Объем курса (часы):    42
Название ВУЗа:    Российский Государственный Педагогический Университет им.А.И.Герцена
Психолого-педагогический ф-т

Основная аудитория:    Студенты 4 курса. Психология.
Раздел:    Психология
 
Вводные замечания

Курс "Психология гендерных отношений" предназначен магистрантам и студентам старших курсов психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И.Герцена. На младших курсах студенты уже познакомились с гендерной проблематикой, прослушав курсы "Введение в гендерные исследования" и Тендерная социализация". Курс "Психология гендерных отношений" является их логическим продолжением. Содержание данного курса ориентировано на анализ развития гендерных исследований в рамках психологической науки, а также углубленное освоение гендерных проблем в контексте психологического знания.

Теоретической основой курса "Психология гендерных отношений" является гендерный подход, предлагающий новый способ познания действительности, в котором отсутствует поляризация и иерархия "мужского" и "женского", поскольку противопоставление и "очевидная" неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Исследования, проводимые в русле гендерного подхода, не исходят из оппозиции женщин и мужчин, обращаются к причинам образования этой оппозиции. Главными детерминантами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать Я — образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность переоценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации.

Основная цель курса "Психология гендерных отношений" заключается в проведении психологического анализа межполовых отношений в контексте гендерного измерения. Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятиях "мужское" и "женское". Центральная идея, которая положена в основу программы курса "Психология гендерных отношений", заключается в том, чтобы обозначить и проанализировать специфические социально — психологические детерминанты половой дифференциации и иерархичности в разных сферах жизнедеятельности и в разные возрастные периоды.

Программа курса состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен вопросам методологии и истории возникновения и развития научного направления "психология гендерных отношений". В этом разделе анализируются вопросы взаимоотношений полов в классических и современных психологических концепциях, в работах психологов-феминистов, рассматривается особенности развития гендерных исследований в психологии за рубежом и в России. Дается теоретико-методологическое обоснование возникновению нового научного направления "психологии гендерных отношений", раскрывается психологическая специфика исследовательских процедур изучения гендерных отношений.

Второй раздел программы курса направлен на раскрытие специфики гендерных отношений на разных уровнях организации социальной реальности: на макросоциальном уровне, на уровне межгруппового взаимодействия, на уровне межличностных отношений и интраиндивидном уровне. При рассмотрении характера гендерных отношений на разных уровнях взаимодействия выдержана общая схема анализа. Раскрытие каждой темы начинается с описания особенностей отношений на данном уровне, затем анализируются социально-психологические детерминанты, опосредующие отношения на этом уровне и конкретные детерминанты гендерных отношений. Завершается раскрытие темы описанием основных теоретических концепций, которые могут быть использованы при изучении гендерных отношений данного уровня, а также приводятся результаты психологических исследований.

Так, на макросоциальном уровне анализируются отношения в системе: "личность -общество, культура", "группа — общество, культура". Социально-психологическими детерминантами отношений этого уровня являются социальные представления, а детерминантами гендерных отношений являются — гендерные представления, как отражение полового символизма.

На уровне межгрупповового взаимодействия отношения анализируются в системе "группа — группа". Детерминирующими (социально-психологическими) факторами отношений этого уровня выступают социальные стереотипы, а детерминантами межполовых отношений являются гендерные стереотипы.

На уровне межличностных отношений объектом анализа является система "личность — личность", "личность — группа" Социально-психологическими детерминантами отношений являются социальные установки, а гендерные отношения детерминированы гендерными установками.

На интраиндивидном (внутриличностном) уровне объектом анализа становится Я-концепция личности и соотношение личностной и социальной идентичности в ее структуре. Гендерный аспект внутриличностных проблем будет раскрываться через анализ — гендерная идентичности, как составляющей социальной идентичности личности.

Таким образом, выделяется проблемное исследовательское поле психологии гендерных отношений, где объединяются основные элементы социо-психологической реальности: общественные структуры (культура, идеология), межгрупповое и межличностное взаимодействие и внутренний мир индивида. Гендерные отношения будут представлены через описание и анализ существующих в общественном сознании гендерных представлений, стереотипов и установок.

Основной методический подход конструирования содержания курса заключается в рассмотрении влияния на психосоциальное развитие личности, на возможности ее самореализации особой социальной подсистемы гендерных отношений, функционирующей на четырех вышеуказанных уровнях.

Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тема 1. Проблема пола и взаимоотношений мужчин и женщин в классических психологических концепциях. — 2 часа.

