Объем курса (часы):    34
Название ВУЗа:    Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ)
Кафедра возрастной и педагогической психологии

Основная аудитория:    студенты 4 курса отделения "Психология" факультета менеджмента и маркетинга НИМБ
Раздел:    Психология
 
Учебная программа курса

Пояснительная записка:

Курс "Психология семьи" входит в региональный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности "Психология" Нижегородского института менеджмента и бизнеса. Это обусловлено тем, что независимо от дальнейшей специализации, практическому психологу приходится сталкиваться с проблемами, относящимися к "семейным", а именно, с проблемами детско-родительских отношений, выбором партнера по браку или проблемами психологической совместимости в супружеской паре.

Специфика построения предлагаемой программы заключается в интеграции ряда специальных тем, непосредственно связанных с проблемами развития семейных отношений. Освоение курса "Психология семьи" предполагает использование уже имеющихся знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе освоения курсов "Общая психология", "Возрастная психология", "Социальная психология", "Психодиагностика", "Психология общения", "Психология личности".

Данная программа предусматривает как реферативную, так и индивидуальную исследовательскую работу студента: к зачету по курсу студент представляет рефераты по избранной теме, а также индивидуальные исследования, выполненные по определенной схеме. По итогам данного курса студент-психолог получит базовые знания по проблеме развития семейных отношений, освоит основные способы диагностической и консультационной работы с семьей.

Сочетание лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов, включая анализ литературы и опыт самостоятельного изучения различных аспектов семейных отношений, является основой для профессионального становления будущего психолога.

Цель курса:

Интегрировать знания студентов из различных отраслей психологии для понимания особенностей развития семьи и семейных отношений, а также инициировать исследовательскую и практико-ориентированную активность студентов-психологов в области семейных отношений.

Задачи курса:

1. Дать представление о сложной структуре психологического феномена "семья" в целом и ее структурных единицах.
2. Показать возможность практической психологии в работе с семьей.
3. Познакомить с диагностическим психологическим аппаратом, который используют исследователи и практики в изучении семьи.

Формы работы:

лекции - 20 ч.,
практические и семинарские занятия - 14 ч.,
контроль за самостоятельной работой,
зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Курс "Психология семьи"

Всего часов - 34, из них: лекционных - 20, семинарских и практических занятий - 14.

N п/п    Тема    Всего часов    Из них
лекции    практические    семинары
1    2    3    4    5    6
1    Социальная психология семьи    2    2          
                          
2    Этология о семье и детстве    2    2          
                          
3    Супружеское взаимодействие: половые роли, сексуальность, инцест    2    2          
                          
                          
4    Любовь: различные взгляды на проблему романтических отношений в паре    2         2     
5    Современная семья: социо-психологический портрет    2    2          
                          
6    Материнство и отцовство    2              2
7    Психология детско-родительских отношений.    2    2          
     Типы воспитания                    
8    Семья глазами ребенка    2         2     
9    Дисфункциональные семьи. Семейная алкогольная созависимость    2              2
10    Дети без семьи    2              2
11    Повторный брак: дети и родители    2              2
12    Домашнее насилие. Жестокое обращение с детьми    2              2
13    Воспитание родителей    2         2     
     ИТОГО:    34    20    6    8
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Социальная психология семьи.

Семья как малая группа. Традиционная семья и современная семья. Брачные и внебрачные формы современной семьи. Неполные семьи, материнские и отцовские семьи. Альтернативные семьи: гудвин-брак, "качающийся брак", добрачный союз, открытый брак, раздельный брак. Кросскультурные исследования семьи.

Тема 2. Этология о семье и детстве.

Предмет этологии. Инстинкты животных и человека, обеспечивающие существование семьи. Методы сравнительной этологии: конвергенция, параллелизм, генетические программы. Брачное поведение. Инверсия доминирования. Выхаживание потомства. Инстинктивное поведение детей и проблемы социализации. Роль воспитания в "очеловечивании" инстинктов.

Тема 3. Супружеское взаимодействие: половые роли, сексуальность, инцест.

Гендерная и сексуальная идентичность личности в возрастной динамике. Гендерный анализ развития сексуальности в дошкольном и младшем школьном возрасте: проблема двойного стандарта. Формирование половых ролей, половая зрелость: проблема двойного стандарта. Динамика возрастных кризисов в контексте развития сексуальности. Инцест и мифы об инцесте. Проблемы сексуального воспитания детей.

Тема 4. Любовь: различные взгляды на проблему романтических отношений в паре.

Эмоциональное взаимодействие и аттракция в межличностном взаимодействии: определение основных понятий. Идеализация партнерами друг друга. Идентификация партнеров и психологическая совместимость в паре. Этапы развития романтических отношений. Гендерная специфика стратегий межличностных отношений в романтической паре. Проблемы психологического консультирования влюбленных.

Тема 5. Современная семья: социо-психологический портрет.

Функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовная, первичного социального контроля, социально-эротическая. Динамика развития и структура семьи. Этапы развития семейных отношений в контексте выполнения основных задач семьи. Факторы семейных нарушений.

