-163).

IV. СПРАВЕДЛИВОСТЬ (И) ПОЛИТИКИ (2 часа)

Переход от непосредственного политического управления к системе представительной (выборной) власти основан на общем допущении о том, что данная власть способна учесть и удовлетворить нужды и интересы максимально большого числа граждан. Как происходит вычленение "социально значимых" нужд и интересов? Т.е. по какому принципу и на каких основаниях определенные группы интересов (и граждан) оказываются вытесненными за пределы политического поля?

Литература

Платон. Государство // Собрание сочинений в 3-х тт. Т.3 (1). - М., 1971 г. (Диалоги о справедливости). URL: http://www.philosophy.ru/library/plato/01/resp1.htm

Фрейжер Н. От перераспределения к признанию: Дилеммы справедливости в "пост-социалистическую эпоху" // Гендерные исследования. ХЦГИ, 2000, №5, с. 85-114.

V. ЭТИКА ПОЛИТИКИ: ПОЛОВАЯ СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (4 часа)

Способность к моральному суждению - т.е. к этической оценке сделанного выбора - традиционно определяется способностью использовать абстрактные ценностные схемы для характеристики конкретной ситуации. Насколько подобная "всеобщая" моральная практика является отражением специфического способа общения и мировосприятия? Насколько абстрактны "абстрактные" моральные ценности? Т.е. можно ли говорить о плюрализме моральных подходов к оценке практической деятельности?

Литература

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.СПб.: Наука, 2000. ("Основные философские допущения теории Кольберга", с. 178-198).

Гиллиган К. Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин. Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения. 1991 / Общ.ред. А.А.Гусейнова. М.: Республика, 1992. (Предисловие. Место женщины в жизненном цикле мужчины).

Benhabib S. Situating the Self: Gender, Community and Postmodernism in Contemporary Ethics. - New York, 1992. ("The generalized and the сoncrete Other. The Kohlberg - Gilligan сontroversy and Moral Theory", - pp. 148-177; "The debate over women and moral theory revisited", pp. 178-202).

VI. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ: ФОРМИРОВАНИЕ КАК ПОДЧИНЕНИЕ (2 часа)

Политическая практика во многом определяется способностью участников политического процесса следовать сложившимся "традициям" влияния и способам принятия решений - так называемым "правилам игры". Усвоение "правил", т.е. подчинение их логике, таким образом, становится основной задачей процесса формирования субъекта политической деятельности. Возможна ли политическая игра "вне правил"? Т.е. возможно ли формирование субъекта политической деятельности за пределами сложившегося политического поля?

Литература

Althusser L. Ideology and ideological state apparatuses. Notes towards an investigation // Zizek S. (ed.) Mapping Ideology. London: Verso, 1995, pp.100-140.

Грамши А. Тюремные тетради.

Спивак Г. Ч. Могут ли угнетенные говорить? // Введение в гендерные исследования. Хрестоматия. Харьков, 2001.

VII. ДИСКУРСИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ (2 часа)

Политический контроль за сохранением сложившейся структуры господства и подчинения, как правило, обеспечивается посредством коммуникации - т.е. посредством производства ("артикуляции") и распространения ("трансляции") определенных символических продуктов и способов аргументации ("дискурсов"). Социально-политическое господство той или иной группы, таким образом, проявляется и в господстве того способа символизации, с помощью которого доминирующая группа отражает (и воображает) действительность. Каковы условия стабильности подобного символико-политического порядка? Возможна ли его ревизия и/или деконструкция?

Литература

Мишель Фуко. Воля к истине. По ту сторону знания, власти, сексуальности. М.: Магистериум-Касталь. 1996. С. 47-96.

Fraser N. Unruly Practices: Power, Discourse, and Gender in Contemporary Social Theory. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1991. ("Struggle over needs: Outline of socialist-feminist сritical theory of late capitalism". Pp. 161-187).

VIII. ЦЕНЗУРА: СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКА СИМВОЛОВ (2 часа)

Сложившаяся в общественном сознании репрезентация социальных групп, во многом, отражает итоги борьбы за придание образам этих групп статуса стереотипов, т.е.репрезентаций, чье содержание не оспаривается, и чья функция состоит в стимулировании прогнозируемой реакции по отношению к соответствующей группе. Попытки поставить под сомнение набор циркулирующих стереотипов, таким образом, становятся важнейшей задачей любой группы, стремящейся изменить свою позицию на политическом поле. Является ли цензура - т.е. ограничение циркуляции нежелательных образов - тем способом, который может лишить стереотипы их (негативного) смыслового эффекта, или же она лишь подтверждает наличие определенной (хотя и нежелательной) взаимосвязи между стереотипом и той группой, которую этот стереотип призван репрезентировать?

Литература

Бурдье П. Социология политики. Пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1993. ("Социальное пространство и генезис классов". C. 53-99).

Воронина О. Гендерная экспертиза законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. М.: МЦГИ. 1998. ("Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ. Проблемы гендерной цензуры и преодоления сексизма в языке"). URL: http://www.gender.ru/public/voronina/3-2.htm

Butler J. Excitable Speech. A Politics of the Performative. New York: Routledge. ("Implicit Censorship and Discursive Agency". Pp. 127-164).

IX. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (4 часа)

Участие в политике групп, не имеющих и/или не контролирующих доступ к важнейшим ресурсам власти, традиционно увязывается с их способностью строить свою политику, руководствуясь не столько политическими ценностями, сколько принципами политического прагматизма: выбор союзников группы зависит от того, насколько с их помощью группа сможет удовлетворить свои (политические) интересы. Политическая идентичность группы, таким образом, всякий раз является отражением сиюминутной логики "политического момента", не претендующей на какую бы то ни было глубину. Насколько оправдана подобная утрата политической сущности во имя достижения политического результата? Возможны ли другие способы разрешения противоречия между политической эффективностью и политическим прагматизмом?

Литература

Макиавелли Н. Государь. М.: Худ. лит.,1982. (Глава XVIII: "О том, как государи должны держать слово". Глава ХХ: "О том, полезны ли крепости, и многое другое, что постоянно применяют государи"). URL: http://www.philosophy.ru/library/machiavelli/0.html

Батлер Дж. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о "постмодернизме" // Гендерные исследования, 1999, №3. Сс.89-108.

Rorty R. Feminism, Ideology and Deconstruction: A Pragmatist View. // Zizek S. (ed.) Mapping Ideology. London: Verso, 1995, pp. 227 - 235.

Шагинян М. Собрание сочинений в шести томах. Т. 2. М.: Худ. Лит. 1956. (Дневник депутата Моссовета. С. 658-682).

Константинова В. Власть и женщина. Женщина во власти. Реализация права женщин на политическое участие и представительство на уровне принятия решений // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. Т. 2. М., 1998. С. 190-246. URL: http://www.gender.ru/public/provinc/valent1.htm