Сущность пола и биологический фундаментализм З.Фрейда. Идеи традиционного фрейдизма: бисексуальности, Эдипова комплекса и комплекса кастрации как основные концептуализации анализа процесса половой идентификации. Особенности формирования мужественности и женственности в теории З.Фрейда. Развитие женщины как ущербного мужчины. Влияние идей Фрейда на развитие феминистского движения.

Проблема пола в аналитической психологии К.Юнга. Идея коллективного бессознательного и его содержания — архетипов. Архетипы Анимы и Анимуса как компоненты психики мужчины и женщины. Индивидуация и ее роль в психологическом развитии человека в аналитической психологии.

Анализ межполовых отношений в индивидуальной психологии А.Адлера. Причины дифференциации половых ролей. Иерархия половых ролей и мужское доминирование. Особенности социализации мальчиков и девочек. Конфликт между полами и его причины.

К.Хорни: позитивный психоанализ женщины. Критика "маскулинности" психоанализа. Теория психологии женщины К. Хорни. как отражение новых взглядов на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний. Ролевые контрасты и их роль в отношениях между мужчинами и женщинами. Существенность социального контекста для исследований К. Хорни.

Литература

Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. Гл.8.
Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии. 1999. № 5.
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991. С. 369-385.
Фрейд 3. Энциклопедия психоанализа. М., 1996. С.71-95, 245-249, 252-265,391-402.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997. С. 197-213, 260-261.
Хорни К. Женская психология. СПб., 1993. С. 76-87.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 76-107, 127-145,261-277.
Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
Тема 2. Возникновение и развитие гендерных исследований в психологии за рубежом. — 2 часа.

Основные направления развития гендерных исследований в зарубежной психологии: парадигма половых различий, парадигма уникальности женской психологии, парадигма социального конструирования гендера.

Обобщенные результаты исследований половых различий. Доказательство социокультурного происхождения половых различий — основа критики психологов-феминисток. Пути доказательств социокультурной детерминации половых различий.

Феминистская женская психология. Проблема половой дифференциации, как основа феминистской психологии. Уникальность женского жизненного опыта. Исследования психологов Н.Ходоров, Д. Диннерстайн, К.Гиллиган.
Исследования половой дифференциации в рамках социального конструкционизма. Основные положения социального конструкционизма как теоретичестого направления социальной психологии. Отрицание константной половой дифференциации. Половая дифференциация как социальный процесс. Акцент на анализе процесса пожизненного научения. Позиции психологов Б.Лотт, Р. Ангер, Р. Харе-Мустин, Дж. Маречек.

Литература

Баблоян 3., Булавина Т. Гендерная проблематика в психологии //Теория и история феминизма. Учебное пособие. Харьков. 1996. Раздел V.
Бовуар де С. Второй пол. СПб., 1997
Брант ГА. Природа женщины. Екатеринбург, 1999.
Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии, №2.1993.
Джерджен К.Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995. с.51- 73.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. Гл. 9, 14,15,17.
Либин А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. М.. 1999. с. 272-287.
Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 119-130.
Фридан Б. Мистика женственности М. 1994.
Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол, гендер, культура / Под ред. Э.Шоре, К. Хайдер. М., 1999. С.23-53.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998.
Chodorov N. The Reproduction of Mothering: Psychoanalysis and the Sociology of Gender. Berkley, 1978.
Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985 № 36 p. 49-81.
Dinnerstien D. The Mermaid and Minotaur: Sexual Arrangements and Human Malaise. N.Y, 1977.
Hare — Mustin R.J., Marecek J. On making a Difference // Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. New Haven. 1990. P. 1-21.
Gilligan C. In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge . 1982.
Lott. B. Dual nature of learned behavior: The challenge to feminist psychology // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale univ. Press, 1990. P.65-101.
Maccoby E. E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Oxford: Oxford Univ. Press, 1975.
The Psychology of Gender. Ed. by A.E. Beal, R. J. Stemberg. Gulford Press, NY, 1993.
Unger R.K. Imperfect reflections of reality: Psychology constructs gender // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale univ. Press, 1990. P.102-149.
Тема 3. Возникновение и развитие гендерных исследований в российской психологической науке. — 2 часа.

Проблема пола и межполовых отношений в отечественной психологии в догендерный период (20-е — 80-е годы). Период "бесполого сексизма". Единичные исследования психологии половых различий. Работы Абраменковой В.В., Кона И.С., Кагана В.Е, Лунина И.И, Репиной Т. А. Влияние теории полового диморфизма на исследования в области психологии пола.