Тема 6. Материнство и отцовство.

Социально-культурный контекст возникновения феномена материнства и родительства в целом. Основные направления исследований в области изучения материнства. Биологизаторские позиции в прочтении "материнского инстинкта". Социо-культурная динамика феномена отцовства. Родительство в современной семье.

Тема 7. Психология детско-родительских отношений. Типы воспитания.

Понятие ролевой многофункциональности в семье. Основные патогенные типы воспитания. Гипоопека: явное эмоциональное отвержение, перфекционизм, компенсаторная гипоопека, гипопротекция, скрытая гипопротекция, потворствующая гипопротекция. Гиперопека. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Противоречивое воспитание. Смена образцов воспитания. Понятие психологического здоровья ребенка, взрослеющего в семье с сохраненными эмоциональными отношениями и ориентированной на задачи взросления ребенка.

Тема 8. Психология детско-родительских отношений. Семья глазами ребенка.

Субъективность в прочтении семейной ситуации ребенком. Критерии развития детской позиции в семье. Основные позиции ребенка в семье: первенец, второй ребенок, третий ребенок, единственный ребенок. Сценарии будущей жизни ребенка, сформированные в родительской семье: позиция современного психоанализа.

Тема 9. Дисфункциональные семьи. Семейная алкогольная созависимость.

Понятие о дисфункциональной семье. Виды функциональных семей, описание созависимых отношений, диагностика семейной созависимости. Психологические портреты жен, детей и внуков из созависимых алкогольных семей. Семейная алкогольная созависимость как контекст воспроизводства алкоголизма. Прогноз развития для жен, взрослых детей и внуков из алкогольных семей. Психологическая помощь женам, детям и внукам алкоголиков.

Тема 10. Дети без семьи.

Понятие психической депривации. Материнская депривация. Формы психической депривации (эмоциональная, социальная, сенсорная депривации) и их связь с воспитанием ребенка вне семьи. Проблема госпитализма в закрытых детских учреждениях. Психолого-педагогическая поддержка детей, воспитывающихся без семьи. Проблемы усыновления.

Тема 11. Повторный брак: дети и родители.

Проблемы повторного брака. Ребенок в процессе развода родителей: развод как психологическая травма. Психологическая помощь ребенку в случае воспитания его приемным родителем. Развод в жизни взрослого человека: разочарование и потеря партнера. Психологическая поддержка разведенных родителей: мачехи, отчимы. Проблемы неполной семьи.

Тема 12. Домашнее насилие. Жестокое обращение с детьми.

Семьи из "группы риска" по проблеме жестокого обращения с детьми. Виды жестокого обращения с детьми в семье. Физическое, сексуальное, эмоциональное насилие. Женщины и домашнее насилие. Последствия домашнего насилия. Психологическая поддержка жертв домашнего насилия: государственные и негосударственные программы для жертв домашнего насилия. Негосударственные программы для реабилитации лиц, склонных к насилию.

Тема 13. Воспитание родителей.

Значение воспитания родителей. Программы "родительских университетов" в России и за рубежом. Адлерианский подход, учебно-теоретическая модель, модель чувственной коммуникации. Тренинг эффективного родительства (РЭТ). Психологическое просвещение родителей. Последствия участия родителей в образовательных программах в области детско-родительских отношений.

ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинар 1

Материнство и отцовство в социокультурном контексте.
История развития феномена родительства в социально-культурном контексте.

Биологизаторский подход в представлении материнства.

Прогноз развития различных форм современной семьи.

Литература к семинару

Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.

Моз Л. Психоистория. Ростов-на-Дону, 2000.

Филиппова Г.Г, Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. Вопросы психологии, N2, 2001.

Семинар 2

Психологические последствия воспитания детей вне семьи.

Анализ психического развития детей, воспитывающихся в условиях психической депривации (в государственных учреждениях закрытого типа, вне семьи).

Психологическая помощь и программы для реабилитации детей, воспитывающихся в условиях депривации детско-родительских отношений.

Литература к семинару

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1993.

Психическое развитие воспитанников закрытых детских учреждений / Под ред. Л.С.Рузской. М., 1993.

Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье. Вопросы психологии, № 3, 2000.

Практическое занятие 1

Любовь: различные взгляды на проблему романтических отношений в паре. Психологическая диагностика в консультировании романтической пары.

Обзор психологического инструментария для диагностики психологической совместимости в романтической паре.

Использование психосемантического дифференциала для анализа сценариев романтических отношений.

Использование ЛИРИ для диагностики установок на партнера в романтической паре.

Литература к практическому занятию:

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Ред. Столина В.В., Шмелева А.Г. М., 1984.

Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. МГУ, 1988.

Семинар 2.

Дисфункциональные семьи. Семейная алкогольная созависимость.

Проблема семейной алкогольной созависимости как семейная проблема.

Психологическая помощь женам алкоголиков.

Психолого-педагогическая поддержка детей из алкогольных семей.

Программы преодоления семейной алкогольной созависимости у взрослых детей и внуков алкоголиков.