Второй период развития гендерных исследований в психологии — 90-е годы XX столетия (тендерный период). Научные ориентации в гендерных исследованиях: парадигма гендерных различий, психология женщин, социально-конструктивистская парадигма. Исследования гендерных различий в русле дифференциальной психологии. Переводные работы и исследования отечественных авторов (статьи Либина А.В., Виноградовой ТВ. и Семенова В.В., Бендас ТВ., Алешиной Ю.Е., Арутюнян М.Ю.). В Исследования психологии женщин в рамках практической психологии (работы Поповой Л.В., Мининой О.В.). Использование гендерного подхода в психологических исследованиях (статьи Турецкой Г.В., Радиной Н.К).

Литература

Абраменкова В. В. О методическом принципе смены позиции личности ребенка в социальной психологии детства // Индивидуальность педагога и формирование личности школьниюв. Даугавпилс, 1988. С. 69-77.
Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991.
Бендас ТВ. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. № 1. 2000.
Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии, № 2.1993.
Геодакян В.А. Эволюционная логика дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук / Отв. Ред. И.Т. Фролов. М., 1989. с. 171-188.
Исаев Д.П., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты. Л., 1988. Гл.3.
Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. №2.
Каган В.Е. Стереотипы мужественности — женственности и образ "Я" у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3.
Клецина И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Реана, Л.А.Коростылевой. Выпуск 2. СПб., 1998. С. 188-202.
Клецина И. С. Гендерные барьеры на пути личностной самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Коростылевой, Л.А. Головей. Выпуск 3. СПб., 1999. С. 154-168.
Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального. М., 1975.
Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2.
Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. М., 1997. Гл.8.
Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психол. журнал. Т.19. 1998. Ж 1.
Либин А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. М. 1999. с. 272-287.
Лунин И.И., Старовойтова Г.В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.. 1991. С. 6-16.
Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. 2000. № 1.
Привалова Н.Я. О структуре понимания четвероклассниками личности своих родителей // Общение и формирование личности. Гродно, 1984. С. 81-89.
Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщинУ/Вопросы психологии. 1996. №2.
Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях// Вопросы психологии. 1999. № 2.
Репина ТА. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду// Вопросы психологии. 1984. № 4.
Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков// Вопросы психологии. 1997. Ха 4.
Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена// Психол. Журнал. Т. 19. 1998. № 1.
Хасан Б. И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997 № 3.
Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. №З.
Юферева Т.И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной М. 1987. С. 130-146.
Тема 4. Теоретико-методологические основания психологии гендерных отношений. — 2 часа.

Психология гендерных отношений — теоретико-прикладное направление социальной психологии. Научные, социально-политические и экономические предпосылки возникновения и формирования психологии гендерных отношений как системы научного знания. Основные понятия психологии гендерных отношений, связь с другими психологическими дисциплинами.

Гендерный подход как методологическое основание научного направления "психология гендерных отношений". Предметное поле психологии гендерных отношений. Уровни анализа гендерных отношений: макроуровень, уровень межгрупповых отношений, уровень межличностных отношений, интраиндивидный уровень. Социально-психологические детерминанты анализа гендерных отношений; гендерные представления, стереотипы, установки, гендерная идентичность. Половая (гендерная) дифференциация, как ключевое понятие анализа психологии гендерных отношений.

Теория социального конструкционизма Дж.Джерджена и теория социального конструирования гендера, как основные теоретические посылки изучения гендерных отношений.

Литература

Большой толковый социологический словарь / Под ред. Д.Джери, Дж.Джери. Т. 1. А-0. М,, 1999. С. 110.
Джерджен К.Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995. с.51- 73.
ЗдравомысловаЕ.А., ТемкинаА.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. № 3/4.
Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. М., 1998. С. 177-186.
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск. 1997. с. 147.
Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера (doing gender) // Гендерные тетради. Выпуск первый. СПб., 1999. С.94-124.
Ферре М.М. Феминизм и семейные исследования // Гендерные тетради. Выпуск второй, СПб., 1999. С.71-106.
Шихирев П. Современная социальная психология. М.. 1999. Гл. 16-18.
Тема 5. Методы исследования гендерных отношений в психологии. — 2 часа.

Различия в номотетическом и идеографическом исследовательских подходах в психологии. Качественная (понимающая) и количественная (позитивистская) методологии в социально-психологическом исследовании. Теоретические предпосылки возникновения понимающей ориентации в социальной психологии: символический интеракционизм Дж. Мида, драматургический подход И. Гоффмана, этнометодология Г. Гарфинкеля. Гуманистическая ориентация в психологии как теоретическое основание понимающей парадигмы в социально-психологическом исследовании. Понимающая парадигма — методологическое основание исследования гендерных отношений в психологии.

Различия в стратегиях психологического исследования при качественном и количественном подходах: по теоретико-методологическим основаниям, по логике и фокусу анализа, по исследовательским целям и задачам, по основным методам и стилю исследования.

Методы исследования гендерных отношений — интеграция социологических методов качественного исследования, проективных психологических методов, социально-психологических стандартизированных методов. Основные методы: включенное наблюдение, глубинное интервью, нарративное интервью, свободная беседа, фокус группа, анализ личных документов. Популярные методики исследования гендерных отношений в психологии: case-study, психологическая автобиография, ассоциативная методика, рисуночные тесты, семантический дифференциал и др.

Литература

Дильтей В. Понимающая психология // Хрестоматия по истории психологии. М." 1980.
Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999.
Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. Материалы семинаров / Под ред. М.М. Малышевой М., 1997.
Основы социально-психологической теории /Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. М., 1995. Гл. ХХШ. 2.
Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.-Воронеж, 1998. Раздел 2.
Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.
Судьбы людей. Россия. XX век. Биографии семей как объект социологического исследования /Под ред. В. Семеновой, В. Фотеевой. М., 1996.
Флоренская ТА. Диалога практической психологии. М., 1991.
Мельникова О. Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач// Введение в практическую социальную психологию. М.,1996.
Раздел 2. ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — МНОГОУРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ

Тема 6. Гендерные отношения в контексте социокультурной организации общества.- 2 часа.

Анализ гендерных отношений на макроуровне: "общество — группа, личность", культура- группа, личность". Социальные представления как детерминанты отношений между личностью культурой и обществом. Проблема половой дифференциации в 1еонтексте социальных представлений. Половой символизм. Андроцентричный характер современной культуры. Гендерные представления о маскулинности и фемининности как разновидность социальных представлений. Содержательные характеристики гендерных представлений.

Концепция социальных представлений С. Московичи как теоретическое основание исследования гендерных представлений. Результаты исследований гендерных представлений. Феминистский и патриархатная картины мира (исследование Н.А.Нечаевой). Репрезентация гендерных отношений в традиционной и современной культуре.

Литература

Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура// Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992. С. 10-22.
Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве// Феминизм и гендерные исследования/Под ред. В.И.Успенской. Тверь, 1999. С. 68-82.
Донцов А.И., Емельянов Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.
Клименкова ТА. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. 1996.
Лебедева Н. Ведение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999 С. 38-41, 60-63,140-145.
Минина О.В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
Московиси С. Предпосылки объяснения в социальной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995. С.213-252.
Нечаева Н.А. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания// Гендерные тертади/ Под ред. А.А. Клецина. Выпуск первый. СПб., 1997.С. 17-44.
Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. Гл. IV.
Русский Эрос, или философия Любви в России. М.. 1991.
Савкина И. До и после бала: история молодой девушки в "мужской литературе2 30-40-х годов XIX века// Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 287-300.
Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-х-90-х годов / Под ред, М.П. Гапочка. М., 1996.
Этнические стереотипы мужского и женского поведения/ Отв. ред. А.К. Байбурин, И.С. Кон. СПб., 1991.
ЯкимоваЕ.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. Научно-аналитический обзор. М., 1999. С.76-109.
Тема 7. Гендерный анализ межгрупповых отношений. — 2 часа.

Анализ гендерных отношений на уровне: "группа — группа". Межгрупповое взаимодействие. Мужчины и женщины как представители двух больших социальных групп.

Социальные стереотипы как социально-психологические детерминанты межгрупповых отношений. Отличие социальных стереотипов от социальных представлений. Функции социального стереотипа как феномена межгруппового взаимодействия: идеологизирующая и идентифицирующая (Г. Тэджфел). Проблема истинности социальных стереотипов. Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Отражение проблем половой дифференциации в стереотипах восприятия психологических характеристик мужчин и женщин как представителей больших социальных групп.

Содержание гендерных стереотипов. Характеристики гендерных стереотипов: согласованность, поляризованность, степень благоприятности, эмоциональная насыщенность. Функции гендерных стереотипов. Механизмы возникновения гендерных стереотипов.

Теория социальной идентичности Г.Тэджфела и теория самокатегоризации Дж. Тернера как теоретические основания исследования гендерных стереотипов. Результаты исследований гендерных стереотипов. Представления мужчин и женщин друг о друге и о себе.