Литература к семинару

Романова О.Л. Программа профилактики приобщения к психоактивным веществам у дошкольников // Вопросы наркологии, 1993, №3.

Спрангер Б.Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков // Вопросы наркологии, 1993, №3.

Энн У.Смит. Внуки алкоголиков. М., 1990.

Москаленко В.Д. Если папа пьет / Народный университет, педагогический факультет, 1992, №3.

Москаленко В.Д. Замуж за пьющего?! Нет! // Семья и школа, 1990, №3

Москаленко В.Д. "Это все про мою жизнь..." // Семья и школа, 1990, №12

Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии, 1991, №5.

Практическое занятие 2.

Семья глазами ребенка. Психологическая диагностика детско-родительских отношений.

Анализ актуальных проблем семейного консультирования.

Психодиагностические процедуры как способ установить контакт с ребенком в процессе консультирования.

Психодиагностика родительских установок и сценариев развития ребенка в семье.

Литература к практическому занятию:

Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Томск. 1993.

Лубовский Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. М., 1992.

Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1989.

Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / ред. Столина В.В., Шмелева А.Г. М., 1984.

Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. МГУ, 1988.

Семинар 3.

Повторный брак: дети и родители.

Психологический анализ основных проблем детей разводящихся родителей.

Психологические и юридические вопросы, решаемые разводящимися родителями.

Психологическая помощь детям, воспитывающимся с мачехами и отчимами.

Психологическое консультирование родителей приемных детей.

Литература к семинару

Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. М, 1995.

Фидор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995.

Практическое занятие 3

Воспитание родителей. Психологическая помощь родителям по материалам психологического консультирования семьи.

Психологический анализ проблем родителей, воспитывающих детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

Программы психологической помощи родителям.

Практика Тренинга Эффективного Родительства.

Литература к практическому занятию:

Байярд Р., Байярд Дж. Мой беспокойный подросток. М., 1991.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: как? М., 1995.

Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1989.

Семинар 4

Домашнее насилие. Жестокое обращение с детьми.

Домашнее насилие как социальная и психологическая проблема.

Анализ типов семьей, входящих в "группу риска" по домашнему насилию.

Психологическая помощь детям различных возрастов в ситуации домашнего насилия.

Женщины и домашнее насилие: возможности кризисных центров для помощи жертвам насилия.

Государственные программы социально-психологической помощи женщинам и детям в ситуации домашнего насилия. Негосударственные программы.

Литература к семинару

Моз Л. Психоистория. Ростов на Дону, 2000.

Мэнделл Дж., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. М., 1998.

Руководство по предупреждению насилия над детьми. Под ред. Н.К.Асановой. М., 1997.

Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. М., 1993.

ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ):

Байярд Р., Байярд Дж. Мой беспокойный подросток. М., 1991.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: как? М., 1995.

Дольник В. Неразумное дитя биосферы. М., 1987.

Дружинин В. Психология семьи. М., 2001.

Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.

Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. М., 1995.

Моз Л. Психоистория. Ростов-на-Дону, 2000.

Помощь родителям в воспитании детей. М., 1992.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1993.

Психическое развитие воспитанников закрытых детских учреждений / Под ред. Л.С.Рузской. М., 1993.

Сафонова Т.Я. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. М., 1993.

Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1989.

Смит Э.У. Внуки алкоголиков. М., 1994.

Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. М., 1989.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М.1993.

Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

ЛИТЕРАТУРА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ):

Баттон Дж. Стать ближе: секс, любовь и здравый смысл. М., 1995.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1989.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Томск. 1993.

Вислоцкая М. Искусство любви. М., 1990.

Гозман А. Психология аттракции. М., 1987.

Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1988.

Каган В.М., Исаев А.В. Психогигиена пола у детей. М., 1988.

Кон И.С. Дружба. М., 1987.

Кон И.С. Вкус запретного плода. М., 1991.

Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., 1994.

Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. М., 1989.

Кэмпбелл Р. как на самом деле любить детей. М., 1992.

Лубовский Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. М., 1992.

Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. М., 1995.

Мэнделл Дж., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. М., 1998.

Москаленко В.Д. Если папа пьет. /Народный университет, педагогический факультет, 1992, №3.

Москаленко В.Д. Замуж за пьющего?! Нет! // Семья и школа, 1990, №3

Москаленко В.Д. "Это все про мою жизнь..." // Семья и школа, 1990, №12

Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии, 1991, №5

Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / ред. Столина В.В., Шмелева А.Г. М., 1984.

Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье. Вопросы психологии, № 3, 2000.

Романова О.Л. Программа профилактики приобщения к психоактивным веществам у дошкольников // Вопросы наркологии, 1993, №3.

Руководство по предупреждению насилия над детьми. Под ред. Н.К.Асановой. М., 1997.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. Санкт-Петербург, 2000.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

Спрангер Б.Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков // Вопросы наркологии, 1993, №3.

Фидор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995.

Филиппова Г.Г, Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. Вопросы психологии, N2, 2001.

Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. МГУ, 1988.