Стереотипные образы мужчин и женщин в телевизионных, рекламных программах.

Литература

Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов//Вопросы психологии, 1987, № 2.
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.Гл.:УП.
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998. Гл. 7.
Воронина О.А. Женщина — друг человека?// Человек. 1990. № 5.
Воронина О А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. М., 1998.
Грошев И.В. Образ женщины в рекламе // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999.
Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе//Психол. Журнал. Т. 19. 1998. № 3.
Каган В.Е. Стереотипы мужественности — женственности и образ "Я" у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3.
Клецина И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы// Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. А.А. Реана" ДА. Коростылевой. Вып. 2. СПб., 1998.
Коон Г. Мужественность и женственность// Изменение положения женщины и семья. М., 1977.
Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. 2000. № 1.
Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М., 1999. Часть 6.
Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999. Гл. 6.2, 11.4.
Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине в российской рекламе/ Семья, гендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. М., 1997. С.389-399.
Тема 8. Теория и практика гендера в сфере межличностных отношений. — 2 часа.

Анализ гендерных отношений на уровне: "личность — личность, личность — группа"" Отличие межличноетного взаимодействия от межгруппового. Социальные установки как детерминанты межличностных отношений. Отличие социальных установок от социальных стереотипов. Социальные роли и социальные установки.

Полоролевые (тендерные) установки как разновидность социальных установок. Содержание гендерных установок. Проблема полоролевой дифференциации в семейных отношениях. Гендерные установки и поведение. Влияние полоролевых установок на систему отношений: "муж-жена".

Родительство как социокультуриый феномен. Материнство и отцовство. Влияние гендерных установок на систему отношений: "родители — дети".

Гендерные установки в сфере профессиональной деятельности. Исследования полоролевых установок. Женщина — руководитель. Женщина в мире бизнеса. Сексуальные домогательства на работе. Перспективы гендерного равенства.

Проблема личностной самореализации мужчин и женщин в семейной и профессиональной сфере.

Литература

Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов//Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психологи. 1989. № 2. С.44-53.
Гозман ЛЯ., Алешина Ю.Е. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре// Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М-, 1987.сЛ40-152.
Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях// Социологические исследования. 1997. № 1.
Кериг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии, 1990, №1.
Конусов Ю.А. Мужчина в семье: типы поведения // Семья и социальная структура. М., 1987.
Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет// Вопросы психологии. 2000. № 2.
Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков.// Вопросы психологии. 1987. № 2.
Клецин А.А. Социологический анализ сексуальных домогательств на работе. СПб., 1998.
Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. Гл. V.
Лунин ИЖ, Старовойтова Г.В, Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. Гл. 6, 11.
Некрасов С.Н. Возилкин И.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. Свердловск, 1991.
Солодников В.В. Дети развода // Социологические исследования, 1988, № 4.
Пайнс Э. Маслач К. Практикум по социальной психологии, СПб., 2000, Гл.5.
Пушкарева Н.Л. Материнство в новейших социологических, философских и психологических концепциях.// Этнографическое обозрение. 1999. № 5, С.48-59.
Тартаковская И.Н, Социология пола и семьи, Самара. 1997.
Ферре М,М. Феминизм и семейные исследования// Гендерные тетради/ Под ред. А.А.Клецина. Выпуск второй. СПб., 1999. С. 71-106.
Тема 9. Гендерный аспект внутриличностных проблем. — 2 часа.

Интраиндивидный (внутриличностный) уровень изучения гендерных проблем. Место и роль гендерной идентичности в структуре Я-концепции личности. Соотношение гендерной, социальной и личностной идентичностей в структуре Я-концепция личности-Гендерная идентичность как социальный конструкт. Факторы, обуславливающие гендерную идентичность: психологические, социально-психологические, социокультурные.

Проявления гендерной идентичности в конструировании собственного облика и в интерпретационных схемах. Когнитивные и презентационные составляющие гендерной идентичности. Типы гендерной идентичности: маскулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный. Влияние гендерных стереотипов на оформление гендерной идентичности в разные периоды социализации.

Литература

Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопр. психол. 1989.№5 C.80-88.
Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996, №1.
Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины Автореф. на соиск. канд. психол. наук. Ростов-на Дону, 2000.
Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. № 4.
Павленко В-Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии //Вопросы психологии. 2000. № 1.
Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков// Вопросы психологии. 1997. №4.
Турецкая Г.В Страх успеха: психологическое исследование феномена// Психол. Журнал. Т.19. 1998.№1.